Файл: Глебов А.З. Организация труда электросварщиков-полуавтоматчиков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
сварки при повышенной плотности тока проволокой диа метрами 1,2; 1,6 и 2 мм на глубину проплавления, ширину шва и высоту технологического выступа пока зано на рис. 13.
Если сравнить производительность сварки при повы шенной плотности тока с обычно рекомендуемыми ре жимами для проволок диаметром 1,2; 1,6; 2,0 мм, сила тока соответственно 180, 320 и 450 А и напряжении на дуге — 23, 32 и 36 В, то производительность наплавки выше в 2,5—4 раза (рис. 14). При такой высокой произ водительности наплавки возможно увеличение скорости сварки до 45—70 м/ч, что приводит к уменьшению ос новного времени сварки в 2—4 раза. Для обеспечения надежной защиты жидкого металла на больших ско ростях сварки необходимо увеличить расход газа и под держивать постоянный вылет электрода в рекомендуе мых пределах.
Как показывают расчеты, проведенные на Минском автозаводе, полуавтоматическая сварка в углекислом газе при повышенной плотности тока может успешно конкурировать со сваркой под флюсом (рис. 15).
Величина вылета электродной проволоки оказывает существенное влияние на режимы, производительность процесса сварки и параметры швов. Повышение эффек тивности процесса сварки можно получить за счет уве личения вылета электрода при увеличении плотности тока. Сравнительно небольшое увеличение вылета элек трода при высоких плотностях тока приводит к значи тельному его подогреву до попадания в зону дуги, благодаря чему увеличивается скорость расплавления проволоки при той же величине силы тока. Однако уве личение вылета электрода приводит к уменьшению глу бины проплавления и увеличению "технологического выступа по сравнению со сваркой при обычном вылете (рис. 16, а ) . Поэтому сварку при увеличенном вылете электрода можно рекомендовать в тех случаях, когда нужно получить большие объемы наплавленного метал ла, например, при многопроходной сварке в разделку и при наплавке.
С изменением длины вылета электрода сила тока уменьшается при постоянной скорости сварки и неиз менном напряжении. Это имеет большое значение при полуавтоматической сварке, так как дает возможность изменять величину силы тока за счет изменения вылета
37
"в пределах устойчивого горения дуги и в известных пре делах регулировать соотношение между количеством 'расплавленного электродного и количеством основного металла. Этот прием может применяться при заварке кратеров и сварке стыков с завышенными зазорами. " При сварке проволокой диаметром 1,6—2 мм с удлинен ным вылетом электрода напряжение в сварочной цепи повышается только на 10—15%, а коэффициент наплав ки возрастает на 50—100% [Ю]. Следовательно, расход электроэнергии на 1 кг наплавленного металла будет ниже на 20—35%. Объяснить это можно тем, что к. п. д. нагрева вылета электрода протекающим через него то ком значительно выше, чем к. п. д.
нагрева торца электрода свароч ной дуги. Зависимость коэффици ента наплавки и силы тока дуги от величины вылета показана на рис 17.
|
г Л?. |
|
|
|
гА/ч |
А |
|
|
|
30 •450 |
|
|
||
|
|
|
,1а |
|
25 •т |
\ |
|
||
20 •350 |
|
|||
|
|
|||
15 |
-300 |
\ |
—ч |
|
• |
. .—»< |
|||
|
|
Л
><
10 |
250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
WLgsin |
|
|
Рис. |
17. Зависимость |
силы |
тока дуги и ко |
Рис. 18. Горелка (а) |
||||
эффициента |
наплавки |
от величины |
вылета |
и наконечник (б) для |
||||
'электродной проволоки диаметром: |
|
сварки с |
повышенным |
|||||
|
• 1,4 |
мм; |
|
1,6 мм; — . — . — 2 м |
вылетом |
электрода |
Предварительный подогрев вылета электродной про волоки уменьшает размер капель и способствует умень шению разбрызгивания (см. рис. 16, б).
Нагрев вылета электрода возможен от постороннего источника, например переменным током от низковольт-
38 |
- , |
ного трансформатора или по специальной схеме от сварочного генератора [53].
Институтом электросварки им. Е. О. Патона раз работаны специальные устройства [42] и технология для сварки с увеличенным вылетом электрода. Устройство (рис. 18) состоит из токоподводящей 1 и изолирующей 2 частей, 'которые могут быть установлены на полуавтома тическую и автоматическую горелки. Для изолирования
вылета электрода |
и направления его по оси применяет |
ся жаропрочная |
керамическая (алундовая) трубка, за |
прессованная в |
медную предохранительную трубку. |
Диаметр и длину керамических трубок выбирают по диаметру электрода и длине его вылета, последнюю определяют из условий устойчивого возбуждения и го рения дуги, а также хорошего формирования шва.
Для сварки с удлиненным вылетом электродной про волоки применяют серийные горелки с несложной мо дернизацией, которая заключается в замене сменного наконечника малой длины специальным наконечником (рис. 18, б), обеспечивающим надежное направление движения проволоки и постоянство вылета.
