Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Испытания двух буровых рам различного типа пока­ зали, что определенный ответ можно дать лишь для кон­ кретных условий, поскольку каждая рама имела свои преимущества и недостатки. Рама, смонтированная на рельсовой тележке, оставалась в тоннеле постоянно, в ре­ зультате чего представилась возможность сократить время между циклами, тогда как буровая рама на пнев­ моходу должна быть выведена из тоннеля, поскольку ширина рамы и породоуборочного комплекса составляла более половины ширины тоннеля. Однако вследствие вы­ сокой маневренности оборудования на пневмоходу стро-. ители имели возможность организовать сооружение од­ ного тоннеля с двух порталов с использованием одного оборудования. Кроме того, перемещение буровой рамы на рельсовом ходу оказалось более сложным, так как было необходимо иметь специальную тележку и транс­ портное оборудование.

Следует отметить, что в большинстве случаев при выборе типа буровой рамы может быть предложено не­ сколько вариантов. В каждом конкретном случае необ­ ходимо производить технико-экономический анализ в со­ ответствии с его специфическими условиями, поскольку применение буровой рамы должно быть оправдано эко­ номически.

Б у р и л ь н ы е ма шины. Для бурения шпуров в за­ бое раму оборудуют необходимым числом бурильных ма­ шин. В зависимости от выбранного метода обуривания забоя для бурения шпуров с буровой рамы приме­ няют либо легкие ручные бурильные машины с пневмо­ поддержками, либо тяжелые колонковые бурильные машины.

Бурильщики, обслуживающие ручные бурильные ма­ шины с пневмоподдержками, размещаются на этажах рамы так, чтобы каждому бурильщику можно было про: буривать одинаковое количество шпурометров.

На рис. 17, а показана зависимость площади забоя, приходящаяся на одну легкую бурильную машину от площади сечения выработки. Как видно из рис. 17, а, с увеличением поперечного сечения выработки площадь забоя, приходящаяся на одну бурильную машину, воз­ растает.

В табл.. 9 приведены характеристики легких отече­ ственных бурильных машин, которые могут быть исполь­

39


зованы для бурения шпуров с буровой рамы при помощи пневмоподдержек (кроме ПР-13Л).

Большинство отечественных бурильных машин пред­ назначено для бурения шпуров с помощью центральной промывки или продувки сжатым воздухом. В машинах

Рис. 17. Зависимость площади забоя, при­ ходящейся на одну бурильную машину, от площади сечения выработки:

а — при

применении легких бурильных машин;

б — при

применении тяжелых колонковых бу­

 

рильных машин

ПР-ЗОЛБ, ПР-18ЛБ, ПР-24ЛБ, ПРП-24ЛБ буровая ме­ лочь удаляется с помощью боковой промывки. Буриль­ ная машина ПР-ЗОКС предназначена для сухого беспыльного бурения шпуров.

40

Техническая характеристика бурильных машин

41

За рубежом наиболее распространены бурильные ма­

шины,

технические характеристики которых приведены

в табл.

10. Анализ передовой практики сооружения тон­

нелей показывает, что наибольшую скорость бурения обеспечивают ручные бурильные машины, выпускаемые фирмами «Атлас Копко» и «Клаймакс». ,

Для бурения шпуров в забое выработки большого се­ чения буровая рама может быть оборудована также ко­ лонковыми бурильными машинами. В этом случае бу­ рильные машины монтируют на консолях колонок или выносных стрелах. Вследствие более высокой произво­ дительности колонковых бурильных машин площадь за­ боя, приходящаяся на одну машину, принимается боль­ шей, чем в случае применения ручных машин (см. рис. 17, б).

Масса бурильных машин, применяемых для этой цели (ПК-50, КС-50), составляет 30—50 кг. За рубежом в аналогичных условиях наибольшее распространение по­ лучили колонковые машины фирм «Гарднер-Денвер» и «Ингерсолл-Раид». Ввиду большой массы бурильных машин с податчиками и манипуляторами, а также вслед­ ствие необходимости погашения усилий, возникающих от вибрации этих машин, конструкция рамы должна обес­ печивать большую грузоподъемность, в результате чего нередко оказывается весьма громоздкой. Например, мас­ са буровой рамы, применяемой для обуривания забоя тоннеля Монблан со стороны Франции, составляла 80 т без оборудования.

