Файл: Елагин А.В. Электродуговая сварка порошковой проволокой.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
внешней характеристикой (ПСГ-500, |
ПСУ-500, ВС-600, |
|||
ВС-300 и др.). Для сварки используются как |
специаль |
|||
но разработанные |
полуавтоматы |
'(А-765, |
А-1036М, |
|
А-1114, А-929, A-Ô20, А-1197П,. ПРМ-2, |
ПДММ-63/4), |
так |
||
и модернизированные |
(ПШ-54, А-537, ПДШМ-500 |
и |
||
сварочный трактор ТС-17). Нужно отметить, |
что |
для |
монтажных организаций явно недостаточно иметь одну марку проволоки, которой сваривается одна или две марки сталей аустенитного класса из довольно большого и разнообразного их количества. Поскольку конструкции из этих сталей все в большем объеме поступают на мон таж, то назрела острая необходимость в разработке порошковых проволок для сварки высоколегированных сталей с самыми пазнообразными свойствами.
7. Д Е Ф Е К Т Ы С В А Р Н Ы Х С О Е Д И Н Е Н И Й И К О Н Т Р О Л Ь К А Ч Е С Т В А
Качественно исполненные сварные соединения опре деляют долговечность и работоспособность сварных конструкций. Поэтому знание дефектов, возникающих при сварке порошковыми проволоками, причин их появ ления и мер по их предупреждению обязательно для работников, занимающихся сваркой порошковой прово локой. Наиболее часто встречаются следующие дефекты сварных швов и соединений: поры, подрезы основного металла, рытвины на поверхности шва, шлаковые вклю чения, непровары, кристаллизационные трещины, про жоги основного металла.
Поры могут быть внешними и внутренними. Уменьшая полезное сечение шва, они снижают прочность сварного соединения. Главными причинами образования пор при сварке порошковыми проволоками являются: высокое напряжение на дуге, ржавчина, окалина и ор ганические загрязнения, которые становятся источни ками водорода; повышенное содержание азота; неста бильная подача проволоки и перегрев сварочной ванны при сварке тонкого металла на повышенных режимах. Причиной образования пор может также стать исполь зование непрокаленной и неочищенной проволоки. Для устранения этих причин следует привести режимы свар
ки в соответствие с рекомендуемыми и снизить |
напряже |
||
ние холостого хода |
источника |
питания, зачистить по |
|
верхность металла; |
произвести отладку режимов сварки |
||
и добиться равномерной подачи |
проволоки. |
Нер'авно- |
77
мерно заполненная шихтой проволока также может слу жить причиной порообразования. В этом случае обяза тельна замена проволоки. Перед сваркой проволоку сле дует прокалить. При сварке проволокой с дополнитель ной защитой С 0 2 причинами образования пор кроме вышеперечисленных могут стать избыток влаги и азота
вуглекислоте и подача избыточного количества газа, в результате чего происходят завихрение и подсос воздуха
взону дуги. Для устранения этих явлений необходимо перед сваркой слить из баллонов воду и установить осу шитель газа. Негодная, с повышенным содержанием азота углекислота заменяется. Устанавливается нор мальный расход газа.
Подрезы образуются при выплавлении участков ос новного металла вдоль края шва во время процесса сварки. Они уменьшают сечение свариваемых деталей и являются местами концентрации напряжений. Причиной образования подрезов становится завышение напряже ния на дуге и неправильная техника сварки. Последнее особенно сказывается при выполнении угловых тавро вых соединений. Возникновение подрезов предотвраща ется правильной настройкой режимов и выполнением указаний по технике сварки.- Исправляются подрезы до полнительной подваркой.
Рытвины |
на поверхности шва наиболее часто |
встреча |
||||||||
ются при сварке |
с дополнительной |
защитой |
С 0 2 . |
Они |
||||||
образуются |
по |
причине |
.неисправности |
аппаратуры: |
||||||
утечки |
СО2 или |
выхода |
из |
строя |
распылителя |
газа, и |
||||
когда |
в шихте |
сердечника |
проволоки |
содержится |
боль |
|||||
шое количество |
влаги. |
Толстый |
слой |
технологической |
смазки на поверхности проволоки также может служить причиной образования рытвин. Они устраняются путем прокалки проволоки и наладки аппаратуры (смена или прочистка распылителя газа, проверка соединений шлангов). Образовавшиеся ранее рытвины заварива ются и зачищаются.
