Файл: Мельников Л.Л. Сооружение выработок большого сечения в крепких породах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а

Z

ä

Рис. 12. Буровая рама:

о — на рельсовом ходу; б — па

пневматическом

ходу; / — платформа для

размещения люден, оборудования, материалов;

2 — вагонетка; Я — колонки

перфораторов;

•/ — направление

бурения

вплотную к забою. Для предохранения от сильных толч­ ков в момент подвигания рамы к забою предусмотрены деревянные упоры на пружинных амортизаторах. В сред­ ней части нижнего яруса рамы пол откидной. Опуска­ ются и поднимаются секции пола посредством гидравли­ ческих устройств. Передвигается рама при помощи са­ моходного механизма по железнодорожным рельсам.

Механизацию буровых работ осуществляют смонти­ рованными на раме автоподатчикамн — манипуляторами, которые подают бурильные машины с бурами на рассто­ яние 4—5 м. Привод автоподатчиков гидравлический.

Для разминовкн вагонов буровая рама оборудована вертикальным подъемником. В то время, когда пустой вагон поднимается вверх, груженный породой вагон по­ дается из забоя. Затем поднятый вагон опускается на путь, прицепляется к погрузочной машине и загружается породой.

Рамы на рельсовом ходу применяли при сооружении Крольского, Козннского, Каспийского и других тоннелей в СССР, в подавляющем большинстве тоннелей в США, автодорожного тоннеля под Монбланом со стороны Франции и др.

Буровые рамы на рельсовом ходу имеют следующие преимущества: рамы не нужно выводить на время взры­ ва за пределы главной выработки, в результате чего со­ храняется постоянным время проходческого цикла и соб­ людается четкость в работе; надежность рамы, что поз­ воляет устанавливать на них тяжелые высокопроизводи­ тельные бурильные машины с манипуляторами, в резуль­ тате чего достигается возможность быстрого обурнвания забоя даже в очень крепких породах; возможность бы­ строй установки и центрирования буровой рамы в забое.

Недостатками буровых рам на рельсовом ходу яв­ ляются: необходимость устройства и эксплуатации рельсовых путей; громоздкость и дороговизна их.

К буровым рамам на рельсовом ходу следует отнести также рамы, смонтированные на обычной железнодорож­ ной платформе. Рамы такого типа целесообразно приме­ нять только при сооружении железнодорожных тонне­ лей. Необходимость транспортирования такой рамы за пределы тоннеля по окончании обурнвания забоя (вслед­ ствие невозможности разминовкн погрузочно-транспорт­ ных средств и рамы) препятствует широкому ее распро-

31


странению, однако во многих случаях применение такой рамы оказывается довольно эффективным. Так, напри­ мер, при сооружении двух железнодорожных тоннелей Грейт Пасифик (штат Калифорния, США) длиной соот­ ветственно 2690 и 1340 м в плотных сланцах, где приме­ няли буровую раму, смонтированную на железнодорож­ ной платформе обычной колеи, средняя скорость соору­ жения тоннелей составила 76 м/нед.

Рамы на рельсовом ходу получили широкое распро­ странение при сооружении тоннелей (табл. 7). Из табл. 7 видно, что применение рам на рельсовом ходу во мно­ гих случаях оказывается весьма эффективным.

Б у р о в ы е р а м ы на а в т о н о м н о м х о д у обыч­ но изготовляют из легкого прокатного материала. К бу­ ровым рамам этой группы относятся рамы на пневмати­ ческом ходу и рамы, монтируемые на автомашинах или тракторах. Рама оснащается необходимым числом под­ мостей для размещения бурильщиков по всей площади забоя. Вся конструкция снабжается несколькими парами (обычно двумя) пневматических колес, с помощью ко­ торых она доставляется к забою и выводится из забоя. Транспортирование рамы осуществляется различного рода тягачами. Рама, доставленная к забою, устанавли­ вается в положение бурения посредством специальных домкратов. Подмости, на которых размещаются буриль­ щики, настилают обычно из деревянных досок, причем каждые подмости оборудуют ограждающими перилами

илестницей для подъема рабочих.

Взависимости от ширины выработки в забое можно размещать одну или две буровые рамы. Если исполь­ зуют одну раму для обуривания всего забоя, то для про­ пуска погрузочно-транспортного оборудования ее нижние подмости делают разъемными (аналогично буровой раме на рельсовом ходу).

При применении для обуривания забоя двух рам про­ ем между ними перекрывают щитами. Нередко их обо­ рудуют откидными или выдвижными боковыми платфор­ мами для увеличения фронта работ. По окончании обу­ ривания забоя рамы отводят па безопасное расстояние и устанавливают одну за другой. Типичный вид буро­ вой рамы на пневматическом ходу показан на рис. 12. .

В последнее время все большее распространение при сооружении выработок больших сечений получают бу-

r-

Таблица

я

«о

І

са

г

Ия

и

*

я

S

к

я

я

S

о.

шР

сх

 

 

 

о

*

 

 

и

о

*

 

5 |§ І

 

я

О. я

м

 

в

S

5 §

схяо.

