Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
вынужденных колебаний |
гироскопа и корреляционной |
мат |
|||||||
рицей координат |
только |
вынужденных угловых |
колебаний |
||||||
гироскопа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая группа моментов обращается в нуль при равенст |
|||||||||
ве осевых / Л Ч = |
I Z l ; Вх |
= |
Ву |
= |
Вг |
и центробежных |
момен |
||
тов инерции рамок [ХіУі |
= |
I X l Z l |
= |
lUlZl |
= Вху = Bxz |
= |
Вуг |
= 0. |
|
Величины моментов |
этой |
группы не зависят |
от |
ампли |
тудно-частотной характеристики гироскопа, полностью определяясь угловыми скоростями движения объекта, цент робежными моментами инерции и неравенством осевых мо
ментов инерции |
рамок. По физической сущности |
—это мо |
|
менты сил инерции осестремительного ускорения. |
|
||
Д л я того чтобы обратились в нуль моменты второй и треть |
|||
ей групп, необходимо и достаточно, чтобы рамки |
карданового |
||
подвеса были |
взаимно перпендикулярны ß 0 = |
0 |
(III.12), |
отсутствовали центробежные моменты инерции, неперпенди кулярности осей и моменты сил трения.
Таким образом, при угловой вибрации объекта уход ги роскопа в кардановом подвесе будет отсутствовать, если эллипсоид инерции каждой из рамок и ротора будет пред ставлять сфероид, гироскоп будет свободным и идеально точ но изготовлен, а рамки взаимно перпендикулярны. Разуме ется, что ни одно из приведенных условий не может быть вы
полнено |
точно. |
|
|
|
|
Заметим, |
что характер |
движения |
основания |
оказывает |
|
существенное влияние на величины возмущающих |
моментов |
||||
Мѵ М„ |
М3 |
(см. (III.12)) |
и Ф х , Ф 2 |
(см. (III.47), |
(III.48)). |
При этом наиболее неблагоприятной является качка и уг
ловая |
вибрация |
объекта относительно |
главной оси гиро |
|||
скопа |
со^'. Если |
сс4? — 0> то |
первая и |
вторая |
группы |
мо |
ментов обращаются в нуль в выражении |
Ф 2 и |
существенно |
||||
уменьшаются в выражении Фѵ |
Наименьшее влияние на ги |
|||||
роскоп |
оказывает вибрация |
объекта |
относительно |
оси |
вращения наружной рамки. Она совсем не будет воздей ствовать (в рамках рассматриваемой задачи) на уход гироско па при отсутствии трения в опорах наружной рамки и ра венстве нулю центробежных моментов инерции І у г = I X l Z l = 0 (см. (III.12) и (111.47)).
Из всех перечисленных параметров наибольшее влияние на уход гироскопа оказывает неперпендикулярность рамок ß(0) карданового подвеса, поскольку в процессе эксплуата ции прибора угол ß может достигать десятков градусов.
Влияние рассматриваемых трех групп моментов на уход
76
гироскопа зависит от частоты вибрации. Рассмотрим такие интервалы частот возмущения со:
|
|
0 < - f « l ; |
- ^ » 1 ; 1 < х < ° ° - |
|
|
|
||||
Первый |
диапазон |
частот |
возмущения |
соответствует |
качке |
|||||
и низкочастотной |
вибрации, |
второй — резонансному |
слу |
|||||||
чаю и третий — высокочастотной вибрации. |
|
|
|
|||||||
Выражения (III.47) и (III.48), записанные в развернутом |
||||||||||
виде, чрезвычайно |
громоздки. Д л я качественного |
исследова |
||||||||
ния влияния технологических погрешностей на уход |
гиро |
|||||||||
скопа в |
кардановом подвесе |
при угловой |
вибрации |
вместо |
||||||
точных |
значений моментов, входящих |
в выражения |
( I I I . 12), |
|||||||
( I I 1.44), ( I I 1.47) — ( I I 1.49), |
будем рассматривать |
их |
услов |
|||||||
ные |
порядки, аналогично тому, как это сделано |
в |
работах |
|||||||
[42, |
43]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Под |
условным |
порядком |
какого-либо |
парамеіра |
будем |
понимать его приближенное значение. При этом удобно ана лизировать относительные величины. Если относительный параметр принимает значение нескольких единиц, десятков, сотен и т. д., то его условный порядок будем обозначать соответственно 10°, 10\ 102 и т. д. В качестве относительных осевых и центробежных моментов инерции будем рассмат ривать их отношение к моменту инерции ротора / . Дл я этого обе части анализируемых уравнений будем делить на / . Так как осевые моменты инерции рамок и ротора соизмери мы, то будем считать, что их относительные величины, обо значаемые X, имеют одинаковый условный порядок — 10°. Условный порядок относительных центробежных моментов
инерции обозначим LI (как следует |
из § 1 гл. Л, it = Ю - 2 ) , |
а величин неперпендикуляркостей |
осей — s {s — Ю - 3 — |
-10~4 ).
