Файл: Глебов А.З. Организация труда электросварщиков-полуавтоматчиков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫБОР СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ УГЛЕКИСЛЫМ ГАЗОМ

Производительность труда электросварщиков и эффек­ тивность полуавтоматической сварки в значительной сте­ пени зависят от принятой на предприятии системы обес­ печения рабочих мест углекислым газом.

В сварочном производстве в настоящее время при­ меняются две системы: индивидуальная — с питанием поста от баллона, и централизованная — от цехового трубопровода, подключенного к рампе или изотермиче­ ской емкости. Реже применяется централизованная сис­ тема с подачей газа в сварочный цех по трубопроводу от заводской углекислотиой станции.

Основными требованиями для всех систем обеспече­ ния сварочных постов углекислым газом являются ста­ бильная подача газа необходимой чистоты, возможность регулирования его расхода на рабочем месте, минималь­ ные затраты времени на подготовку поста к работе и обслуживание в процессе работы, минимальные потери газа.

Выбор системы газоснабжения зависит от -многих факторов. Главными из них являются объем потребляе­ мой углекислоты, определяемый количеством сварочных постов, территориальная их расположенность, а также расстояние, на которое приходится транспортировать уг­ лекислоту. Целесообразность применения той или иной системы газоснабжения должна быть экономически обос­ нована в каждом отдельном случае. Так, при значитель­ ной разобщенности постов на площади цеха и неболь­ шой их численности целесообразно индивидуальное обес­ печение их углекислым газом в баллонах. Опыт эксплуа­ тации показывает, что на некоторых заводах наряду с централизованным снабжением сварочных постов угле­ кислым газом широкое применение находит индивиду­ альное, особенно в тех цехах, где количество постов ме­ нее 20 [35]. По данным работы [39] централизованное снабжение от изотермических цистерн экономически це­ лесообразно при числе постов в цехе более 10—14. Если на заводе сварочных постов свыше 200, то целесообраз­ но строительство углекислотиой станции. Если число пос­ тов, сосредоточенных на одном участке, более пяти, то следует организовать подачу газа от углекислотных рамп с различным числом баллонов [25].

6*

83

Экономическое

обоснование выбора

системы газо­

снабжения постов

производят

по стандартной методике.

С обеспечением сварочного

производства

углекислотой

связаны такие элементы затрат, как транспортные рас­ ходы (межзаводские и внутризаводские); погрузочноразгрузочные (на заводе-поставщике углекислоты и на заводе-потребителе); производственные затраты на под­ готовку сварочного поста •к работе; амортизационные отчисления; затраты на содержание и текущий ремонт оборудования и помещения станции; капитальные зат­ раты на проектирование и строительство помещения станции с приобретением и установкой оборудования [39].

Межзаводские транспортные расходы на перевозку углекислоты при различных вариантах обеспечения (в

баллонах или цистернами)

определяют

по тарифу и ко­

личеству перевозимого груза в течение одного года.

Число баллонов углекислоты N, потребляемой заво­

дом в течение одного года, определяют

по формуле [39]

N = 7,93

• Ю - 4

qkTn,

 

(18)

где q — часовой расход

углекислого

газа при

сварке;

k — коэффициент, учитывающий

перерывы в

работе

поста; принимается равным 0,8; Т — годовой плановый фонд времени работы сварочного оборудования; я — число постов для сварки в углекислом газе.

Внутризаводские транспортные расходы Св имеют место только при баллонном варианте снабжения. Они связаны с перевозкой газа из склада в сварочный цех и пустых баллонов обратно.

(19)

где а — повременный тариф перевозки груза; t — про­ должительность одного рейса машины; т% — число рей­ сов автомашины в течение года.

Производственные затраты С п р на подготовку свароч­

ного поста к работе рассчитывают исходя из

конкрет­

ных условий работы завода. Они определяются

временем

транспортирования полных баллонов со склада

на рабо­

чее место и пустых — обратно; снятия редуктора с пус­ того баллона и установки его на полный. Эти затраты

могут быть выражены как

 

•i>

(20)

 

84


где-г — среднечасовой тариф электросварщика; /П р — трудоемкость подготовительных работ; k\ — коэффици­ ент, учитывающий начисление на заработную плату.