Производительность процесса при сварке с увеличен ным вылетом электрода на режимах, приведенных в табл. 4, выше на 40—70%, чем при сварке с нормаль ным вылетом.
Формирование и качество швов получаются наи лучшими при сварке «углом вперед» и увеличенном рас ходе углекислого газа (до 15—20 л/мин).
Основными затруднениями при внедрении сварки с повышенным вылетом электрода являются ненадежное возбуждение дуги, неравномерное плавление проволоки и значительные колебания тока.
Одним из возможных способов интенсификации по луавтоматической сварки является использование про волоки больших диаметров, так как с увеличением диа метра проволоки увеличивается часовая производитель ность наплавки (см. рис. 14), улучшается формирование швов, уменьшается ее стоимость. Для сварки в вер тикальном положении эффективно применение проволо-' •ки диаметром 1,4, а в нижнем — 2,5—2,7 мм. Внедрение
полуавтоматической сварки проволокой |
диаметром |
1,4 мм вместо 1,2 мм позволило, по данным |
завода «Ле |
нинская кузница», получить экономический эффект бо лее 300 р. на один полуавтомат.
39
Т а б л и ц а 4
Режимы сварки при увеличенном вылете электрода
Катет шва, мм |
Диаметр про волоки, MM j |
Вылет элект рода, мм |
Число прохо дов |
|
1,4 |
45—50 |
1 |
5 |
|
|
|
Сила тока, |
Напря |
Скорость |
|
жение |
сварки, |
||
Л |
|||
дуги, В |
м / ч |
||
|
28Q—290 32—36 55—60
|
2,0 |
50—60 |
1 |
280—300 |
34—36 |
60—64 |
|
1,4 |
4 5 - 5 0 |
1 |
280—290 |
32—36 |
40—42 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
2,0 |
50—60 |
1 |
340—360 |
36—37 |
45—47 |
|
1,4 |
45—50 |
1 |
280—300 |
32—36 |
23—24 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
2,0 |
50—60 |
1 |
320—340 |
36—37 |
27—28 |
|
1,4 |
45—50 |
1 |
280—300 |
32—36 |
13—14 |
10 |
2,0 |
50—60 |
1 |
310—320 |
34—36 |
11—12,5 |
|
|
|
2 |
340—360 |
36—37 |
13—13,5 |
Применение проволоки диаметром 2,5—2,7 мм для сварки сталей средних и больших толщин в нижнем по ложении на стационарных постах позволяет уменьшить разбрызгивание металла и повысить производительность сварки, используя большую силу тока, чем при сварке проволокой диаметром 1,6—2 мм. В связи с большой жесткостью проволоки диаметром 2,5—2,7 мм можно производить сварку обычными держателями при повы шенных вылетах, что также увеличивает производитель ность сварки.
В табл. 5 приведены рекомендуемые режимы сварки проволокой диаметром 2,5 мм нахлесточных и тавровых
40
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
Режимы сварки |
проволокой диаметром |
2,5 мм |
|
Толщина |
|
У с в . в |
Вылет |
|
электрода, |
||
металла, мм |
'св*- А |
||
|
|
|
мм |
3 - 5 |
210—280 |
25—28 |
15 - 6 0 |
6—8 |
280—330 |
27—30 |
20—50 |
10—13 |
330—380 |
28—32 |
20—45 |
16—20 |
480—550 |
36 - 41 |
25—60 |
20 |
550—700 |
39—48 |
30—60 |
* Ток постоянный, полярность обратная, расход С 0 2 8—20 л / м и н .
соединений. При сварке на указанных режимах швы имеют хороший внешний вид с плавным переходом к основному металлу. Разбрызгивание электродного ме талла невелико и составляет при силе тока 220—360 А 4—8%, а при 500—700 А 2—6%. Наибольшее разбрыз гивание металла наблюдается при силе тока 380—500 А; оно равно 8—12%.
Уменьшение объема наплавляемого металла за счет
выбора оптимальных |
параметров |
разделки возможно |
при сварке как угловых, так и стыковых швов. |
||
При переходе с ручной сварки |
на полуавтоматиче |
|
скую с нормальными |
режимами или переходе на сварку |
с повышенной плотностью тока необходимо учитывать увеличение глубины проплавления основного металла. Так, односторонние стыковые соединения при толщине металла до 16 мм могут успешно свариваться проволо кой диаметром 2 мм на режимах с повышенной плот ностью тока без разделки кромок, а двусторонние — до
25 мм [14] |
(см. табл. 3). |
|
|
|
Перспективным способом сварки является сварка в |
||||
глубокую щель без разделки кромок металла |
толщиной |
|||
40—60 мм. В настоящее время эха технология |
находит |
|||
ся в |
стадии |
разработки. |
|
|
В |
связи |
с тем, что прочность угловых |
швов опреде |
|
ляется не только сечением наплавленного |
металла, но |
и глубиной проплавления основного металла, при пере ходе иа полуавтоматическую сварку можно уменьшить
41