Файл: Павловский М.А. Влияние погрешностей изготовления и сборки гироприборов на их точность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
в пределах люфтов опор внутренней рамки может вызвать возмущающий момент только относительно оси вращения наружной рамки. Перемещение же наружной рамки вместе с гиромотором в пределах люфтов ее опор не изменяет взаим ное положение центров инерции системы относительно точки подвеса. Следовательно, в этом случае дополнительные внеш ние моменты относительно точки подвеса не возникнут.
Формулы для |
вычисления этих моментов, появляющихся |
под действием |
силы тяжести или при ускоренном движе |
нии объекта, приведены в работе [31]. Заметим, что при ускоренном движении объекта наряду с люфтовыми необхо димо учитывать и упругие смещения деталей гироскопа, так как при больших ускорениях (порядка нескольких g) они могут оказаться соизмеримыми. Эти моменты могут быть существенно уменьшены в изотропной конструкции гироприбора, в которой смещение центра инерции происхо дит в направлении действия силы. Условием изотропности является выполнение принципа равной жесткости для каж дой из деталей прибора_(рамок, ротора), а также обеспечение равенства радиальных и осевых люфтов в опорах.
В данной работе рассмотрим три частные задачи о влия нии люфтов в опорах ротора, внутренней и наружной ра мок на движение гироскопа при вибрации основания.
Люфты в опорах главной оси
Задача о влиянии упругих и люфтовых смещений ротора на точность работы гироприбора решалась [б] для случая, когда главная ось гироскопа в начальный момент времени лежит в горизонтальной плоскости, а ускорение вибрации задано в плоскости осей вращения ротора и наружной рам ки карданового подвеса (рис. 24). Упругое и люфтовое сме щение ротора учитывалось только в осевом направлении, т. е. радиальная жесткость гироскопа принималась равной бес конечности. В связи с этим можно считать, что полученные в работе [6] формулы позволяют оценить сверху максималь но возможное значение возмущающего момента, действую щего относительно оси вращения внутренней рамки карда нового подвеса. Конечная формула для постоянной состав
ляющей момента приведена в работе [6] для случая, |
когда |
|||
амплитуда |
вынужденных |
поступательных |
колебаний |
рото |
ра в осевом направлении |
значительно превосходит величи |
|||
ну люфта, |
и в обозначениях, принятых |
нами, имеет вид |
94
(см. рис. |
24) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
nizgn sin |
% [ ng COS 0(, |
± |
(111.71) |
|||
|
|
|
|
(Mxt> |
|
|
|
|
|
|
||
где |
m 3 |
— масса |
ротора; |
n |
= |
|
|
вибрационная |
пере |
|||
грузка; Wa — амплитуда |
ускорения вибрации; ш — часто |
|||||||||||
та |
вибрации; |
со0 — частота |
собствен |
У |
|
|||||||
ных |
упругих |
колебаний |
ротора |
в осе |
|
|||||||
вом направлении; Д 3 0 — величина осе |
1 щ |
|
||||||||||
вого |
люфта |
в |
опорах |
главной |
оси; |
|
|
|||||
Ѳй — угол, характеризующий |
направ |
|
|
|||||||||
ление |
вектора |
ускорений |
вибрации. |
|
- X |
|||||||
|
В |
формуле |
(III.71) |
знак |
«плюс» |
|
||||||
берется |
|
при |
|
1, а «минус» — при |
|
\ z |
||||||
(Ù > |
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ш0 |
Если |
учесть, |
что ngcos |
Ѳе |
= |
а ш 2 |
