Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стн, по разными контурами в сверхзвуковой части, могут иметь различные величины относительной боковой силы R v, и это необ­ ходимо учитывать при сравнении эксцентриситета Q3— Ry/R этих сопат.

Эксцентриситет реактивной силы, обусловленный нарушением симметрии входа, удается уменьшить профилированием горлови­ ны сопла — введением цилиндрического пояска [29].

Область влияния возмущения, возникающего из-за наруше­ ния симметрии сверхзвуковой части сопла, ограничена головной

Рис. 38. Изменение боковых

Рис. 39. Параметры сопел с ну­

сил

в зависимости

от числа

левой боковой силой при асим­

Маха

в выходном

сечении

метричных

возмущениях

тече­

 

сопла:

 

ния на входе:

 

' - ' Т /Г.,р = 2 ; 2 - г ./ г 1<р-о .5

/ —профилированное

сопло,

г.-=

—0,5 г,.р, £=|,2; 2— коническое соп­

 

 

 

 

 

 

ло, г3=0.5 гк{>,

£= 1,15;

3 — коническое

 

 

 

сопло. г .- 2 г 1;р, /г= 1,15; 4—профили­

 

 

 

рованное сопло, r3= 2,5rKJ),

£=»1,2

характеристикой, отходящей от местного искажения профиля. Приближенную оценку углового эксцентриситета реактивной си­ лы вследствие излома оси сверхзвуковой части сопла можно по­ лучить по формулам: 0э~ а — для излома осп на угол а вблизи критического сечения; Ѳ0~ 2 а //(d„М„) — для излома оси на угол а в точке, находящейся на небольшом расстоянии I от среза сопла (формула подъемной силы внутренней поверхности кольцевого крыла [49]).

Эксцентриситет реактивной силы вследствие нарушений сим­ метрии в области выходного сечения можно рассчитать по ре­ зультирующей сил давления на неуравновешенную часть сопла.

Вслучае косого среза, плоскость которого наклонена под углом

ак плоскости поперечного сечения, боковая сила равна Rv~

~PaFy = PaFaa, где Fy= F sin a ^ F aa — площадь боковой

проек­

ции косого среза, а осевая

=PaFa{1

Отсюда

следует:

1+ /гМд

106


Эксцентриситет реактивной силы зависит от противодавления; при увеличении противодавления малая асимметрия в потоке пли на его границах может привести к несимметричному отрыву струи от стенок сопла и, следовательно, к существенному изме­ нению боковой силы.

Таким образом, эксцентриситет реактивной силы зависит от многих факторов, различен для каждой ракеты и может изме­ няться в процессе работы двигательной установки. Для неуправ­ ляемых ракет «газодинамический» эксцентриситет реактивной силы может составлять 3'ч-20' [20, 34].

3.9. СХЕМЫ ОРГАНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЯГИ РДТТ

Регулирование направления тяги необходимо для обеспече­ ния заданной программы полета управляемой ракеты. В раке­ тах на твердом топливе наибольшее распространение получили следующие конструктивные схемы для регу­ лирования направления тяги [48, 66].

1. Поворотные сопловые системы; к ним относятся: одно или четыре поворотных соп­

ла (между камерой и

соплом — разъем

с уплотнением), блок верньерных

(управ­

ляющих) двигателей (рис. 40).

сопло

2. Сопловые насадки,

а именно:

 

 

Рис. 40.

Верньерный

 

Рис.

41. Сопловые

 

 

(управляющим) дви­

 

 

насадки:

 

 

 

гатель

 

 

а —разрезное

управ­

 

 

 

 

 

 

 

ляющее сопло (разъ­

 

 

 

 

 

 

 

ем

в

сверхзвуковой

с разрывом образующей в сверхзвуковой ча­

части); б—кольцевой

сферический

руль

сти

(рис.

41,а),

кольцевой

сферический

ло

с

выдвижными

руль — дефлектор

(рис. 41,6)

и выдвижной

(дефлектор);

в—соп­

 

щитками

щиток (рис. 41, в ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Струйные органы изменения

направления

тяги:

впрыск

жидкости

или вдув

газа в

закритическую

часть

сопла (см.

рис.

1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Газовые рули.

органа

регулирования

вектора

тяги — со­

Основная задача

здание управляющих корректирующих моментов

по трем осям

ракеты: таигажу,

рысканию и крену.

Нагрузка на органы управ­

107


ления неравномерна по траектории полета, в частности, высокие требования к органам управления предъявляются на атмосфер­ ном участке полета, на участках разделения ступеней [48]. Основ­ ным источником «креповых» возмущений является работа орга­ нов управления по каналам тангажа и рыскания.

Создание боковых сил Ry сопровождается изменениями осе­ вой тяги ДR II затратами энергии на работу систем и механиз­ мов регулирования тяги по направлению.

Усилие, действующее на силовой привод органа управления вектором тяги, обуславливается несколькими нагрузками [481, часть из которых складывается арифметически: газодинамиче­ ская (зависящая от положения органа управления), инерциаль­ ная и сухого трения, а часть статистически: боковое ускорение, аэродинамическая сила, эксцентриситет. На силу трепня сущест­ венное влияние оказывает возможное оседание конденсирован­ ной фазы продуктов сгорания в зазорах между движущимися поверхностями органа управления.

Боковая управляющая сила, осевая тяга и нагрузка на при­ вод изменяются в зависимости от положения сопла и насадка и от расхода вещества во вторичной струе. Эти зависимости опре­ деляются в результате газодинамических исследований органов регулирования направления тяги и используются при проектиро­ вании двигательной установки и системы управления полетом ракеты.

