Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
2.Усиление экономической обоснованности и напряжен ности планов и хозяйственных решений, правильное разме щения капитальных вложений, распределение трудовых и
материальных ресурсов.
3.Выбор оптимальных темпов роста производства и на
ционального дохода.
4.Построение хозяйственных планов на базе перспектив научно-технического прогресса и системы научно обосно
ванных нормативов.
5.Правильное сочетание отраслевого планирования с планированием по республикам и экономическим районам,
государственного перспективного планирования с развитием хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий.
6.Повышение ответственности хозяйственных органов
за выполнение плановых заданий.
Дальнейшее совершенствование форм и методов разра
ботки народнохозяйственных планов значительно укрепит их ведущее место в системе управления экономикой.
"Научно рассчитанное плановое задание, - отмечает тов. А. Н. Косыгин, - отвечающее требованиям объектив ных экономических законов, учитывающее интересы как все
го народного хозяйства, так и производственных коллекти вов, является важнейшим экономическим методом управле
ния социалистическим производством... Мы должны и даль
ше повышать качество планов, обеспечивать их сбаланси рованность, укреплять плановую дисциплину"*.
Важным направлением совершенствования планирования
на современном этапе должна стать разработка долгосроч
ного перспективного плана развития народного хозяйства
СССР на 1976-1990 годы.
В основу разработки долгосрочного плана должна быть
заложена "единая целостная концепция развития страны на длительную перспективу, включающая определение важней ших социально-экономических целей"2.Методологическими
*А. Н. Косыгин. Социально-экономическое развитие
советского государства. М., "Коммунист", 1972,
й17, стр. 24 .
2 Там же, стр. 25.
99
принципами разработки плана должны стать его комплекс ность, внедрение как существующих, так и возможных до
стижений научно-технического прогресса.
Наряду с дальнейшим развитием форм и методов народно хозяйственного планирования в последние годы проделана
значительная работа по совершенствованию системы отрас левого планирования.
В соответствии с Директивами ХХІУ съезда КПСС в те
кущей пятилетке все предприятия промышленности, транс порта, сферы бытового обслуживания должны быть переведе ны на новую систему планирования и экономического стиму
лирования.
Новая система планирования и экономического стимули рования представляет собой комплекс крупных планово-
экономических мероприятий, направленных на усиление ро ли планов и одновременное развертывание хозяйственной инициативы во всех звеньях управления народным хозяйст
вом, в том числе инициативы предприятий и всех трудя
щихся.
Важнейшими мероприятиями новой системы в области пла нирования следует считать:
1 . Значительное сокращение количества показателей, планируемых предприятиям сверху (от 25^30 до 8-10), что
расширило их оперативно хозяйственную самостоятельность.
2. Усиление роли экономических показателей плана
(прибыль, доходы, рентабельность), замена показателя
валовой продукции показателем реализованной продукции,
что стимулирует повышение качества этой продукции и сни жение ее незавершенного производства.
3.Стимулирование принятия напряженных планов за счет
увеличения отчислений от прибыли в распоряжение пред
приятий (фонды экономического стимулирования).
4.Постепенный переход к нормативным методам планиро вания (нормативы отчислений в бюджет и собственные фонды предприятий).
Экономическая реформа позволила заинтересовать пред приятия в более полном использовании имеющихся ресурсов,
too
а следовательно, увеличила эффективность государствен
ного планирования. Подобный вывод в значительной мере подтверждают результаты шестилетней деятельности пред приятий ряда отраслей народного хозяйства, в том числе промышленности и транспорта.
Новая система планирования и экономического стимули рования на автомобильном транспорте общего пользования,
как известно, была применена впервые в порядке опыта в 1965 году на трех московских и двух ленинградских авто транспортных предприятиях.
Внастоящее время по новой системе работают 4143 ав
тотранспортных предприятия общего пользования, а также ряд предприятий ведомственного подчинения.
Всоответствии с методическими указаниями по перево
ду предприятий автомобильного транспорта на новую систе му планирования и экономического стимулирования им уста
новлены следующие показатели плана:
1. Общий объем доходов.