Шведской фирмой «Атлас-Копко» совместно с фир­ мой «Сандвик Иернверк» разработан метод бурения шпуров, с лестничных направляющих. Сущность этого метода заключается в том, что легкие бурильные маши­ ны на пневмоподдержках устанавливают на узких ме­ таллических рамах, состоящих из двух прогонов с поперечными связями из уголкового железа. Прогоны приваривают к скобам на вертикальных стойках буровой рамы (рис. 18). Подачу бурильной машины в забой осу­ ществляют на салазках по направляющим, приваренным к поперечным связям рамы (рис. 19). Для обслужива­ ния 14—16 бурильных машин, установленных на направ­ ляющих, необходимо 7—8 человек.

Основные преимущества бурения шпуров с направля­ ющих сводятся к следующему: снижается трудоемкость

42


|

Техническая характеристика бурильных машин

 

Размеры хвосто­ вика, мм

 

 

Способ удаления шлама

 

 

 

hhw/ 8n

‘BXKtfCOB tfoXOBrf

)

давлениипри

 

 

враЧастота­ мин/об(щения

зто/элн L

 

 

 

 

, wo/ cjh g

1

давлении1

 

 

ударовЧисло примин1вj

jWO/OJH

1

 

 

 

 

,wo/oJH

g

ни ‘кнтбои tfox

NW ‘BHradou diaWBiitf

ww 'вниіг^1

JH ‘ВЭЭВДО

Страна, завод-изготовитель Марка или фирма

22X 108

22X 108

2 2 x 1 0 8

 

22X108 22X108

22X83

22X83

22X108 2 2 x 1 0 8 2 2 x 1 0 8 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108 22X108

22X108 22X108

H. Д- H. д. Промывка осевая

То же

»

Боковая промывка

Продувка осевая Промывка осевая

Продувка осевая

Промывка осевая

То же

» * * » » » » э » э

Продувка осевая і То же

СОю

f •—< | —

| со

ю

о

со

04 сосо0404 сосог*»’tt« со

t-.**

cooeoco

со

 

 

Ol

Л

 

 

N

со

— — ——04 04 СОСОf СО

С4 СО

1 i l l 1 ° i s 1 1

1

1 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

I I

S 1- - 1- 1- 1 1 ”

^ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 I I

2540

2550

2450

3500

 

 

2 760'

3050

3500

 

О О О О

о

о

о

О О СОЮ ІО

ІО

1f

Ю О СОсо 104

' о

— 04 04 04

04

СО

С4

 

04

 

 

О

СО

 

ІО

I ЮСО ІО

I -

w

i f e

1Ti«

1СО 100

 

££

 

 

со

 

 

 

 

СО

О О СОО 1О 1Ю 1 -

О СОІЯ С- 1О 1t*»

 

 

 

 

СО

 

О О О

О

О

О

 

W N -

о

оі

е

 

WVW

Г

^

Ю

СОЮООСО ОСО О СО—

О 04 —СОЮО О —со

— 04 —04 04

——04 04—

ЕДК -60

«Геркулес» ВН-1 1 Н-20

Н-20

НВ-50 Бергмейстер»

33

 

 

 

«

Канада. «ГарднерДенвер»'

ЧССР

ГДР ФРГ, «Бойлер»

 

кДемаг»

о о о о о о о о о о о о о

о о

О

04

ООЮЮЮОООООіб

о о

О

о

C)0(ß(ß<OWOOeO~N

сио

04

04 0404040404С404С404С4СО

—04

 

 

 

СО

 

 

со

Г»

Ю —ООООО ОсОО ©

1

f

ю

 

 

 

со 1

Г-

Ю-

 

 