Капитальные затраты, связанные с приобретением тары для транспортирования углекислоты, определяются как

 

 

 

 

 

(2.)

где

С •— цена одной единицы

тары баллона или цистер­

ны; / —• срок оборачиваемости

тары.

 

 

 

Остальные элементы затрат определяются по норма­

тивным коэффициентам

или

простым

расчетом.

 

В общем виде годовой экономический эффект, опре­

деляющий целесообразность применения

централизован­

ной

системы снабжения,

определяется

по

формуле

 

5 = ( С 1 + ; е / С ] ) - ( С 2 + 6 / ( 2 ) ,

(22)

где С] и Сг — текущие затраты при сопоставляемых процессах; К\ и Кг — капитальные затраты; е — коэф­ фициент, учитывающий срок окупаемости капитальных, затрат.

Углекислоту на предприятия доставляют автотранс­ портом или по железной дороге в баллонах или изотер­ мических цистернах. Несомненно, что доставка в изотер­ мических цистернах является экономически более выгод­ ной из-за меньшего веса перевозимой тары на единицу веса транспортируемого газа.

Обеспечение рабочих мест углекислым газом с ис­ пользованием баллонов. При обеспечении сварочного

производства сжиженной

углекислотой в

стальных бал­

лонах могут применяться

индивидуальная

и централизо­

ванная системы газоснабжения рабочих

мест.

При индивидуальной системе питания баллон с уг­ лекислотой устанавливают непосредственно на рабочем месте. Испарение углекислоты происходит при помощи электрического подогревателя, закрепленного на балло­ не. Регулирование давления производится газовым ре­ дуктором типа Р Д или РДК. При сварке проволоками диаметром 1,6—2 мм в газопроводе между редуктором и. горелкой желательно включать осушитель газа низ­ кого давления, наполненный медным купоросом или силикагелем, поглощающим влагу.

Для сокращения времени обслуживания рабочих

85


мест при подаче углекислого газа в баллонах необходи­ мо в непосредственной близости от них организовать це­ ховой промежуточный склад для хранения 2—3-сменно- го запаса углекислоты. Склад должен иметь ограждение и навес от попадания солнечных лучей и осадков, если он расположен вне цеха. Склад обычно разделяется пе­ регородкой на два отделения, в которых отдельно хра­ нятся полные и пустые баллоны. Для безопасностина складе можно одновременно -хранить не более 20 балло­

нов.

На территории цеха может быть несколько скла­

дов

углекислоты.

Для транспортирования полных баллонов на рабочие места и пустых на склад в цехе должно быть достаточ­ ное число легких тележек на резиновых колесах. Каж­ дая тележка должна быть рассчитана на перевозку двух баллонов. При расположении склада баллонов на тер­ ритории цеха в зоне досягаемости подъемио-транспорт- ных средств транспортирование баллонов можно произ­ водить в трехместной стойке. Баллоны в стойке закреп­ ляют хомутами, а ее широкое основание обеспечивает необходимую устойчивость на рабочем месте. Для транс­ портирования баллонов краном стойка в верхней части имеет рым.

Экономного расходования углекислого газа при инди­ видуальном снабжении достигают включением в газо­ вую магистраль поста электромагнитного или механиче­ ского отсекателя газа, позволяющего автоматически пре­ кращать подачу газа при обрыве дуги. Отсутствие элек­ тромагнитного клапана на баллоне приводит к большим непроизводительным потерям углекислого газа, особен­ но при сварке крупногабаритных изделий с короткими швами, так как подача газа не прекращается во время переходов с одного участка шва на другой и при кантов­ ке изделия. Перерасход углекислого газа может быть на 40% выше действующих норм [35]! Еще больший пере­ расход газа наблюдается на постах, не оборудован­ ных расходомерами, когда каждый электросварщик са­ мостоятельно устанавливает расход газа при помощи редуктора [35]. При этом большой расход газа наблю­ дается на постах, не имеющих отсекателей газа.

