Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с, и,

Р и с . I . Граф ическое изображ ение с в я зи между о тр асл ев о й с е б е ­ стоимостью ; нижним, верхним пределами и оптовой ценой машины.

 

 

 

 

Условные

о бо зн ач ен и я:

 

ось

Т

-

число л ет

п р о и зво д ства

машины;

ось

С, Ц -

себестои м

ость или

ц ен а

машины,

р у б .

 

 

 

 

 

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

 

<** -

коэффициент

стимулирования п рои звод и теля машины з а

 

 

 

е е эф ф ективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э тот

коэффициент

приним ается со значением не

выше

1 ,5

( т . е . если

ф акти чески

= 3 ,

то в

р а с ч е т е

оптовой

цены

она

приним ается

=

1 ,5 ;

если

<$*■ 1 ,5 ,

то

принимаются

ее

ф актические

зн а ч е н и я )„

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и, =

С

( і *

Ьр<піп) ,

 

 

 

 

 

 

( 4 .7 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

àf

-

н орм ативная

(п р о ект

оптовой )

ц ен а

новой

машины,

 

 

В

п р ак ти к е

встр еч аю тся

и

др у ги е укрупненные

способы

р а с ­

ч е т а нормативной

цены

новой

машины.

Один и з

них,

и сх о д я

из

средней

о тр асл ев о й р ен т аб ел ь н о с ти :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cf -

С

- р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 4 .8 )

г д е

р

-

ср е д н я я р ен таб ел ьн о сть

коэффициентном

в и д е )д л я

 

 

 

о тр асл и тр ак то р н о го

и сел ьс к о х о зя й ств ен н о го машино­

 

 

 

стр о ен и я

( р

в р а с ч е т а х

принимается

н а

уровне

1 ,1 4 ,

 

 

 

ч то

с о о т в е т с т в у е т

р т;п =

0 ,0 9 5

и

£

=

1 , 5 ) .

 

 

 

Один

и з

укрупненных

сп особов

р а с ч е т а

цены

основан

на

с о о т ­

ношении

в е с о в сравниваем ы х

машин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 4 .9 )

гд е

 

^

-

с о о т в ет ст в ен н о

вес

стар о й

и

новой

маш ины,кг;

 

 

Ц і

-

ц ен а

(по

п рей ску р ан ту ) стар о й

машины, руб.

 

 

Ц ена машины

лежит

в

основе определения

ц ел о го

р яд а элем ен ­

тов эксплуатационны х за т р а т

и

с о с т а в л я е т

осн ову

капитальны х вло ­

жений

в

т е х н и к у .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 . 6 .

Р а с ч е т прои зводи тельн ости

и годовой

за гр у зк и

 

 

 

И зменение

п рои зводи тельн ости

машин

о казы вает

наибольш ее

влияние

н а

эконом ические

п о к аза тел и

по

сравнению

со всем и

др у ­

гими

исходными

данными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В р а с ч е т а х

экономической

эф ф ективности

обычно

использую т

п р о и зво д и тельн о сть

з а

ч а с см енного

врем ен и :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 4 .1 0 )

гд е ^

ы

 

 

с о о т в ет ст в ен н о

п рои зводи тельн ость

машины з а

час

 

 

 

 

см енного и

ч и сто го времени

работы ,

е д .р а б о т ы /ч а с ;


 

k Upg

-

коэффициент

и сп о л ьзо ван и я

р аб о ч е го

времени смены .

 

П роизводительность

з а

час

чи стого

времени

работы оп р ед е­

л я е т с я

в зави си м ости

от

этап о в

оценки

или по

тео р ети ч ески м

д ан ­

ным, или

по

данным

 

испы таний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коэффициент

kup(

н а

предпроектной

(т е х за д а н и е )

и п р о ек т ­

ных

стад и ях

р азр аб о тк и машины

приним ается по

ан алоги и со стар ы ­

ми

(эталонными) машинами,

но

с

учетом

заклады ваем ого

в к о н с т ­

рукцию

повышения

технической

го то в н о с ти .

