Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Проведенные здесь исследования носят в известной мере качественный характер, так как в работе не учитывается упругая податливость деталей гироскопа, которая заметно влияет на частоту свободных колебаний гироскопа [2].
Рассмотрим влияние динамического дебаланса ротора на движение гироскопа с непересекающимися осями кардано-
Рис. 23.
вого подвеса. Впервые такая задача решалась в работе [58]. В ней было показано, что если причиной динамического деба ланса ротора является его статическая неуравновешенность,
то возможен дополнительный |
уход |
гироскопа, обусловлен |
|
ный непересекаемостью осей |
карда нового |
подвеса. |
|
В данной работе приведем более простой, чем в статье |
|||
[581, вывод расчетных формул. |
|
|
|
Покажем, что рассматриваемый |
уход |
гироскопа будет |
происходить только относительно оси врашения_внутренней рамки. Рассмотрим гироскоп, у которого оси в начальном положении взаимно перпендикулярны, но не пересекаются
(рис. 23). |
Координаты центра |
инерции внутренней |
рамки |
||
в системе |
координат, связанной |
с наружной |
рамкой, |
обо |
|
значим хъ |
ух, zv |
а положение точки симметрии ротора в си |
|||
стеме, связанной |
с кожухом гиромотора, х2, |
уг, z2. |
Поло |
жение неуравновешенной массы в роторе зададим координа тами г 8 и х 3 .
При вращении рамок и ротора на неуравновешенную мас су будут действовать три силы инерции: вращательного,
90
осестремительного и поворотного ускорений. Сила инерции осестремительного ускорения, обусловленного вращением ротора с угловой скоростью у, на несколько порядков больше остальных сил инерции и равна
|
|
Fx, = |
ту% = F. |
|
(III.66) |
||
Проекции |
этой силы на оси, связанные с кожухом гиро |
||||||
мотора (х2, у2, |
22) и наружной |
рамкой (хх, |
ух, zx), |
равны |
|||
(рис. 23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Fx, |
= |
Fx, = |
F cos у; |
|
|
|
Fyi = F sin y, Fffl |
= Fyt |
cos ß = F cos ß sin y; |
(111.67) |
||||
Fz, = |
0, FZt = |
— F ^ s i n ß = — F sin ß sin y. |
|
||||
Координаты неуравновешенной массы в системах |
коорди |
||||||
нат, связанных с рамками: |
|
|
|
||||
%2т ~ Х2 4~ Х3 |
COS у, Х\т |
~ Хх-\- |
Х2т\ |
|
|
||
У2т = У2 + Х3 |
Sin у, уШ |
= уг |
+ у2„г COS ?> + Zzm Sin ß; |
(111.68) |
|||
Zun — Z2-{- Z3, |
Z\m |
= Zx |
— y2m sin ß 4" Z 2 m |
COS ß. |
|
С учетом (III.67), (III.68) моменты центробежной силы отно сительно осей кожуха имеют вид
МХг |
= — Z2mFyl |
= |
— Z2mF smy, |
|
My, = zbnFXi |
= |
z2mF |
cos у; |
|
М г і = X2,„F,j2 |
— г/гш^, = |
F (x2 |
sin y — y2 cos 7). (III.69) |
Моменты центробежной силы относительно оси вращения наружной рамки могут быть представлены в форме
My, = МУш cos ß 4- MZl sin ß 4- zxFXl — xxFZi = = F {[zx 4- (г2 4- 2g) cos ß] cos у 4-
4- [{x2 4- Xi) sin y — y2 cos у] sin ß}.
Если |
момент МУі |
разложить в ряд по переменной |
ß = |
|||
= ß 0 |
4- |
ß. |
то получим с точностью, до величин второго |
по |
||
рядка |
малости |
|
|
|
||
МУі Ä ; |
F {[zx 4- (z2 |
4- z3 ) cos ß0 ] cos y 4- [(* 2 4- xx) |
sin v — |
|||
|
— ya |
cos v] sin ß0 } 4- Fßx {— (ZB 4- г3 ) sin ß 0 cos у + |
|
|||
|
|
|
4- l(x2 4- Xj) sin у — y2 cos y] cos ß 0 } . |
(111.70) |
91
Подставив моменты Мх, и МУі в правые части уравнений (III.59) с учетом (III.60), можно убедиться, что часть момен
та МУі относительно |
оси наружной |
рамки |
|
Ms, = ^ ß i ( — |
г з s'n |
ßo cos у + |
[(*2 4- xj sin у — |
|
— g2 |
cos у] cos |
ß0 } |
будет содержать постоянную составляющую, которая вызо вет уход гироскопа относительно оси вращения внутренней рамки. Заметим, что этот уход гироскопа будет иметь место и тогда, когда ротор гироскопа уравновешен динамически, но имеется статическая неуравновешенность, вызванная тем, что неуравновешенная масса лежит в экваториальной плос кости симметрии ротора, т. е. г3 = 0, х3 Ф 0.