2.По перевозкам грузов - общий объем отправления грузов в тоннах и номенклатуре с указанием перечня ос
новной обслуживаемой клиентуры.
3.По перевозкам пассажиров - выпуск на линию автобу
сов, такси, маршрутная сеть и расписание движения авто бусов.
4.По труду - общий фонд заработной платы (для грузо вых предприятий и смешанных с преобладанием перевозок грузов).
5.По капитальному строительству - общий объем центра
лизованных капитальных вложений.
6.По внедрению новой техники - задания по внедрению новых технологических процессов, механизации и автомати
зации производства.
7.По материально-техническому снабжению - объем поставок подвижного состава, горюче-смазочных материа лов.
8.По финансам - общая сумма прибыли и рентабельнос ти, платежи в бюджет.
101
Рентабельность в плане автотранспортного предприятия
утверждается в следующих двух видах:
1)общая рентабельность - как отношение плановой суммы балансовой прибыли к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых
оборотных средств;
2)расчетная рентабельность - как отношение плановой суммы балансовой прибыли (уменьшенной на сумму платы за
основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированные платежи в бюджет и платежи по
процентам за банковский кредит) к планируемой среднего довой стоимости основных производственных фондов и нор
мируемых оборотных средств.
Все остальные показатели планов предприятий, в том числе себестоимость перевозок, производительность труда
ичисленность работающих, утверждению вышестоящими орга
низациями не подлежат, а разрабатываются самими пред приятиями .
Экономическое стимулирование принятия напряженных
планов осуществляется с помощью планового механизма распределения прибыли за счет формирования стимулиру ющих фондов предприятий.
Всоответствии с установленным порядком распределе
ния прибыли в первую очередь подлежат расчету и образо
ванию:
1. Плата в бюджет за основные производственные фонды
инормируемые оборотные средства.
2.Фиксированные (рентные) платежи.
3.Проценты за банковский кредит.
4.Фонд материального поощрения.
5.Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства.
6.Фонд развития производства.
При работе по новой системе планирования (до 1972 г.) размеры фондов предприятия зависили от планового значе ния прироста прибыли и планового уровня рентабельности.
102
Фонды образовывались по нормативам, определяемым за каждый процент роста прибыли в плане по сравнению с отчетом прошлого года и за каждый процент планового
уровня рентабельности.
Нормативы отчислений из прибыли в поощрительные фон ды устанавливались в процентах к плановому фонду зара
ботной платы, а нормативы в фонд развития производства - в процентах к стоимости основных производственных фондов.
Нормативы образования фондов определяются не инди
видуально для каждого предприятия, а для групп пред приятий.
В основу группировки предприятий для установления
групповых нормативов были заложены факторы, изменение которых приводит к соответствующему изменению уровня рентабельности или прироста прибыли.
Опыт работы предприятий по новой системе планирова ния и экономического стимулирования предопределил не обходимость упрощения и корректировки системы начисле
ния фондов. Как уже указывалось, до 1972 года при форми
ровании всех фондов экономического стимулирования ут верждались два норматива отчислений: один - за темп
роста прибыли (доходов) и другой - за абсолютный размер
расчетной рентабельности.
Сейчас эти нормативы сохранены только в отношении фонда материального поощрения. Для фонда социальнокультурных мероприятий и жилищного строительства уста новлен лишь один норматив в процентах к фонду материаль ного поощрения, который по Министерству автомобильного транспорта РСФСР составляет около 43 процентов.
Отчисления в фонд развития производства тоже произ водятся по одному нормативу в процентах к сумме балансо вой прибыли, которые по Министерству составляют в сред нем 3 процента.
Впервые одновременно с основными показателями девя того пятилетнего плана (объемы перевозок грузов и пас-
ю л
сажиров, объем реализации промышленной продукции, при быль, фонд заработной платы) министерства автомобильно го транспорта, а следовательно, и все их предприятия
получили утвержденные размеры фондов экономического сти
мулирования, а также нормативы дополнительных отчисле ний в эти фонды в случае перевыполнения утвержденных
заданий пятилетнего плана.
Эффективность новой системы планирования и экономи ческого стимулирования наглядно подтверждается результа
тами работы автомобильного транспорта, в первую оче редь - общего пользования.
