Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществляется в кипящем слое мелкодисперсного ка­ тализатора. Для создания кипящего слоя скорость газо­ вого потока в реакторе и регенераторе снизили до та­ кого уровня, при котором частицы катализатора и га­ зовая фаза движутся турбулентно и интенсивно переме-

Рис. 24. Схема реакторно-регенераторного блока установки катали­ тического крекинга в кипящем слое катализатора:

а — модель I; б — модель I I ; в — модель I I I ; г — модель 43-103; / — реак­ тор; • 2 — регенератор; 3 — холодильник; 4 — воздухоподогреватель; 5 — ц и к л о ­

ны;

6 отпарная секций; 7 — бункер,

 

/ — с ы р ь е ; / / — водяной

пар;

/ / / —

поздух; IV—продукты

реакции; V — ды­

 

мовые

газы;

VI — рецнркулят.

 

73

шйваются. Частицы катализатора, которые уносятся газовым потоком, улавливаются циклонами 5. Катализа­ тор выводится из нижней части реактора и регенерато­ ра. Это позволило упростить схему циркуляции катали­ затора и уменьшить гидравлическое сопротивление си­ стемы реакторно-регенераторного блока. Высота уста­ новки снизилась до 50—60 м. Такая конструкция реак­ торно-регенераторного блока имеется на отечественных установках I-A.

Стремление снизить стоимость установки и эксплуа­ тационные расходы привело к разработке конструкции

реакторно-регенераторного блока,

изображенной

на

рис. 24,в (модель I I I ) . Расположение

реактора и

реге­

нератора на одинаковой высоте позволило уменьшить высоту установки до 40 м и добиться одинакового дав­ ления в реакторе и регенераторе. При этом давление в регенераторе стало выше, чем на установке модели I I , что позволило уменьшить размеры регенератора и не­ сколько увеличить эксплуатационные расходы на сжа­ тие воздуха. По такой схеме построены крупнотоннаж­ ные установки мощностью до 10 000 т/сут.

На установках, изображенных на рис. 24, катализа­ тор транспортируется в разреженной фазе. При этом требуется значительный расход транспортирующего газа и большие диаметры транспортных трубопроводов. Стремление уменьшить эксплуатационные расходы при­ вело к разработке установки 43-103 (рис. 24, г), где реактор и регенератор также расположены на одной вы­ соте, но катализатор перемещается по U-образиым катализаторопроводам в плотной фазе. Это позволяет снизить расход транспортирующего газа и уменьшить

абразивный

износ катализаторопроводов. Кроме

того,

не требуется

применения на катализаторопроводах

регу­

лирующих задвижек. Кратность циркуляции катализа­ тора изменяется повышением или понижением плотно­ сти его потоков путем меньшей или большей подачи транспортирующего агента в верхние участки катализаторопровода. Благодаря применению высокоэффек­ тивных циклонов 5 скорость движения паров в реакто­ ре и газов в регенераторе возрастает почти вдвое. В ре­ зультате можно повысить производительность единицы объема аппаратов и, следовательно, уменьшить их раз­ меры.

74


•IV

S Рис. 25. Схемы реакторно-регенера-

'1<х}=—шторного блока, снабженного одним каталнзаторопроводом, на установках каталитического крекинга в кипящем

слое катализатора:

а — на установке

ГК-3;

0

на установке

43-101: в — на

установке

ортофлоу, модель

С: г

— на

установке

ЮОП.

/ — воздуходувка:

2 — котел-утнлнзатор;

3 — регенератор; 4 реактор;

5 — циклоны;

в — отпарпая

секция; 7 — катализаторопро-

 

 

вод.

 

 

/ — сырье; / / — воздух;

/ / / — водяной пар;

IV — продукты

реакции;

V — дымовые

 

 

газы.

 

 

Установки 43-103 обладают

всеми преимуществами

установок модели I I I . Давление

воздуха,

подаваемого

в регенератор, такое же, как на установке

модели I I .