Будем рассматривать случай, когда амплитуды скоро стей и ускорений вибрации относительно всех осей соизме римы, следовательно, имеют одинаковый условный порядок, обозначаемый / 1 /сек и со/ 1/шс2 .
Порядок относительных коэффициентов демпфирования
|
обозначим п и будем считать |
равным |
10 — |
— Ю - 2 |
M сек. |
|
|
Примем sin ß(o) Ä ; ß о , cos ß ( 0 ) 1. |
|
|
|
При |
рассмотрении условных порядков |
величин |
в урав- |
76
нениях |
вместо знака равенства «= » будем пользоваться |
зна |
||
ком условного |
равенства «~» . В выражениях ( I I 1.44) |
р за |
||
меним |
на аз: ръ |
— (— со2); ръ — (— со3); р 4 — (со4). |
|
|
При |
этой форме анализа нет необходимости |
учитывать |
||
сдвиги фаз в системе и, следовательно, выделять |
веществен |
|||
ную и мнимую части при замене р на ja. |
|
|
Будем считать, что при суммировании нескольких вели чин, представленных в виде их условных порядков, условный порядок суммы определяется наибольшим условным по рядком, например:
10" - Н 0 ° ~ 1 0 1 ; |
101 |
+ |
10я ~ 10я ; |
| І + |
ц ~ ц, к |
+ ц ~ к, |
а при умножении |
|
|
|
|
|
|
10' • 10я |
~ |
103; |
10°102 ~ |
10я; |
X L I ~ |
ц. |
С учетом этого члены анализируемых уравнений примут сле дующий вид:
•^Y^ = уах |
~Ц |
(X — частота |
нутации); |
( ß „ - |
Ö,BX) aW |
|
|
|
|
~ ( |і — |
Ô2 )CÙ/; |
х ' г ' *' 'л |
~ ц / я и т. д. |
||
Очевидно, что рассмотрение вместо точных значений ве |
|||
личин их условных порядков позволяет сравнительно про |
сто провести качественный анализ влияния тех или иных
причин на уход гироскопа и определить порядок |
величины |
||||
угловой скорости ухода. |
|
|
|
|
|
Если не учитывать динамический дебаланс ротора, то |
|||||
условные порядки моментов |
(і = |
1, 2, 3) (см. (III.12)) |
|||
будут |
|
|
|
|
|
- T - ~ K ß o + |
n + s)ö> + n]A |
|
|||
- ^ ~ k |
> |
+ |
s)cö + |
rt]A |
(111.52) |
|
-f-~<ùf. |
|
|
||
Выражения условных |
порядков амплитуд скоростей аѵ |
||||
р\, Ау1 вынужденных |
колебаний |
гироскопа |
определим |
77
из формул |
(III.41 ) |
с |
учетом |
(III.15), (III . 42) |
и (III.52) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
K l ~ |
|
|
|
/ . . О |
I Q . |
, |
ЛСОа |
f> |
|
|
|
|
|
|
|
CO (СО3 |
— Ха ) + |
|
|
|
||
|
|
соЧ |
ß 0 |
+ |
+ |
s) |
х |
- f ЯСО (со -f- |
À) |
|
|
ß ' |
~ |
" |
|
|
tù(co2 — №) - f ntùa |
|
Л |
(111.53) |
|||
|
|
|
|
|
|||||||
со (coa - |
+ |
m3 |
(ßo + Ц + |
s) + |
ß„co4 (и- + |
s) + |
"ßotoX |
||||
|
|
|
|
|
СО (Ш2 — У) + |
ПСОа |
|
|
'• |
||
Д л я каждого из выделенных |
трех интервалов |
частот ве |
|||||||||
личины порядков а ъ |
ß\ |
и Ауг |
приведены в табл. 8. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
Отношение
f
&
f
/
|
|
|
|
|
|
|
|
Условный |
порядок |
|
|
|
|
||
|
со < < |
X |
|
|
|
|
со = X |
|
|
CO > |
l |
|
|||
CÛJ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
(ßo + |
|
И + |
s) |
+ |
- J - ( ß 0 + H + s ) + x |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ßo + |
H + * + |
- £ - |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Н |
г |
( ' |
|
+ |
т |
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f ( |
ß |
o |
+ |
x |
) |
|
+ |
• ^ - ( ß 0 |
+ p . + S ) + x |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
