Файл: Прокопюк С.Г. Промышленные установки каталитического крекинга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

литных

катализаторов

более благоприятно, чем в при­

сутствии

аморфных алюмосиликатных

катализаторов.

В результате

достигается

высокая селективность по от­

ношению к бензину при значительной степени

конверсии

сырья за один

проход.

 

 

 

 

 

 

В табл. 1

приводятся

физико-химические

свойства

алюмосиликатных

аморфных

и

кристаллических цео-

литсодержащих катализаторов.

 

 

 

 

Промышленные виды катализаторов АШНЦ-3 (ша­

риковый) и РСГ-2Ц

(микросферический)

с

цеолитом

типа Y изготавливают по прописям ВНИИ НП, а ката­

лизатор Цеокар-2, содержащий

16,0% цеолитов и 2,3%

редкоземельных

элементов, — по

прописям

ГрозНИИ.

После обработки

водяным

паром

при высокой

темпера­

туре активность и избирательность катализаторов уве­

личивается. Индекс активности

шарикового катализа-

Т а б л и ц а 2. Эксплуатационные

свойства катализаторов

(глубина крекинга 80%)

Показатели

 

СО

 

.шнц-

Р а б о ч и е у с л о в и я

 

Температура, °С

450

Скорость подачи, ч - 1

2,90

Кратность циркуляции

Ь,0

Вы х о д п р о д у к т о в ,

ве с . %

Газ до С4

13,5

Бензин, фракция С6 —195°С 37,5

Легкий

газойль,

фракция 25,0

195—350 °С

19,7

Тяжелый

газойль

Кокс

 

3,3

Потери

 

1,0

Бензин: газ

2,77

Бензин:кокс

11,32

Селективность - Ю - 2

46,7

Шариковые

 

Микросфери­

 

 

 

Цеокар-2

 

ческие

ка­ кого

ька­ кого

3

 

«

 

 

«

 

т b О

S 9 и

= <=

 

3

ступе алитич

н -я

О

5^

стутI алитич Г\Р1ГИНГ

гандар морфш

гандар морфш

 

 

 

 

 

 

и га

Оч

 

440

440

490

450

490

0,80

0,67

1,00

8,00

2,00

1,6

2,50

3,0

7,5

7.5

19, 00

23,0

13,2

20,5

46, 90*

26,1

40,9

31,1

18, 40

21,0

20,1

21,8

9, 90

23,3

21,5

20,4

4, 20

5,6

3,3

5,2

1, 60

.1,0

1,0

1,0

2, 20

1,13

3,10

1,52

9, 95

3,50

12,40

6,00

 

 

34,0

51,1

39,1

• Фракция С 6 — 180 °С.

3—2366

33


тора повышается с 48,7 до 50,6, а микросферического — с 48,2 до 49,6. Структурная характеристика катализа­ торов после паровой обработки не изменяется, что ука­ зывает на их стойкость к действию водяного пара.

По данным табл. 2, где приводятся эксплуатацион­ ные свойства катализаторов, можно судить о высокой активности, селективности и стабильности цеолитных катализаторов.

В присутствии цеолитных катализаторов образуется меньше газа и кокса, чем в присутствии аморфных ка­ тализаторов. Кроме того, они обладают большей ста­ бильностью и стойкостью к отравлению металлоорганическими соединениями. Большой выход бензина при ис­ пользовании микросферических катализаторов (по срав­ нению с шариковыми катализаторами) объясняется меньшим внутридиффузионным торможением.

ДЕ З А К Т И В А Ц И Я К А Т А Л И З А Т О Р А

ИМ Е Т О Д Ы ЕЕ С Н И Ж Е Н И Я

На промышленных установках крекинга катализатор подвергается действию среды, высоких температур, ме­ ханических нагрузок; в результате свойства его сущест­ венно изменяются. Уменьшается активность, изменяется пористая структура, ухудшается избирательность, проч­ ность, регенерируемость и другие показатели. Все эти изменения приводят к уменьшению выхода, ухудшению качества и увеличению себестоимости целевых продук­ тов. При этом возникает необходимость ужесточения условий эксплуатации катализатора, увеличения его расхода. Потери продукции из-за ухудшения качества катализатора огромны. Поэтому необходимо изучить причины изменения качества катализатора при экс­ плуатации и разработать методы его защиты от дейст­ вия дезактивирующих факторов.

В процессе крекинга удельная поверхность катали­ затора уменьшается с 380—400 до 100—250 м2 /г, удель­ ный объем пор сокращается в 1,3—2,0 раза и несколько, возрастает средний радиус пор. В результате активность циркулирующего катализатора становится меньше, чем у свежего (рис. 3). Наиболее сильно активность и дру­ гие свойства катализатора изменяются на установках, перерабатывающих тяжелое сырье.

