Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раскрыв производную

— (pW/х) и введя с помощью соотно-

 

 

 

dt

 

 

шенпя (112) безразмерные переменные

Бернулли);

х= (р/рк)1_ѵ

(подстановка

іі =

г

=

Т

,

A f o FKut

--------=

/еТ; z =

--------------------

 

т ,

 

Г ,

 

W

приведем систему (111)

и начальные условия к виду

i E L =

/ e ( l — ѵ ) ( 1 — г /1 /2 х ) ;

 

d z

 

 

 

 

(114)

 

 

 

 

 

¥ - = — № - y ) - ( k - \ ) y ' r - x];

d z

X

 

 

 

при z = 0 x = x Q= (p0lpKy - v;

у = уо = kxq= k .

Преобразованное уравнение газового баланса (114) является линейным относительно х, и при г/= 1 получим с учетом началь­ ного условия для х0:

= l - ( l - ^ o ) e - ft(1- v)z.

(115)

Соотношение (115) является оценкой решения системы (114) сверху (мажорантой), так как оно получено после подстановки у= \<Lk. Если в предположении об изотермичное™ процесса (г/= 1; т = 1//г) преобразовать уравнение газового баланса (111), то получим нижнюю оценку решения (миноранту), так как при

у= 1 температура газов занижена,

а расход завышен:

(116)

іп = 1 — П

) е - ( 1 - ѵ ) г

 

 

Таким образом, искомое решение системы (114) заключено в пределах (115) и (116):

Пределы — миноранта и мажоранта — близки друг к другу, поскольку они отличаются только множителем в показателе сте­ пени /г, близким в случае пороховых газов к единице. Отсюда следует, что для инженерных расчетов изменения давления в пе­ риод переходного процесса можно использовать приближенное соотношение (115) либо (116). Этот вывод о малом изменении температуры газов в течение переходного процесса подтвержда­ ется также результатами численного интегрирования исходной системы уравнений (111) [9, 90] и опытными данными [24].

Таким образом, для периода подъема давления на основании соотношения (116) получаем формулу [9]

 

Л/о^кр

 

_Р_

е-(1- ѵ> чу

(117)

Рк

асимптотическое

значения:

которая дает точные начальное и

при t= 0 р=Ро\ при t— *-оо рурк.

 

 

121


Оценим

время

неустановившегося

 

истечения

t->=

= 2,3 W/[Af0FliV(l — v)]

[cp. c h=W/(AfoFKp) »L/i», ■§,

1.3], за

ко­

торое величина давления станет близкой

к

асимптотическому

значению рк\

 

 

 

 

 

 

 

 

- О ,

L1 W

%1/(1—V)

[ 1

0,1

Г1

( р * у ~ 1

 

\

L ’l 1 J

“ IJ1

1 — V

1 Рк ) .

 

Величина свободного объема W изменяется в течение всего времени работы двигателя tn=&/(ApKFKp) примерно в 2-=-3 раза; приближенно W '= 2 co/ qt . Д ля отшоиепмя t2ftn получаем

t2

2 ,ЗІ?ГЛ/7К/'К|,

5рк

in

(1 — v) со

/о (1 — V) QT

Откуда следует, что h/t-n~ 10~2.

Следовательно, асимптотическое значение давления рк уста­ навливается сравнительно быстро; время переходного процесса порядка ІО-2 времени работы двигателя.

Аналитическое решение для переходного процесса может быть получено не только для степенного закона горения, использован­ ного выше, но и для линейного и = а + Ьр [24, 62] и Саммерфпль-

да \1и= а/р~\-Ь/р1^[73].

В рамках квазистационарного представления (давление и температура газа в камере распределены равномерно) может быть рассмотрено изменение скорости газового потока, проис­ ходящее при постепенном воспламенении боковой поверхности цилиндрического канала порохового заряда [76].