+ Т + £ - * + * |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
n |
|||||||
|
|
|
|
+ H + S + — |
|||||||||||
X + - J - ( ß o + H + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
A (ß„ + |
, i + S ) |
+ |
X + |
ß o + H |
+ |
s + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
+ |
S) + |
ßo - f |
- |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
ßo |
|
+ |
1 |
( û ! |
|
x ( ^ |
+ |
s + - J - ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспользовавшись теперь выражениями (III.47) — (III.49) и (III.52) — (III.53), а также табл. 8, нетрудно оце нить условные порядки величин моментов, входящих в выра
жения |
Ф1 |
и Ф 2 (табл. |
9). В табл. |
9 моменты, содержащие |
|
произведения угловых |
скоростей |
основания со,, |
а>/ (і, / = |
||
= X, у, |
г), |
относятся |
к первой группе моментов, |
содержа- |
78
щие |
о^со^, |
ßco*"', a,©*"', |
C^CD*', |
ß ^ i " ' , fi^y? ... |
относятся |
|||
ко |
второй |
группе и, |
наконец, |
моменты, |
|
пропорцио |
||
нальные |
произведениям |
ДуіО^, |
a,?, |
ß?, ß1 ß1 , |
относятся к |
|||
третьей |
группе. |
|
|
|
|
|
Условньп"і порядок величин возмущающих моментов при взаимно перпендикулярном положении рамок карданового подвеса легко оценить, положив ß ( 0 ) = 0. В этом случае уход гироскопа будет обусловлен только технологическими погрешностями и моментами сил вязкого трения. Причем уходы гироскопа, вызванные неперпендикулярностью осей и
вязким |
грением, будут соизмеримы, если |
s. |
|
к |
|
Как |
уже упоминалось,-ввиду малости порядок |
-^- можно |
рассматривать как предел целесообразного ужесточения до пусков на иеперпендикулярность осей карданового подвеса, если исходить из заданной величины динамического ухода гироскопа. Назначаемые в настоящее время [31, 57] требо
вания |
к неперпендикулярности осей карданового подвеса |
||
1—5' |
( Ю - 4 — Ю - 3 ) как раз и соответствуют |
этому |
пределу. |
Анализ табл. 8 и 9 показывает, что порядок |
отношения |
||
величины ухода гироскопа, обусловленного |
центробежными |
||
моментами инерции, к величине ухода гироскопа, |
вызванно |
||
го неперпендикуляриостью осей, равен |
Если воспользо |
||
ваться |
результатами § 1 гл. I I , то можно |
утверждать, что |
центробежные моменты инерции, возникающие из-за приня той схемы статической балансировки приборов, оказывают примерно на порядок большее влияние на уход гироскопа, чем неперпендикулярность его осей. В смысле динами
ческой |
точности гироскопа, непересекаемость осей |
кардано |
|||||
вого подвеса порядка 0,01—0,05 мм |
может иметь |
больший |
|||||
вес |
в |
уходе |
гироскопа, |
чем |
неперпендикулярность осей |
||
( Ю - 4 |
— Ю - 3 |
рад). Д л я |
того |
чтобы |
уменьшить |
влияние |
|
непересекаемости осей на |
уход гироскопа, целесообразно не |
ужесточать требования к величине непересекаемости, а из менять в случае необходимости конструкцию наружной рам ки, выполняя ее более симметричной и применяя более со вершенные схемы статической балансировки приборов, тем более что причиной неуравновешенности прибора, помимо непересекаемости осей, могут быть погрешности формы ша рикоподшипниковых узлов, навесные детали и т. п.
79