Файл: Глебов А.З. Организация труда электросварщиков-полуавтоматчиков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
2 1 20 19
Рис. 43. Станция газификации жидкой углекислоты и изотер мической цистерны:
/ |
— электроподогреватель; |
2 — вентиль дренажный; 3 — цистерна; |
||||
4 |
— уровнемер; 5 — вентиль |
газовый; 6 — предохранительный |
клапан; |
|||
7 |
— манометр; S — магнитный |
пускатель; 9 — |
цеховой |
газопровод; |
||
10 — термометр; / / |
— манометр; |
12 — запорный |
вентиль; |
13 — регу |
||
лирующий клапан; |
14 — вентиль; 15 — электроконтактный |
манометр; |
||||
16 — реле со световым табло; 17 |
— аварийный вентиль; 18 — тепло |
|||||
обменник; 19 — штепсельный |
разъем; 20 — вентиль |
жидкостный |
||||
применением многослойной |
изоляции |
паралоном или |
стекловолокном с прокладкой между слоями из полиа мидной пленки. Для изоляции и установки наружного защитного металлического кожуха цистерна заключает ся в деревянный каркас. Углекислота в цистерне нахо дится в двух агрегатных состояниях (жидком и газооб разном). Поэтому для создания противодавления внутри цистерны последняя снабжена двумя вентилями: верх ним — для ввода и отбора газообразной углекислоты и нижним —• для жидкой углекислоты. Кроме этого, цис терна снабжена предохранительным клапаном, мано метром, уровнемером и дренажным вентилем. Цистерну наполняют жидкой переохлажденной углекислотой до
0,85% своего объема. Углекислота в цистерне |
находит |
ся при температуре —40 -= 50°С и давлении |
(58,86— |
117,72) 10 4 Н/м 2 . |
|
Для уменьшения непроизводительных потерь углекис лого газа цистерны должны иметь необходимую изотермичность, степень которой определяют изменением дав ления внутри цистерны во время транспортирования и хранения ее до включения в газификационную установ ку. При превышении давления выше максимально до-
95
пустнмого срабатывает предохранительный клапан, и и часть газообразной углекислоты выпускается в атмос феру. Изотермичность цистерны считается удовлетвори тельной, если срок изменения давления до максимально допустимого равен семи суткам.
Потери углекислого газа, вызванные повышением дав ления внутри цистерны, находящейся в системе газификационной установки, устраняют снижением давления ко времени перерыва в работе, например к концу сме ны.
Изотермические цистерны для транспортирования уг лекислоты, разработанные ВНИИПТхимнефтеаппаратуры, имеют в основном те же самые контрольно-измери тельные приборы и арматуру и лишь другое конструк тивное исполнение. В настоящее время имеются изотермические емкости на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 4; 5; 6; 10; 20 и 37 т. Наиболее широко применяются системы с ем костью 2, 3, 4 и 5 т.
Работа автоматической станции газификации жид кой углекислоты от изотермической цистерны происходит следующим образом (см. рис. 43). После присоедине ния гибкими рукавами цистерны к теплообменнику открывают его вентили для водяного подогрева, а штеп сельным разъемом подают электропитание. Затем откры вают газовый вентиль и проверяют исправность армату ры и контрольно-измерительных приборов. Вентилем жидкую углекислоту выпускают из цистерны в теплооб менник, где она испаряется, и под давлением не более 9,81 -104 Н/м2 направляют в цеховой газопровод. Дав ление газообразной углекислоты поддерживается авто матически пневматическим регулирующим клапаном 13. При падении давления ниже установленного на электро контактном манометре срабатывает реле, и магнитный пускатель .включает электроподогрев для интенсифика ции испарения углекислоты в цистерне. Температура уг лекислого газа на выходе из теплообменника должна быть в пределах 20—30°С. Контролируется она стеклян ным термометром 10.
