Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Испытания двух буровых рам различного типа пока зали, что определенный ответ можно дать лишь для кон кретных условий, поскольку каждая рама имела свои преимущества и недостатки. Рама, смонтированная на рельсовой тележке, оставалась в тоннеле постоянно, в ре зультате чего представилась возможность сократить время между циклами, тогда как буровая рама на пнев моходу должна быть выведена из тоннеля, поскольку ширина рамы и породоуборочного комплекса составляла более половины ширины тоннеля. Однако вследствие вы сокой маневренности оборудования на пневмоходу стро-. ители имели возможность организовать сооружение од ного тоннеля с двух порталов с использованием одного оборудования. Кроме того, перемещение буровой рамы на рельсовом ходу оказалось более сложным, так как было необходимо иметь специальную тележку и транс портное оборудование.
Следует отметить, что в большинстве случаев при выборе типа буровой рамы может быть предложено не сколько вариантов. В каждом конкретном случае необ ходимо производить технико-экономический анализ в со ответствии с его специфическими условиями, поскольку применение буровой рамы должно быть оправдано эко номически.
Б у р и л ь н ы е ма шины. Для бурения шпуров в за бое раму оборудуют необходимым числом бурильных ма шин. В зависимости от выбранного метода обуривания забоя для бурения шпуров с буровой рамы приме няют либо легкие ручные бурильные машины с пневмо поддержками, либо тяжелые колонковые бурильные машины.
Бурильщики, обслуживающие ручные бурильные ма шины с пневмоподдержками, размещаются на этажах рамы так, чтобы каждому бурильщику можно было про: буривать одинаковое количество шпурометров.
На рис. 17, а показана зависимость площади забоя, приходящаяся на одну легкую бурильную машину от площади сечения выработки. Как видно из рис. 17, а, с увеличением поперечного сечения выработки площадь забоя, приходящаяся на одну бурильную машину, воз растает.
В табл.. 9 приведены характеристики легких отече ственных бурильных машин, которые могут быть исполь
39
зованы для бурения шпуров с буровой рамы при помощи пневмоподдержек (кроме ПР-13Л).
Большинство отечественных бурильных машин пред назначено для бурения шпуров с помощью центральной промывки или продувки сжатым воздухом. В машинах
Рис. 17. Зависимость площади забоя, при ходящейся на одну бурильную машину, от площади сечения выработки:
а — при |
применении легких бурильных машин; |
б — при |
применении тяжелых колонковых бу |
|
рильных машин |
ПР-ЗОЛБ, ПР-18ЛБ, ПР-24ЛБ, ПРП-24ЛБ буровая ме лочь удаляется с помощью боковой промывки. Буриль ная машина ПР-ЗОКС предназначена для сухого беспыльного бурения шпуров.
40
Техническая характеристика бурильных машин
41
За рубежом наиболее распространены бурильные ма
шины, |
технические характеристики которых приведены |
в табл. |
10. Анализ передовой практики сооружения тон |
нелей показывает, что наибольшую скорость бурения обеспечивают ручные бурильные машины, выпускаемые фирмами «Атлас Копко» и «Клаймакс». ,
Для бурения шпуров в забое выработки большого се чения буровая рама может быть оборудована также ко лонковыми бурильными машинами. В этом случае бу рильные машины монтируют на консолях колонок или выносных стрелах. Вследствие более высокой произво дительности колонковых бурильных машин площадь за боя, приходящаяся на одну машину, принимается боль шей, чем в случае применения ручных машин (см. рис. 17, б).
Масса бурильных машин, применяемых для этой цели (ПК-50, КС-50), составляет 30—50 кг. За рубежом в аналогичных условиях наибольшее распространение по лучили колонковые машины фирм «Гарднер-Денвер» и «Ингерсолл-Раид». Ввиду большой массы бурильных машин с податчиками и манипуляторами, а также вслед ствие необходимости погашения усилий, возникающих от вибрации этих машин, конструкция рамы должна обес печивать большую грузоподъемность, в результате чего нередко оказывается весьма громоздкой. Например, мас са буровой рамы, применяемой для обуривания забоя тоннеля Монблан со стороны Франции, составляла 80 т без оборудования.
