Файл: Ефимычев Ю.И. Экономические проблемы повышения качества, надежности и долговечности литых деталей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
отливок из чугуна |
|
при производстве |
годного литья |
и брак |
кг/т |
материалов (металлозавални), выход годного |
по предприятиям Горьковской области, |
Состав исходных |
|
|
иі |
|
а |
(М |
|
|
||
ил |
и |
|
|
со |
|
, |
L. |
|
|
05 |
|
|
О |
|
Ч * |
С |
|
to |
||
аз - |
||
|
2 |
|
|
05 |
|
|
О |
|
О |
|
|
|
СО |
|
|
о |
|
|
2 |
|
|
и |
|
|
O l |
|
п |
о |
|
|
Ссо
н
аС5
о
Q
= |
с |
О |
00 |
|
|
|
tl |
|
05 |
|
,-н |
й) |
fr |
h- |
С-І |
Н
К
В .
с
а .
с
X
X
о.со
о" со со
00 со о-
юI*-
03 ю
00 ’З4
юю
LO LO 03 ’Tf
Юю
г- |
со |
оз |
|
СО |
со |
' |
1—1 |
ол |
со |
со |
со |
1—1 |
*-4 |
со |
t'- |
ю |
|
Г"- |
со |
со |
со |
со |
со |
со |
со |
со |
|
оз |
см |
03 |
|
о |
со |
г- |
«—1 |
оэ |
|
со
ю,__ _
см |
см |
со |
СО |
со |
ю |
СО |
со |
со |
•г*
и
= ;
\о
о
ссо
5 <
ои
Чо
GJ
Жа
<
СО
со |
см |
со |
СО |
см |
|
о |
СО |
|
’ 1 |
|
|
со |
оз |
о |
00 |
со |
|
со |
см |
|
t". |
СО |
СО |
о |
||
-*н |
03 |
со |
со |
СО |
со |
аз |
со |
о |
LO |
03 |
|
со |
СО |
1". |
СО |
со |
• ю |
I"- |
||
*5р |
■чг1 |
со |
ю |
|
*“1 |
,~4 |
|
|
оз |
СО |
оз |
ю |
ю |
СО |
Г-Н |
см |
|
1— 1 |
Т~' |
|
оз |
о |
со |
|
со |
со |
CD |
СО |
оз |
о |
СО |
со |
оз |
о |
1"- |
со |
||
03 |
см |
оз |
|>- |
00 |
г- |
ю |
ю |
ю |
03 |
00 |
|
|
ю |
|
со |
00 |
ю |
см |
оз |
03 |
со |
|
ю |
г а 4 |
см |
со |
см |
ю |
со |
со |
$ |
|
п г |
|
о |
6 |
|
CQ |
m |
о |
О) |
53 |
О н |
о. |
J3 |
о |
ч |
и |
оси
Е- |
|
жо |
г о |
|
|
к |
и |
и |
■9- |
|
|
|
О н |
|
сс |
со |
id |
и, |
о
03
со со
со о
со со
ю
оо
юг-Г
СО СО
оз |
со |
со |
со |
со |
со |
СО |
со |
со |
оз |
ю |
|
М4 |
со |
со |
О) |
ю |
|
1— 1 |
|
СО |
ю |
см |
|
см |
см |
|
см |
t-- со со t-.
оh-
со |
со |
со |
с- |
см |
1—> |
со- |
н-Н |
см |
ь - |
оэ |
со |
СО |
СО |
*=t |
|
о |
|
со |
|
г а |
|
со |
|
5S |
ca |
о |
го |
<и |
|
о |
ж |
о |
|
S |
о |
а - |
О н |
сг
нсо
3d |
% |
о |
|
5гSа |
S |
53 |
|
о |
s t |
о |
|
О н
си га
асо
17
.пений (повышение твердости, отбел и др.) при этом не наблюда ется. В передельном чугуне значительно меньше выделений спелистого графита, чем в литейных чугунах, поэтому структура литых деталей значительно улучшилась. Таким образом, опасе ния в неблагоприятных наследственных свойствах передельного чугуна опровергнуты исследованиями и практическими результа тами, полученными на заводе.
Если полностью снять с производства литейные чугуны и пе рейти на передельные (а это возможно!), то, учитывая, что литейное производство страны потребляет около 10 млн. тдомен ного чугуна в год, народное хозяйство получит дополнительно
2,6 |
млн. т металла в год. Кроме того, будет сэкономлено около |
2,5 |
млн. ткокса. Только в машиностроении будет получена эко |
номия около 40 млн. руб.1 В связи с развитием индукционной плавки чугуна выдвигается
задача перемещения использования чугунных отходов, высечки, стружки из металлургии в литейное производство для выплавки синтетического чугуна. Стоимость такого чугуна по сравнению с ваграночным снижается на 15—25%. Внедрение индукционных печей позволит ежегодно экономить до 5 млн. г литейного чугуна.
Значительное снижение потерь при производстве отливок из чугуна и стали может быть достигнуто за счет снижения брака, объем которого в физическом тоннаже только по предприятиям Горьковской области в 1972 г. можно приравнять к выпуску крупного литейного цеха мощностью 35—40 тыс. т. Анализ уровня брака в динамике за ряд лет выявляет тенденцию к росту по ведущим предприятиям и в целом по области. Кроме того, факти ческий уровень брака намного превосходит данные отчета обла стного статуправления, которые были использованы в табл. 1.6. Многие литейные цехи, особенно единичного и мелкосерийного производства, отражают в отчетных формах только брак, обнару женный в процессе механообработки литых заготовок, когда его стоимость возрастает в несколько раз, почти до уровня стоимости литых деталей. Достоверный статистический учет и анализ по видам брака непосредственно в литейном цехе, как показывают наши исследования12, являются важными мерами в борьбе с ним.