При сокращении общего количества грузовых автомоби
лей в системе автотранспорта общего пользования объем перевозок за шесть лет возрос на 31, а грузооборот на
45,7 процента.
Сумма доходов возросла на 43,7 процента, а балансо
вая прибыль - на 80,4 процента в основном за счет при роста объема перевозок и снижения их себестоимости.
Значительно выросла производительность труда
(на 36,1 процента), причем благоприятно складывались
соотношения роста производительности труда и заработной платы одного работника.
Успешные результаты работы автотранспортных пред приятий в новых условиях хозяйствования предопределили рост и усиление значения фондов экономического стимули рования. Б эти фонды за 1971 год было начислено авто транспортными предприятиями общего пользования свыше
750 миллионов рублей, в том числе 487,8 миллиона рублей
в фонд материального поощрения.
Вместе с тем углубленный анализ позволил выявить ряд недостатков новой системы планирования и экономического
стимулирования. Это - недостаточные темпы повышения производительности труда, неполное выявление внутрихо зяйственных ресурсов. При составлении планов не вскрыва ются все резервы увеличения перевозок и повышения их эффективноети, в отдельных случаях представляются за-
104
вышенные заявки на капитальные вложения, рабочую силу и материальные ресурсы. Новая система планирования и
экономического стимулирования еще не в должной степени
обеспечивает ускорение научно-технического прогресса*.
Существенным тормозом, сдерживающим эффективность
новой системы, бесспорно явилась нестабильность условий деятельности предприятий, осуществляемой не на основе
пятилетнего плана с распределением заданий по годам, а на основе ежегодно утверждаемых планов. Также на пока
зателях текущего года строилась и система экономическо го стимулирования; нормативы отчислений в фонды пред
приятия были также не стабильны и часто пересматрива лись.
Стабилизация и долгосрочноеть планов и нормативов наряду с улучшением методологии планирования (технико-
экономического обоснования и балансировки планов) явля ются главными направлениями совершенствования планирова
ния на автомобильном транспорте.
Важным направлением совершенствования новой системы планирования и экономического стимулирования является
также расширение сферы нормативного планирования, в первую очередь переход к установлению в планах отрасли и предприятий нормативов затрат заработной платы персо нала на единицу доходов от всех видов ОСНОЕНОЙ деятель ности.
При этом появляется возможность планировать и контро
лировать в динамике (по годам пятилетки) правильность
соотношения темпов роста производительности труда и
заработной платы.
Подобный подход к решению указанных проблем заложен
воснову экономического эксперимента, осуществляемого
с1970 года в системе Главмосавтотранса Мосгорисполкома.
Главмосавтотрансу устанавливается пятилетний план (с разбивкой заданий по годам), в котором утверждаются
* Н. Верховский, В. Ильин. Хозяйственная реформа на транспорте. "Плановое хозяйство", 1973, № I , стр. 42.
объемы прибыли, доходов, перевозок грузов в тоннах по основной номенклатуре, объем капиталовложений, ввод в
действие мощностей и основных фондов, размер поставок
основных (фондируемых) ресурсов, платежей в бюджет. Наряду с показателями плана также на каждый год пяти
летки Главмосавтотрансу утверждаются нормативы:
1)от общей суммы прибыли в собственные распоряжения для расширенного воспроизводства;
2)отчислений от прибыли в фонды экономического сти мулирования (прямым отчислением по нормативу от массы прибыли);
3)норматив затрат заработной платы на рубль доходов по Есем видам деятельности.
Все указанные нормативы исчисляются с учетом макси
мально возможного роста производительности труда и улучшения фондоотдачи.
Одновременно строго регламентируется система взаимо
отношений Главмосавтотранса с плановыми и финансовыми отраслями, его права, обязательства и ответственность.
Первые результаты и сам ход эксперимента, проводимо го в настоящее время в Главмосавтотрансе, позволяет с
оптимизмом оценивать правильность выбранных направлений совершенствования отраслевого планирования на автомо бильном транспорте.
Л- 88 9 78 от 23.8.73г. ПИН "Авиазагранпоставна"
тираж 600 цена 21ноп. изд. N7407/2