Таким образом, причиной ухода гироскопа с непересекаю щимися осями является статическая неуравновешенность ротора гироскопа, обуславливающая появление центробеж ной силы, приложенной к ротору, и создающая постоянную составляющую момента относительно оси вращения наруж ной рамки, которая не обращается в нуль и при взаимно перпендикулярном положении рамок карданового подвеса
(ßo |
= |
0). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценим порядок рассматриваемого ухода гироскопа для |
||||||||||||
случая, когда координаты хъ |
уь |
гъ |
г3 |
имеют условный |
п о - |
||||||||
рядок |
10° см; |
х2 = |
у., |
= |
z2 = |
0; у |
~ |
103 |
1/сек; |
{AB — |
I)2 |
~ |
|
~ |
10° Гсмсек2 |
и статический |
дебаланс задан |
в виде тх3 |
= |
||||||||
= |
— |
х3 ~ Ю - 3 гсм. |
Порядок |
этого |
ухода гироскопа |
будет |
|||||||
($) |
~ |
10 |
1/сек; |
{а) |
= 0. |
Следовательно, |
при |
стати |
ческой балансировке прибора заданным смещением гиромотора порядок угловой скорости ухода гироскопа относитель
но оси |
внутренней рамки не превысит Ю - 7 |
1/сек. Если |
же |
непересекаемость осей равна 0,01—0,05 мм, |
т. е. координаты |
||
хѵ Уи гѵ |
х2> b'ai2 2 имеют условный порядок |
Ю - 3 см, а г3 |
~ |
~10° 1/сек, то при прочих равных условиях порядок ухода
будет (ß) ~ |
10 1 0 1/сек. |
Таким уходом можно пренебречь |
|
даже в прецизионных |
гироприборах. |
|
|
Таким образом, если при проектировании |
гироприборов |
||
необходимо |
компенсировать значительные |
моменты деба |
ланса либо смещать центр инерции гиромотора на заданную величину относительно осей вращения рамок (в гироинтеграторах линейных ускорений, гиромаятниках), то возникает вопрос, какому способу балансировки (дополнительными
92
грузами или смещением гиромотора) либо какому способу смещения центра инерции гиромотора (смещением места при соединения цапф или присоединением дополнительного гру за) следует отдать предпочтение. При рассмотрении этих вопросов необходимо помнить следующее. В случае присоеди нения дополнительных грузов приращение осевых и центро бежных моментов будет больше, чем при соответствующем смещении гиромотора (см. § 1 гл. I I ) . Увеличение моментов инерции (особенно центробежных) значительно увеличивает при качке и вибрации уход гироскопа относительно обеих осей вращения карданового подвеса (см. § 1 гл . III) . Смеще ние же гиромотора при наличии статической неуравновешен ности последнего вызывает дополнительный уход гироскопа только относительно оси вращения внутренней рамки. По этому предпочтение следует отдавать способам, предусмат ривающим смещение гиромотора, а не присоединение до полнительных грузов.
§ 3. Влияние люфтов на уходы гироскопов при вибрации основания
В кардановом подвесе гироскопов в качестве опор осей вращения рамок и ротора чаще всего1 применяют шарикопод шипники различных типов [31]. Шарикоподшипники глав
ной оси садятся с натягом и люфты |
в опорах |
главной оси |
не допускаются, поскольку при их |
наличии |
наблюдается |
[18] недопустимо большой уровень вибраций гиромотора, а также значительный уход гироскопа. Шарикоподшипнико вые опоры рамок карданового подвеса выполняют с задан ными осевыми и радиальными люфтами (зазорами), для того чтобы обеспечить малые величины моментов сил сухого тре ния и исключить заклинивание шарикоподшипников при деформациях деталей гироприборов, возникающих из-за неравномерного нагрева прибора в процессе его работы [31]. Обычно величины осевых люфтов не превышают (30—50) X
X КГ* см [18].
Необходимо подчеркнуть, что люфты в опорах ротора, внутренней и наружной рамок по-разному влияют на дви жение гироприбора [31]. Наибольшее воздействие на точ ность приборов оказывает смещение в пределах люфтов ротора гиромотора, поскольку в этом случае могут воз никнуть возмущающие моменты относительно осей враще ния обеих рамок карданового подвеса. Смещение гиромотора
93