34

При сравнении структурных характеристик катали­ затора, циркулирующегона установке (равновесного), и образцов, прокаленных и пропаренных в лаборатор­ ных условиях, можно заключить о значительном старе­ нии катализатора в промышленных условиях. Несколь­ ко изменяется размер частиц и сильно уменьшаются по­ верхность и удельный объем пор. В лабораторных усло­ виях такое изменение структуры происходит только при

нагреве катализатора до

850 °С и выше. Результаты

обследования установки

типа 43-102 показали, что

в процессе

регенерации и

транспортировании теряется

более 60%

регенерированного катализатора.

При разрушении катализатора образуется 30% (от общего количества потерь) пыли со средним размером частиц 0,1 мм (вследствие истирания шариков) и 70% частиц со средним размером 0,35 мм (крошка). Пыль образуется из свежих и из отработанных шариков. Крошка получается в основном в результате полного разрушения свежих шариков катализатора. Частицы крошки размером 0,3 мм и более содержат лишь следы никеля и ванадия. Концентрация в них железа и каль-.

ция также невелика. С

уменьшением размера

частиц

с 0,3 до 0,04—0,06 мм содержание в них металлов

резко

возрастает. Во фракции

менее 0,06 мм содержится око­

ло 1% железа и кальция, 0,2% ванадия и 0,05% нике­ ля. Таким образом, вместе с пылью удаляются металл лы, благодаря чему в циркулирующем шариковом ката­ лизаторе их содержится сравнительно мало.

В лаборатории при условиях, повторяющих промыш­ ленные, качество катализатора не изменяется так силь­ но, как на промышленных установках каталитического крекинга. Не наблюдалось также серьезного изменения качества образцов катализатора, выдержанных в раз­ ных точках промышленного реактора и регенератора не­ подвижно в течение 5 месяцев. Таким образом, вызы­ вается быстрое старение катализатора крекинга не условиями, создающимися в отдельных аппаратах уста­ новки, а в основном многократным чередованием про­ цессов закоксовывания и регенерации. Даже после однократной регенерации при 700 °С сильно закоксованного катализатора его удельная поверхность существен­ но уменьшается. Это обусловлено спеканием при пере­ греве внутренних зон его частиц. С повышением темпе-

3*

35


ратуры регенерации, увеличением концентрации кисло­ рода в зоне горения и содержания кокса в катализаторе спекание возрастает.

 

 

 

 

 

\350

 

 

 

 

 

 

 

JUU

 

 

«

J0V

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

\гоо

 

 

1

 

 

 

 

 

 

«

30

 

 

 

%

 

J

*

20

so loo

150

гоо 250

•2,0. 2,5

3,0

3,5 4,0

 

 

Дни эксплуатации

Диаметр

частиц'^Нм^Ц

Рис.

3.

Изменение

во

времени

Рис. 4. Изменение

удельной

активности циркулирующего ша­ поверхности катализатора по

рикового катализатора на про­

диаметру

частицы:

мышленной установке.

/ — свежий катализатор; 2. 3, 4 —

 

равновесный

катализатор.

Поскольку при регенерации катализатора кокс уда­ ляется не полностью, в циркулирующем катализаторе он распределяется неравномерно. В центральной части ша­ риков закоксованность достигает 25—35%, а в осталь­ ной части она не превышает 1—7%. Неравномерность распределения кокса приводит к неодинаковой интен­ сивности тепловыделения при регенерации различных участков шарика. В результате происходит локальное повышение температуры и отдельные участки шарика спекаются. /Такими участками чаще всего являются пе­ риферийный слой частиц и центральная часть, занятая остаточным коксом.

На рис. 4 показано изменение удельной поверхности катализатора по диаметру частицы. При переработке легкого сырья разница в структуре отдельных сдоев равновесного катализатора незначительна. Анализ "его частиц показал, что изменение свойств по радиусу свя'г зано со степенью старения шариков. Удельная поверх­ ность периферийного слоя шариков, у которых наиболее, сильно изменилась структура (кокс совершенно не уда-

36


ляется при регенерации), равна нулю, а поверхность их центральной части составляет около 80 м2 /г. У частиц, содержащих остаточный кокс, неравномерность старе­ ния также очень большая — отношение удельных по­ верхностей центральной части к периферийной достига­ ет 3.

В промышленных условиях спекание катализатора протекает в объеме частицы позонно. Шарик катализа­ тора содержит несколько четко очерченных сферических зон с разной степенью спекания. При ужесточении ус­ ловий эксплуатации содержание в равновесном катали­ заторе шариков с четко выраженными зонами спекания возрастает. Так, содержание таких шариков в циркули­ рующем катализаторе на установках, перерабатываю­ щих тяжелое сырье, около 70%, а на установках, перерабатывающих легкое сырье, — не более 6%. Сле­ довательно, активность катализатора уменьшается в ре­ зультате перегревов при регенерации. При повышении температуры регенерации и увеличении содержания в катализаторе кокса ширина зоны горения кокса умень­ шается. В этих условиях в очень узкой сферической об­ ласти выделяется огромное количество тепла, что и яв­ ляется причиной послойного спекания шарика катали­ затора.