Контроль расхода газа на рабочих местах с по­ мощью ротаметров типа РС-3 не нашел применения в производстве из-за их дефицитности, хрупкости и неудоб­ ства установки на рабочем месте, так как для этого тре-

86


буются специальные шкафчики и колонны. Периодиче­ ские измерения в процессе работы расхода углекислого газа непосредственно на выходе из сопла можно произ­

водить

портативным

(карманным)

ротаметром очень

простой

конструкции

[10].

Основной

частью

ротамет­

ра является гладкая

трубка

1 (рис:

38) из

органиче­

ского стекла, внутри которой на направ­

 

ляющем конусе 2 помещен плавающий

 

поплавок

3.

Для

 

замера

расхода

газа

 

карманный

ротаметр

устанавливают

на

 

сопло горелки в вертикальном положе­

 

нии. При

попадании

газа

в

трубку

по­

 

плавок

поднимается

на

определенную

 

высоту

и

 

его

вес удерживается

силой

 

давления

газов

 

против

определенной

 

риски,

указывающей

расход

газа.

Чем

 

больше расход газа, тем выше поднима­

 

ется

поплавок.

Преимуществом

нового

 

ротаметра является то, что он указывает

 

расход

газа

непосредственно

на выходе

 

из сопла

горелки,

прост по

устройству,

 

транспортабелен

и более удобен, чем

ро­

 

таметры

с

конической

трубкой

типа

 

РС-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К недостаткам

индивидуальной

систе­

 

мы обеспечения рабочих мест углекисло­

 

той,

кроме

непроизводительных

затрат

 

времени на подготовку поста к работе,

 

следует отнести снижение качества свар­

 

ных швов, так как анализ состава угле­

 

кислого газа в каждом баллоне в усло­

Рис. 38. Порта-

виях

завода

затруднен,

а

отсутствие

тивнын рота-

промывки

баллонов

и

загрязнение

их

метр

примесями

не

обеспечивают требуемой

 

чистоты газа в каждом баллоне. При этой системе, как правило, наблюдаются значительные потери газа из-за неполного использования его из баллона. Установка бал­ лона на рабочем месте ухудшает его планировку, при этом менее рационально используется производственная площадь.

Централизованная система обеспечения рабочих мест

газом

лишена вышеперечисленных

недостатков. При

этой

системе на территории сварочного цеха или вне

цеха

устанавливают углекислотную

рампу, от которой


газ по трубопроводу подводится к рабочим местам. Тру­ бопровод строят в соответствии с «Нормами на устрой­ ство и эксплуатацию трубопроводов».

В связи с тем, что в баллоне вместе с углекислотой может содержаться значительное количество влаги, уг-

лекислотные трубопроводы

должны иметь

уклоны

и

вл а гоотстойники.

 

 

 

 

Углекислый

газ на сварочный пост можно подавать

под

давлением

(7,85—14,71)

104 Н/м2 или

(39,24—49,0)

104

Н/м2 . Давление газа в 'трубопроводе

выбирают

в

зависимости от расхода газа, диаметра и протяженнос­ ти газопровода от рампы до наиболе удаленного поста. При давлении (7,85—14,71) ЮА Н/м2 необходимый рас­ ход газа на сварочном посту устанавливается дроссели­ рующей шайбой. В этом случае давление на рабочем месте не снижается.

Дозирующее устройство имеет очень простую конст­ рукцию и состоит из штуцера / (рис. 39), соединенного

с ниппелем 5 накидной гайкой 2. Между штуцером и ниппелем установлена дроссельная шайба 3 с калибро­ ванным отверстием. Уплотнительные резиновые прок­ ладки 4 предотвращают утечку газа через соединение. Для трубопроводов диаметром 15—25 мм и давления

газа

(2,94—9,81) 104 Н/м2 диаметр

отверстия дроссель­

ной

шайбы подбирают опытным

путем в

зависимости

от давления в трубопроводе

и требуемого

расхода

газа,

обеспечивающего надежную

защиту зоны

дуги. В

табл.

7 приведены данные по расходу газа, полученные экс­ периментальным путем [26].

Если трубопровод выполнен в виде кольцевой зам­ кнутой системы, то давление углекислого газа для всех постов можно считать одинаковым, и диаметр отверстия шайбы в основном подбирают в зависимости от вели­ чины силы тока, характера сварного соединения и диа-