Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на выходе из печи и в реакторе и засорения катализаторопроводов под реактором. Для ликвидации аварий­ ного положения снижают производительность установки и повышают температуру в реакторе. Подают пар в до­ зер и сокращают расход воздуха, не прекращая цирку­ ляции катализатора.

Пропуск сальника насоса и загорание нефтепродук­ тов может произойти из-за нарушения целостности ма­

териала

сальника и прекращения его охлаждения.

В этом

случае насос

останавливают, перекрывают

задвижки

на приеме и

выкиде. Включают резервный

насос. При пропуске фланца на трубопроводе, по кото­ рому продукт реакции поступает в ректификационную колонну, установку полностью останавливают. Гасят форсунки нагревательной - печи, выключают сырьевой насос, отключают реактор, продувают печь паром с вы­ пуском его в аварийную емкость и откачивают нефте­ продукт из колонны.

В остальных случаях нарушения герметичности тру­ бопроводов и аппаратов принимают меры по их отклю­ чению или останавливают установку.

Г Л А В А VI

П Р О М Ы Ш Л Е Н Н Ы Е У С Т А Н О В К И

СЦ И Р К У Л И Р У Ю Щ И М М Е Л К О Д И С П Е Р С Н Ы М

КА Т А Л И З А Т О Р О М

На нефтеперерабатывающих заводах освоены и ус­ пешно работают установки каталитического крекинга I-A и 1-Б. Более распространена установка I-A. Кроме того, на ее основе создаются усовершенствованные тех­ нологические схемы. Поэтому установку I-A и конструк­ цию основных ее аппаратов целесообразно подробно рассмотреть.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ 1-А

На установке имеются реакторный, нагревательнофракционирующий и газовый блоки. Схема реакторного и нагревательно-фракционирующего блока показана на рис. 34. Сырье, нагретое в теплообменниках легкого, тя­ желого и циркулирующего газойлей и в нагревательной печи 3, направляется в транспортную линию реактора — в узел смешения катализатора с сырьем. Сырье и во­ дяной пар подхватывают регенерированный катализа­ тор, поступающий через дозирующую задвижку 2 из напорного стояка регенератора, и по транспортной ли­ нии проходят в реактор 11. Перегретый водяной пар, подаваемый в узел смешения катализатора и сырья, способствует более интенсивному испарению сырья и со­ зданию скорости движения паров, достаточной для транс­ портирования катализатора из регенератора в реактор при небольшой плотности — 20—30 кг/м3 («редкая фа­ за») . Поступающий в реактор поток проходит через от­ верстия распределительной решетки и попадает в кипя­ щий слой катализатора. При контакте сырья и катали­ затора в транспортной линии и в кипящем слое при 450—500 °С протекают реакции каталитического крекин­ га. Частицы катализатора, уносимые продуктами реак­ ции, отделяются от них в трехступенчатом циклоне 10

104


Рис. 34. Технологическая схема реакторного и нагревательно-фрак­ ционирующего блока установки I-A:

/ — пароперегреватель;

2 — д о з и р у ю щ и е

задвижки;

3 — нагревательная печь;

4

электрофильтр;

5

увлажнитель;

б — котел-утнлизатор;

/ — р е г е н е р а т о р ;

8

двухступенчатый

циклон;

9 — змеевики-холодильники;

10 — трехступенча­

тый

циклон;

/ / — реактор;

12 — ректификационная

колонна;

13 — конденсатор-

холодильник;

 

14, 2б,

31 — газосепараторы; 15

насосы;

1Б,

17,

18 —- отпарные

колонны;

19 — топка

под

давлением

(воздухоподогреватель);

20 — теплооб ­

менники;

21 — холодильники;

22 — турбовоздуходувка;

23,

30 — абсорберы;

24 — десорбер;

25 — газомоторные

компрессоры;

27 — контактор;

28 — емкость;

 

 

 

 

29 — фракционирующий

абсорбер;

32 — стабилизатор .