Шведской фирмой «Атлас-Копко» совместно с фир мой «Сандвик Иернверк» разработан метод бурения шпуров, с лестничных направляющих. Сущность этого метода заключается в том, что легкие бурильные маши ны на пневмоподдержках устанавливают на узких ме таллических рамах, состоящих из двух прогонов с поперечными связями из уголкового железа. Прогоны приваривают к скобам на вертикальных стойках буровой рамы (рис. 18). Подачу бурильной машины в забой осу ществляют на салазках по направляющим, приваренным к поперечным связям рамы (рис. 19). Для обслужива ния 14—16 бурильных машин, установленных на направ ляющих, необходимо 7—8 человек.
Основные преимущества бурения шпуров с направля ющих сводятся к следующему: снижается трудоемкость
42
|
Техническая характеристика бурильных машин
|
Размеры хвосто вика, мм |
|
|
|
Способ удаления шлама |
|
|
|
|
hhw/ 8n |
|
‘BXKtfCOB tfoXOBrf |
|||
) |
давлениипри |
|
|
враЧастота мин/об(щения |
зто/элн L |
||
|
|
||
|
|
, wo/ cjh g |
|
1 |
давлении1 |
|
|
ударовЧисло примин1вj |
jWO/OJH |
1 |
|
|
|
||
|
|
,wo/oJH |
g |
ни ‘кнтбои tfox
NW ‘BHradou diaWBiitf
ww 'вниіг^1
JH ‘ВЭЭВДО
Страна, завод-изготовитель Марка или фирма
22X 108 |
22X 108 |
2 2 x 1 0 8 |
|
22X108 22X108 |
22X83 |
22X83 |
22X108 2 2 x 1 0 8 2 2 x 1 0 8 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 |
22X108 22X108 |
|
H. Д- H. д. Промывка осевая |
То же |
» |
Боковая промывка |
Продувка осевая Промывка осевая |
Продувка осевая |
Промывка осевая |
То же |
» * * » » » » э » э |
Продувка осевая і То же |
СОю |
f •—< | — |
| со |
ю |
о |
со |
04 сосо0404 сосог*»’tt« со |
t-.** |
||
cooeoco |
со |
||||||||
|
|
Ol |
Л |
|
|
N |
со |
— — ——04 04 СОСОf СО |
С4 СО |
1 i l l 1 ° i s 1 1 |
1 |
1 1 |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
I I |
|||||
S 1- - 1- 1- 1 1 ” |
” |
^ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 I I |
|||||||
2540 |
2550 |
2450 |
3500 |
|
|
2 760' |
3050 |
3500 |
|
О О О О |
о |
о |
о |
|
О О СОЮ ІО |
ІО |
1f |
||
Ю О СОсо 104 |
1О |
' о |
||
— 04 04 04 |
04 |
СО |
С4 |
|
|
04 |
|
|
— |
О |
СО |
|
ІО |
|
I ЮСО ІО |
I - |
|||
w |
i f e |
1Ti« |
1СО 100 |
|
|
££ |
|
|
со |
|
|
|
|
СО |
О О СОО 1О 1Ю 1 - |
||||
О СОІЯ С- 1О 1t*» |
1О |
|||
|
|
|
|
СО |
|
О О О |
О |
О |
О |
|
W N - |
о |
оі |
е |
|
WVW |
Г |
^ |
Ю |
СОЮООСО ОСО О СО— |
||||
О 04 —СОЮО О —со |
||||
— 04 —04 04 |
——04 04— |
|||
ЕДК -60 |
«Геркулес» ВН-1 1 Н-20 |
Н-20 |
НВ-50 Бергмейстер» |
33 |
|
|
|
« |
Канада. «ГарднерДенвер»' |
ЧССР |
ГДР ФРГ, «Бойлер» |
|
кДемаг» |
о о о о о о о о о о о о о |
о о |
||||
О |
04 |
ООЮЮЮОООООіб |
о о |
||
О |
о |
C)0(ß(ß<OWOOeO~N |
сио |
||
04 |
04 0404040404С404С404С4СО |
—04 |
|||
|
|
|
СО |
|
|
со |
Г» |
Ю —ООООО ОсОО © |
1 |
||
f |
ю |
|
|
|
со 1 |
Г- |
Ю- |
|
1Л |
|
, |
СО |
lOtintOIAißiDtOOOO |
Г» | |
|||
ІЯ |
СО |
С—^ ^ |
•<* соСОСО1*- С-» о |
со |
|
|
04 |
|
|
|
|
СО |
СО |
OCOOWWOOOOOO |
t4со |
||
о |