Предположим, что к моменту начала горения основного заря­ да в результате срабатывания воспламенителя поднялось давле­ ние до р = ро, выросла температура газов до Т = 7’к= const и уста­ новилось критическое истечение через сопло (скорость на выходе из канала vL = XLaKp = const). Давление будет продолжать расти за счет горения топлива с переменной скоростью u— ihp'1 на уча­ стке поверхности переменной площади Ш(і), где t(i) — коорди­ ната фронта распространения пламени по поверхности основного заряда, а П — периметр сечения канала заряда (рис. 46). Из уравнения газового баланса (12) для объема Fx следуют при­ ближенные формулы для скорости газового потока в сечении х:

ѵ = - v l -\-{L — 1) dp

pdt 0<x<l(i)

v = v l + (L x ) dp

pdt H t ) < x < L

Таким образом, при постепенном воспламенении скорость те­ чения ѵі в сечении х —1 больше скорости на выходе из канала: Vi>vL. Следует отметить, что скорость газового потока Ѵі и ско­ рость распространения пламени l(t) взаимосвязаны, так как.

122


последняя зависит от теплообмена невоспламеннвшейся поверх­ ности с обтекающим ее газом (т. е. в частности, от скорости по­ тока). После того как фронт пламени достигнет соплового торца заряда [l(i)=L], распределение скорости приобретает стационар­ ный характер (гл.II).

В случае если известна оценка скорости распространения пламени по поверхности, можно конкретизировать вид функции

/(/) в соотношении для относительного газоприходаФ — / {t)

в исходной системе уравнений (111). При этом уравнение газо­ вого баланса приводится к виду

( Т = const)

- ^ - = ( 1 —v ) [ f ( z ) — x], dz

где Os^f(z) s^l.

Оно имеет следующее общее ре­ шение

х = (1 - v J e - d - ^ X

X f / (z) e<1- v>z dz - f Cx е -(д- ѵ)г.

Постоянная Ci определяется из начального условия z = 0, х — х0. Если f(z) задать в виде

у /г ч I Ф і

при 0 < z < z i;

і 1

при z > z t,

Рис. 46. Воспламенение заряда:

а—схема течения; б—распределение скорости потока по длине

то для переходного процесса p/pK= xl!(-l—,) с учетом конечной скорости распространения пламени получим соотношения:

< z

v Х--

1

1

е —(1—v)z.

 

+ (-*о ■

 

Zi (1 — Ѵ)г1 1 V “ ' Zi (1 — ѵ)

 

 

е (і-ѵ,)г. _ 1

 

Z ^ > Z X, X = 1

(1 — ѵ) гц — л0 е - ^ - ѵ>г.

 

 

1

 

 

Изменения давления р/р^ — х ^ в

зависимости от безразмерного

времени z =

A f О ^ к р

 

ТЛ Т -Г -Г

А г

-——— г в период выхода РДТТ на режим при ѵ = 0,5

и х0=0,09 представлены на рис. 47 для трех случаев:

а) z i = 0,

т. е. мгновенное

воспламенение

всей поверхно­

сти ’(117);

 

 

 

 

б) 2^ = 1 : -Д- = ( 2 — 2-j-2,3e~0'52)2 при z -< 1;

Рк

— = ( 1— е-°-5г)2 при z )> l;

Рк

123


в) z x = 2: — =(0,5z — 1-f- l,3e-0>Sz)2 при z < 2 ;

P k

— ={\ - l,42e°’5H2 при z > 2 .

P k

Из приведенных данных видно, что использование оценки ко­ нечной скорости распространения пламени по поверхности заря-

Рмс. 47. Выход РДТТ на режим при различной скорости распро­ странения пламени по поверх­ ности заряда

да позволяет уточнить картину выхода РДТТ на рабочий режим. Точность исходной системы уравнений (111) п полученных ре­ шений ограничивается условиями квазистационарности течения газов и горения порохового заряда (§ 4.2, 4.3).

4. 2. ОТСЕЧКА ТЯГИ РДТТ

С целью обеспечения заданной дальности и точности полета баллистических ракет на твердом топливе осуществляется от­ сечка тяги последней ступени.

Отсечка (выключение, реверс, обнуление) тяги может быть осуществлена различными способами [90].

1.Путем открывания дополнительных сопел — головных (см. рис. 1) или боковых (рис. 48).

2.Отделением соплового блока (рис. 49).

3.Гашением заряда:

а) открыванием дополнительных сопел; б) впрыском охладителя в ракетную камеру;

в) впрыском охладителя после вскрытия дополнительных сопел.