 

' — сыпье:

/ / — водяной

пар;

/ / /

— воздух;

IV

— вода;

V — свежий

катализа­

тор;

VI — газ;

VII — нестабильный

бензин;

VIII

— керосин; IX

— легкий га­

зойль;

-Y — тяжелый

газойль;

XI — теплоноситель;

XII

— сероводород;

XIII—су­

 

хой

газ;

XIV — легкий

бензин;

Л'V — стабильный

бензин;

XVI

шлам.


и по спускным трубам циклонов возвращаются в кипя­ щий слой, а продукты реакции поступают в ректифика­ ционную колонну.

Отработанный в процессе крекинга катализатор из нижней части кипящего слоя направляется в отпарную секцию, расположенную под распределительной решет­ кой. Для вытеснения углеводородов, находящихся меж­ ду частицами катализатора и в порах, в низ отпарной секции навстречу катализатору пускают перегретый во­ дяной пар. Отработанный и отпаренный катализатор по

напорному

стояку опускается

через задвижку

2 (см.

рис. 34) в

транспортную линию

регенератора.

Потоком

воздуха катализатор транспортируется в виде «редкой фазы» в регенератор 7.

В транспортную линию регенератора подается около половины воздуха, необходимого для сжигания кокса. Остальной воздух проходит в регенератор через воздуш­ ные коробы, расположенные на одном уровне с распре­ делительной решеткой регенератора. При движении воз­ духа через слой катализатора создаются условия для контакта кислорода с отложениями кокса на внешней и внутренней поверхности частиц катализатора. Горение кокса в регенераторе происходит при 570—600 "С.

Воздух для подачи катализатора в регенератор на­ гревается турбовоздуходувкой типа 1200-26-1. При пу­ ске установки воздух нагревается в топке 19. При нор­ мальной эксплуатации установки топка отключается.

Дымовые газы уходят из кипящего слоя катализато­ ра и поступают в двухступенчатый циклон 8, где отде­ ляются от основной массы частиц катализатора. Улов­ ленный катализатор по спускным трубам направляется в кипящий слой, а газы с небольшим количеством мел­ ких частиц катализатора подаются в котел-утилиза­ тор 6 для использования их тепла. Охлажденные газы увлажняются химически очищенной водой в увлажните­

ле 5, освобождаются от мелких

частиц

катализатора

в электрофильтре 4

и выпускаются в атмосферу. Улов­

ленный катализатор

возвращается

в регенератор.

Пары продуктов

крекинга из

реактора

проходят в

ректификационную колонну 12 под каскадные тарелки.

На

эти тарелки

подается

шлам

(смесь

катализатора

и

продукта), забираемый

с

низа

колонны

шламовыми

насосами. При

контакте

со

шламом катализаторная

Юб


пыль увлекается в нижнюю часть колонны. По мерс накопления в нижней части колонны шлам откачивают в реактор.

Освобожденные от катализаторной пыли парообраз­ ные продукты крекинга коитактируются на ректифика­ ционных тарелках с жидкостью (флегмой), стекающей с вышележащей тарелки. На верхнюю тарелку ректи­ фикационной колонны поступает холодный нестабиль­ ный бензин из газосепаратора. Если верхняя ректифи­ кационная тарелка орошается сконденсированным про­ дуктом, уходящим через верх колонны, то орошение на­ зывают острым. Для уменьшения объема острого оро­ шения применяют циркуляцию жидкого продукта с рек­ тификационной тарелки, расположенной ниже, через теплообменник, охлаждающий продукт, па выше распо­ ложенную ректификационную тарелку. В нашем случае температурный режим верха колонны 12 поддерживают с помощью верхнего циркуляционного и острого ороше­ ния жидким продуктом из газосепаратора, чтобы с вер­ ха колонны уходила бензиновая фракция с определен­ ным концом кипения. Выходящие из колонны пары бен­ зина, газ и водяной пар конденсируются и охлаждают­ ся в конденсаторе-холодильнике 13. Сконденсированные продукты и газ разделяются в газосепараторе 14. Газ уходит на очистку и компримирование, а нестабильный бензин — на стабилизацию.