Рис. |
W |
||||
(а — амплитуда |
вибрации, направлен- |
24. |
||||||||||
ной |
по |
главной |
оси), то |
отношение |
|
|
||||||
ѵм |
момента, обусловленного люфтовыми смещениями, |
к мо |
менту, вызванному упругими деформациями, можно пред
ставить в |
виде |
|
|
4А3 0 Шо |
(111.72) |
|
наш2 |
|
|
|
|
Люфты в опорах оси вращения внутренней рамки |
|
|
Задача |
о влиянии люфтов в опорах оси вращения внут |
ренней рамки на уход гироскопа при круговой низкочастот ной вибрации, происходящей Е горизонтальной плоскости и вертикальном положении оси вращения наружной рамки, решена в работе [27]. В этой работе оценено также влияние момента, возникающего при соударении рамок, на уход гироскопа. Показано, что при величине амплитуд вибрации,
большей величины осевого люфта, возмущающий |
момент |
|
от соударения |
рамок всегда меньше возмущающего момента, |
|
порождаемого |
люфтовыми смещениями, и может не |
прини |
маться в расчет. Причиной появления возмущающего мо мента при круговой вибрации основания является сдвиг
9 5
фаз между колебаниями внутренней и наружной рамок. Расчетная формула для определения постоянной составляю щей момента, действующего относительно оси вращения на ружной рамки (при малых углах ß ) , c точностью до обозна чений имеет вид
|
( A U = |
О Ч + ^ Д " |
[л2 0 зіпя|,0 |
+ |
|
|||
|
+ а |
(\ — cosіро — i)) 0 sinip 0 + |
|
) — |
|
|||
- |
A2r |
( ] / l + |
-± |
] / c o s 2 ^p0 - |
4" ) 1 • |
<IIL73) |
||
где (m2 -f- m3) |
— масса гиромотора, n = |
|
перегрузка |
|||||
круговой |
вибрации, а — амплитуда вибрации, Аго, |
А 2 г — |
||||||
осевой и |
радиальный |
люфты |
в |
опоре внутренней |
рамки; |
|||
я|}0 — фазовый |
угол. |
|
|
|
|
|
|
|
Решим в развитие работы [27] задачу |
о влиянии люфтов |
|||||||
в опорах оси вращения внутренней рамки при |
произвольной |
гармонической вибрации, заданной в горизонтальной плос кости, с учетом упругой податливосіи деталей гироскопа. Будем рассматривать случай, когда частота собственных упругих колебаний гироскопа значительно превосходит ча стоту вибрации, что характерно для низкочастотной вибра ции основания (десятки герц).
В этом случае амплитуда вибрации основания при боль ших перегрузках будет значительно больше амплитуды вы нужденных колебаний гироскопа.
Найдем при заданных условиях величину возмущаю щего момента, действующего относительно оси вращения
наружной рамки. |
|
Движение основания |
зададим в |
виде |
2 |
= |
a sin at, X = b sin (at |
+ s), |
(III.74) |
где a, b — амплитуды вибрации, e — сдвиг фаз. Пренебрегая люфтами в опорах наружной рамки, ее
упругую деформацию определим из выражений
|
|
|
Fz |
т а ю 2 sin i|) |
|
|
||
|
г " |
- |
с. |
- - |
С . |
|
|
(111.75) |
|
|
|
|
môco2 sin |
-f- |
e) |
||
|
|
|
|
|
||||
1 1 |
~ |
|
cX i |
- |
cXi |
|
|
|
Здесь і|з = со^; Fx, |
Fz |
— силы |
инерции |
переносного движе |
||||
ния основания, |
m = |
тх |
-)- тг |
та; |
т( |
— масса наружной |
96
(ï = |
1), |
внутренней (i = 2) рамок |
и |
ротора |
(/ = |
3), |
CXl, |
||
Сг, — суммарные жесткости |
наружной |
рамки и ее подшип |
|||||||
ников по соответствующим осям, определяемые |
выражения |
||||||||
ми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
~СГ |
= ~Сг |
~ Щ Г ' |
~СГ = |
~С~ |
+ ~2С7~ ' |
( ш - 7 6 ) |
||
|
z i |
z H |
z n |
xt |
хн |
хп |
|
|
|
где |
Схп, |
CZ ( I — жесткости |
наружной |
рамки; |
СХп, |
С2п |
— |
соответствующие жесткости шарикоподшипников опор на
ружной |
рамки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставив (III.76) в |
(III.75), |
получим |
|
|
|||||
|
г и = |
maco2 sintyl |
-g— + -^—) |
|
= z',, + |
|
ги; |
||
|
|
|
' |
г н |
г п |
' |
|
|
|
= |
|
/ 1 |
f- |
1 |
\ |
. |
. |
< ш - 7 7 > |
|
mbcù2 sin (i)) + e) |
- g |
— |
j = |
*„ + |
* n . |
||||
Слагаемые zu, хц в выражениях (III.77) не будут влиять |
|||||||||
на величину |
момента |
упругого |
дебаланса |
относительно |
|||||
оси вращения наружной рамки, так |
как они |
характери |
|||||||
зуют упругое |
смещение |
оси вращения |
рамки |
параллельно |
первоначальному положению. Поскольку частота собствен
ных |
упругих колебаний гироскопа со0 |
^> © , то абсолютное |
|||||
ускорение наружной рамки |
будет определяться |
в |
основ |
||||
ном |
переносным |
ускорением |
объекта, |
т. е. |
|
|
|
|
гг = |
г -+- г и та z, |
хг = х + |
х1г |
та х. |
|
(III.78) |
Рассмотрим теперь движение внутренней рамки. Выяс |
|||||||
ним прежде всего характер ее движения в пределах |
|
осевого |
|||||
люфта А 2 0 . При замедленном движении |
наружной |
рамки |
|||||
(х < |
0) внутренняя рамка прижимается |
к правому |
шарико |
подшипнику, перемещаясь относительно наружной на вели чину осевого люфта. При х > 0 внутренняя рамка прижи мается к левому подшипнику. Отход внутренней рамки от наружной будет происходить при изменении знака ускоре ния X, т. е. в момент, когда скорость х достигает максималь ного значения. Затем внутренняя рамка будет двигаться равномерно в пределах люфта до соприкосновения с наруж ной (см. рис. 25). Непосредственно из рис. 25 легко полу чить равенство для определения времени выборки осевого люфта
А 2 0 + Ъ Sin % + Хх = &ф0 + XimaxT, |
(111.79) |
где ор0 = шт.
4 2-2675 |
97 |
Учитывая |
выражение |
( I I 1.74), |
уравнение |
( I I 1.79) можно |
|||||||
записать |
в виде, |
аналогичном |
приведенному |
в работе |
[27] |
||||||
|
|
|
A a o |
+ |
6 1 sini|j 0 = |
61 i|)e , |
|
|
(111.80) |
||
|
/ |
-I . |
т ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
где Ьх = |
Ъ [1 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разлагая |
в (III.79) |
sin i|)0 в |
ряд по я|)0 |
и |
ограничиваясь |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
первыми двумя |
членами |
|||
|
|
|
|
|
|
|
разложения, |
нетрудно |
|||
|
|
|
|
|
|
|
найти |
следующую |
фор |
||
|
|
|
|
|
|
|
мулу: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 > n » î / - ^ . |
(111.81) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
В момент, когда |
внут |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ренняя |
рамка |
соприка- |
/ F4
Рис. 25. Рис. 26.
сается с наружной, на нее действуют силы инерции, вызывая ее прогиб. Таким образом, перемещение внутренней рамки состоит из упругой деформации х21 и перемещения в пре делах осевого люфта х22, определяемых по формулам
Хпп 2
Д2о
2
6x sin(T|) + e) — &!(яр |
+ е) при |
0 < I J ) < T | > 1 ; |
|
|
при |
г | ) 1 < і | ) < л — - е ; |
|
- ^ s i n ^ - f - e ) — &і (-Ф + е — я) |
|
||
|
при |
л — е < і | ; < л; |
|
І.Щ + т з ) ^ і " 2 |
sin Сф + |
в) |
^ g 2 ^ |
98