 

 

 

 

 

 

Таблица 31

 

Боковая

управ­

 

 

 

Потерн

Орган регулирования векто­

Потери тяги

Ry

веса

ляющая сила

полезной

ра тяги

Ru

 

 

 

д/г

M l

нагрузки,

 

 

 

 

 

 

 

%

Газовый руль*

kPa^a

- С ,

hPa Ма

0—1,5

2,4

С 1/(0.)

2

5

2 S

Поворотное сопло**

R sin а ä :

Ra

 

а2

—0,0

~

2

 

 

 

 

 

 

Выдвижные щитки***

KijRRuj.

 

- /<дR F m

1,5

1,4

Вдув газа (из камеры)**

KyRn rl

K,j>\

ä

0,3 Ry

3

0,5

*Коэффициенты подъемной (управляющей) силы С,, п сопротивления

С, газового руля зависят от угла атаки, профиля (с учетом затупления переднем кромки), размаха и параметров потока продуктов сгорания ( 5 — площадь руля) [49];

** Управление по крену с помощью дополнительных устройств

(см. §3.11).

*** Всего восемь щитков; для управления по крену рабочая поверх­ ность скошена па 1— (см. § 3. 10).

108



Сравнение эффективности различных органов регулирования вектора тяги можно провести по их качеству, т. е. по отношению управляющей силы к потерям тяги Ry/AR, и по результатам ве­ сового анализа всей ракеты. В табл. 31 приведены соответству­ ющие данные по ряду органов управления для мощной транс­ портно-космической ракеты при одинаковом уровне потребных управляющих сил [23].

3. 10. ОБТЕКАНИЕ ВЫДВИЖНОГО ЩИТКА

При нагружении выдвижного щитка в сверхзвуковую струю в области среза сопла часть потока отклоняется от стенки соп­ ла и обтекает щиток.

Возьмем часть стенки плоского сверхзвукового сопла, на ко­ торой установлен щиток высотой /г. Поворот сверхзвукового по­ тока осуществляется в косом скачке, отходящем от линии отры­ ва. Рассмотрим течение в окрестности отрыва (рис. 42). Погра-

в)

Рис. 42. Обтекание сверхзвуковым потоком препятствия на стейке:

о —схема течения при обтекании

выдвижного щитка;

б—распределение давления:

в- -взаимодействие

потока со струйным

препятствием

ничный слой перед линией отрыва предполагается турбулентным, высота ступеньки (глубина погружения щитка) больше толщи­ ны пограничного слоя б. В косом скачке линии тока отклоняются от первоначального направления, параллельного стенке, на ко­ нечный угол влубь основного потока. Тангенциальный разрыв между отклоненным потоком и газом, находящимся у стенки, неустойчив и размывается в турбулентную область [31].

Из условия равновесия системы, состоящей из косого скачка и зоны турбулентного смешения, вычисляется перепад давления в скачке, отходящем от точки турбулентного отрыва сверхзвуко­ вого потока p2.lpi = f{Mi) ä; 1+0,5 Mi (см. § 3.5), где Mi — число Маха перед плоскостью отрыва хт.

Из хода рассуждений следует, что общая картина турбулент­ ного отрыва не зависит от того, каким способом он создается:

109

ступенькой (различного вида), противодавлением, падающей ударной волной, поперечным вдувом газа или впрыском жидко­ сти.

Экспериментальные данные показывают, что давление при отклонении сверхзвукового потока перед ступенькой повышает­ ся не скачком, а достаточно плавно: на участке длиной -—2,5 ö

перед

плоскостью

отрыва

давление

увеличивается

до

» 0 ,6 (р2Рі) +Рі [36].

После

плоскости

отрыва, находящейся

на расстоянии ~4,5 Іг от ступеньки, давление продолжает плав­ но расти и достигает значения р2 в плоскости, расположенной иа расстоянии — 2/г от ступеньки. Непосредственно перед ступень­ кой давление снова возрастает и на ее лицевой стороне дости­ гает величины » 1 ,6 р 2- Это объясняется натеканием на ступень­ ку высокоскоростной части клиновидной области турбулентного размыва тангенциального разрыва и образованием у верхней кромки отошедшей ударной волны у. Граница области размыва составляет со стенкой угол ~ 16,5°. Над этой линией располагает­ ся более или менее однородная область А сверхзвукового тече­ ния. Линия, соединяющая точку отрыва с верхней кромкой сту­ пеньки, составляет со стенкой ~13°. Эта граничная линия отде­ ляет поток, проходящий через ступеньку, от того потока, который попадает в зону обратных токов и образует клиновидную об­ ласть, поворачивающую поток в отходящем от ее вершины ко­

сом скачке

интенсивности

p2jpі (р11с. 42, е).

Боковая сила,

вызванная

турбулентным

отрывом плоского

сверхзвукового

потока перед ступенькой, может быть записана в виде суммы

интегралов

прироста давления по области

перед

отрывом

(~ 2,5 б ) и по области отрыва ( — 4,5 /г).

 

 

 

Приближенно

 

 

 

Ry_

4,5 (рч— рi) hr (.МО

 

 

 

R

Р\Н

п

 

 

где R = piH/r(lAi) =РіН (1+kMr) — пустотная

тяга

двигателя

 

при

выведенном щитке;

 

Н — высота поперечного сечения

 

плоского сопла шириной=1;

 

Кѵ= 2,3 Мігі) — коэффициент относительной

 

боковой силы;

 

 

Рщ = Іі/Н-— относительная площадь по­

 

гружения щитка.

 

Потери тяги вследствие погружения щитка в поток (или от­

носительное

сопротивление щитка) без

учета

давления на его

тыльной стороне равны

дR __

1 ,%p2hr (М|) __ —

R

Р\Н

где /Сі = 1,6р2/[/Оіг(М1)]= 1,6 г(Мі) (1+ 0,5 M i)— коэффициент относительных потерь.

по