,

СО

lOtintOIAißiDtOOOO

Г» |

ІЯ

СО

С—^ ^

•<* соСОСО1*- С-» о

со

 

04

 

 

 

 

СО

СО

OCOOWWOOOOOO

t4со

о

т}* —c o o v - e c o v e N to o

о со

CO

 

tO’^lOrpflOCOCOtOf'-lO

сою

СО

©СОСО —04 © О4СОС0 —О

N ѵ

СО

Г-

04 О 00 ——0004 ■'S*соо ^

соо

04—

— — —04 04 04 04 04

04СО

 

 

 

 

 

27

37

RH -754-1W

BBD-1 1WH BBD-1 1LT BBD-12LH BBD-12WH R H 57I-3L RH656-4W RH658-4L ВВС-16W BBC-25W Т -10

«Холмен» РЦ7-300

США, «Джой Сулливан»

«Джой Сулливан»

Швеция, «Атлас

Копко»

Финляндия, «Тампелла»

Англия, «Клайнакс»

43


бурения шпуров в результате обслуживания двух бу­ рильных машин одним рабочим; повышается скорость бурения вследствие улучшения условий труда и распо-

Рис. 18. Буровая рама на рельсовом ходу, оборудованная лестничными направляющими

ложения машины в одну линию с пневмоподдержкой; уменьшается утомляемость рабочих; уменьшается время на замену штанг; повышается точность бурения и появ­ ляется возможность быстрой замены вышедшей из строя бурильной машины.

Данный метод обуривания забоя был впервые приме­ нен при сооружении подводящего тоннеля ГЭС Сталуне [58]. Тоннель площадью сечения 60 м2 и длиной 17,7 км был сооружен в крепких кварцитах. Буровая рама была оборудована 16 легкими бурильными машинами фирмы «Атлас Копко», которые были установлены на лестнич-

44

'^^ЧЧАЧЧ^Ч^чС\\ѴХЧЧАЧ\ХчЧ^\\

Узел I

Рис. 19. Конструкция направляющих лестниц

ных направляющих. Бурильные машины обслуживали 8 рабочих, которые выполняли весь цикл работ — буре­ ние, заряжание и погрузку породы.

При сравнении различных способов бурения.со ско­ ростью 50 см/мин в условиях сооружения тоннеля в Сталуне производительность одного бурильщика составила, м/ч:

Бурит один рабочий одной

бурильной

машиной с

пневмоподдержки.....................................................

 

19,5

Бурит один рабочий двумя

бурильными

машинами

с автоподачей без поддержки лестничного типа

. 30,5

Бурит один рабочий двумя бурильными машинами

с поддержек лестничного типа...............................

39,0

Применение поддержек лестничного типа позволило на 30% сократить общее время бурения шпуров и зна­ чительно снизить трудоемкость разработки 1 м3 скаль­ ной породы тоннеля (табл. 11).

Таблица 11

 

Площадь

Протяженность

Трудоемкость

 

разработки

Тоннель

сечения,

одного забоя,

1 м3 породы,

 

м*

м

чел.-ч

Харрселе ...............................

130

3350

0,454

Рамселе ..................................

116

1170

0,408

Сталун (заб ой )...........................

60

1070

0,403

Средняя скорость сооружения тоннеля в Сталуне дли­ ной 17,7 км составила 9,45 м/сут.

Разработанный в 1960 г. в Швеции способ бурения шпуров при помощи лестничных направляющих быстро завоевал всемирную известность. Этот метод широко ра­ спространен в Швеции, Финляндии, Норвегии и некото­ рых других странах, а в настоящее время известно много случаев применения этого способа в США и Канаде.

46


Так, например, при сооружении тоннелей площадью сечения 86—100 м2 ГЭС Маникуара (Канада) и Эль-Ин- фьермильо (Мексика) -был применен способ бурения шпуров ручными бурильными машинами с лестничных направляющих. В обоих случаях буровая рама была обо­ рудована 22 бурильными машинами, которые обслужи­ вали 15 рабочих. За сутки в среднем выполняли два проходческих цикла, что составляло около 9 м подвигания забоя.

