Файл: Елагин А.В. Электродуговая сварка порошковой проволокой.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешней характеристикой (ПСГ-500,

ПСУ-500, ВС-600,

ВС-300 и др.). Для сварки используются как

специаль­

но разработанные

полуавтоматы

'(А-765,

А-1036М,

А-1114, А-929, A-Ô20, А-1197П,. ПРМ-2,

ПДММ-63/4),

так

и модернизированные

(ПШ-54, А-537, ПДШМ-500

и

сварочный трактор ТС-17). Нужно отметить,

что

для

монтажных организаций явно недостаточно иметь одну марку проволоки, которой сваривается одна или две марки сталей аустенитного класса из довольно большого и разнообразного их количества. Поскольку конструкции из этих сталей все в большем объеме поступают на мон­ таж, то назрела острая необходимость в разработке порошковых проволок для сварки высоколегированных сталей с самыми пазнообразными свойствами.

7. Д Е Ф Е К Т Ы С В А Р Н Ы Х С О Е Д И Н Е Н И Й И К О Н Т Р О Л Ь К А Ч Е С Т В А

Качественно исполненные сварные соединения опре­ деляют долговечность и работоспособность сварных конструкций. Поэтому знание дефектов, возникающих при сварке порошковыми проволоками, причин их появ­ ления и мер по их предупреждению обязательно для работников, занимающихся сваркой порошковой прово­ локой. Наиболее часто встречаются следующие дефекты сварных швов и соединений: поры, подрезы основного металла, рытвины на поверхности шва, шлаковые вклю­ чения, непровары, кристаллизационные трещины, про­ жоги основного металла.

Поры могут быть внешними и внутренними. Уменьшая полезное сечение шва, они снижают прочность сварного соединения. Главными причинами образования пор при сварке порошковыми проволоками являются: высокое напряжение на дуге, ржавчина, окалина и ор­ ганические загрязнения, которые становятся источни­ ками водорода; повышенное содержание азота; неста­ бильная подача проволоки и перегрев сварочной ванны при сварке тонкого металла на повышенных режимах. Причиной образования пор может также стать исполь­ зование непрокаленной и неочищенной проволоки. Для устранения этих причин следует привести режимы свар­

ки в соответствие с рекомендуемыми и снизить

напряже­

ние холостого хода

источника

питания, зачистить по­

верхность металла;

произвести отладку режимов сварки

и добиться равномерной подачи

проволоки.

Нер'авно-

77


мерно заполненная шихтой проволока также может слу­ жить причиной порообразования. В этом случае обяза­ тельна замена проволоки. Перед сваркой проволоку сле­ дует прокалить. При сварке проволокой с дополнитель­ ной защитой С 0 2 причинами образования пор кроме вышеперечисленных могут стать избыток влаги и азота

вуглекислоте и подача избыточного количества газа, в результате чего происходят завихрение и подсос воздуха

взону дуги. Для устранения этих явлений необходимо перед сваркой слить из баллонов воду и установить осу­ шитель газа. Негодная, с повышенным содержанием азота углекислота заменяется. Устанавливается нор­ мальный расход газа.

Подрезы образуются при выплавлении участков ос­ новного металла вдоль края шва во время процесса сварки. Они уменьшают сечение свариваемых деталей и являются местами концентрации напряжений. Причиной образования подрезов становится завышение напряже­ ния на дуге и неправильная техника сварки. Последнее особенно сказывается при выполнении угловых тавро­ вых соединений. Возникновение подрезов предотвраща­ ется правильной настройкой режимов и выполнением указаний по технике сварки.- Исправляются подрезы до­ полнительной подваркой.

Рытвины

на поверхности шва наиболее часто

встреча­

ются при сварке

с дополнительной

защитой

С 0 2 .

Они

образуются

по

причине

.неисправности

аппаратуры:

утечки

СО2 или

выхода

из

строя

распылителя

газа, и

когда

в шихте

сердечника

проволоки

содержится

боль­

шое количество

влаги.

Толстый

слой

технологической

смазки на поверхности проволоки также может служить причиной образования рытвин. Они устраняются путем прокалки проволоки и наладки аппаратуры (смена или прочистка распылителя газа, проверка соединений шлангов). Образовавшиеся ранее рытвины заварива­ ются и зачищаются.