Сырье контактирует с катализатором в одном катализа-

торопроводе, а рециркулят, выделенный из продуктов

реакции, — в другом. Двухстадийная

схема контакти­

рования сырья и

рециркулята с катализатором позво­

ляет регулировать

его

активность

в

реакционной зоне

и температуру процесса

в широких

пределах. -Катализа­

тор регенерируют в две стадии при высокой скорости (100—160 кг сжигаемого кокса в 1 ч на 1 т катализа­ тора). Транспорт катализатора в потоке высокой кон­ центрации отличается надежностью, износ катализаторопроводов незначителен.

Работы по снижению затрат на транспорт катализа­ тора на установках каталитического крекинга продол­ жаются. На рис. 25, а, б, в, г показаны схемы реактор- но-регенераторных блоков с одним катализаторопроводом. Применение для подъема катализатора одного катализаторопровода оказалось возможным благодаря соосному размещению реактора и регенератора на раз­ ной высоте. Подобная конструкция аппаратов имеется в СоветскомСоюзе на установках ГК-3 (см. рис. 25, а) и 43-104 (см. рис. 25,6) и в США на установках ортофлоу, модель С (см. рис. 25, в) и ЮОП (см. рис. 25, г).

На установках ортофлоу, модель С, реактор распо­ ложен над регенератором, а на установках ГК-3 — под регенератором. Трубопроводы для транспорта катали­ затора находятся внутри аппаратов и не имеют изгибов. Благодаря этому достигается их низкий абразивный из­ нос. Скорость восходящего и нисходящего потока ката­ лизатора регулируют задвижками специальной конст­ рукции. Вследствие вертикального расположения реак­ тора и регенератора высота установки возросла до 40— 50 м. Однако компактность расположения аппаратуры позволяет создавать установки большой мощности на сравнительно небольшой площадке.

Установки системы

ЮОП (рис. 25, г)

отличаются

выносным катализаторопроводом

криволинейной конст­

рукции и выносной отпарной секцией. Реактор

располо­

жен над регенератором;

поэтому в регенераторе

необхо­

димо поддерживать повышенное

давление.

Установки

76


этого типа широко распространены за рубежом. Мощ­ ность установок сравнительно невысокая.

Отечественными конструкторами разработана и ис­ пытана установка 43-104 (рис. 25, г), на которой осу­ ществляется ступемчато-противоточный каталитический крекинг (СПКК). Этот процесс позволяет сохранить преимущество процесса с кипящим слоем — интенсив­ ный контакт паров сырья с большой массой циркули­ рующего катализатора. Но, кроме того, благодаря раз­ делению реактора и регенератора на несколько ступе­ ней уменьшается продолжительность пребывания' ча­ стиц катализатора и парогазовой фазы в отдельных участках реакционной зоны. Это способствует большей селективности процесса.

Показатели процесса каталитического крекинга газойлевых фракций на цеолнтсодержащем алюмосиликатном катализаторе приведены в табл. 11.

Т а б л и ц а II . Показатели процесса каталитического крекинга газойлевых фракций на цеолнтсодержащем алюмосиликатном катализаторе

 

Установки

 

I - A

43-104

ортофлоу

У с л о в и я п р о ц е с с а

 

 

 

 

Температура, °С

 

470

479

 

475—510

Весовая

скорость подачи

сырья,

3,0

1,0

 

1,9

Кратность циркуляции

катали­

7,5

6,0

,

7,2

затора

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

рециркуляции

 

1,95

В ы]х о д

п р о д у к т о в

 

 

 

 

Газ

 

 

 

21,0

15,4

18,3

в том числе С4

 

7,7

 

10,5

Бензин

 

 

 

43,0

47,3

 

42.8

Легкий газойль

 

19,5

28,4

30,4

Тяжелый

газойль

 

11,7

1,5

 

8,5

Кокс

 

 

 

4,8

7,4

 

 

 

И т о г о . . .

100,0

100,0

 

100,0

Глубина

крекинга, вес. %

68,8

64,8

 

69,5


Г Л А В А V

П Р О М Ы Ш Л Е Н Н Ы Е У С Т А Н О В К И

сЦ И Р К У Л И Р У Ю Щ И М Ш А Р И К О В Ы М

КА Т А Л И З А Т О Р О М

В1945—1949 гг. в СССР начали строить и осваивать установки каталитического крекинга с циркулирующим шариковым синтетическим алюмосиликатным катализа­ тором. На этих установках перерабатывали фракции ди­ зельного топлива и получали базовый авиационный бен­ зин. Крекинг этих фракций проводили в жестких усло­

виях с целью получения ароматизированного бензина с концом кипения 220 °С. Для углубления конверсии сырья и повышения качества вырабатываемого бензина осуществляли рециркуляцию газойля.

В связи с развитием в нашей стране реактивной авиации и расширенного применения в автотракторном парке дизельных двигателей производство базового авиационного бензина сильно сократилось и ресурсы сырья (фракции дизельного топлива) уменьшились. Сырьем каталитического крекинга могли служить толь­ ко прямогонные фракции нефти с пределами кипения выше, чем у дизельного топлива (200—360 °С), и фрак­ ции вторичного происхождения (керосиновые и газойле­ вые фракции процесса термического крекинга). В сере­ дине пятидесятых годов на установках каталитического крекинга начали перерабатывать вакуумные газойли и флегму термического крекинга. При переработке тяжелых фракций (350—500 °С), содержащих много смо­ листых веществ и непредельных углеводородов, увели­ чилось коксообразование и возникла перегрузка регене­ раторов по теплу. С целью уменьшения коксообразования были подобраны мягкие условия крекирования и увеличен объем регенераторов. Количество зон в регене­ раторе возросло с 9 до 14—15. На некоторых установках объединили несколько зон и стали подавать в них боль­ ше воздуха. С целью повышения кратности циркуляции катализатора была проведена реконструкция и автома-

78

тизация пневмотранспорта. Все эти мероприятия позво­ лили перерабатывать на установке модели 43-102 тяже­ лое сырье и сырье вторичного происхождения. Техноло­ гическая схема такой установки описана ниже.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ 43-102

Установка 43-102 (рис. 26) с циркулирующим шари­ ковым катализатором состоит из двух основных блоков: реакторного и нагревательно-фракционирующего. В ре­ акторном блоке при непрерывной циркуляции катализа­ тора происходит расщепление сырья и регенерация ка­ тализатора. В нагревательно-фракционирующем блоке сырье' нагревается и катализат (продукты каталитиче­ ского крекинга) разделяется на газ, бензин, легкий и тяжелый газойли.

Сырье

забирается

насосом из

резервуара (см.

рис. 26),

нагревается

до 150—200 °С

в теплообменни-

Рис. 26.

Технологическая

схема

установки каталитического

крекин­

 

 

 

 

 

га 43-102:

 

 

 

 

 

/ — печь;

2 — реактор;

3 — напорный

стояк;

4 — бункер;

5 — сепараторы;

в — отвенватель;

7 — циклон;

 

S — бункер

регенератора;

9 — регенератор;

10 — котел - утилнзаюр; / / — водяной насос; 12 — воздуходувки;

13 — топка для

подогрева

воздуха;

14 — емкость

для

пыли;

15.

16 — дозеры;

17— ректифика­

ционная колонна;

IS— отпарная

колонна:

19 — теплообменники;

20 — насосы;

21 — конденсатор-холодильник;

22 — газосепаратор-водоотделнтель;

23 — холо­

 

 

 

 

 

дильники.

 

 

 

 

 

/ — с ы р ь е ;

" — водяной

пар: / / / — воздух;

/ V — горячий

вторичный

воздух;

V — вода;

I / жирный

газ; VII — бензин;

VIII

легкий

газойль; / ^ тяже ­

 

 

 

 

 

лый

газойль.

 

 

 

 

 

79