Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
стн, по разными контурами в сверхзвуковой части, могут иметь различные величины относительной боковой силы R v, и это необ ходимо учитывать при сравнении эксцентриситета Q3— Ry/R этих сопат.
Эксцентриситет реактивной силы, обусловленный нарушением симметрии входа, удается уменьшить профилированием горлови ны сопла — введением цилиндрического пояска [29].
Область влияния возмущения, возникающего из-за наруше ния симметрии сверхзвуковой части сопла, ограничена головной
Рис. 38. Изменение боковых |
Рис. 39. Параметры сопел с ну |
||||||
сил |
в зависимости |
от числа |
левой боковой силой при асим |
||||
Маха |
в выходном |
сечении |
метричных |
возмущениях |
тече |
||
|
сопла: |
|
ния на входе: |
|
|||
' - ' Т /Г.,р = 2 ; 2 - г ./ г 1<р-о .5 |
/ —профилированное |
сопло, |
г.-= |
||||
—0,5 г,.р, £=|,2; 2— коническое соп |
|||||||
|
|
|
|||||
|
|
|
ло, г3=0.5 гк{>, |
£= 1,15; |
3 — коническое |
||
|
|
|
сопло. г .- 2 г 1;р, /г= 1,15; 4—профили |
||||
|
|
|
рованное сопло, r3= 2,5rKJ), |
£=»1,2 |
характеристикой, отходящей от местного искажения профиля. Приближенную оценку углового эксцентриситета реактивной си лы вследствие излома оси сверхзвуковой части сопла можно по лучить по формулам: 0э~ а — для излома осп на угол а вблизи критического сечения; Ѳ0~ 2 а //(d„М„) — для излома оси на угол а в точке, находящейся на небольшом расстоянии I от среза сопла (формула подъемной силы внутренней поверхности кольцевого крыла [49]).
Эксцентриситет реактивной силы вследствие нарушений сим метрии в области выходного сечения можно рассчитать по ре зультирующей сил давления на неуравновешенную часть сопла.
Вслучае косого среза, плоскость которого наклонена под углом
ак плоскости поперечного сечения, боковая сила равна Rv~
~PaFy = PaFaa, где Fy= F sin a ^ F aa — площадь боковой |
проек |
||
ции косого среза, а осевая |
=PaFa{1 |
Отсюда |
следует: |
1+ /гМд
106
Эксцентриситет реактивной силы зависит от противодавления; при увеличении противодавления малая асимметрия в потоке пли на его границах может привести к несимметричному отрыву струи от стенок сопла и, следовательно, к существенному изме нению боковой силы.
Таким образом, эксцентриситет реактивной силы зависит от многих факторов, различен для каждой ракеты и может изме няться в процессе работы двигательной установки. Для неуправ ляемых ракет «газодинамический» эксцентриситет реактивной силы может составлять 3'ч-20' [20, 34].
3.9. СХЕМЫ ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЯГИ РДТТ
Регулирование направления тяги необходимо для обеспече ния заданной программы полета управляемой ракеты. В раке тах на твердом топливе наибольшее распространение получили следующие конструктивные схемы для регу лирования направления тяги [48, 66].
