Файл: Глебов А.З. Организация труда электросварщиков-полуавтоматчиков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

Расход

углекислого газа в трубопроводе

 

 

 

 

Диаметр

отверстия шайбы, мм

 

Давление

2, 5

2, 2

2,0

1,5

1,25

1 ,0

0,75

углгкнслого

газа в ма­

 

 

 

 

 

 

 

гистрали,

 

 

Расход углекислого газа, м'/ ч

 

10» Н / м *

 

 

 

1,96

1,4

1,0

0,9

0,8

0,9

 

 

2,94

1,8

1,4

1,3

1,0

 

 

3,92

2,15

1,5

1,55

1,25

1,2

 

 

4,90

2,4

1,75

1,62

1,45

1,4

0,52

 

5,89

2,6

2,0

1,8

1,6

1,5

0,54

 

6,87

 

2,15

2,1

1,8

1,65

0,57

0,53

7,85

 

 

 

 

 

0,62

0,54

8,83

 

 

 

 

 

0,64

0,57

9,81

 

 

 

 

 

0,67

0,62

метра сопла горелки. Для тупиковой системы снабжения постов необходимо измерить давление углекислого га­ за в трубопроводе у каждого поста, после чего подоб­ рать диаметр отверстия в дроссельной шайбе. Действи­ тельный расход газа в этом случае удобно проверить портативным ротаметром.

При большой протяженности цехового углекислотного газопровода, а также тупиковых незамкнутых тру­ бопроводов со значительным числом сварочных постов, на которых выполняется сварка проволоками различных диаметров (от 0,8 до 2 мм), нарушается стабильность подачи газа. Обеспечить необходимый расход газа на сварочных постах можно повышением давления газа в трубопроводе до (29,43—49) 104 Н/м2 . Регулирование расхода газа производится изменением давления на ра­ бочем месте при помощи редуктора.

В настоящее время существуют углекислотные рам­

пы двух типов: с газификацией углекислоты в

баллонах

и в отдельном

испарителе — газификаторе. Первый тип

рамп получил

широкое распространение в

сварочном

производстве.

 

 

Число баллонов в рампе зависит от часового

расхода

газа (м3 /ч) в цехе, который определяют

по формуле

Q = nqk,

.

(23)

где п — число сварочных постов в цехе, на участке; k —

89


коэффициент спроса, /г = 0,75ч-0,8; q — средний часовой расход газа одного поста, м3 /ч.

Зная, что в одном баллоне емкостью 0,04 м3 находит­ ся 20 кг жидкой углекислоты или 12,7 м3 газа, задаваясь кратностью перезарядки рампы в течение смены, мож­ но определить потребное число баллонов в секции рам­

пы.

.

••

Углекислота ая рампа состоит из двух групп

баллонов

2 (рис. 40), подключенных трубками

1 к коллектору вы-

Рис. 40. Рампа газификации жидкой углекислоты из балло­ нов

сокого давления 4. Газ проходит по медному змеевику парового подогревателя 5 и поступает в рамповый ре­ дуктор 6, где его давление снижается до рабочего. Для обеспечения безопасности работы на трубопроводе высо­ кого давления установлен предохранительный клапан, от­ регулированный на давление 68,7-104 Н/м2 . Затем газ 90

через осушитель 8, наполненный снликагелем, по трубо­ проводу' 7 поступает к сварочным постам. Осушка угле­ кислого газа и подогрев его практически исключают за­ мерзание редуктора и попадание влаги в сеть. Для вы­ пуска газа в атмосферу конструкцией рампы предусмот­ рена продувочная свеча.

При интенсивном расходовании газа происходит пе­ реохлаждение жидкой углекислоты, температура испа­ ряющегося газа падает, а температура жидкой углекис­ лоты может снизиться до —56°С, при этом давление в баллоне упадет до 44,145-104 Н/м2 , далее жидкая угле­ кислота переходит в твердое состояние, а давление в баллоне падает до нуля. В баллонах может оставаться до 15% углекислоты, которая вместе с пустыми балло­ нами сдается на завод-поставщик. Для интенсификации испарения углекислоты баллоны подогревают извне. Тем­ пература подогрева не должна превышать 30°С. Конт­ роль за температурой подогрева должен быть автомати­ зирован и осуществляться постоянно, так как при пере­ греве баллонов может произойти взрыв, имеющий боль­ шую разрушительную силу. Полная газификация угле­ кислоты достигается при установке баллонов в ванну 3 и обогреве их водой с температурой 25—30°С. Для ме­ ханизации транспортирования баллонов углёкислотные рампы должны быть снабжены тельферами и специ­ альными ленточно-винтовыми захватами. Опыт промыш­ ленной эксплуатации рамп с газификацией углекислоты в баллонах показал, что эти рампы позволяют обеспе­

чивать сварочные посты углекислым газом

необходимо­

го качества и без перерывов

[48].

 

Украинским. научно-исследовательским

институтом

пищевой промышленности

(УкрНИИПП)

разработан

проект централизованного

газоснабжения

от рампы с

испарением углекислоты в отдельном газификаторе. Конструкция этой рампы, в отличие от описанной вы­ ше, совершенно безопасна в эксплуатации. Состоит она из двух групп баллонов 1, которые закрепляют в гнез­ дах кантователя 2 (рис. 41) между двумя стойками. После продувки баллоны переворачивают таким обра­ зом, чтобы их вентили были в нижнем положении. Гиб­ кими трубками 5 баллоны присоединяют к коллектору 4. После открытия вентилей на баллонах и запорных вен­ тилей 6 на коллекторе в теплообменник 8 впускается теплоноситель — пар или горячая вода с температурой

91


Рис. 41. Схема централи­ зованного обеспечения сварочных постов угле­ кислым газом от углекислотной рампы

!

г

-

1

mitl

т

!

 

 

j т

6 5 %

50—70°С. Затем открывают вентиль 7, через который жидкая углекислота впускается в змеевик теплообмен­ ника, где она превращается в газ. Опрокидывание бал­ лонов горловиной вниз позволяет использовать углекис­ лоту без испарения ее в баллонах. Жидкая углекислота из баллонов вытесняется в теплообменник газовой по­ душкой, образовывающейся у дна баллона. Давление углекислого газа, которое должно быть в пределах (490—686,7) 104 Н/м2 , контролируется манометром 9. Через вентиль 13 углекислый газ поступает в регулиру­ ющий давление клапан 15, которым оно снижается до рабочего (от 3,92-ТО4 до 49-104 Н/м2 ). Контролируется это давление манометром 14. В цеховой углекислотный трубопровод газ впускается вентилем 16.

При расходовании углекислоты из баллонов давление в сети начнет понижаться. Как только оно достигнет ве­ личины, установленной на электроконтактном маномет­ ре 9, сработает реле 10 и включит сигнальную лампу 11. Для включения в коллектор наполненных баллонов вен­ тили пустых и запорные вентили 6 коллектора необходи­ мо закрыть. Чтобы предупредить попадание в цеховой газопровод влаги и воздуха из баллонов, их оставляют с открытыми вентилями на 15—20 мин после подключения к коллектору. Влага и другие жидкие примеси стекают в коллектор, .откуда через вентиль 3 их выпускают в ат­ мосферу. Защиту испарителя от превышения давления осуществляют предохранительным клапаном 12.

Как уже отмечалось, при эксплуатации рампы с га­ зификацией углекислоты в баллонах во избежание взры-

92

ва особое внимание необходимо уделять автоматическо­ му регулированию температуры подогрева баллонов. Кроме этого, баллоны с углекислотой должны быть уда­ лены от отопительных элементов на расстояние не менее 0,5—0,8 м. Температура в помещении рампы не долж­ на превышать 25°С, а помещение должно иметь ниж­ нюю вытяжную вентиляцию. При перерыве в работе пос­ тов более 1 ч обогрев рампы необходимо отключать. В помещении углекислотной рампы запас наполненных баллонов не должен составлять более одной перезаряд­ ки секции. При проектировании рамп преимущество не­ обходимо отдавать рампам, расположенным вне цеха.

При централизованном питании сварочных постов уг­ лекислым газом увеличивается производительность тру­ да электросварщиков на 15—20%, снижается расход га­ за на 25%, улучшается качество работ и повышается культура производства [25].

Однако централизованная система газоснабжения с использованием баллонов имеет ряд недостатков. Од­ ними из них являются большие транспортные и погрузоч- но-разгрузочные расходы, связанные с доставкой угле­ кислоты с завода-изготовителя на завод-потребитель, так как вес углекислоты составляет 25—30% веса тары-бал- лонов. Кроме этого, амортизационные отчисления и за­ траты на содержание и текущий ремонт баллонов выше, чем при использовании изотермических емкостей.

Безбаллонное централизованное снабжение углекис­ лым газом. Оборудование централизованной системы га­ зоснабжения сварочных постов при доставке углекислоты на предприятия в изотермических емкостях состоит из транспортных и стационарных емкостей, станции газофикации и цехового углекислотного трубопровода.

В настоящее время применяют системы обеспечения сварочных цехов, разработанные ВНИИПТхимнефтеаппаратуры и УкрНИИПП.

Независимо от системы газоснабжение сварочных постов осуществляется по следующей схеме. На гидро­ лизном заводе-поставщике углекислого газа устанавли­ вают станцию наполнения (рис. 42), состоящую из сосу­ да-накопителя, трубопроводов и вентилей, обеспечиваю­ щих наполнение и слив :из него углекислоты в транс­ портную цистерну. Сосуд-накопитель служит буферной емкостью, в которой накапливается определенное коли­ чество углекислоты. Накопитель устанавливают на высо-

93


J

4

Рис. 42. Схема наполнения

изо­

термических

цистерн:

 

 

 

 

/ — станция

 

наполнения;

2 — тру­

 

 

бопроводы

 

наполнительные;

3 —

 

 

манометр;

 

4

— предохранительный

 

 

клапан; 5

вентиль

газоотсасыва-

 

 

ющего

трубопровода;

 

6 — сосуд-

 

 

накопитель;

7

— трубопроводы

для

 

 

слива;

8

продувочный

вентиль;

 

 

9

вентиль

газового

трубопрово­

 

 

д а ; 10 — вентиль жидкостного

тру­

 

 

бопровода;

/ / — шланги;

12 и

14 —

 

 

вентили цистерны для газа и жид ­

 

 

кости;

13

изотермическая

цис-

I

те 4 м от земли, что позволяет производить наполнение транспортных цистерн самотеком без применения спе­ циальных насосов. Для наполнения транспортной цистерны открывают вентили газообразного углекис­ лого газа и при достижении в цистерне давления (39,24—49) 104 Н/м2 — вентили сжиженного газа.

Доставляют цистерны на предприятие автотранспор­ том или по железной дороге, в зависимости от количест­ ва углекислого газа, потребляемого предприятием, и рас­ стояния между заводом-поставщиком и заводом-потреби­ телем. Прибывшие на завод-потребитель наполненные цистерны сгружают на специальную площадку, а затем подключают к газификатору, или жидкую углекислоту переливают в стационарные цистерны, установленные на станции газификации. После испарения углекислоту по­ дают в цеховой трубопровод к сварочным постам.

Комплект оборудования для безбаллонного снабже­ ния углекислотой, разработанный УкрНИИПП, содер­ жит стационарную и транспортную изотермические цис­ терны, а также газификационную установку. Изотерми­ ческая цистерна (рис. 43) состоит из двух или трех стальных сосудов, соединенных между собой. В полости между сосудами устанавливают перфорированную сталь­ ную трубку, предназначенную для стержневого электри­ ческого подогревателя, осуществляющего внутренний по­ догрев цистерны. Изотермичность цистерн достигается

94