Подачу углекислоты к газификационным установкам осуществляют двумя способами: заменой пустых цистерн наполненными или переливанием из транспортных в ста ционарные. Процесс переливания углекислоты достаточ но прост, происходит он за счет разности давлений и уровня жидкой углекислоты в цистернах. Разница уров-
96
ней достигается либо при наличии специальной площад ки, либо установкой стационарной цистерны ниже уров ня пола цеха. Разность давлений обеспечивается бес прерывным поступлением углекислоты из стационарной цистерны в рабочую сеть. Давление в транспортной ци стерне поднимается при подогреве ее стержневым элект роподогревателем. Перелив углекислоты из двухтонной цистерны занимает 1 ч, при этом подача углекислоты на сварочные посты не прекращается.
Система, разработанная ВНИИПТхимнефтеаппаратуры, содержит транспортную емкость на 2,7 или 6 т жид кой углекислоты, стационарную емкость иа 5 или '7,5 т,
Рис. 44. Схема углекислотного |
комплекса: |
|
|
|||
' — автоцистерна для транспортировании углекислоты |
ЦЖУ-6; |
2 — цистерна- |
||||
накопитель НЖУ-8; |
3 — весомер |
КГП-30; |
4 — клапан-отсскатель; 5 — г а з и |
|||
фикатор |
УГ-2000М: |
6 — регулятор |
высокого |
давления |
РДВ-25; |
трубопровод |
жидкой |
углекислоты |
: трубопровод |
углекислого газа |
|
испарительную установку производительностью 200 кг/ч газообразной углекислоты. В углекислотный комплекс с применением транспортных емкостей 6 т входят авто цистерна ЦЖ-4-6, сосуд-накопитель для хранения угле кислоты НЖУ-8 и газификатор УГ-200М (рис. 44). Тех ническая характеристика этого комплекса приведена в табл. 8.
Внедрение безбаллонного способа транспортирования, хранения и потребления жидкой углекислоты в изотер мических емкостях обеспечивает надежное, стабильное
7—1272 |
97 |
Технические характеристики углекислотных комплексов
Система
ВНИИПТхимнефтеаппа- . ратуры УкрНИИПП -
Параметры |
Транспортная емкость |
Сосуд-накопитель |
Газифи |
|
катор |
||||
|
|
|
Вес |
жидкой |
углекислоты |
в |
емкости, |
|
2700 |
|
|
Автома |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3500 |
||
Вес |
сосуда |
без углекислоты, |
кг . . . . |
|
2400 |
|
|
тический, |
|||
|
|
2900 |
произ- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
73,48—117,72 |
|
|
води- |
|
|
|
|
|
|
|
|
78,48—117,72 |
тель- |
|||
|
|
|
|
|
|
|
—35 ч -—45 |
—35-4—45 |
ностью |
||
|
|
|
|
|
|
|
500 кг/ч |
||||
Габаритные |
размеры, |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
||
Вес |
жидкой |
углекислоты |
в |
емкости, |
2200 |
6000 |
5000 |
7500 |
Типа |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Вес |
сосуда |
без углекислоты, |
кг . . |
2450 |
|
4150 |
4850 |
УГ - 200М . |
|||
Рабочее давление, 104 |
Н/м 2 |
|
|
78,48— |
78,48— |
• 78,48— |
'78,48— |
произ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
245,25 |
176,58 |
147,15 |
245,25 |
води - |
|
|
|
|
|
|
|
—43-4- |
—43-4- |
—30,5-4—43 —30,5-4—43 |
тель- |
|
|
|
|
|
|
|
|
—12,5 |
—12,5 |
|
|
ностыо |
Габаритные |
размеры, |
мм |
|
|
3250 X |
6550 X ' |
3900 X |
5030 X |
200 кг/ч |
||
|
|
|
|
|
|
|
Х 2 0 0 0 Х |
Х 2 3 9 0 Х |
Х 2 4 5 0 Х |
Х 2 1 7 2 Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
Х 2 1 0 0 |
Х 3 0 0 0 |
Х 3 5 0 0 |
Х 2 5 2 0 |
|
и безаварийное снабжение сварочных постов углекислым газом высокой чистоты. Углекислый газ, получаемый в газификационных установках, имеет чистоту около 100%, что обеспечивает высокое качество сварных швов.
