Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
щади поперечного сечения реактора) обеспечивает рав номерное движение катализатора по сечению и высоте аппарата. Катализатор, выходящий из каждых четырех отверстий устройства, направляется по специальным тру бам 9 в катализаторопроводы большего размера. Че рез днище реактора проходят четыре катализаторопровода 10. -Выходящий из них катализатор соединяется с общий поток, направляемый в дозер. Если отверстия выравнивающего устройства забиваются, скорость дви жения катализатора уменьшается и количество откла дывающегося на нем кокса возрастает. При регенерации такого катализатора шарики сильнее растрескиваются. Поэтому выравнивающее устройство должно работать надежно.
ж ->
4 — выравнивающие |
катализаторопроводы; 5 — |
д и ф ф у з о р ; |
6' — т я г и ; 7 — от- |
|
боПная тарелка; |
8 — кольцевое |
пространство |
для прохода |
катализатора. |
|
/ — сырье; |
/ / — катализатор. |
|
При переработке тяжелого сырья •— вакуумного га зойля и газойля термического крекинга в верхней части реактора вместо устройства для распределения катали затора монтируют специальный узел ввода сырья (рис. 29). Сырье по двум трубопроводам 3 вводится в
головку диффузора 5. На выходе сырья из труб 3 по-
86
токи встречаются. Энергия потока гасится в головке диффузора и в расширяющемся к низу диффузоре. Го ловка и диффузор помещены внутри расширенной части катализаторопровода 2, к нижней части которого при креплена тарелка 7. Между тарелкой и диффузором воз
никает |
кольцевое пространство 5, по которому ссы |
пается |
катализатор, образуя завесу вокруг диффузо |
ра 5. Пары сырья при выходе из диффузора встречаются с опускающимся катализатором. Происходит интенсив ный и равномерный контакт паров и неиспарившейся части сырья с катализатором.
Продукты распада и непрореагировавшая часть сырья опускаются в реакционную зону, где претерпева ют дальнейшие превращения. Для поддержания ста бильности потока катализатора в кольцевом простран стве 8 и обеспечения постоянного расстояния уровня ка тализатора от тарелки 7 монтируются катализаторопро воды 4.
Регенератор. В регенераторе окисляют кислородом воздуха кокс, отложившийся на поверхности катализа тора в процессе крекинга. Окисление кокса может начи
наться |
при 400 °С. Для |
избежания оплавления шариков |
||
катализатора |
подъем |
температуры при |
регенерации |
|
выше |
700 °С |
не допускается. Если позволяют условия |
||
регенерации, |
температуру поддерживают |
не выше |
||
650 °С. |
При |
окислении |
кокса выделяется |
избыточное |
тепло, которое нужно выводить из регенератора. Необ ходимое условие успешной регенерации — равномерное движение катализатора, воздуха и дымовых газов по сечению регенератора.
Схема регенератора показана на рис. 30. Регенера тор оснащен верхним и нижним выравнивающими уст ройствами / и 10, газосборными и воздушными коллек торами 4 и 6, коробами 7 и системой водяного охлажде ния катализатора. Конструктивно эти устройства объединены в зоны регенерации. В состав каждых верх них трех-четырех зон регенерации входят газосборный и воздушный коллекторы с коробами. Между ними рас положен слой регенерируемого катализатора. Дополни тельный теплоотвод в этих зонах не требуется, так как выделяющееся из них тепло поглощается слоем катали затора и дымовыми газами. В последующих зонах под воздушными коллекторами и коробами монтируют змее-
87
вики водяного охлаждения 8. Змеевики выполняют из нержавеющих труб диаметром 50 мм, а иногда из печ ных легированных труб. Расстояние между осями труб 250 мм. Трубы соединяют сварными переходами, распо ложенными вне зоны движения катализатора.
Работа регенератора |
может |
быть интенсифицирова |
на увеличением подачи |
воздуха. |
Однако при этом из-за |
|
|
Рис. |
30. Схема |
регенератора: |
|
|
|
||
/ — верхнее |
выравнивающее |
|
устройство; |
2 — корпус; 3 — лгак—лаз; |
•/ — газо |
||||
сборный коллектор; 5 — газосборные |
коробы; |
6—воздушный |
коллектор: |
||||||
7 — воздухораспределительные |
коробы; |
S — змеевики |
водяного |
о х л а ж д е н и я ; |
|||||
9 — колосниковая |
решетка; |
10 — нижнее |
выравнивающее |
устройство; |
/ / — ша |
||||
|
|
|
|
мотный кирпич. |
|
|
|
|
|
/ — закоксованный |
катализатор; / / — регенерированный |
катализатор; |
/ / / — во |
||||||
да; |
IV — пароводяная |
смесь; К — в о з д у х ; |
VI — дымовые |
газы. |
88
конструктивных недостатков воздушных и газосборных устройств мелкие шарики катализатора выносятся в ды мовую трубу. Предложены выносные газовые коллекто ры, лишенные этих недостатков. Они расположены вне аппарата и соединяются с коробами при помощи нип пелей, проходящих через корпус регенератора.. В неко торых регенераторах коллекторы и короба заменены тарелками с переточными трубами. Однако эти новые конструкции еще не нашли широкого применения.