4. Использованием подвижных механических реверсивных устройств [62].

5. Отделением работающей основной двигательной установки путем запуска вспомогательных — тормозных двигателей, сооб­

124

щающих работающему основному двигателю кратковременный и сильный толчок в обратном направлении и в сторону [16].

Возможна также отсечка тяги РДТТ с помощью комбинации каких-либо из перечисленных способов. Практическое примене­ ние получил первый способ — отсечка тяги путем раскрытия до­ полнительных сопел; такой способ применен на ракетах «Минитмен» [15]. Дополнительные сопла могут быть расположены в го-

 

у////////////!

 

д

Рис. 48. Радиальное , устройство

Рис. 49. Отсечка тяги от­

отсечки тяги РДТТ:

делением сопловой

1—взрывчатое вещество для разруба­

части:

ния гильзы; 2—корпус; 3—гильза

а—РДТТ до отсечки: б—на­

 

чало отделения соплового

 

блока

ловной или хвостовой частях двигателя под различным углом наклона а к оси двигателя. Они открываются по команде от системы управления. После открывания дополнительных сопел давление в двигателе падает.

Результирующая тяга R в зависит от угла наклона сопел от­ сечки тяги и профилей их сверхзвуковых частей:

 

Яв

р

1

^ (^т.отс COS CtJJ-oTcFотс ^ У ^ а

^)

 

Po I

 

KjF Kp

 

где

 

 

п — число отсечных сопел;

 

 

 

Ро и До — давление в камере и тяга двигателя перед

 

 

 

 

открыванием сопел отсечки;

составляющей

 

Fyp'a sin а — проекция на ось двигателя

 

 

 

 

боковой силы при наличии косого среза у

 

 

 

 

сопел отсечки (§3. 1);

 

 

Кі и Кт. отс. — коэффициенты тяги двигателя с основными

 

 

 

 

или отсечными соплами.

 

6

3734

 

 

 

125


Разброс площадей и углов наклона п открытых отсечных со­ пел, расположенных равномерно по окружности через угол ср = = 360/«, обусловливает появление случайной боковой силы. Про­ екция этой силы на фиксированное радиальное направление име­ ет математическое ожидание, равное нулю, и следующую диспер­ сию:

 

^ = (*т.о с^отсР sin а)2 — I

ctg2a-s2 + s|

 

 

F 1

 

 

ОТС

где

s'*., s2, s2 — дисперсии случайных отклонений площадей и

углов наклона и расположения сопел.

Изменение давления в двигателе после скачкообразного уве­ личения площади критического сечения от -FKP до Fs = FKp-\- + 2/'отсЦ определим на основе приближенного решения системы (111) при условии т = тк= l/&=const, т. е. воспользуемся одной из граничных оценок точного решения р(1). Введя в уравнение

газового баланса (111) безразмерные

переменные х= (р/рк)1_ ѵ;

z = A f 0Fst/W ; T=T,s=l/Ä=const, где

=

У~ѵ— давление,

 

\

/

при котором открываются дополнительные сопла (t=-t0), полу­ чим

dx

=(1 —v)

dz

Решение этого уравнения после подстановки переменных имеет вид

 

 

О-’М/о/пЩ-'о)-, 1

 

_Р_

е

W

1—V

(118)

Рк

Соотношение (118) определяет переходный процесс падения давления в двигателе после открывания дополнительных сопел. Оно дает точные начальное и асимптотическое значения; при t= t0 р = р к\ при t— ѵоо /7„о — {FКРІFs)l/l~wРк- в работе [73] получе­ ны соотношения падения давления в РДТТ в случае закона го­ рения твердого топлива, предложенного Саммерфильдом, 1 /и = а/р + ЬІр'/з и проведено сравнение теоретической зависимо­ сти p(t) с опытной.

Понижение или прекращение тяги РДТТ может быть осуще­ ствлено в результате разрыва ракетной камеры по периметру поперечного сечения.

Движение двух частей, образовавшихся после разрыва дви­ гателя по периметру поперечного сечения П, первоначально про­ исходит под действием внутреннего давления. Давление в камере падает вследствие истечения газа через образовавшийся зазор

126