Файл: Косачев Г.Г. Экономическая оценка сельскохозяйственной техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
с, и,
Р и с . I . Граф ическое изображ ение с в я зи между о тр асл ев о й с е б е стоимостью ; нижним, верхним пределами и оптовой ценой машины.
|
|
|
|
Условные |
о бо зн ач ен и я: |
|
|
ось |
Т |
- |
число л ет |
п р о и зво д ства |
машины; |
||
ось |
С, Ц - |
себестои м |
ость или |
ц ен а |
машины, |
р у б . |
|
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гд е |
|
<** - |
коэффициент |
стимулирования п рои звод и теля машины з а |
|||||||||||||||||
|
|
|
е е эф ф ективность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Э тот |
коэффициент |
приним ается со значением не |
выше |
1 ,5 |
||||||||||||||||
( т . е . если |
ф акти чески |
<£= 3 , |
то в |
р а с ч е т е |
оптовой |
цены |
она |
||||||||||||||
приним ается |
= |
1 ,5 ; |
если |
<$*■ 1 ,5 , |
то |
принимаются |
ее |
ф актические |
|||||||||||||
зн а ч е н и я )„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
и, = |
С |
( і * |
Ьр<піп) , |
|
|
|
|
|
|
( 4 .7 ) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
гд е |
àf |
- |
н орм ативная |
(п р о ект |
оптовой ) |
ц ен а |
новой |
машины, |
|
||||||||||||
|
В |
п р ак ти к е |
встр еч аю тся |
и |
др у ги е укрупненные |
способы |
р а с |
||||||||||||||
ч е т а нормативной |
цены |
новой |
машины. |
Один и з |
них, |
и сх о д я |
из |
||||||||||||||
средней |
о тр асл ев о й р ен т аб ел ь н о с ти : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Cf - |
С |
- р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 4 .8 ) |
||
г д е |
р |
- |
ср е д н я я р ен таб ел ьн о сть |
(в |
коэффициентном |
в и д е )д л я |
|||||||||||||||
|
|
|
о тр асл и тр ак то р н о го |
и сел ьс к о х о зя й ств ен н о го машино |
|||||||||||||||||
|
|
|
стр о ен и я |
( р |
в р а с ч е т а х |
принимается |
н а |
уровне |
1 ,1 4 , |
||||||||||||
|
|
|
ч то |
с о о т в е т с т в у е т |
р т;п = |
0 ,0 9 5 |
и |
£ |
= |
1 , 5 ) . |
|
|
|||||||||
|
Один |
и з |
укрупненных |
сп особов |
р а с ч е т а |
цены |
основан |
на |
с о о т |
||||||||||||
ношении |
в е с о в сравниваем ы х |
машин: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 4 .9 ) |
|
гд е |
|
^ |
- |
с о о т в ет ст в ен н о |
вес |
стар о й |
и |
новой |
маш ины,кг; |
||||||||||||
|
|
Ц і |
- |
ц ен а |
(по |
п рей ску р ан ту ) стар о й |
машины, руб. |
|
|||||||||||||
|
Ц ена машины |
лежит |
в |
основе определения |
ц ел о го |
р яд а элем ен |
|||||||||||||||
тов эксплуатационны х за т р а т |
и |
с о с т а в л я е т |
осн ову |
капитальны х вло |
|||||||||||||||||
жений |
в |
т е х н и к у . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 . 6 . |
Р а с ч е т прои зводи тельн ости |
и годовой |
за гр у зк и |
|
|
|||||||||||||||
|
И зменение |
п рои зводи тельн ости |
машин |
о казы вает |
наибольш ее |
||||||||||||||||
влияние |
н а |
эконом ические |
п о к аза тел и |
по |
сравнению |
со всем и |
др у |
||||||||||||||
гими |
исходными |
данными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
В р а с ч е т а х |
экономической |
эф ф ективности |
обычно |
использую т |
||||||||||||||||
п р о и зво д и тельн о сть |
з а |
ч а с см енного |
врем ен и : |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 4 .1 0 ) |
||
гд е ^ |
ы |
|
|
с о о т в ет ст в ен н о |
п рои зводи тельн ость |
машины з а |
час |
||||||||||||||
|
|
|
|
см енного и |
ч и сто го времени |
работы , |
е д .р а б о т ы /ч а с ; |
|
k Upg |
- |
коэффициент |
и сп о л ьзо ван и я |
р аб о ч е го |
времени смены . |
||||||||||||
|
П роизводительность |
з а |
час |
чи стого |
времени |
работы оп р ед е |
||||||||||||
л я е т с я |
в зави си м ости |
от |
этап о в |
оценки |
или по |
тео р ети ч ески м |
д ан |
|||||||||||
ным, или |
по |
данным |
|
испы таний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
коэффициент |
kup( |
н а |
предпроектной |
(т е х за д а н и е ) |
и п р о ек т |
||||||||||||
ных |
стад и ях |
р азр аб о тк и машины |
приним ается по |
ан алоги и со стар ы |
||||||||||||||
ми |
(эталонными) машинами, |
но |
с |
учетом |
заклады ваем ого |
в к о н с т |
||||||||||||
рукцию |
повышения |
технической |
го то в н о с ти . |