Шлаковые включения при сварке порошковой прово локой образуются при заниженном напряжении дуги, а также вследствие затеканий за дугу шлака или в случае недостаточного удаления шлака с предыдущих-слоев при многослойной сварке. Они снижают прочность и пластичность наплавленного металла и уменьшают стойкость сварного шва к трещинообразованию. Для устранения этого явления следует строго придерживать-
78
ся установленных режимов, не допускать затекания шла ка за дугу во время сварки и тщательно очищать свар ные швы перед наложением последующих слоев.
Непровар является серьезным дефектом, так как в месте непровара уменьшается сечение шва и вследствие этого понижается его прочность. Основные причины не провара: недостаточная сила тока, слишком быстрое перемещение конца электродной проволоки вдоль свари ваемых кромок, неудовлетворительная подготовка изде-
• лий под сварку. Часто непровар является следствием низкой квалификации сварщика. Непровар относится к числу дефектов, которые трудно поддаются обнаруже нию внешним осмотром, поэтому следует строго соблю дать установленные режимы сварки и контролировать точность подготовки кромок. Непроверенные участки, обнаруженные с помощью физических методов контро ля, подлежат удалению и повторной заварке.
Кристаллизационные трещины являются наиболее опасным дефектом сварных швов, так как они часто слу жат причиной разрушения сварной конструкции. При сварке порошковой проволокой кристаллизационные трещины образуются при содержании в металле шва повышенного количества углерода, серы и других вред ных примесей. Высокое напряжение на дуге также мо жет привести к образованию кристаллизационных тре щин. В случае появления трещин принимаются следую щие меры:
проверяют химический состав основного металла;
не допускают сварку порошковой |
проволокой сталей |
с повышенным содержанием вредных |
примесей; |
' проверяют химический состав порошковой проволоки; снижают напряжение холостого хода источника пи
тания.
Особое внимание на химический состав и соблюдение режимов обращается при сварке низколегированных сталей. В случае необходимости сварку ведут с предва рительным и сопутствующим подогревом. Обнаруженные при контроле трещины подлежат обязательному удале нию. Участки швов с трещинами вырубаются или выре заются до здорового металла, после чего производят повторную заварку и контроль.
Прожоги основного металла получаются из-за боль шой силы сварочного тока, малой скорости сварки, уве- - личенных зазоров между свариваемыми деталями и ма-
79
лого притупления кромок. Поскольку для сварки поро шковой проволокой характерно довольно глубокое про ставление (особенно при сварке в ССЬ), то во избежание прожогов необходимо собирать детали с требуемыми за зорами и строго выдерживать величину притупления. Как и в остальных случаях, соблюдение режима сварки обязательно. Исправляются прожоги подрубкой и по следующей подваркой шва.
Контроль качества сварных соединений, выполняе мых порошковой проволокой, не отличается от методов контроля, применяемых при других способах сварки, и здесь не рассматривается.
VI. ПРИМЕНЕНИЕ ПОРОШКОВОЙ ПРОВОЛОКИ НА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ
1. С В А Р К А Л И С Т О В Ы Х К О Н С Т Р У К Ц И И
Порошковая проволока находит все более широкое применение при сварке листовых конструкций и, в част ности, резервуаров и газгольдеров для хранения жидких и газообразных продуктов. Трестом Нефтезаводмонтаж
совместно с СКВ |
ВНИИМоитажспецстроя |
разработана |
|
и внедрена технология автоматической |
сварки |
щитов |
|
кровли и днища |
резервуара емкостью 20 |
ООО м3. |
Сварка |
выполнялась проволокой ЭПС-15/2 диаметром 2,5 мм с использованием сварочного трактора ТС-17МУ, который был переделан под сварку порошковой проволокой сле дующим образом: фигурку с проволокой установили непосредственно на трактор, применили подающие разъ
емные |
ролики |
с насечкой, вместо |
кронштейна |
с на |
правляющими |
роликами установили |
две. латунные |
втул |
|
ки для |
направления проволоки в подающее устройство. |
Сварка щитов покрытия выполнялась «на спуск». Стыко
вые соединения толщиной |
|
6 мм |
сваривались |
за |
один |
|||||||
проход |
на |
режиме |
(Ѵпод=367 м/ч; |
/ С в = 360-Ь380 |
А; |
|||||||
(Уд=30-=-40 В; Ѵс—25 м/ч). |
Соединения |
встык |
при |
тол |
||||||||
щине 10 мм выполнялись |
за |
два прохода |
при |
той |
|
же |
||||||
скорости |
сварки |
(25 |
м/ч) |
с некоторым |
увеличением |
сва |
||||||
рочного |
тока |
при |
втором |
проходе |
(/ C B = |
380-h400 А) |
и |
80