Шлаковые включения при сварке порошковой прово­ локой образуются при заниженном напряжении дуги, а также вследствие затеканий за дугу шлака или в случае недостаточного удаления шлака с предыдущих-слоев при многослойной сварке. Они снижают прочность и пластичность наплавленного металла и уменьшают стойкость сварного шва к трещинообразованию. Для устранения этого явления следует строго придерживать-

78


ся установленных режимов, не допускать затекания шла­ ка за дугу во время сварки и тщательно очищать свар­ ные швы перед наложением последующих слоев.

Непровар является серьезным дефектом, так как в месте непровара уменьшается сечение шва и вследствие этого понижается его прочность. Основные причины не­ провара: недостаточная сила тока, слишком быстрое перемещение конца электродной проволоки вдоль свари­ ваемых кромок, неудовлетворительная подготовка изде-

• лий под сварку. Часто непровар является следствием низкой квалификации сварщика. Непровар относится к числу дефектов, которые трудно поддаются обнаруже­ нию внешним осмотром, поэтому следует строго соблю­ дать установленные режимы сварки и контролировать точность подготовки кромок. Непроверенные участки, обнаруженные с помощью физических методов контро­ ля, подлежат удалению и повторной заварке.

Кристаллизационные трещины являются наиболее опасным дефектом сварных швов, так как они часто слу­ жат причиной разрушения сварной конструкции. При сварке порошковой проволокой кристаллизационные трещины образуются при содержании в металле шва повышенного количества углерода, серы и других вред­ ных примесей. Высокое напряжение на дуге также мо­ жет привести к образованию кристаллизационных тре­ щин. В случае появления трещин принимаются следую­ щие меры:

проверяют химический состав основного металла;

не допускают сварку порошковой

проволокой сталей

с повышенным содержанием вредных

примесей;

' проверяют химический состав порошковой проволоки; снижают напряжение холостого хода источника пи­

тания.

Особое внимание на химический состав и соблюдение режимов обращается при сварке низколегированных сталей. В случае необходимости сварку ведут с предва­ рительным и сопутствующим подогревом. Обнаруженные при контроле трещины подлежат обязательному удале­ нию. Участки швов с трещинами вырубаются или выре­ заются до здорового металла, после чего производят повторную заварку и контроль.

Прожоги основного металла получаются из-за боль­ шой силы сварочного тока, малой скорости сварки, уве- - личенных зазоров между свариваемыми деталями и ма-

79



лого притупления кромок. Поскольку для сварки поро­ шковой проволокой характерно довольно глубокое про­ ставление (особенно при сварке в ССЬ), то во избежание прожогов необходимо собирать детали с требуемыми за­ зорами и строго выдерживать величину притупления. Как и в остальных случаях, соблюдение режима сварки обязательно. Исправляются прожоги подрубкой и по­ следующей подваркой шва.

Контроль качества сварных соединений, выполняе­ мых порошковой проволокой, не отличается от методов контроля, применяемых при других способах сварки, и здесь не рассматривается.

VI. ПРИМЕНЕНИЕ ПОРОШКОВОЙ ПРОВОЛОКИ НА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ

1. С В А Р К А Л И С Т О В Ы Х К О Н С Т Р У К Ц И И

Порошковая проволока находит все более широкое применение при сварке листовых конструкций и, в част­ ности, резервуаров и газгольдеров для хранения жидких и газообразных продуктов. Трестом Нефтезаводмонтаж

совместно с СКВ

ВНИИМоитажспецстроя

разработана

и внедрена технология автоматической

сварки

щитов

кровли и днища

резервуара емкостью 20

ООО м3.

Сварка

выполнялась проволокой ЭПС-15/2 диаметром 2,5 мм с использованием сварочного трактора ТС-17МУ, который был переделан под сварку порошковой проволокой сле­ дующим образом: фигурку с проволокой установили непосредственно на трактор, применили подающие разъ­

емные

ролики

с насечкой, вместо

кронштейна

с на­

правляющими

роликами установили

две. латунные

втул­

ки для

направления проволоки в подающее устройство.

Сварка щитов покрытия выполнялась «на спуск». Стыко­

вые соединения толщиной

 

6 мм

сваривались

за

один

проход

на

режиме

(Ѵпод=367 м/ч;

/ С в = 360-Ь380

А;

(Уд=30-=-40 В; Ѵс—25 м/ч).

Соединения

встык

при

тол­

щине 10 мм выполнялись

за

два прохода

при

той

 

же

скорости

сварки

(25

м/ч)

с некоторым

увеличением

сва­

рочного

тока

при

втором

проходе

(/ C B =

380-h400 А)

и

80