В нижних зонах регенератора начинает гореть кокс, находящийся во внутренних порах шарика катализато ра, и процесс регенерации переходит во внутридиффузионную область. Горение кокса в этой области можно интенсифицировать путем повышения концентрации кис лорода в слое катализатора и использования широко пористого катализатора. Однако практического приме нения эти способы не нашли. Для полного сгорания кокса требуется увеличить длительность пребывания катализатора в зоне горения. Практически продолжи тельность регенерации подбирают таким образом, чтобы в катализаторе, выходящем из регенератора, содержа ние остаточного кокса не превышало 0,1—0,3 вес. %. Нижняя зона регенератора состоит из трех-четырех ох лаждающих змеевиков, позволяющих регулировать тем пературу на выходе из регенератора.
Рис. 31. Нагревательная |
печь: |
||
/ — раднантные |
камеры: 2 — конвекционная |
камера. |
|
Нагревательная |
трубчатая печь. |
В |
трубчатой печи |
(рис. 31) нагревается и испаряется сырье крекинга. Теп ло для нагрева получают при сгорании жидкого или газообразного топлива. Печь имеет две радианткые каме ры 1 и двухпоточный змеевик, который собран из леги рованных печных труб, соединенных двойниками. Часть
89
труб змеевика расположена в конвекционной камере 2, остальные — на поде и потолке радиантных камер. Со ответственно эти части змеевиков называются конвекци онной, подовой и потолочной. Форсунки газообразного и жидкого топлива совмещены в одном муфеле. В каж дой топке размещено 14 муфелей. Тепло, образующееся при сгорании топлива в топке, через стенки труб пере дается сырью.
СИСТЕМА ПНЕВМОТРАНСПОРТА
Система пневмотранспорта предназначена для не прерывной циркуляции катализатора в реакторе и ре генераторе. В ее состав входят воздуходувки, топка для нагрева сжатого воздуха, воздуховоды, дозеры, стволы пневмоподъемника, сепараторы, которые оборудованы циклонами, служащими для удаления пыли из транспор тирующего воздуха, и катализаторопроводы. Рассмот рим оборудование, имеющее специфическую конструк цию.
I
\
Рис. 32. Схема дозера для пневмо |
|||
транспорта |
катализатора: |
|
|
/ — корпус дозера; |
2 — ствол пневмоподъ |
||
емника; S — выравниватель |
потока |
возду |
|
ха ; 4 — штуцер. |
|
||
/ — катализатор; / / — первичный |
воздух" |
||
/ / / — вторичный воздух . |
|
||
Позер (рис. 32). Он предназначен |
для |
пневмотранс |
порта катализатора, а также для регулирования коли чества циркулирующего потока катализатора. Нагретый до 550 °С воздух (первичный) подается в низ дозера и равномерно распределяется по стволу пневмоподъем ника 2 с помощью выравнивателя 3. Объем воздуха ре-
90 |
/ |
гулируется таким образом, чтобы скорость его движе ния в стволе пневмоподъемника была 19—22 м/с; при этом обеспечивается скорость движения шариков ката лизатора 15 м/с. Катализатор загружают в ствол пнев моподъемника вторичным воздухом; он подается в коль цевое пространство, расположенное в нижней части дозера, и через отверстия приходит в ствол. Катализа тор поступает в верхнюю часть дозера и заполняет про странство между стволом и корпусом дозера 1. Вторич ный воздух захватывает шарики катализатора и на правляет их в ствол. Изменяя количество подаваемого вторичного воздуха, можно регулировать загрузку ка тализатора в ствол. Износ ствола пневмоподъемника в значительной степени зависит от равномерности по дачи первичного воздуха и равномерности загрузки в ствол катализатора. Поэтому при изготовлении дозе ра уделяют большое внимание концентричности распо
ложения ствола пневмоподъемника |
2, выравнивателя 3 |
и симметричности устройств для |
подвода вторичного |
воздуха. |
|
Ствол пневмоподъемника. Его изготавливают из сварных труб. Стыки труб должны быть тщательно по догнаны, иначе увеличится механический износ частиц катализатора. Ствол имеет линзовый или сальниковый компенсатор, вмонтированный в днище сепаратора. Нижняя часть ствола с наименьшим диаметром назы вается разгонным участком. На этом участке частицы катализатора приобретают требуемую скорость движе ния. В средней части ствола расположен транспортный участок большего диаметра. Наверху ствол заканчи вается тормозным участком, где вследствие увеличения диаметра скорость движения катализатора снижается до минимальной. Конец ствола входит в сепаратор, представляющий собой пустотелый аппарат большого диаметра. Когда скорость движения воздуха становится ниже скорости витания частиц катализатора, последний опускается на днище аппарата. В верхней части сепарата расположены циклоны батарейного типа обычной конструкции.
Топка для |
нагрева воздуха. |
Топка (рис. 33) |
выпол |
нена в виде |
горизонтального |
цилиндрического |
аппара |
та. Внутри аппарата расположена цилиндрическая ка мера сгорания /. Конец камеры сгорания входит в ка- -
91
меру смешения 2. В камеру сгорания вмонтированы основная и запасная форсунки (на рисунке не показа ны) для распыления жидкого топлива. Изнутри топка футерована огнеупорным кирпичом. На конце топки расположен предохранительный клапан 4. Часть воз духа подается в камеру смешения через штуцер 3. Дру-
j
Рис. |
33. |
Топка для нагрева воздуха: |
||
/ — камера сгорания; |
2— |
камера |
смешения: |
3— штуцер для форсунки; |
4 — предохранительный |
клапан; |
5 — л ю к — л а з . |
/ — холодный воздух; / / — нагретый воздух.
гую часть вводят в камеру сгорания через специальный штуцер и нагревают теплом, получаемым от сгорания топлива. Нагретый воздух смешивается с холодным воздухом в камере смешения и направляется в дозер.
СХЕМЫ КОНТРОЛЯ И АВТОМАТИЗАЦИИ
Надежная работа средств контроля и автоматиза ции является важнейшим условием безаварийной ра боты установки. Своевременный контроль качества цир кулирующего катализатора и получаемых продуктов позволяет регулировать параметры процесса для дости жения оптимальных результатов.
Реакторный блок. Технологический режим реактор ного блока определяется в первую очередь устойчиво стью циркуляции катализатора. В последние годы раз работаны и применены надежные приборы для контро ля количества циркулирующего катализатора, а также для замера уровня его в бункерах реактора и регенера тора. Циркуляция катализатора регулируется прибора ми малогабаритной автоматической унифицированной системы изменением давления в дозере закоксованного
92
катализатора. Чем выше давление в дозере, тем боль-, ше его загрузка и тем интенсивнее циркуляция катали затора. Количество циркулирующего катализатора из меряется шнековым расходомером, установленным в на порном стояке.
Изменением загрузки дозера регенерированного ка тализатора регулируется уровень катализатора в бун кере реактора.
По высоте и сечению реактора и регенератора уста новлены термопары для измерения температуры ката лизатора и омывающих зерна катализатора газов и па ров нефтепродуктов. Эти термопары показывают сред нее значение температуры твердой и газовой фазы. По скольку в промышленном регенераторе измерить темпе ратуру в зоне горения кокса внутри частицы нельзя, может произойти перегрев материала шарика катали затора.
Температура процесса каталитического крекинга, ре гулируется в пределах-450—500°С изменением темпера туры и количества поступающего в реактор катализато ра, а также нагревом сырья в печи. Температуру про цесса каталитического крекинга измеряют в верхней, средней и нижней точках реакционной зоны. За среднюю температуру процесса принимают температуру середи ны высоты слоя катализатора в реакционной зоне. Жесткость процесса и количество загружаемого в реак тор сырья регулируют в зависимости от содержания кокса па отработанном катализаторе (оно должно быть не выше 3%).
В каждой зоне регенерации поддерживают заданную температуру. В верхних трех—четырех зонах темпера туру регулируют подачей воздуха в воздушный, коллек тор и выводом дымовых газов из газосборного коллектбра с помощью заслонок, т. е. сжигают такое количе
ство |
кокса, при котором выделяемое избыточное тепло |
|||
не |
перегревает |
катализатор до |
температуры |
выше |
700 °С. В средних |
и нижних зонах |
температуру |
поддер |
живают изменением подачи воздуха, а также включе нием охлаждающих змеевиков.
Для обеспечения эффективной регенерации состав дымовых газов, уходящих из регенератора, контролиру ют. Наличие в дымовых газах большого количества окиси углерода указывает на недостаток кислорода в зо-
93