т}* —c o o v - e c o v e N to o |
о со |
|||
CO |
|
tO’^lOrpflOCOCOtOf'-lO |
сою |
||
(О |
СО |
©СОСО —04 © О4СОС0 —О |
N ѵ |
||
СО |
Г- |
04 О 00 ——0004 ■'S*соо ^ |
соо |
||
— |
— |
04— |
— — —04 04 04 04 04 |
04СО |
|
|
|
|
|
|
• |
27 |
37 |
RH -754-1W |
BBD-1 1WH BBD-1 1LT BBD-12LH BBD-12WH R H 57I-3L RH656-4W RH658-4L ВВС-16W BBC-25W Т -10 |
«Холмен» РЦ7-300 |
|
США, «Джой Сулливан» |
«Джой Сулливан» |
Швеция, «Атлас |
Копко» |
Финляндия, «Тампелла» |
Англия, «Клайнакс» |
43
бурения шпуров в результате обслуживания двух бу рильных машин одним рабочим; повышается скорость бурения вследствие улучшения условий труда и распо-
Рис. 18. Буровая рама на рельсовом ходу, оборудованная лестничными направляющими
ложения машины в одну линию с пневмоподдержкой; уменьшается утомляемость рабочих; уменьшается время на замену штанг; повышается точность бурения и появ ляется возможность быстрой замены вышедшей из строя бурильной машины.
Данный метод обуривания забоя был впервые приме нен при сооружении подводящего тоннеля ГЭС Сталуне [58]. Тоннель площадью сечения 60 м2 и длиной 17,7 км был сооружен в крепких кварцитах. Буровая рама была оборудована 16 легкими бурильными машинами фирмы «Атлас Копко», которые были установлены на лестнич-
44
'^^ЧЧАЧЧ^Ч^чС\\ѴХЧЧАЧ\ХчЧ^\\
Узел I
Рис. 19. Конструкция направляющих лестниц
ных направляющих. Бурильные машины обслуживали 8 рабочих, которые выполняли весь цикл работ — буре ние, заряжание и погрузку породы.
При сравнении различных способов бурения.со ско ростью 50 см/мин в условиях сооружения тоннеля в Сталуне производительность одного бурильщика составила, м/ч:
Бурит один рабочий одной |
бурильной |
машиной с |
пневмоподдержки..................................................... |
|
19,5 |
Бурит один рабочий двумя |
бурильными |
машинами |
с автоподачей без поддержки лестничного типа |
. 30,5 |
Бурит один рабочий двумя бурильными машинами |
|
с поддержек лестничного типа............................... |
39,0 |
Применение поддержек лестничного типа позволило на 30% сократить общее время бурения шпуров и зна чительно снизить трудоемкость разработки 1 м3 скаль ной породы тоннеля (табл. 11).
Таблица 11
|
Площадь |
Протяженность |
Трудоемкость |
|
|
разработки |
|||
Тоннель |
сечения, |
одного забоя, |
||
1 м3 породы, |
||||
|
м* |
м |
чел.-ч |
|
Харрселе ............................... |
130 |
3350 |
0,454 |
|
Рамселе .................................. |
116 |
1170 |
0,408 |
|
Сталун (заб ой )........................... |
60 |
1070 |
0,403 |
Средняя скорость сооружения тоннеля в Сталуне дли ной 17,7 км составила 9,45 м/сут.
Разработанный в 1960 г. в Швеции способ бурения шпуров при помощи лестничных направляющих быстро завоевал всемирную известность. Этот метод широко ра спространен в Швеции, Финляндии, Норвегии и некото рых других странах, а в настоящее время известно много случаев применения этого способа в США и Канаде.