Колонна 12 имеет 9 каскадных и 28 желобчатых рек­ тификационных тарелок. С 9-ой, 13-ой и 17-ой ректифи­ кационной тарелки (счет ведется снизу вверх) выво­ дится керосин и легкий газойль, направляемый в отпарные колонны 16 и 17. В нижнюю часть каждой отпарной колонны подается водяной пар, который барботирует через слой продукта на тарелках и способствует удале­ нию из продуктов легких фракций, возвращаемых в ко­ лонну 12. Из отпарной колонны легкий газойль заби­ рается насосом и через теплообменники 20 и холодиль­ ники 21 прокачивается в резервуарный парк.

Тяжелый газойль выводится с 4-ой и 5-ой тарелки в отпарную колонну 18. Пары бензина и легкого газой­ ля из этой колонны возвращаются под 6-ую тарелку ректификационной колонны. Отпаренный тяжелый га­

зойль отдает тепло

в теплообменнике 20, охлаждается

в холодильнике 21

и уходит в резервуарный парк.

107


Избыточное тепло в колонне 12 снимают острым оро­ шением, верхним и нижним циркуляционным ороше­ нием. Жидкий продукт для верхнего циркуляционного орошения забирается с 17-ой тарелки, прокачивается

насосом через теплообменник 20, где отдает

тепло

сырью, и поступает на

14-ю тарелку. Жидкий

продукт

для

нижнего циркуляционного

орошения

забирается

насосом со 2-й тарелки,

отдает

тепло в

теплообмен­

нике

20, охлаждается

 

в холодильнике

21

и на­

правляется на 5-ую тарелку. Циркуляционные оро­ шения позволяют поддерживать требуемый температур­ ный режим на нижних и средних ректификационных та­ релках.

Полученные на установке жирный газ и нестабиль­ ный бензин идут на переработку в газовый блок, состоя­ щий из секции сероочистки, компрессорной, секции аб­ сорбции газа и стабилизации бензина.

Газ крекинга, содержащий сероводород, из газосе­ паратора 14 ("см. рис. 34) проходит в нижнюю часть аб­ сорбера 23. На верх абсорбера для поглощения из газа сероводорода подают холодный 15%-ный водный рас­ твор моноэтаноламина (МЭА). Насыщенный сероводо­ родом раствор МЭА выходит с низа абсорбера, нагре­ вается в теплообменнике 20 до 80 °С и поступает в десорбер 24. Низ десорбера подогревается теплоносителем (в данном случае используется тяжелый газойль) до 120 °С. Сероводород, выделенный из МЭА, уходит с вер­ ха десорбера. В дальнейшем он используется для про­ изводства элементарной серы или серной кислоты. Ре­ генерированный раствор МЭА с низа десорбера 24 про­ ходит теплообменник 20, где отдает тепло отработанно­ му раствору МЭА, охлаждается в холодильнике 21 обо­ ротной водой и подается на верх абсорбера 23. Цикл движения, раствора моноэтаноламина повторяется.

 

Очищенный газ с верха абсорбера 23

направляется

на

прием

первой

ступени газомоторных

компрессо­

ров 25. Сжатый до 4—6 кгс/см2 газ охлаждается в

хо­

лодильнике

21

оборотной водой и идет в газосепара­

тор 26 для отделения жидкого конденсата.

Оттуда

газ

перекачивают

на

прием

I I ступени компрессора 25,

где

он

сжимается

до

12 кгс/см2 . Затем

газ

смешивается

с конденсатом I ступени сжатия и с нестабильным бен­

зином, охлаждается

в

холодильнике

и

направляется

108