На |
э т а п а х г о с у д а р с т в е н |
|||||||||||||
ных |
испы таний, постановки |
н а |
п р ои звод ство и |
при |
внедрении |
в про |
||||||||||||
и зво д ство |
по |
данным испы таний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
дели |
н о вая машина п р ед н азн ачен а д л я |
разны х |
зон |
страны |
и |
||||||||||||
имеются протокода испытаний по нескольким МйС, |
р ас сч и ты в ае тся |
|||||||||||||||||
средневзвеш енная |
п рои зводи тельн ость с |
учетом |
имеющихся объемов |
|||||||||||||||
работ в |
зо н а х , обслуживаемых |
данной Ш£ (ан алоги чн о |
принимают1 |
|||||||||||||||
в р а с ч е т и |
п рои зводи тельн ость |
базовы х |
маш ин). |
|
|
|
|
|||||||||||
|
Если |
в |
ком плексе |
с сел ьско х о зя й ств ен н о й |
машиной |
работаю т |
||||||||||||
транспортны е |
с р е д с т в а |
(т а к |
называемые |
сопряженные о п е р а ц и и ), то |
||||||||||||||
прои зводи тельн ость |
транспортны х |
с р е д с т в |
у в я зы в а етс я |
с п р о и зво |
||||||||||||||
дительностью |
основной |
се л ьско х о зя й ств ен н о й машины. Обычно |
в |
|||||||||||||||
практи ке экономической оценки исходят |
и з |
у с л о в и я , что п р о и зво |
||||||||||||||||
ди тел ьн о сть |
транспортны х |
ср е д с т в и п о тр ебн о сть |
в |
них |
должна |
|||||||||||||
быть т а к о й , |
чтобы |
|
п рои зводи тельн ость основной |
машины не умень |
||||||||||||||
шалась |
и з - з а |
п р о сто ев |
вви ду о тс у тс т в и я |
т р а н сп о р та :* ^ |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s |
|
п |
; |
|
|
|
|
|
( 4 Л І ) |
||
гд е |
|
|
|
со о т в ет ст в ен н о |
п р о и звод и тельн ость |
одного |
тр а н с п о р т |
|||||||||||
|
|
|
|
ного |
с р е д с т в а |
и сел ьско х о зяй ств ен н о й |
машины з а |
час |
||||||||||
|
|
|
|
см енного |
врем ени, |
т / ч а с ; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
п |
- |
число |
транспортны х |
с р е д с т в , |
обслуживающих с е л ь с к о |
||||||||||||
|
|
|
|
хозяйственную |
машину, шт. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М -1 2 ) |
|
1 ^Существует |
р яд |
м етодов |
эконом ического |
обоснования |
р ац и о н ал ь |
|||||||||||||
ной орган и зац и и рабочих |
п р о ц ессо в, но |
они |
в |
данном |
к у р се |
не |
||||||||||||
рассм атри ваю тся. |
Ію этому вы сказан н ое |
услови е |
в |
дальнейшем |
||||||||||||||
будет |
положено |
в |
основу |
у вязки сопряженных |
операций . |
|
гд е |
<4 |
возможная |
п ро и зво д и тельн о сть |
одного тран сп ортн ого |
||||||||||||||||
|
|
|
ср ед ства,, |
т / ч а с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Обратные |
квадратны е скобки означаю т, |
что |
величина |
округ |
||||||||||||||||
л я е т с я |
д о |
|
ближайшего |
ц ел о го |
|
чи сла |
в |
сто р о н у увели чен и я . |
Е сли, |
|||||||||||
наприм ер, |
|
п р о и зво д и тельн о сть |
комбайна |
6 т / ч а с , |
а |
возможная |
про |
|||||||||||||
и зво д и тел ьн о сть |
тр а н сп о р та 2 ,2 |
т / ч а с , |
то |
д л я обслуживания |
ком |
|||||||||||||||
байна |
п о тр е б у е тс я |
3 |
транспортны х |
с р е д с т в а |
( 2 ,2 |
единицы о к р у г |
||||||||||||||
ляю тся |
д о |
|
3 ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
бункерных |
обслуживаемых |
машин: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у> |
|
|
|
|
|
|
|
|
(4 .1 3 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
'-р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
безбункерны х |
обслуживаемых машин: |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
G r |
|
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
(4 .1 3 а ) |
|
|
|
|
|
|
-~Ѵ |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
гд е |
б / - |
вм естим ость |
одного |
б у н к ер а, |
т ; |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
т |
|
|
|
- |
к о ли ч ество бун керов, |
перевозимых |
з а I |
рейс |
|
|||||||||||
|
|
|
^ (в зяты е |
целым при |
округлении в |
сторон у |
ум еньш ения), |
|||||||||||||
|
|
|
OIT. ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
G r - |
грузоподъем ность |
|
тр ан сп о р тн о го |
с р е д с т в а , т ; |
|
|
||||||||||||||
|
У |
- |
коэффициент |
и сп ользован и я грузоп одъем н ости ; |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
