Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 0
2—2. При внезапном расширении сверхзвукового потока (в отли чие от внезапного расширения дозвукового течения) давление ро на торцовую стенку в месте скачкообразного изменения проход ной площади не будет равно статическому давлению ра на выходе из сопла. В зоне, заключенной между стенками канала и грани цами сверхзвуковой струи, осуществляется слабый газообмен, давление в этой зоне равно приблизительно рс,- Последовательный расчет давления рц осуществляется на основе теории донного дав ления и отрывных течений [59, 89]. При этом оказывается, что давление разрежения в местной отрывной зоне ро уменьшается при отводе массы из нее и увеличивается при притоке газа; умень шению ра способствует уменьшение угла встречи стенок канала с границами струн [22].
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 29 |
||
|
|
|
|
Рб/Ро |
|
|
|
Рй/Ро |
|
||
ч |
/^кр |
л(Х2) |
ОПЫТ рас |
Д\„ |
ЧаО\к 2/))-~ /?г к|’ |
|
|
рас |
м в |
||
Ч \ к 2) |
„ |
2 |
Я ( Л о ) |
ОПЫТ |
|||||||
|
г |
|
[18] |
ч е т |
|
г 2 |
|
[18] |
ч е т |
|
|
|
|
|
|
(ПО) |
|
|
|
(ПО) |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0,0-1 |
|
|
0,00172 |
0,003 0,0032 |
2 |
0,160 |
0,0147 |
0,022 |
0,028 |
1,5 |
|
0,7 |
|
|
0,0044 |
0,008 0,0083 |
2 |
0,160 |
0,0147 |
0,026 |
0.028 |
1,0 |
|
0,8 |
|
|
0,0052 |
0,008 0,0098 |
1,5 |
0,263 |
0,032 |
0,034 |
0,06 |
1,5 |
|
0,111 |
|
|
0,0087 |
0,017 0,0165 |
1,0 |
0,263 |
0,032 |
0,044 |
0,06 |
1,0 |
В табл. 29 приведены опытные данные относительного давле ния на торцовую стенку рвіро при течении воздуха в ступенча тых трубах (/г=1,4; л’Кр = 0,528; 1/я1ф=1,89) [18]. Приближенно они совпадают с величинами, вычисленными по соотношению
Я |
(Ло) |
Рб1Ри~ Р-2ІІ/ѴПр) |
( 110) |
|
Лкі, |
где я (Яг) — определяется расширением |
потока <7(А,г) = (^кр/^г)2; |
Ро — давление торможения. |
|
Из табл. 29 следует, что ръ почти не зависит от числа Мп на |
|
выходе из сопла (узкой части канала). |
|
Потери на трение в широкой части канала пренебрежимо ма лы (ср. гл. I), импульс потока в цилиндрической трубе вниз по течению от торцовой стенки остается практически постоянным,
и тяга двигателя |
со ступенчатым |
соплом определяется по фор |
|
муле |
|
|
|
R = #a + P6{F S— F a)— PnF 2= / крA>Fki>2 V+ |
Pt (F 2 ~ F а) ~ P*F i, |
||
где Ra — полный |
импульс струи |
на выходе |
из узкой части ка |
нала. |
|
|
|
101
При достаточной длине широкой части канала L > 6 d 2 ско рость потока в ней изменяется от сверхзвуковой Х2 до дозвуко
вой. Коэффициент |
восстановления полного давления при этом |
|
примерно такой же, как и в прямом скачке (45): |
||
Рои |
/ |
(^2) . — = /(**) гПЛа). |
Ро |
/ ( |
1Д2) |
Эта формула вытекает из постоянства полного импульса в ци линдрической трубе и может быть использована для оценки дав ления торможения в двигателе p0^/W [r(l Д2)/(А,2)], при котором струя занимает все сечение широкой части канала (р0и — давле ние торможения после скачка).
Рис. 35. Выхлопной диффузор:
/—входная часть; |
2— горловина; |
3— дозвуковой диффузор; -/—барокамера; 5—зазор |
между соплом |
и диффузором, |
необходимый для замера тяги; 6— сопло двигателя |
Так как статическое давление по длине цилиндрического уча стка растет, цилиндрический насадок может быть использован в качестве выхлопного диффузора для обеспечения низкого давле ния на выходе из высотного реактивного сопла и для предотвра щения отрыва потока от стенок раструба при наземных испыта ниях (р„=1) [39].
Обычно выхлопной диффузор состоит из конического (сужаю щегося) входного участка 1, цилиндрической горловины 2 и рас ширяющегося выходного участка 3 (рис. 35) [22]. Площадь про ходного сечения горловины диффузора должна быть достаточно большой для того, чтобы не нарушать постоянства расхода через сопло 6 и диффузор при условии, что перед входом в диффузор имеется прямой скачок уплотнения. Из уравнения непрерывности на участке от входного сечения диффузора (приведенная ско рость во входном сечении Ä,BXопределяется по газодинамической функции q ( l ^ ) = F J<v/FB^ F Kp/Fa) до горла (Л,г=1) и соотноше ния для коэффициента восстановления полного давления в пря мом скачке (45), расположенном во входном сечении, вытекает следующее ограничение для площади горла: Fr'^FBxq( 1/А,ВХ) ~ m F aq( 1ДВХ). Минимальное полное входное давление (давление торможения в сопле), при котором осуществляется запуск диф фузора и обеспечивается безотрывное течение в его раструбе, на зывается пусковым давлением ропПусковое давление такого диффузора (роп/Ри)тіп вычисляется в предположении, что ско
02
рость потока |
в диффузоре изменяется |
от сверхзвуковой |
ивх = |
= Ä.Bxßnp ДО дозвуковой V вых--Оіф/ЯвХ ('§ |
1 . 6 ) , а полное давление |
||
после скачка, |
на выходе из дозвуковой |
(расширяющейся) |
части |
диффузора равно атмосферному рп\ отсюда следует (роп/Рн)тіп = = /(1Двх)/Д^вх). Поджатне диффузора приводит к тому, что его эффективность Рор/Дп=/(1/Яг)//(Яг) на установившемся режиме выше, чем при запуске, так как она определяется восстановле нием давления в прямом скачке при числе Хг<Хвх, где Яг соответ ствует </(Яг) =F,IP/Fr. Характеристики диффузоров типа, показан ного на рис. 35, приведены в табл. 30. При больших числах Мп>7 оказываются работоспособными диффузоры с площадью горла Fr< F aq(l/XBX).
Таблица 30
|
F n x / F кр |
|
|
|
|
9 |
16 |
25 |
36 |
49 |
||
|
|
|
|
|
|
|
1 , 4 |
0,68 |
0,66 |
0,65 |
0,64 |
0, 63 |
|
F r / F |
|
|
а |
|
k |
1 , 2 5 |
0,64 |
0, 62 |
0,60 |
0, 59 |
0,58 |
|
|
|
|
|
|
|
1 , 1 5 |
0, 62 |
0, 59 |
0,56 |
0, 55 |
0, 54 |
, |
. , |
/ |
f |
c |
) |
, |
1 . 4 |
6 , 1 |
10,6 |
16 ,1 |
23 |
3 1 . 2 |
k |
1 , 2 5 |
5 ,8 |
9, 9 |
15, 0 |
2 1 , 2 |
28, 4 |
||||||
{POtif Р н ) т \ п — |
- п ч |
|
|
|
1 , 1 5 |
5 , 6 |
9 , 2 |
13 ,9 |
19,6 |
2 6 . 2 |
||
|
|
J |
(Лвх) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дор/А, = |
|
I |
/ ( |
Хг) |
, |
1 ’4 |
4 , 3 |
7 , 4 |
10, 6 |
14.8 |
20 |
|
|
k |
1 , 2 5 |
3 , 9 |
6 , 3 |
9 . 3 |
1 2 . 8 |
1 7 , 1 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
1 , 1 5 3 , 5 |
5 ,6 |
8 . 4 |
1 1 , 3 |
1 4 , 7 |
|
|
Р Оч / Рч — |
, |
1 |
|
|
|
|
7 . 0 |
1 1 , 8 |
1 8 . 3 |
26 |
35 |
|
1 |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
k |
1 , 2 5 |
6,4 |
10,8 |
16 . 4 |
2 3 |
31 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
1 , 1 5 6 . 1 |
1 0 , 1 |
1 5 , 2 |
2 1 |
28 |
|
|
" |
( |
і |
) |
|
|
1,4 |
0, 78 |
0 ,7 5 |
0, 74 |
0 , 7 2 |
0, 70 |
|
|
k |
1 , 2 5 |
0 , 7 2 |
0,69 |
0,65 |
0,64 |
0, 63 |
||||
|
|
|
1 , 1 5 |
0,67 |
0,64 |
0,60 |
0, 59 |
0,58 |
Несколько менее эффективны цилиндрические выхлопные диффузоры, имеющие площадь входа приблизительно равную (но не меньше) площади выходного сечения сопла и длину L«10^nxПусковое давление таких диффузоров определяется в предположении, что в нем скорость также изменяется от сверх звуковой ѵвх= ),вха1ф до дозвуковой ѵвых=а1ф/ \ вх (при этом q{kBX) = Fu]y/FBX), а статическое давление на выходе равно атмо сферному, т. е. роп/7йі=(г(1/Лі,х)/(ЯВх)]_1 [см. табл. 30, в которой приведены также значения функции у( 1ДВХ) Для оценки пуско вого давления цилиндрических диффузоров по формуле poJpa =
—у{ \/XBX)FBX/FІф-
103
Изгиб диффузора (цилиндрического |
или |
с горловиной) на |
|||||||
угол до 90° почти не приводит к уменьшению |
эффективности. |
||||||||
Потери в диффузоре изменяются несущественно при |
угловых |
||||||||
|
|
|
перемещениях |
качающегося |
|||||
|
|
|
сопла или при установке связки |
||||||
|
|
|
сопел во входном сечении. Если |
||||||
|
|
|
рабочее давление |
в |
двигателе |
||||
|
|
|
больше |
пускового, |
то исполь |
||||
|
|
|
зуются |
укороченные |
диффузо |
||||
|
|
|
ры. На рис. 36 представлено из |
||||||
|
|
|
менение относительного давле |
||||||
Рис. 36. Изменение давления запу |
ния запуска |
цилиндрического |
|||||||
диффузора |
(ро„) ЭКСПІРоп в зави |
||||||||
ска |
цилиндрического диффузора в |
||||||||
|
зависимости |
от его длины |
симости от |
L/dBX, |
построенное |
||||
ные |
значения |
относительного |
по данным работы [7]; расчет |
||||||
давления |
запуска |
PoJPn= |
= l/[r(l/XBX)f(Xnx)] взяты по табл. 30. При разработке диффузора целесообразно проведение модельных испытаний. Опыты показы вают, что достаточно эффективными могут быть укороченные до L ~ 2dnx выхлопные диффузоры [39].
3. 8. ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ РЕАКТИВНОЙ СИЛЫ
Вследствие несимметричных нарушений однородности газо динамических характеристик по поперечному сечению сопла на правление реактивной силы, вообще говоря, не совпадает с гео метрической осью сопла, установленной до начала работы ра кетного двигателя. Основные нарушения симметрии двигателя и газового потока возникают из-за:
—■производственных допусков на основные элементы дви гателя;
— неравномерной деформации двигателя при транспорти ровке, хранении и пуске.
Отклонение линии действия тяги от оси сопла может быть обусловлено также конструктивными особенностями двигателя, например, наличием косого среза у сопла (см. § 3.1), разворо том потока в предсопловом объеме ммогосоплового блока
(§2.2).
Эксцентриситет реактивной силы является одним из основ ных возмущающих факторов на активном участке полета раке ты и его необходимо учитывать при оценке рассеивания неуправ ляемой ракеты и выборе органов управления вектором тя ги [20, 48].
Угол между направлением силы тяги и осью сопла 0:, (угло вой эксцентриситет реактивной силы) определяется несиммет ричными возмущениями газового потока: а) перед входом в соп ло, б) внутри сопла и в) на выходе из него.
104
Газодинамические возмущения, возникшие из-за несимметрии предсоплового объема и входной части сопла, распространяются по всему соплу. Величина боковой силы при этом изменяется по длине сопла периодически. Изменение относительной боковой силы ■Ry = Ry/{Ry)liр в расширяющейся части сопла, где (Rv)itp — боковая сила в критическом сечении сопла (при х=0), приближенно рассчитывается на основе теории возмущений од номерного сверхзвукового течения [29]:
|
^ і / = / з cos (1.84120- / |
4С |
d x |
, |
|
|||
где Ru |
Ry И С : |
С |
относительные |
боковая |
сила и |
|||
|
||||||||
|
(Ry) кр |
(Ry) крГкр момент |
в |
выходном |
сечении |
|||
|
|
|
сопла; |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
к Д — известные функции профиля |
сверхзвуковой части сопла |
|||||||
г(х) и свойств газа k = cp/cv -, при этом g(M) =r~Kp/r2 [29]. |
||||||||
Из |
рассмотрения |
равновесия |
на |
малом |
участке |
сопла |
(рис. 37) получаем дополнительное соотношение между Ry и С: |
|||
|
dC-\-d {Rux) =-xdRy + r ^ - dRy |
||
|
dC ІО . |
|
dx |
или |
dr |
dRy |
|
|
d x |
d x |
|
|
|
где dRy — приращение боковой силы на участке (xR-x + dx) из-за несимметричного распределения давления на внутреннюю стенку сопла. _
Результаты расчета Лу для конических сопел с разной степе нью расширения d„/d!<v (20а = ЗО°; /г = 1,20) при различном скруглении г2 части сопла, лежащей вниз по течению от критического сечения, представлены на рис. 38, откуда следует, что сопло, дли на которого соответствует нулевому значению периодической за
висимости Лу(х), не будет иметь бо |
|
|
ковой силы даже при нарушениях |
|
|
симметрии входного потока. Про |
|
|
филь сопла, обеспечивающий отсут |
|
|
ствие боковой силы при нарушении |
|
|
симметрии дозвукового участка га |
|
|
зового тракта, должен удовлетво |
|
|
рять условиям, представленным на |
|
|
рис. 39. |
|
|
С другой стороны, |
сопла с гео |
Рнс. 37. К выводу уравнения |
метрически подобными |
асимметрич |
равновесия на малом участ |
ными искажениями дозвуковой ча- |
ке сопла |
105