Файл: Глебов А.З. Организация труда электросварщиков-полуавтоматчиков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
Расход |
углекислого газа в трубопроводе |
|
||||
|
|
|
Диаметр |
отверстия шайбы, мм |
|
||
Давление |
2, 5 |
2, 2 |
2,0 |
1,5 |
1,25 |
1 ,0 |
0,75 |
углгкнслого |
|||||||
газа в ма |
|
|
|
|
|
|
|
гистрали, |
|
|
Расход углекислого газа, м'/ ч |
|
|||
10» Н / м * |
|
|
|
||||
1,96 |
1,4 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
|
|
2,94 |
1,8 |
1,4 |
1,3 |
1,0 |
|
|
|
3,92 |
2,15 |
1,5 |
1,55 |
1,25 |
1,2 |
|
|
4,90 |
2,4 |
1,75 |
1,62 |
1,45 |
1,4 |
0,52 |
|
5,89 |
2,6 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
0,54 |
|
6,87 |
|
2,15 |
2,1 |
1,8 |
1,65 |
0,57 |
0,53 |
7,85 |
|
|
|
|
|
0,62 |
0,54 |
8,83 |
|
|
|
|
|
0,64 |
0,57 |
9,81 |
|
|
|
|
|
0,67 |
0,62 |
метра сопла горелки. Для тупиковой системы снабжения постов необходимо измерить давление углекислого га за в трубопроводе у каждого поста, после чего подоб рать диаметр отверстия в дроссельной шайбе. Действи тельный расход газа в этом случае удобно проверить портативным ротаметром.
При большой протяженности цехового углекислотного газопровода, а также тупиковых незамкнутых тру бопроводов со значительным числом сварочных постов, на которых выполняется сварка проволоками различных диаметров (от 0,8 до 2 мм), нарушается стабильность подачи газа. Обеспечить необходимый расход газа на сварочных постах можно повышением давления газа в трубопроводе до (29,43—49) 104 Н/м2 . Регулирование расхода газа производится изменением давления на ра бочем месте при помощи редуктора.
В настоящее время существуют углекислотные рам
пы двух типов: с газификацией углекислоты в |
баллонах |
|
и в отдельном |
испарителе — газификаторе. Первый тип |
|
рамп получил |
широкое распространение в |
сварочном |
производстве. |
|
|
Число баллонов в рампе зависит от часового |
расхода |
|
газа (м3 /ч) в цехе, который определяют |
по формуле |
|
Q = nqk, |
. |
(23) |
где п — число сварочных постов в цехе, на участке; k —
89
коэффициент спроса, /г = 0,75ч-0,8; q — средний часовой расход газа одного поста, м3 /ч.
Зная, что в одном баллоне емкостью 0,04 м3 находит ся 20 кг жидкой углекислоты или 12,7 м3 газа, задаваясь кратностью перезарядки рампы в течение смены, мож но определить потребное число баллонов в секции рам
пы. |
. |
•• |
Углекислота ая рампа состоит из двух групп |
баллонов |
|
2 (рис. 40), подключенных трубками |
1 к коллектору вы- |
Рис. 40. Рампа газификации жидкой углекислоты из балло нов
сокого давления 4. Газ проходит по медному змеевику парового подогревателя 5 и поступает в рамповый ре дуктор 6, где его давление снижается до рабочего. Для обеспечения безопасности работы на трубопроводе высо кого давления установлен предохранительный клапан, от регулированный на давление 68,7-104 Н/м2 . Затем газ 90
через осушитель 8, наполненный снликагелем, по трубо проводу' 7 поступает к сварочным постам. Осушка угле кислого газа и подогрев его практически исключают за мерзание редуктора и попадание влаги в сеть. Для вы пуска газа в атмосферу конструкцией рампы предусмот рена продувочная свеча.
При интенсивном расходовании газа происходит пе реохлаждение жидкой углекислоты, температура испа ряющегося газа падает, а температура жидкой углекис лоты может снизиться до —56°С, при этом давление в баллоне упадет до 44,145-104 Н/м2 , далее жидкая угле кислота переходит в твердое состояние, а давление в баллоне падает до нуля. В баллонах может оставаться до 15% углекислоты, которая вместе с пустыми балло нами сдается на завод-поставщик. Для интенсификации испарения углекислоты баллоны подогревают извне. Тем пература подогрева не должна превышать 30°С. Конт роль за температурой подогрева должен быть автомати зирован и осуществляться постоянно, так как при пере греве баллонов может произойти взрыв, имеющий боль шую разрушительную силу. Полная газификация угле кислоты достигается при установке баллонов в ванну 3 и обогреве их водой с температурой 25—30°С. Для ме ханизации транспортирования баллонов углёкислотные рампы должны быть снабжены тельферами и специ альными ленточно-винтовыми захватами. Опыт промыш ленной эксплуатации рамп с газификацией углекислоты в баллонах показал, что эти рампы позволяют обеспе
чивать сварочные посты углекислым газом |
необходимо |
|
го качества и без перерывов |
[48]. |
|
Украинским. научно-исследовательским |
институтом |
|
пищевой промышленности |
(УкрНИИПП) |
разработан |
проект централизованного |
газоснабжения |
от рампы с |
испарением углекислоты в отдельном газификаторе. Конструкция этой рампы, в отличие от описанной вы ше, совершенно безопасна в эксплуатации. Состоит она из двух групп баллонов 1, которые закрепляют в гнез дах кантователя 2 (рис. 41) между двумя стойками. После продувки баллоны переворачивают таким обра зом, чтобы их вентили были в нижнем положении. Гиб кими трубками 5 баллоны присоединяют к коллектору 4. После открытия вентилей на баллонах и запорных вен тилей 6 на коллекторе в теплообменник 8 впускается теплоноситель — пар или горячая вода с температурой
91
Рис. 41. Схема централи зованного обеспечения сварочных постов угле кислым газом от углекислотной рампы
! |
г |
- |
1 |
mitl |
|
т |
! |
|
|
j т |
6 5 %
50—70°С. Затем открывают вентиль 7, через который жидкая углекислота впускается в змеевик теплообмен ника, где она превращается в газ. Опрокидывание бал лонов горловиной вниз позволяет использовать углекис лоту без испарения ее в баллонах. Жидкая углекислота из баллонов вытесняется в теплообменник газовой по душкой, образовывающейся у дна баллона. Давление углекислого газа, которое должно быть в пределах (490—686,7) 104 Н/м2 , контролируется манометром 9. Через вентиль 13 углекислый газ поступает в регулиру ющий давление клапан 15, которым оно снижается до рабочего (от 3,92-ТО4 до 49-104 Н/м2 ). Контролируется это давление манометром 14. В цеховой углекислотный трубопровод газ впускается вентилем 16.
При расходовании углекислоты из баллонов давление в сети начнет понижаться. Как только оно достигнет ве личины, установленной на электроконтактном маномет ре 9, сработает реле 10 и включит сигнальную лампу 11. Для включения в коллектор наполненных баллонов вен тили пустых и запорные вентили 6 коллектора необходи мо закрыть. Чтобы предупредить попадание в цеховой газопровод влаги и воздуха из баллонов, их оставляют с открытыми вентилями на 15—20 мин после подключения к коллектору. Влага и другие жидкие примеси стекают в коллектор, .откуда через вентиль 3 их выпускают в ат мосферу. Защиту испарителя от превышения давления осуществляют предохранительным клапаном 12.
Как уже отмечалось, при эксплуатации рампы с га зификацией углекислоты в баллонах во избежание взры-
92
ва особое внимание необходимо уделять автоматическо му регулированию температуры подогрева баллонов. Кроме этого, баллоны с углекислотой должны быть уда лены от отопительных элементов на расстояние не менее 0,5—0,8 м. Температура в помещении рампы не долж на превышать 25°С, а помещение должно иметь ниж нюю вытяжную вентиляцию. При перерыве в работе пос тов более 1 ч обогрев рампы необходимо отключать. В помещении углекислотной рампы запас наполненных баллонов не должен составлять более одной перезаряд ки секции. При проектировании рамп преимущество не обходимо отдавать рампам, расположенным вне цеха.
При централизованном питании сварочных постов уг лекислым газом увеличивается производительность тру да электросварщиков на 15—20%, снижается расход га за на 25%, улучшается качество работ и повышается культура производства [25].
Однако централизованная система газоснабжения с использованием баллонов имеет ряд недостатков. Од ними из них являются большие транспортные и погрузоч- но-разгрузочные расходы, связанные с доставкой угле кислоты с завода-изготовителя на завод-потребитель, так как вес углекислоты составляет 25—30% веса тары-бал- лонов. Кроме этого, амортизационные отчисления и за траты на содержание и текущий ремонт баллонов выше, чем при использовании изотермических емкостей.
Безбаллонное централизованное снабжение углекис лым газом. Оборудование централизованной системы га зоснабжения сварочных постов при доставке углекислоты на предприятия в изотермических емкостях состоит из транспортных и стационарных емкостей, станции газофикации и цехового углекислотного трубопровода.
В настоящее время применяют системы обеспечения сварочных цехов, разработанные ВНИИПТхимнефтеаппаратуры и УкрНИИПП.
Независимо от системы газоснабжение сварочных постов осуществляется по следующей схеме. На гидро лизном заводе-поставщике углекислого газа устанавли вают станцию наполнения (рис. 42), состоящую из сосу да-накопителя, трубопроводов и вентилей, обеспечиваю щих наполнение и слив :из него углекислоты в транс портную цистерну. Сосуд-накопитель служит буферной емкостью, в которой накапливается определенное коли чество углекислоты. Накопитель устанавливают на высо-
93
J |
4 |
Рис. 42. Схема наполнения |
изо |
||||||
термических |
цистерн: |
|
|
||||||
|
|
/ — станция |
|
наполнения; |
2 — тру |
||||
|
|
бопроводы |
|
наполнительные; |
3 — |
||||
|
|
манометр; |
|
4 |
— предохранительный |
||||
|
|
клапан; 5 |
— |
вентиль |
газоотсасыва- |
||||
|
|
ющего |
трубопровода; |
|
6 — сосуд- |
||||
|
|
накопитель; |
7 |
— трубопроводы |
для |
||||
|
|
слива; |
8 |
— |
продувочный |
вентиль; |
|||
|
|
9 — |
вентиль |
газового |
трубопрово |
||||
|
|
д а ; 10 — вентиль жидкостного |
тру |
||||||
|
|
бопровода; |
/ / — шланги; |
12 и |
14 — |
||||
|
|
вентили цистерны для газа и жид |
|||||||
|
|
кости; |
13 |
— |
изотермическая |
цис- |
I
те 4 м от земли, что позволяет производить наполнение транспортных цистерн самотеком без применения спе циальных насосов. Для наполнения транспортной цистерны открывают вентили газообразного углекис лого газа и при достижении в цистерне давления (39,24—49) 104 Н/м2 — вентили сжиженного газа.
Доставляют цистерны на предприятие автотранспор том или по железной дороге, в зависимости от количест ва углекислого газа, потребляемого предприятием, и рас стояния между заводом-поставщиком и заводом-потреби телем. Прибывшие на завод-потребитель наполненные цистерны сгружают на специальную площадку, а затем подключают к газификатору, или жидкую углекислоту переливают в стационарные цистерны, установленные на станции газификации. После испарения углекислоту по дают в цеховой трубопровод к сварочным постам.
Комплект оборудования для безбаллонного снабже ния углекислотой, разработанный УкрНИИПП, содер жит стационарную и транспортную изотермические цис терны, а также газификационную установку. Изотерми ческая цистерна (рис. 43) состоит из двух или трех стальных сосудов, соединенных между собой. В полости между сосудами устанавливают перфорированную сталь ную трубку, предназначенную для стержневого электри ческого подогревателя, осуществляющего внутренний по догрев цистерны. Изотермичность цистерн достигается
94