I я

Vg*

я

a s .

ц я я

*5

§§.23

43

3

 

О

е£

CJ

 

о

CJ

 

 

О

аз

 

 

 

 

а>

QJ

 

а>

аз

 

 

£*

£

X

 

 

£

£

 

 

 

 

 

£

£

 

 

 

£

£

 

 

 

05

Ö

 

 

 

 

 

 

Г"-

ю

 

 

 

о

Г--

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

СО

00

 

05

05

 

 

 

00

 

чф

 

СО

 

 

 

 

е=С

вС

 

CJ

ВС

О

 

 

 

аз

0)

 

аз

03

аз

 

1

1

X

X

 

£

X

£

 

■—.

£*

 

£

S “

s '

 

1

1

s

 

 

 

 

со

ю

 

СО

05

О

 

 

 

СО

 

05

Г -

Ю

 

 

 

 

 

 

 

05

 

 

о

о

О

 

 

о

о

 

 

со

СО

со

 

 

 

о

 

00

 

 

 

 

 

СО

Ю

 

тр

СТЗ

05

 

05

05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05

05

СО

05

 

СО

05

СО

 

05

05

СО

05

 

05

t"-

00

 

СО

05

00

05

 

СО

со

СО*

 

 

 

05

 

 

 

 

 

LO

СО

О

СО

 

05

05

О

 

СО

тГ

^

 

Ю

 

 

Е-

 

 

X

£

 

 

 

 

X

 

 

х S

 

 

о

Й

X

 

 

§

S3

 

 

х

 

 

 

 

«

о

о.

 

 

 

 

 

 

s>

и

U

 

 

 

 

 

 

X

о

 

 

 

 

 

 

 

и .

сх

9S

 

 

 

 

 

 

«

 

3

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

м

 

X

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

ш

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

4

 

 

<

 

 

«

X

 

и

Л

 

 

 

 

X

X

 

 

 

н

 

 

X

X

 

 

и

 

 

о

X

сх

 

 

 

 

> ,

 

X

•&

 

 

ь

 

г

 

X

сх

 

 

 

 

 

X

ѳ

 

 

 

►“«I

и

н

 

£

 

 

 

 

 

£

и

 

 

 

X

Н?

X

 

X

 

 

X

X

 

сх

 

 

 

сх

\ о ^

 

о

<

X

 

 

=;

X

£

«

W

 

4

 

 

 

X

X

X

 

до

 

 

о

 

 

X

 

 

о .

 

 

 

Е

 

о

 

 

*

 

 

 

 

5

 

2 Зак. 450

33


ровые рамы, стационарно монтируемые на автомаши­ нах (рис. 13). Поскольку пропуск погрузочно-транспорт­ ных средств под нижним настилом рамы в этом случае

Рис. 13. Буровая рама, смонтированная на автомашине

становится невозможным, то на время уборки породы такую раму необходимо выводить за пределы выработ­ ки. Это условие является существенным недостатком, особенно при сооружении выработок значительного про­ тяжения.

34

Практика показывает, что буровые рамы этого типа целесообразно применять в основном при сооружении ав­ тодорожных и гидротехнических тоннелей, причем при большой ширине выработки, как правило, применяют две рамы. Сооружение автодорожного тоннеля в штате Северная Каролина (США), где производили сравнение различных конструкций буровых рам, показало, что при­ менение двух рам, смонтированных на автомашинах, вместо одной на пневматическом ходу имеет следующие преимущества:

маневренность; их легко подгонять к забою. В слу­ чае применения одной большой рамы это затруднитель­ но, особенно для выработок криволинейного в плане очертания;

малые размеры буровых рам; их не нужно на время взрывных и погрузочных работ полностью выводить за пределы горной выработки. Их просто ставят одну за другой на безопасном расстоянии от забоя с одной сто­ роны выработки.

К преимуществам буровых рам на автономном ходу по сравнению с буровыми рамами на рельсовом ходу следует отнести отсутствие необходимости в устройстве и поддержании рельсовых путей, большую мобильность и сравнительную дешевизну. Преимущества буровых рам на пневматическом ходу обусловили широкое их приме­ нение. Как видно из табл. 8, в которой приведены не­ которые примеры успешного использования буровых рам на автономном ходу, скорость сооружения тоннелей при применении этих рам может достигать значительных ве­ личин.

Вы б о р т и п а рамы. Каждый тип буровой рамы тесно связан с применяемым погрузочно-транспортным оборудованием, поэтому выбор наиболее экономичного варианта в иных случаях весьма сложен.

Анализ данных передовой практики сооружения тон­ нелей позволяет прийти к выводу, что при выборе типа буровой рамы в основном необходимо принимать во вни­ мание поперечное сечение выработки, длину и назначе­ ние их.

На рис. 14 показано распределение примеров приме­ нения различных буровых рам в зависимости от площа­ ди поперечного сечения выработки [20]. Следует отметить, что обобщению подлежали лишь те примеры сооружения

2* 35


 

Л Я

и в н ч і г в м н э н с и

 

Ь

Я

,

Таблица

О

й> <

 

 

UBHtfddo

 

 

 

 

X

_

х 'r a w e d в э э в и

 

3

s

 

 

s2

га Е

я

2

 

н ш п в н

й) Я

 

s

2

 

х га н ч іги с ІЛ д

Я

д

 

О. Я

 

о г о н ь

с

 

 

 

га я

et

 

я

 

о

 

Я

S

X

a w e d г

F- га

а о э / М в о г о н ь

О О,

Я

 

 

 

О .Х

 

 

gl

 

 

Eg W Bd x r a a o d X 9

Й*

 

ОГОНЬ

 

 

 

 

WH 'ВІГЭ Н Н О І B H H irtf

 

 

8 W

'КН Н ЭЬЭЭ 0 J

- o H h a d a u o u ч Н в й ю і г ц

2 _

и а

II

о

о

О

1

О

Ю

1

о

LO

 

CO

CM

 

О

о

о

1

1

с о

0 0

C*4

CM

CM

 

см

CO

CO

 

СО

(M

СО

 

-

CM

-

CM

см

-

-

 

 

о

о

с о

0 0

0 0

 

 

 

о

CD

с о

 

о

*-ч

 

CO

о

ю

о

h -

ю

а >

СО

с о

с о

ю

о

о о

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

х

 

 

о

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

§

X

 

ё

 

 

 

U

 

 

 

 

 

 

а,

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

О

 

а

о

о

и

ия

я

£

ф

•я й

Xо

 

 

X

X

 

Н

 

4

Оч

 

5

X

х

ЕГ

X

36


выработок, скорость сооружения которых превышала 80—90 м/мес. Такой отбор при обобщении дал основание полагать, что в рассматриваемых случаях было выбрано наиболее верное техническое решение. Из рис. 14 видно, что рельсовые буровые рамы целесообразно применять в основном при сооружении выработок с площадью се-

Рис. 14. Распределение примеров применения раз­ личных буровых рам в зависимости от площади се­ чения выработки:

1 — применение буровой рамы на рельсовом ходу; 2 — при­ менение буровой рамы на автономном ходу

чения до 100 м2. При сооружении выработок большего сечения целесообразно применять буровые рамы на ав­ тономном (пневматическом) ходу. Это объясняется тем, что с увеличением размеров буровой рамы на рельсовом ходу резко возрастает ее масса, в результате чего она становится более громоздкой, тогда как рамы на авто­ номном ходу в этих условиях сохраняют свою мобиль­ ность.

На рис. 15 показано распределение примеров приме­ нения различных буровых рам в зависимости от длины сооружаемой выработки. Как видно из рис. 15, целесо­ образность применения буровых рам на рельсовом ходу возрастает с увеличением длины «плеча» сооружаемой выработки. Это объясняется тем, что обычно рельсовая буровая рама является более сложной, а следователь­ но, более дорогой, поэтому для полной амортизации ее необходима длительная эксплуатация.

На рис. 16 показано распределение примеров приме­ нения различных буровых рам в зависимости от назна­ чения тоннеля. Как видно, из рис. 16 имеется четкая тен­

37

денция к отказу от рам на рельсовом ходу при сооруже­ нии автодорожных и гидротехнических тоннелей. Это можно объяснить, очевидно, неодинаковыми условиями сооружения тоннелей различного назначения.

Заслуживает внимания сравнение различных буровых рам, произведенное при сооружении двух одинаковых

Рис.

15. Распределение примеров

Рис. 16. Распределение приме­

применения

различных

буровых

ров применения различных бу­

рар^ в зависимости от длины соору­

ровых

рам

в

зависимости от

 

жаемой выработки:

 

назначения тоннелей:

1 — применение буровой рамы

на рель­

а — железнодорожные

тоннели; 6

совом

ходу:

2 — применение

буровой

гидротехнические

тоннели;

в ав­

рамы

на автономном ходу

 

тодорожные

тоннели;

1 буровая

 

 

 

 

рама

на

рельсовом

ходу;

2 — бу­

 

 

 

 

ровая

рама

на

автономном

ходу.

тоннелей подковообразного сечения диаметром 6,7 м гидроузла Тринити (США) [14]. Одна буровая рама была смонтирована на рельсовом ходу и оборудована семью податчиками «Чикаго-Пневматик С-700». Средняя ско­ рость проходки тоннеля с применением этой рамы соста­ вила при трехсменной работе около 9,75 м/сут и остава­ лась постоянной на всем участке тоннеля.

Вторая буровая рама была смонтирована на шасси автомашины «Эвклид 36 Т» и оборудована такими же бурильными машинами с подобным расположением их по ярусам. Производительность работ по сооружению тоннеля в этом случае была переменной, так как время перемещения буровой рамы в тоннеле изменялось. Мак­ симальная скорость проходки тоннеля сначала составля­ ла 12,8 м/сут, а когда тоннель достиг 640 м, скорость проходки составила 10,9 м/сут.

38