С точки зрения металлопотребления борьба с браком приво дит к росту объема функционирующего в изделиях металла за счет увеличения производства годной продукции, а также к сни жению безвозвратных потерь, связанных с угаром металла и сбором стружки. Большие отходы в стружку (табл. 1.7) свиде тельствуют о значительных припусках для механообработки от ливок, объем и общая трудоемкость которой пропорциональны точности заготовок.
1 Платонов |
Б. П. Большая выгода.— «Автозаводец», |
1972, № 22. |
2 Ройтбурд |
Л. Н., Ефимычев Ю. И. Исследование |
уровня и динамики |
брака в литейном производстве.— «Черная металлургия», |
1968, № 5. |
18
Т а б л и ц а 1.7
Баланс металла при производстве чугунного и стального литья
по предприятиям Горьковской области, |
1972 г. |
|
|
|
Наименование передела |
Выход годно |
Потери |
т |
Потерн, % |
го, т |
в отходы, |
|||
Отливки из чугуна |
|
|
|
|
Исходные материалы |
812 267 |
333 718 |
|
41,1 |
Отливки |
478 549 |
|
||
Детали |
406 767 |
71 782 |
|
15,0 |
Отливки из стала |
|
|
|
|
Исходные материалы |
156 077 |
68 728 |
|
44.0 |
Отливки |
87 349 |
|
||
Детали |
69 879 |
17 470 |
|
27.0 |
Всего исходных материалов |
968 344 |
402446 |
|
41,6 |
Всего отливок |
565 898 |
|
||
Всего литых деталей |
476 646 |
89 252 |
|
15,8 |
Всего потерь в отходы от металлозавалки |
|
491 698 |
|
50,8 |
В том числе: |
|
35 667 |
|
3,7 |
брак |
|
|
||
потери в стружку |
|
89 252 |
|
9,2 |
из них безвозвратные потери |
|
13 338 |
|
15,0 |
угар металла и другие потери при |
|
58 100 |
|
6,0 |
плавке металлошихты |
|
|
|
|
Всего безвозвратных потерь Исходных |
|
71 438 |
|
7,4 |
материалов |
|
|
|
|
Экономическое значение сокращения объема механической обработки и образования при этом отходов в виде стружки может быть проиллюстрировано расчетом себестоимости ее удаления по коленчатому валу дизеля. На заводе «Двигатель революции» по первоначальной технологии коленчатые валы изготовлялись из стали 40А методом свободной ковки.
Данные табл. 1.8 показывают, что при переводе коленчатого вала дизеля на изготовление из высокопрочного чугуна объем механической обработки уменьшается в 4 раза и, несмотря на повышенную трудоемкость механической обработки высокопроч ного чугуна, общая трудоемкость и себестоимость механической обработки литого вала меньше, чем у аналогичного стального вала.
Однако не во всех случаях замены поковок отливками для коленчатых валов повышение удельной трудоемкости механиче ской обработки чугуна с шаровидным графитом компенсируется более высокой точностью литой заготовки. Для деталей и конст рукций, где коэффициент использования металла повышается
19
Т а б л мд а 1.8
Трудоемкость и себестоимость обработки коленчатого вала дизеля
|
|
|
Вид заготовки для детали |
|
|
|
Показатели |
отливка из |
поковка из |
|
|
|
||
|
|
|
ВЧ 45-0 |
стали 40А |
Черный вес, |
кг |
2500 |
5300 |
|
Вес |
чистый, |
кг |
1760 |
2140 |
Вес |
стружки, кг |
740 |
3260 |
|
Удельная трудоемкость удаления 1 кг |
0,158 |
0,043 |
||
стружки, |
нормо-час |
116,9 |
140,9 |
|
Трудоемкость детали, нормо-час |
||||
Удельная себестоимость удаления 1 кг |
0,382 |
0,108 |
||
стружки, |
руб. |
282,62 |
352,1 |
|
Себестоимость детали, руб. |
незначительно, затраты на их производство из высокопрочного чугуна могут быть несколько выше, чем при изготовлении из по ковок и штамповок. Но даже и в этом случае следует отдать предпочтение отливкам, учитывая, во-первых, возможность обес печения долговечности и высокой надежности изделии и, во-вто рых, значительную экономию капиталовложений в черную метал лургию, связанную с добычей сырья и получением металла'.
Подсчеты показывают, что удельные капиталовложения на 1 т стружки составляют около 1250 руб. Для получения металла, который затем пойдет в стружку, при изготовлении продукции отечественного машиностроения необходимо добыть 20—24 млн. т сырья. Это равно примерно 4—5 млрд. руб. дополнительных ка питальных вложений, которых можно избежать, если использо вать более рациональную структуру производства металла в чер ной металлургии и современную технологию его обработки в ма шиностроении12.
С позиций народнохозяйственной эффективности повышение точности отливок, поковок, штамповок и других заготовок, при ближение их по размерам и чистоте поверхности к готовым дета лям с максимальным сокращением объема механической обра ботки, вплоть до полного ее исключения, должно быть главным направлением развития технологии машиностроения. Одной из главных тенденций качественного развития машиностроения на современном этапе является относительное перемещение процес сов формообразования деталей из обрабатывающей стадии в за готовительную. Для этого необходимо, как мы отмечаем далее при анализе технического уровня производства отливок из чугуна
1 Ефимычев Ю. И., Иванов В. В., Лебедев А. А. Экономическая эффектив ность замены стали магниевым чугуном.— В кн.: Экономика судостроитель ной промышленности. Вып. 1 (9), 1970.
2 Пашко И. Г.— «Вопросы экономики», 1970, № 7, с. 41.
20