Экономический эффект, получаемый в результате пе рехода на безбаллонное снабжение углекислотой, дости гается в результате сокращения удельных расходов на транспортирование, сокращения затрат рабочего време ни, необходимого для подключения и отключения бал лонов, продувки их и удаления из них влаги; устранения потерь углекислоты; снижения стоимости углекислоты в связи с исключением затрат на ремонт и профилактиче ский осмотр баллонов. Стоимость перевозки 1 т жидкой углекислоты в изотермической емкости в 2,8 раза ни же, чем в баллонах. Система централизованного обес печения сварочных постов СОг с использованием изотер мических цистерн была бы более совершенной, если бы обеспечение предприятий углекислотой было организо вано по территориальному принципу от районных газораздаточиых станций-хранилищ. Примером такой цент рализованной системы может служить снабжение пот ребителей сжиженными горючими газами.
ЭКОНОМИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
Себестоимость сварки 1 м шва зависит от расхода сва рочных материалов: проволоки и углекислого газа. Сверхнормативный расход сварочных материалов увели чивает'стоимость изготовления сварных конструкций и снижает эффективность применения полуавтоматической сварки. Расход сварочных материалов характеризуется количеством израсходованной проволоки и углекислого газа на единицу веса наплавленного металла.
При полуавтоматической сварке необходимо .строго соблюдать номинальные размеры сварных швов. Уста новлено, что увеличение расхода углекислого газа и сва рочной проволоки происходит за счет превышения сече ния наплавленного металла. Так, по данным замеров [15], сечение наплавленного металла угловых швов при сварке в углекислом газе в ряде случаев превышает но минальный размер в 1,5—2,5 раза.
Расход углекислого газа на рабочем месте зависит от многих факторов и в первую очередь от типа свари ваемой конструкции и сварного .соединения, вида газо-
7* |
99 |
снабжения, положения шва в пространстве, наличия или отсутствия электромагнитного клапана в газовой маги страли, а также от индивидуального навыка электросвар щика-полу автоматчика.
При сварке изделий с большим числом коротких швов, расположенных в разных пространственных поло жениях и требующих кантовки изделия в процессе свар ки, расход углекислого газа повышается, на 20—60%. Минимальный расход углекислого газа наблюдается при сварке швов с большой протяженностью и большим се чением в нижнем положении. Это объясняется тем, что отношение времени горения дуги ко времени подачи газа при сварке в вертикальном и горизонтальном положе ниях будет меньше, чем при сварке в нижнем положе
нии. Расход |
газа |
на 1 кг израсходованной |
проволоки |
||
составляет при сварке швов в нижнем положении |
0,5— |
||||
0,8 кг, |
а для |
вертикальных и горизонтальных |
0,8—1,3 кг |
||
-[15]. |
|
|
|
|
|
Для |
экономии |
углекислого газа все сварочные |
посты |
независимо от системы газоснабжения должны быть снабжены отсекателями газа. На серийно выпускаемых промышленностью сварочных полуавтоматах установле ны электромагнитные газовые клапаны. Однако наряду с электромагнитными применяются механические отсекатели конструкции различных предприятий. Работа кла пана должна беспечивать обдув газом жидкого метал ла, ванны в момент кристаллизации после прекращения процесса сварки, а также подачу газа, несколько опере жающую возбуждение дуги. Такая подача газа преду преждает появление пор в начале сварки и в кратере после ее окончания. Основным требованием, предъявляе мым к конструкции газовых клапанов, является долго вечность и надежная герметичность рабочей камеры, предотвращающая утечку газа во время перерывов в ра боте. В газовой сети клапан необходимо располагать как можно ближе к зоне сварки для надежной защиты ме
талла в начале сварки. При |
большой |
отдаленности зо |
ны сварки от аппаратного |
ящика |
электромагнитный |
клапан желательно устанавливать на подающем меха низме.
Включение электромагнитного клапана с опережением подачи проволоки должно быть предусмотрено электри ческой схемой. Если клапан расположен в непосредст венной близости к месту сварки, например на подающем
100