Экспериментальное изучение причин разрушения и спекания катализатора позволило предположить сле­ дующий механизм его старения на промышленных уста­ новках при переработке тяжелого сырья. В первый пе­ риод работы, когда активность свежего катализатора еще высока, на нем накапливается большое количество

кокса —

10—12% и

более. При регенерации

активные

частицы

нагреваются

на 100—200 °С выше, чем основ­

ная масса менее активного циркулирующего

катализа­

тора. При этом активные частицы интенсивно

(и нерав­

номерно

по глубине)

спекаются, что сопровождается

большими потерями катализатора. Период стабилиза­ ции свойств катализатора заканчивается, когда его ак­ тивность понизится до уровня, обеспечивающего отно­

сительно

небольшое коксообразование и

регенерацию

без существенных перегревов. В дальнейшем

активность

катализатора

снижается

медленно,

расход

его

также

невелик

и определяется

главным

образом

истиранием.

Уменьшить

перегрев,

спекание

и

разрушение

ката-

37


лизатора можно следующими путями: более равномер­ но распределить сырье по всем частицам; сократить вы­ ход кокса при неизменной глубине крекинга; снизить закоксованность частиц путем распределения кокса по большей массе циркулирующего катализатора. Это до­ стигается разработкой и внедрением устройств, обеспе­ чивающих хорошее смешение парожидкостного сырья с катализатором, проведением процесса крекинга в две ступени, повышением температуры крекинга при соот­ ветственно уменьшенной длительности процесса, сек­ ционированием аппаратов на установках с кипящим слоем катализатора и др. Значительно меньше закоксовывается катализатор при певышении кратности его циркуляции. Однако это ведет к возрастанию общего выхода кокса; кроме того, увеличивается количество углеводородов, увлекаемых катализатором в регенера­ тор, и осложняется работа отпарной зоны реактора.

Повысить активность и уменьшить расход циркули­ рующего катализатора можно удалением полностью спекшихся неактивных шариков. Они не только являют­ ся балластом, но и приносят вред, так как способст­ вуют увеличению расхода активной части катализатора. С другой стороны, при крекинге тяжелого сырья целе­ сообразно добавлять катализатор, прошедший стабили­ зацию на установке, перерабатывающей легкое сырье. В этом случае перегрев добавляемых частиц умень­ шается. Такой метод применяется на некоторых заво­ дах при необходимости добавки сразу большого коли­ чества катализатора, а также при пополнении ежеднев­ ных потерь.

Увеличить равновесную активность и уменьшить расход катализатора при крекинге тяжелых видов сырья можно путем более жесткого предварительного прока­ ливания катализатора на катализаторной фабрике. При этом значительно увеличивается прочность катализато­ ра и уменьшаются потери его в процессе первоначаль­ ной стабилизации на промышленных установках. Еще более эффективно предварительное небольшое контро­ лируемое пропаривание. Так, катализатор, обработан­ ный водяным паром в течение 2 ч при 600°С, прочнее исходного на 2—3 кг на 1 частицу, он не растрескивает­ ся при регенерации в условиях, когда исходный образец разрушается на 20—30%. Пропаренный катализатор

38

более стабилен; при спекании

его удельная поверхность

уменьшается

медленнее, чем

у исходного

катализатора.

В результате

преимущество

товарного

катализатора,

имеющего большую удельную поверхность, быстро те­ ряется, и уже после 1 ч спекания при 850 °С удельная поверхность пропаренного образца на 60—70 м2 /г боль­ ше, чем исходного.

Повышение стабильности катализатора позволяет увеличить выход целевых продуктов (газа и бензина) примерно на 25 отн. %; одновременно повышается ка­ чество этих продуктов и уменьшается расход циркули­ рующего шарикового катализатора.

Наряду с необратимым изменением качества ката­ лизатора при его длительной эксплуатации происходит весьма значительная обратимая его дезактивация в те­ чение одного цикла крекинга вследствие накопления кокса на поверхности катализатора. При удалении кок­ совых отложений в процессе регенерации активность ка­ тализатора восстанавливается.

Р Е Г Е Н Е Р А Ц И Я КАТАЛИЗАТОРА

Сущность процесса регенерации катализатора — осторожное окисление кокса кислородом воздуха. При окислительной регенерации должна обеспечиваться це­ лостность структуры и свойств активной поверхности катализатора.

Окисление кокса представляет собой гетерогенную химическую реакцию, в которой участвуют газообразный кислород, твердый углерод и обедненные водородом высокомолекулярные углеводороды, расположенные на поверхности внутренних пор и на внешней поверхности частиц катализатора. Скорость реакции окисления кок­ са зависит от условий регенерации: температуры, удель­ ного расхода воздуха, количества отложенного кокса, концентрации кислорода в газовом потоке, скорости его подвода к зоне горения, отвода продуктов сгорания в реакционный объем, поровой структуры катализатора, содержания металлов на поверхности катализатора и др. В зависимости от условий окисление кокса может протекать в следующих трех основных областях: в ки­ нетической области, во внутренней диффузионной обла­ сти, во внешней диффузионной области.

39