1. Поворотные сопловые системы; к ним относятся: одно или четыре поворотных соп
ла (между камерой и |
соплом — разъем |
|
с уплотнением), блок верньерных |
(управ |
|
ляющих) двигателей (рис. 40). |
сопло |
|
2. Сопловые насадки, |
а именно: |
|
|
Рис. 40. |
Верньерный |
|
Рис. |
41. Сопловые |
||||
|
|
(управляющим) дви |
|
|
насадки: |
|||||
|
|
|
гатель |
|
|
а —разрезное |
управ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ляющее сопло (разъ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ем |
в |
сверхзвуковой |
|
с разрывом образующей в сверхзвуковой ча |
части); б—кольцевой |
|||||||||
сферический |
руль |
|||||||||
сти |
(рис. |
41,а), |
кольцевой |
сферический |
ло |
с |
выдвижными |
|||
руль — дефлектор |
(рис. 41,6) |
и выдвижной |
(дефлектор); |
в—соп |
||||||
|
щитками |
|||||||||
щиток (рис. 41, в ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Струйные органы изменения |
направления |
тяги: |
впрыск |
||||||
жидкости |
или вдув |
газа в |
закритическую |
часть |
сопла (см. |
|||||
рис. |
1). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Газовые рули. |
органа |
регулирования |
вектора |
тяги — со |
|||||
Основная задача |
||||||||||
здание управляющих корректирующих моментов |
по трем осям |
|||||||||
ракеты: таигажу, |
рысканию и крену. |
Нагрузка на органы управ |
107
ления неравномерна по траектории полета, в частности, высокие требования к органам управления предъявляются на атмосфер ном участке полета, на участках разделения ступеней [48]. Основ ным источником «креповых» возмущений является работа орга нов управления по каналам тангажа и рыскания.
Создание боковых сил Ry сопровождается изменениями осе вой тяги ДR II затратами энергии на работу систем и механиз мов регулирования тяги по направлению.
Усилие, действующее на силовой привод органа управления вектором тяги, обуславливается несколькими нагрузками [481, часть из которых складывается арифметически: газодинамиче ская (зависящая от положения органа управления), инерциаль ная и сухого трения, а часть статистически: боковое ускорение, аэродинамическая сила, эксцентриситет. На силу трепня сущест венное влияние оказывает возможное оседание конденсирован ной фазы продуктов сгорания в зазорах между движущимися поверхностями органа управления.
Боковая управляющая сила, осевая тяга и нагрузка на при вод изменяются в зависимости от положения сопла и насадка и от расхода вещества во вторичной струе. Эти зависимости опре деляются в результате газодинамических исследований органов регулирования направления тяги и используются при проектиро вании двигательной установки и системы управления полетом ракеты.
|
|
|
|
|
|
Таблица 31 |
||
|
Боковая |
управ |
|
|
|
Потерн |
||
Орган регулирования векто |
Потери тяги |
Ry |
веса |
|||||
ляющая сила |
полезной |
|||||||
ра тяги |
Ru |
|
|
|
д/г |
M l |
нагрузки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
|
Газовый руль* |
kPa^a |
- С , |
hPa Ма |
0—1,5 |
2,4 |
|||
С 1/(0.) |
2 |
5 |
2 S |
|||||
Поворотное сопло** |
R sin а ä : |
Ra |
|
а2 |
— |
—0,0 |
||
~ |
2 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Выдвижные щитки*** |
KijRRuj. |
|
- /<дR F m |
1,5 |
1,4 |
|||
Вдув газа (из камеры)** |
KyRn rl |
K,j>\ |
ä |
0,3 Ry |
3 |
0,5 |
*Коэффициенты подъемной (управляющей) силы С,, п сопротивления
С, газового руля зависят от угла атаки, профиля (с учетом затупления переднем кромки), размаха и параметров потока продуктов сгорания ( 5 — площадь руля) [49];
** Управление по крену с помощью дополнительных устройств
(см. §3.11).
*** Всего восемь щитков; для управления по крену рабочая поверх ность скошена па 1—2° (см. § 3. 10).
108
Сравнение эффективности различных органов регулирования вектора тяги можно провести по их качеству, т. е. по отношению управляющей силы к потерям тяги Ry/AR, и по результатам ве сового анализа всей ракеты. В табл. 31 приведены соответству ющие данные по ряду органов управления для мощной транс портно-космической ракеты при одинаковом уровне потребных управляющих сил [23].
3. 10. ОБТЕКАНИЕ ВЫДВИЖНОГО ЩИТКА
При нагружении выдвижного щитка в сверхзвуковую струю в области среза сопла часть потока отклоняется от стенки соп ла и обтекает щиток.