В Советском Союзе буровая рама, оборудованная ручными бурильными машинами (ПР-24Л) с лестничны­ ми направляющими, была применена при разработке верхней части отводящего тоннеля Чиркейской ГЭС.

Выб о р с п о с о б а о б у р и в а н и я т о н н е л я . При­ менение определенного типа бурильных машин в соче­ тании с соответствующей конструкцией буровой рамы обусловливает способ обуривания выработки.

В соответствии с принятой в отечественной и зару­ бежной литературе терминологией сооружение вырабо­ ток большого сечения на полный профиль по способу обуривания забоев можно подразделить на две большие группы: легким бурильным оборудованием (шведский способ) и тяжелым бурильным оборудованием (амери­ канский способ обуривания забоев).

Шведский способ обуривания забоя характеризуется применением легкой, многоэтажной, передвижной буро­ вой рамы, преимущественно на автономном ходу и лег­ ких ручных бурильных машин с пиевмоподдержками, а также использованием глубоких шпуров.

Способ обуривания забоев легкими ручными буриль­ ными машинами в последнее время стал доминирующим в Европе в результате следующих экономических преи­ муществ: оборудование требует меньших капитальных затрат; небольшая масса бурильных машин допускает обслуживание их одним человеком и облегчает труд ра­ бочих; применение глубоких шпуров открывает возмож­ ность достижения высоких скоростей сооружения выработки.

Используя этот метод в Швеции при сооружении от­ водящего тоннеля ГЭС Сторнорфорс сечением 390 м2, был установлен мировой рекорд по объему вынутой за месяц (20 дней) породы — более 25 тыс. м3.

Американский способ сооружения выработок характе­

47

ризуется применением для обуриваиия забоев тяжелых колонковых бурильных машин с автоматической подачей на забой, установленных на буровых рамах большой гру­ зонесущей способности. Применение мощных, высокопро­ изводительных бурильных машин обусловливает быстрое обуривание забоя даже в очень крепких породах, что яв­ ляется основой высоких скоростей сооружения вырабо­ ток. Другой, в некоторой степени характерной чертой американского способа является применение прямого вруба из одной или двух скважин диаметром от 100 до 200 мм. Эти скважины бурят в центре забоя тяжелой бу­ рильной машиной, которую монтируют на буровой раме. Бурение этих скважин синхронизируется по времени бу­ рения с остальными шпурами. Врубовую скважину не заряжают, она служит для лучшего дробления и получе­ ния высокого к. и. ш.

Недостатками американского способа работ являются большие капитальные затраты на оборудование, громозд­ кость его при сооружении выработок большого сечения, необходимость наличия рабочих высокой квалификации.

Способ обуриваиия забоя тяжелыми колонковыми бу­ рильными машинами широко распространен в США, Ка­ наде, Франции, где средняя скорость сооружения тонне­ лей достигла 12—15 м/сут. При сооружении тоннеля Юкамбин-Тумут (Австралия) при строительстве энерго­ системы в районе Снежных гор был установлен рекорд скорости — 30,5 м/сут и 147,5 м/нед, в то время как сред­ несуточное подвигание при строительстве тоннеля длиной 2,25 км и диаметром 7, 32 м составило 11,8 м [32].

Другим примером успешного применения этого спосо­ ба может служить сооружение тоннеля Клир-Крик в Се­ верной Калифорнии (США) диаметром 5,3 м и длиной 17,7 км, скорость сооружения которого в результате при­ менения мощного оборудования и хорошей организации труда составила 16 м/сут.

Примером применения американского способа обуривания в СССР может служить сооружение Крольского тоннеля на железнодорожной линии Тайшет — Абакан. Тоннель площадью сечения 45 м2 сооружали в мраморах при помощи бурового агрегата БА-1, представляющего собой типичную для этого способа тяжелую (масса 60 т) двухэтажную самоходную металлическую буровую раму, на каждом ярусе которой расположено по две машины

48