На

э т а п а х г о с у д а р с т в е н ­

ных

испы таний, постановки

н а

п р ои звод ство и

при

внедрении

в про­

и зво д ство

по

данным испы таний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дели

н о вая машина п р ед н азн ачен а д л я

разны х

зон

страны

и

имеются протокода испытаний по нескольким МйС,

р ас сч и ты в ае тся

средневзвеш енная

п рои зводи тельн ость с

учетом

имеющихся объемов

работ в

зо н а х , обслуживаемых

данной Ш£ (ан алоги чн о

принимают1

в р а с ч е т и

п рои зводи тельн ость

базовы х

маш ин).

 

 

 

 

 

Если

в

ком плексе

с сел ьско х о зя й ств ен н о й

машиной

работаю т

транспортны е

с р е д с т в а

(т а к

называемые

сопряженные о п е р а ц и и ), то

прои зводи тельн ость

транспортны х

с р е д с т в

у в я зы в а етс я

с п р о и зво ­

дительностью

основной

се л ьско х о зя й ств ен н о й машины. Обычно

в

практи ке экономической оценки исходят

и з

у с л о в и я , что п р о и зво ­

ди тел ьн о сть

транспортны х

ср е д с т в и п о тр ебн о сть

в

них

должна

быть т а к о й ,

чтобы

 

п рои зводи тельн ость основной

машины не умень­

шалась

и з - з а

п р о сто ев

вви ду о тс у тс т в и я

т р а н сп о р та :* ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

 

п

;

 

 

 

 

 

( 4 Л І )

гд е

 

 

 

со о т в ет ст в ен н о

п р о и звод и тельн ость

одного

тр а н с п о р т ­

 

 

 

 

ного

с р е д с т в а

и сел ьско х о зяй ств ен н о й

машины з а

час

 

 

 

 

см енного

врем ени,

т / ч а с ;

 

 

 

 

 

 

 

 

п

-

число

транспортны х

с р е д с т в ,

обслуживающих с е л ь с к о ­

 

 

 

 

хозяйственную

машину, шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М -1 2 )

1 ^Существует

р яд

м етодов

эконом ического

обоснования

р ац и о н ал ь ­

ной орган и зац и и рабочих

п р о ц ессо в, но

они

в

данном

к у р се

не

рассм атри ваю тся.

Ію этому вы сказан н ое

услови е

в

дальнейшем

будет

положено

в

основу

у вязки сопряженных

операций .

 


гд е

<4

возможная

п ро и зво д и тельн о сть

одного тран сп ортн ого

 

 

 

ср ед ства,,

т / ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратные

квадратны е скобки означаю т,

что

величина

округ­

л я е т с я

д о

 

ближайшего

ц ел о го

 

чи сла

в

сто р о н у увели чен и я .

Е сли,

наприм ер,

 

п р о и зво д и тельн о сть

комбайна

6 т / ч а с ,

а

возможная

про

и зво д и тел ьн о сть

тр а н сп о р та 2 ,2

т / ч а с ,

то

д л я обслуживания

ком­

байна

п о тр е б у е тс я

3

транспортны х

с р е д с т в а

( 2 ,2

единицы о к р у г­

ляю тся

д о

 

3 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

бункерных

обслуживаемых

машин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у>

 

 

 

 

 

 

 

 

(4 .1 3 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'-р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

безбункерны х

обслуживаемых машин:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G r

 

У

 

 

 

 

 

 

 

 

(4 .1 3 а )

 

 

 

 

 

-~Ѵ

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

б / -

вм естим ость

одного

б у н к ер а,

т ;

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

-

к о ли ч ество бун керов,

перевозимых

з а I

рейс

 

 

 

 

^ (в зяты е

целым при

округлении в

сторон у

ум еньш ения),

 

 

 

OIT. ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G r -

грузоподъем ность

 

тр ан сп о р тн о го

с р е д с т в а , т ;

 

 

 

У

-

коэффициент

и сп ользован и я грузоп одъем н ости ;

 

 

 

 

 

