Файл: Ефимычев Ю.И. Экономические проблемы повышения качества, надежности и долговечности литых деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
§ |
2 |
Вопросы улучш ения |
металлопотребления |
и качества отливок |
|
Под металлопотребленнем понимается расход металла на данном этапе или в прошлом. К числу основных резервов роста эффективности использования черных металлов относятся повы шение качества металлопродукции, улучшение технологии произ водства и обработки металла, т. е. повышение уровня качества изготовления продукции, совершенствование конструирования и улучшение условий эксплуатации металлоизделий. Наиболее об щим показателем эффективного использования металла служит расход металла, включая отходы, в сопоставлении с объемом выпущенной предприятием (отраслью) продукции в стоимости или натуральном выражении. Формирование синтетического по казателя использования черных металлов зависит от относитель ной величины перехода исходной металлопродукции в готовые изделия (коэффициент использования металла) и показателя конструктивной металлоемкости, который учитывает изменение расхода металла (без отходов) по готовым изделиям в резуль тате применения соответствующих конструктивных решений. При анализе потребления металлопродукции во времени необхо димо учитывать долговечность и надежность машин и металло конструкций.
Применительно к отливкам из черных металлов влияние их качества на улучшение металлоиспользовання рассматривается нами на стадиях изготовления и механической обработки литых заготовок, а также при эксплуатации машин и оборудования, применяющих литые детали.
В структуре металлопродукции черных металлов, выпускае мой в нашей стране, отливки из стали и чугуна, как показывают данные, рассчитанные нами на конец минувшей пятилетки (табл. 1.3), уступают только прокату, если суммировать отдель ные виды его сортамента.
Однако в связи с опережающими темпами роста производства проката1 относительный вес отливок в общем потреблении ме таллопродукции постепенно уменьшается (см. динамику отдель ных видов металлопродукции в табл. 1.3). Абсолютный же объем производства отливок, в первую очередь из чугуна, непрерывно возрастает, хотя темпы его роста за последние годы значительно замедлились. Несмотря на это, доля чугунного и стального литья в металлопродукции СССР намного превосходит ее по сравнению с США и другими технически развитыми странами.
1 Объем производства проката увеличился в 8-й пятилетке в 1,3 раза, а отливок из чугуна и стали — только в ’1,12 раза.
12
|
|
Т а б л и ц а |
1.3 |
|
Структура металлопродукции в СССР, % * |
|
|
||
Вид металлопродукции |
|
1SG7 г. |
1970 г. |
|
Прокат товарный |
|
56,9 |
57,7 |
|
Чугунные отливки |
|
15,8 |
15,3 |
|
Стальные отливки |
|
4,6 |
4,5 |
|
Стальные слитки |
|
1 ,6 |
1,7 |
|
Стальные трубы (включая трубы из |
1 1, 6 |
11,8 |
|
|
слитков) |
|
6,3 |
|
|
Метизы |
|
6 , 0 |
|
|
Изделия дальнейшего передела |
3,2 |
3,0 |
|
|
|
Всего |
100,0 |
100,0 |
|
* Производство товарного проката исчислено |
как разность выпуска готового |
|||
проката и проката для последующего металлургического передела.—См.: |
По |
|||
ляк А,—„Вопросы экономики*, 1971, |
№ 1, с. 30. |
|
|
|
Основная часть отливок потребляется в машиностроительной |
||||
и металлообрабатывающей |
промышленности. |
Крупнейшими |
производителями и потребителями стального литья, по данным ЦСУ СССР, являются тяжелое машиностроение — 22,7%, трак торное и сельскохозяйственное машиностроение-—21,3%, строи тельное и дорожное машиностроение — 9,5% от общего выпуска отливок из стали в 1970 г.
В производстве чугунного литья удельный вес автомобиль ной промышленности составляет 7,2%, тракторного и сельско
хозяйственного |
машиностроения — 11,9 %, станкостроения — |
|
5,8%, министерства строительных |
материалов — 9,4% и черной |
|
металлургии — 28,8%. |
(расширение масштабов жи |
|
Под действием |
ряда факторов |
лищного строительства, увеличение производства стали и др.) произошли значительные изменения и сдвиги в номенклатуре ли тых изделий. В результате этого потребление и производство изложниц возросло с 9,3% в 1958 г. до 13,3 в 1968 г., литых во допроводных и канализационных труб соответственно с 5,1 до 7,8%. За этот же период удельный вес литых изделий маши ностроительной и металлообрабатывающей промышленности снизился с 78,0 до 72,3%. Тем не менее отливки наряду со свар ными заготовками, поковками и штамповками сохраняют свою ведущую роль в металлопотреблении отдельных отраслей маши ностроения, требования которых определяют качественный уро вень и объем производства литых деталей. Поэтому по праву литейное производство большинством специалистов рассматри вается в качестве основной заготовительной базы машинострое ния3.1
1 См.: Гольбин Я. А., Герман В. А. Проблемы экономии литейного произ водства. Минск, «Наука и техника», 1971.
13
Уровень использования металла в машиностроении опреде ляется металлоемкостью изделий, долговечностью, надежностью, количеством отходов, образующихся при их производстве.
Обращает на себя внимание наметившаяся в прошедшей пятилетке тенденция по снижению удельного расхода отливок на 1 млн. руб. валовой продукции в основных отраслях машино строения (табл. 1.4). Одновременно небольшое увеличение удель ного расхода отливок из стали отмечается в автомобилестроении, приборостроении, станкостроении и некоторых других отраслях. Из приведенных в табл. 1.4 данных видно, как существенно раз личается металлоемкость отраслей машиностроения. Снижение удельной металлоемкости как в отдельных отраслях, так и по всему промышленному производству представляется одним из основных направлений повышения эффективности производства. Факторы, способствующие снижению удельного расхода литых деталей, заключаются в повышении уровня конструирования из делий, в развитии кооперированных связей, что увеличивает по вторный счет, в структурных внутриотраслевых сдвигах и т. п. К числу основных несомненно относятся повышение прочностных характеристик литейных сплавов, опережающий рост отливок из цветных сплавов, повышение геометрической и весовой точности отливок.
Резервы экономии металла при производстве и использовании отливок из чугуна и стали анализируются нами в условиях пред приятий Горьковского индустриального центра.
В структуре производства чугунных отливок в этом районе (табл. 1.5) доминируют автомобильные отливки, отличающиеся сложностью в изготовлении, небольшим весом и высокими тре бованиями, предъявляемыми к их качеству. Это в значительной мере предопределяет сравнительно низкий коэффициент исполь зования исходных материалов (металлозавалки) при производ стве литых деталей машин и изделий из чугуна и стали по пред приятиям г. Горького и области. В виде готовых изделий в 1972 г. использовалась лишь каждая вторая тонна исходных материалов. В то же время необходимо дифференцировать экономическое содержание потерь металла по отдельным переделам технологи ческого процесса получения годной продукции. Потери в струж
ку, |
например, неэквивалентны |
по затратам на литники, скрап |
и т. |
п., безвозвратные потери |
металла в угар — безвозвратным |
потерям стружки при ее сборе и т. д. Экономическая неоднород ность потерь металла в отходы при производстве литых деталей приводит к необходимости определения первоочередной направ ленности мероприятий по экономии металла в каждом конкрет ном случае. Впрочем, большинство резервов в улучшении металлопотребления носит общий характер. Прежде всего, как пока зывает опыт передовых предприятий, имеется возможность улучшить качественный состав шихтовых материалов в сторону снижения их стоимости.
14
Т а б л и ц а 1.4
Динамика удельного расхода отливок по ведущим отраслям машиностроения,
|
|
т на 1 млн. руб. валовой |
продукции * |
|
|
|
|
|
||||||||
|
Тяжелое, |
|
|
Строитель |
|
|
|
|
|
|
|
Электро |
||||
|
энергети |
Химическое ное, дорож |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Автомо |
|
Приборо |
техниче |
||||||||||
|
ческое и |
и нефтяное |
ное и ком |
Станко |
|
|
||||||||||
|
транспорт |
машино |
мунальное |
строение |
|
билестрое |
|
строение |
ская |
|||||||
Виды отливок |
ное маши |
строение |
машино |
|
|
|
|
ние |
|
|
|
промыш |
||||
ностроение |
|
|
строение |
|
|
|
|
|
|
|
|
ленность |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
U U |
ю |
U |
и |
L и |
U |
|
и |
|
|
С и С |
и |
||||
|
8 |
ь- |
Г'- |
ІЛ |
|
ю |
г- |
|
ю |
г- |
|
ю |
f'. |
LD |
Г— |
|
|
со |
СО |
§ |
со |
|
со |
|
со |
СО |
|||||||
|
О |
05 |
С5 |
05 |
05 |
05 |
05 |
|
о |
05 |
|
05 |
05 |
05 |
05 |
|
Чугунные |
230 |
177 |
230 |
170 |
184 |
123 |
565 |
520 |
|
191 |
134 |
30 |
43,5 |
58 |
42 |
|
Стальные |
284 |
241 |
233 |
193 |
213 |
166 |
55 |
82,5 |
30 |
31,5 |
|
5 |
5,2 |
19 |
15 |
|
* См.: Шестопал В. М. |
Специализация н проектирование |
литейных цехов и заводов, с. 11; |
||||||||||||||
Ширяев П. А., Поляк А. М. Потребление черных металлов в СССР, с. 73—82. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1.5 |
||
Отраслевая структура производства отливок из чугуна по предприятиям |
|
|||||||||||||||
|
|
|
Горьковской |
области, |
1972 |
г. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
От общего |
|
Удельный вес от общего вы |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
пуска чугунных отливок, |
% |
||||||||
Министерства и ведомства |
|
|
выпуска |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
чугунных |
|
в формы из |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
отливок, 96 |
|
|
специальными |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
быстротвердею- |
способами |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щих смесей |
|
|
|
|
||
Тяжелого, |
энергетического и транс- |
|
8 ,6 |
|
|
46,7 |
|
|
|
4,9 |
|
|||||
портного машиностроения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Химического и нефтяного машино- |
|
1,9 |
|
1 0 0 ,0 |
|
|
|
— |
|
|||||||
Станкостроительной и инструменталь- |
|
8 ,0 |
|
|
27,7 |
|
|
|
6 ,0 |
|
||||||
ной промышленности |
|
|
|
60,6 |
|
|
0,9 |
|
|
14,0 |
|
|||||
Автомобильной промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Строительного, дорожного и комму- |
|
2,4 |
|
|
— |
|
|
22,3 |
|
|||||||
нального |
машиностроения |
|
|
|
|
|
|
23,5 |
|
|
|
4,9 |
|
|||
Судостроительной промышленности |
|
2 ,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Машиностроения для легкой и пище- |
|
1,0 |
|
|
— |
|
|
2 1 ,6 |
|
|||||||
вой промышленности |
|
|
|
1,5 |
|
|
8,9 |
|
|
24,7 |
|
|||||
Речного флота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Черной металлургии |
|
|
|
|
4,6 |
|
|
— |
|
|
|
1,5 |
|
|||
Прочие министерства и ведомства |
|
8 ,6 |
|
|
— |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Всего |
|
|
1 0 0 ,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В чугунолитейном производстве до сих пор очень высок рас ход литейных чугунов: в машиностроении он составляет 640 кг, в ремонтных цехах предприятий черной металлургии 669 кг (в ря
де |
развитых |
стран он составляет |
250—450 кг/т). Это связано |
с |
тем, что |
значительная часть |
чугунных кусковых отходов |
и стружки вместо использования в |
чугунолитейном производстве |
15
переплавляется в сталеплавильных и доменных печах1. Ограни ченность ресурсов лома наблюдается п в сталефасонных цехах.
Литейные цехи предприятии Горьковской области за послед ние годы в целом значительно снизили расход свежих чугунов в металлозавалке, однако до передовых достижений еще далеко. Например, завод им. М. Воробьева и «Двигатель революции» в одинаковых условиях снабжения металлоотходами, при одно типной организации производства и при практически равном техническом уровне имели в 1971 г. расход литейных чугунов на 1 т годных отливок соответственно 711 кг и 498 кг, или 47,6 и 34,4% в структуре исходных материалов для выплавки чугуна (табл. 1.6). Важный резерв в экономии расхода литейных чугу нов— организация брикетирования стружки непосредственно
вмеханических цехах. Это мероприятие позволило увеличить долю брикетов стружки в металлозавалке на автозаводе до 2— 5% и снизить безвозвратные потери стружки на 40—50%. На этом предприятии много внимания уделяется поискам оптималь ных способов ваграночной плавки с предельным использованием
вшихте дешевого стального скрапа. Увеличение в шихте сталь ного скрапа повышает прочные свойства отливок, а это позво ляет снизить их вес и повысить долговечность литых деталей, особенно блоков и гильз цилиндров двигателей. Опыт производ ства этих деталей позволил установить предельное содержание стальных отходов в 12—13% от веса металлозавалки. Дальней шее повышение доли скрапа приводит к резкому повышению
твердости чугуна вплоть до отбела в тонких сечениях отливок, к повышенному расходу режущего инструмента.
Выплавка литейных чугунов, как известно, сопровождается значительными потерями производительности доменных печей. Экономически важен поэтому опыт чугунолитейных цехов авто завода по замене литейных чугунов предельным12. Горьковский автозавод только за первый год полной замены литейных чугу нов получил экономию в 788 тыс. руб.
В результате проведенной на автозаводе работы по замене (при выплавке чугунов серого, ковкого и с шаровидным графи том) литейного чугуна передельным доказана полная возмож ность такой замены. На протяжении более чем двух лет выпуска лись отливки различной сложности, весом от нескольких десятков граммов до 15 т, включая блоки цилиндров. Отрицательных яв-
1 Ширяев П. А., Поляк А. М. Потребление черных металлов в СССР, с. 66. 2 По данным ЦНИИЧермет, при выплавке предельного чугуна повышается производительность доменных печей на 26%, а расход кокса снижается на 25%. По расчетам И. Г. Пашко, при уменьшении расхода литейного чугуна в соответствии с требованиями современной техники и технологии можно вы свободить мощности в объеме свыше 6 млн. г. Такое количество чугуна, вклю чая оборотные отходы, позволит выпустить около 10,5 млн. тстали и произво дить из нее 8 млн. г проката. Это равносильно дополнительному производству проката на двух крупных металлургических заводах (Пашко И. Г.— «Вопросы
экономики», 1970, № 7, с. 38).
16