46
Так, например, при сооружении тоннелей площадью сечения 86—100 м2 ГЭС Маникуара (Канада) и Эль-Ин- фьермильо (Мексика) -был применен способ бурения шпуров ручными бурильными машинами с лестничных направляющих. В обоих случаях буровая рама была обо рудована 22 бурильными машинами, которые обслужи вали 15 рабочих. За сутки в среднем выполняли два проходческих цикла, что составляло около 9 м подвигания забоя.
В Советском Союзе буровая рама, оборудованная ручными бурильными машинами (ПР-24Л) с лестничны ми направляющими, была применена при разработке верхней части отводящего тоннеля Чиркейской ГЭС.
Выб о р с п о с о б а о б у р и в а н и я т о н н е л я . При менение определенного типа бурильных машин в соче тании с соответствующей конструкцией буровой рамы обусловливает способ обуривания выработки.
В соответствии с принятой в отечественной и зару бежной литературе терминологией сооружение вырабо ток большого сечения на полный профиль по способу обуривания забоев можно подразделить на две большие группы: легким бурильным оборудованием (шведский способ) и тяжелым бурильным оборудованием (амери канский способ обуривания забоев).
Шведский способ обуривания забоя характеризуется применением легкой, многоэтажной, передвижной буро вой рамы, преимущественно на автономном ходу и лег ких ручных бурильных машин с пиевмоподдержками, а также использованием глубоких шпуров.
Способ обуривания забоев легкими ручными буриль ными машинами в последнее время стал доминирующим в Европе в результате следующих экономических преи муществ: оборудование требует меньших капитальных затрат; небольшая масса бурильных машин допускает обслуживание их одним человеком и облегчает труд ра бочих; применение глубоких шпуров открывает возмож ность достижения высоких скоростей сооружения выработки.
Используя этот метод в Швеции при сооружении от водящего тоннеля ГЭС Сторнорфорс сечением 390 м2, был установлен мировой рекорд по объему вынутой за месяц (20 дней) породы — более 25 тыс. м3.
Американский способ сооружения выработок характе
47
ризуется применением для обуриваиия забоев тяжелых колонковых бурильных машин с автоматической подачей на забой, установленных на буровых рамах большой гру зонесущей способности. Применение мощных, высокопро изводительных бурильных машин обусловливает быстрое обуривание забоя даже в очень крепких породах, что яв ляется основой высоких скоростей сооружения вырабо ток. Другой, в некоторой степени характерной чертой американского способа является применение прямого вруба из одной или двух скважин диаметром от 100 до 200 мм. Эти скважины бурят в центре забоя тяжелой бу рильной машиной, которую монтируют на буровой раме. Бурение этих скважин синхронизируется по времени бу рения с остальными шпурами. Врубовую скважину не заряжают, она служит для лучшего дробления и получе ния высокого к. и. ш.
Недостатками американского способа работ являются большие капитальные затраты на оборудование, громозд кость его при сооружении выработок большого сечения, необходимость наличия рабочих высокой квалификации.
Способ обуриваиия забоя тяжелыми колонковыми бу рильными машинами широко распространен в США, Ка наде, Франции, где средняя скорость сооружения тонне лей достигла 12—15 м/сут. При сооружении тоннеля Юкамбин-Тумут (Австралия) при строительстве энерго системы в районе Снежных гор был установлен рекорд скорости — 30,5 м/сут и 147,5 м/нед, в то время как сред несуточное подвигание при строительстве тоннеля длиной 2,25 км и диаметром 7, 32 м составило 11,8 м [32].
Другим примером успешного применения этого спосо ба может служить сооружение тоннеля Клир-Крик в Се верной Калифорнии (США) диаметром 5,3 м и длиной 17,7 км, скорость сооружения которого в результате при менения мощного оборудования и хорошей организации труда составила 16 м/сут.
Примером применения американского способа обуривания в СССР может служить сооружение Крольского тоннеля на железнодорожной линии Тайшет — Абакан. Тоннель площадью сечения 45 м2 сооружали в мраморах при помощи бурового агрегата БА-1, представляющего собой типичную для этого способа тяжелую (масса 60 т) двухэтажную самоходную металлическую буровую раму, на каждом ярусе которой расположено по две машины
48