врем я |
р е й с а |
одного |
тр ан сп ортн ого с р е д с т в а , |
ч а с . |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
I |
''Пвір |
* t |
|
|
X |
|
hP |
|
|
|
( 4 .1 4 ) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
‘-/“’3Ч> |
Lа |
|
|
|
|
||||||
гд е |
|
|
вр ем я |
движ ения, час |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
, |
|
сі • SC |
|
|
|
|
|
|
|
|
(4 .1 5 ) |
||||
|
|
|
|
|
t g f |
*• - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ r ß |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
гд е X |
- |
с р е д н е е р ас ст о ян и е |
п е р е в о зо к , |
км; |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Uf - те х н и ч е ск ая с к о р о с т ь , н ц /ч а с ; |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
ß |
- |
коэффициент, учитывающий |
снижение технической ск о |
||||||||||||||||
|
|
|
р о сти |
при |
данном |
|
значении |
|
(то л ьк о |
д л я автом оби |
||||||||||
|
|
|
л е й ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В р а с ч е т а х |
|
д л я |
автом обилей обычно |
приним ается |
равной |
|||||||||||||||
25 к ц /ч а с , |
а д л я |
транспортны х |
тракторны х |
а г р е г а т о в - |
10 |
км /ч ас |
||||||||||||||
Значение |
ß |
|
д л я |
автом обилей |
приним ается |
следующим |
|
|
|
1 ,5 |
|
|
2 |
|
3 |
|
|
5 |
|
|
7 ,5 |
|
10 |
и |
выше |
|||
ß |
0 ,8 3 |
|
0 ,8 8 |
0 ,9 2 |
|
0 ,9 6 |
|
|
0 ,9 8 |
|
|
1 ,0 |
|
|
|||||
i -пцр |
- |
врем я |
|
п р о сто ев |
под |
п о гр у зко й , |
ч а с . |
|
|
|
|
|
|||||||
|
При |
п о гр у зке |
из |
бун керов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Іпогр ~ |
|
т |
J |
|
|
|
|
|
|
|
(А.16) |
|||
гд е |
i s |
- |
врем я |
|
р а згр у зк и |
одного |
бункера, |
час/ m . ; |
|
|
|
|
|||||||
|
При |
п о гр у зке |
погрузчикам и |
или |
из |
машин, не имеющих |
бунке |
||||||||||||
р о в : |
|
|
|
|
|
|
|
GT -Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t h O i p |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
(4 .1 7 ) |
|||||
гд е |
ь) |
- |
производительность |
машины, |
обеспечивающей |
п о гр у зку , |
|||||||||||||
|
|
|
т /ч а с ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
І р ч і р - |
время |
|
п ростоев |
|
тран сп о р та |
под |
р а згр у зк о й , |
ч а с . |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в т ' Г |
|
|
|
|
|
|
|
(4 .1 8 ) |
||
|
|
|
|
|
7 Ч Ѵ |
|
и)РШЗЧ> |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
гд е |
°^рл3гр- |
производительность |
машин, |
разгружающих транспортны е |
|||||||||||||||
|
|
|
с р е д с т в а , т / ч а с . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Обычно |
д л я |
самосвальны х транспортны х |
|
ср е д с тв |
І Р*}Ѵ> в |
р а с |
||||||||||||
ч е та х принимают |
2 |
минуты |
(0 ,0 3 |
ч а с ) . |
При |
р а з гр у зк е |
вручную |
при |
|||||||||||
нимают предельную |
норму п ростоя под р азгр у зк о й 0 ,2 5 |
ч а с , |
и |
и с |
|||||||||||||||
х одя |
и з э т о г о , |
рассчитываю т количество гр у зч и к о в, |
обеспечиваю |
||||||||||||||||
щих |
р а з г р у зк у |
тр ан сп о р та . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Время н а ожидание п огрузки рассчитываю т только |
для |
тран |
||||||||||||||||
спортных |
с р е д с тв |
|
обслуживающих машин, |
имеющие бункеры: |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
=. |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
(4.19) |
|||
|
|
|
|
o*t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Время ожидания равно времени наполнения одного бункера, |
||||||||||||||||||
умноженное |
н а |
число |
одновременно отвозимых |
бункеров |
з а вычетом |
||||||||||||||
одного ( т . е . п е р в о го ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Прочие |
( |
) |
|
затраты |
времени |
(взвеш ивание, |
заезд ы , |
о б ъ ез |
||||||||||
ды и т . п . ) |
обычно |
в |
р ас ч е та х принимают равными 0 ,0 8 |
ч а с . |
|
|
|||||||||||||
|
Ф актическая |
го д о в а я |
з а г р у з к а сельскохозяйственны х машин |
||||||||||||||||
( |
) вы раж ается |
в |
ч а са х |
и д л я машин |
однократного и сп о л ь зо ва |
||||||||||||||
ния |
(наприм ер, |
картоф елесаж алки) о п р ед ел яется: |
|
|
|
|
|