Возьмем часть стенки плоского сверхзвукового сопла, на ко торой установлен щиток высотой /г. Поворот сверхзвукового по тока осуществляется в косом скачке, отходящем от линии отры ва. Рассмотрим течение в окрестности отрыва (рис. 42). Погра-
в)
Рис. 42. Обтекание сверхзвуковым потоком препятствия на стейке:
о —схема течения при обтекании |
выдвижного щитка; |
б—распределение давления: |
в- -взаимодействие |
потока со струйным |
препятствием |
ничный слой перед линией отрыва предполагается турбулентным, высота ступеньки (глубина погружения щитка) больше толщи ны пограничного слоя б. В косом скачке линии тока отклоняются от первоначального направления, параллельного стенке, на ко нечный угол влубь основного потока. Тангенциальный разрыв между отклоненным потоком и газом, находящимся у стенки, неустойчив и размывается в турбулентную область [31].
Из условия равновесия системы, состоящей из косого скачка и зоны турбулентного смешения, вычисляется перепад давления в скачке, отходящем от точки турбулентного отрыва сверхзвуко вого потока p2.lpi = f{Mi) ä; 1+0,5 Mi (см. § 3.5), где Mi — число Маха перед плоскостью отрыва хт.
Из хода рассуждений следует, что общая картина турбулент ного отрыва не зависит от того, каким способом он создается:
109
ступенькой (различного вида), противодавлением, падающей ударной волной, поперечным вдувом газа или впрыском жидко сти.
Экспериментальные данные показывают, что давление при отклонении сверхзвукового потока перед ступенькой повышает ся не скачком, а достаточно плавно: на участке длиной -—2,5 ö
перед |
плоскостью |
отрыва |
давление |
увеличивается |
до |
» 0 ,6 (р2— Рі) +Рі [36]. |
После |
плоскости |
отрыва, находящейся |
на расстоянии ~4,5 Іг от ступеньки, давление продолжает плав но расти и достигает значения р2 в плоскости, расположенной иа расстоянии — 2/г от ступеньки. Непосредственно перед ступень кой давление снова возрастает и на ее лицевой стороне дости гает величины » 1 ,6 р 2- Это объясняется натеканием на ступень ку высокоскоростной части клиновидной области турбулентного размыва тангенциального разрыва и образованием у верхней кромки отошедшей ударной волны у. Граница области размыва составляет со стенкой угол ~ 16,5°. Над этой линией располагает ся более или менее однородная область А сверхзвукового тече ния. Линия, соединяющая точку отрыва с верхней кромкой сту пеньки, составляет со стенкой ~13°. Эта граничная линия отде ляет поток, проходящий через ступеньку, от того потока, который попадает в зону обратных токов и образует клиновидную об ласть, поворачивающую поток в отходящем от ее вершины ко
сом скачке |
интенсивности |
p2jpі (р11с. 42, е). |
Боковая сила, |
вызванная |
турбулентным |
отрывом плоского |
сверхзвукового |
потока перед ступенькой, может быть записана в виде суммы
интегралов |
прироста давления по области |
перед |
отрывом |
|
(~ 2,5 б ) и по области отрыва ( — 4,5 /г). |
|
|
|
|
Приближенно |
|
|
|
|
Ry_ |
4,5 (рч— рi) hr (.МО |
|
|
|
R |
Р\Н |
п |
|
|
где R = piH/r(lAi) =РіН (1+kMr) — пустотная |
тяга |
двигателя |
||
|
при |
выведенном щитке; |
||
|
Н — высота поперечного сечения |
|||
|
плоского сопла шириной=1; |
|||
|
Кѵ= 2,3 Міг(Мі) — коэффициент относительной |
|||
|
боковой силы; |
|
||
|
Рщ = Іі/Н-— относительная площадь по |
|||
|
гружения щитка. |
|
||
Потери тяги вследствие погружения щитка в поток (или от |
||||
носительное |
сопротивление щитка) без |
учета |
давления на его |
тыльной стороне равны
дR __ |
1 ,%p2hr (М|) __ — |
R |
Р\Н |
где /Сі = 1,6р2/[/Оіг(М1)]= 1,6 г(Мі) (1+ 0,5 M i)— коэффициент относительных потерь.
по