врем я

р е й с а

одного

тр ан сп ортн ого с р е д с т в а ,

ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

I

''Пвір

* t

 

 

X

 

hP

 

 

 

( 4 .1 4 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘-/“’3Ч>

 

 

 

 

гд е

 

 

вр ем я

движ ения, час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

сі • SC

 

 

 

 

 

 

 

 

(4 .1 5 )

 

 

 

 

 

t g f

*• -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ r ß

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е X

-

с р е д н е е р ас ст о ян и е

п е р е в о зо к ,

км;

 

 

 

 

 

 

Uf - те х н и ч е ск ая с к о р о с т ь , н ц /ч а с ;

 

 

 

 

 

 

 

ß

-

коэффициент, учитывающий

снижение технической ск о ­

 

 

 

р о сти

при

данном

 

значении

 

(то л ьк о

д л я автом оби­

 

 

 

л е й ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В р а с ч е т а х

 

д л я

автом обилей обычно

приним ается

равной

25 к ц /ч а с ,

а д л я

транспортны х

тракторны х

а г р е г а т о в -

10

км /ч ас

Значение

ß

 

д л я

автом обилей

приним ается

следующим

 

 


 

1 ,5

 

 

2

 

3

 

 

5

 

 

7 ,5

 

10

и

выше

ß

0 ,8 3

 

0 ,8 8

0 ,9 2

 

0 ,9 6

 

 

0 ,9 8

 

 

1 ,0

 

 

i -пцр

-

врем я

 

п р о сто ев

под

п о гр у зко й ,

ч а с .

 

 

 

 

 

 

При

п о гр у зке

из

бун керов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Іпогр ~

 

т

J

 

 

 

 

 

 

 

(А.16)

гд е

i s

-

врем я

 

р а згр у зк и

одного

бункера,

час/ m . ;

 

 

 

 

 

При

п о гр у зке

погрузчикам и

или

из

машин, не имеющих

бунке­

р о в :

 

 

 

 

 

 

 

GT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t h O i p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

(4 .1 7 )

гд е

ь)

-

производительность

машины,

обеспечивающей

п о гр у зку ,

 

 

 

т /ч а с ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І р ч і р -

время

 

п ростоев

 

тран сп о р та

под

р а згр у зк о й ,

ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в т ' Г

 

 

 

 

 

 

 

(4 .1 8 )

 

 

 

 

 

7 Ч Ѵ

 

и)РШЗЧ>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

°^рл3гр-

производительность

машин,

разгружающих транспортны е

 

 

 

с р е д с т в а , т / ч а с .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обычно

д л я

самосвальны х транспортны х

 

ср е д с тв

І Р*}Ѵ> в

р а с ­

ч е та х принимают

2

минуты

(0 ,0 3

ч а с ) .

При

р а з гр у зк е

вручную

при­

нимают предельную

норму п ростоя под р азгр у зк о й 0 ,2 5

ч а с ,

и

и с­

х одя

и з э т о г о ,

рассчитываю т количество гр у зч и к о в,

обеспечиваю ­

щих

р а з г р у зк у

тр ан сп о р та .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время н а ожидание п огрузки рассчитываю т только

для

тран ­

спортных

с р е д с тв

 

обслуживающих машин,

имеющие бункеры:

 

 

 

 

 

 

 

 

=.

 

о

 

 

 

 

 

 

 

(4.19)

 

 

 

 

o*t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время ожидания равно времени наполнения одного бункера,

умноженное

н а

число

одновременно отвозимых

бункеров

з а вычетом

одного ( т . е . п е р в о го ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие

(

)

 

затраты

времени

(взвеш ивание,

заезд ы ,

о б ъ ез­

ды и т . п . )

обычно

в

р ас ч е та х принимают равными 0 ,0 8

ч а с .

 

 

 

Ф актическая

го д о в а я

з а г р у з к а сельскохозяйственны х машин

(

) вы раж ается

в

ч а са х

и д л я машин

однократного и сп о л ь зо ва ­

ния

(наприм ер,

картоф елесаж алки) о п р ед ел яется: