Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единство политического и хозяйственного руководства

исключает местнический, узковедомственный подход от­ дельных предприятий и хозяйственных органов к решению экономических задач. В основу руководства должны быть положены прежде всего общегосударственные интересы. На основе глубокого анализа объективных условий развития

экономики на каждом этапе коммунистического строитель­

ства партия определяет главную экономическую задачу, темпы развития общественного производства, наиболее ра­ циональную структуру народного хозяйства.

Единство политической и хозяйственной деятельности

является основой руководства народным хозяйством на всех этапах его развития.

•? Демократический централизм является основным принци­

пом, определяющим организационное строение органов уп­ равления при социализме.

Демократический централизм в управлении народным хо­

зяйством означает органическое сочетание единого центра­

лизованного государственного руководства с инициативой на местах, с творческой активностью самых широких масс трудящихся. В условиях общественной собственности со­

циалистическая экономика может развиваться только при обеспечении планомерного и централизованного руководст­ ва хозяйством в сочетании с демократическими методами.

"Централизм, понятый в действительно демократическом

смысле, предполагает в первый раз историей созданную

возможность полного и беспрепятственного развития не

только местных особенностей, но и местного почина, мест­

ной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств

движения к общей цели"-1-.

Дальнейшее развитие принцип демократического центра­ лизма получил в новых условиях планирования и экономи­ ческого стимулирования и решениях ХХІУ съезда КПСС.

Значительное сокращение числа директивных показателей плана, расширение экономических прав предприятий дало

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 152.

широкий простор для инициативы и расширения оперативнохозяйственной самостоятельности предприятий.

Принцип демократического централизма выступает в уп­ равлении как сочетание коллегиальности и единоначалия, при этом "при всех без исключения обстоятельств колле­

гиальность должна сопровождаться самым точным установ­ лением личной ответственности каждого лица за точно

определенное дело". Демократизм трудящихся необходимо соединить "с железной дисциплиной во время труда, с

беспрекословным повиновением - воле одного лица, со­ ветского руководителя, во время труда"1.

yj Единоначалие и личная ответственность в условиях социализма сочетаются с активным участием в управлении

широких масс трудящихся.

В. И. Ленин в самой возможности участия широких масс в управлении видел важнейшее преимущество социа­

лизма. "... Социализм живой, творческий, - учил В. И. Ленин, - есть создание самих народных масс" .

Участие трудящихся в управлении осуществляется преж­

де всего через Советы депутатов и создаваемые ими орга­ ны государственного управления.

В СССР в Советах свыше 2 миллионов депутатов трудя­

щихся; свыше 1,5 миллиона человек в Советах и исполни­ тельных органах работают внештатными сотрудниками. При Советах образовано свыше 300 тысяч постоянных комиссий более чем 20 видов. В целом при Советах трудятся 25 миллионов активистов .

В улучшении организационной структуры управления, в повышении эффективности работы управленческого аппарата большая роль принадлежит общественным организациям, че­ рез которые в делах по управлению общественным произ­

водством участвуют миллионы трудящихся.

В.И. Ленин. Поли. собр. соч.,т. 36, стр. 203.

В.И. Ленин. Поли. собр. соч.,т. 35, стр. 57.

Материалы ХХІУ съезда КПСС, стр. 77.

12


Как отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХІУ съез­ ду КПСС, "... одна из центральных задач партии - все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством"1.

На практике формы участия трудящихся в управлении производством разнообразны и многогранны. Почти 15 мил­ лионов коммунистов через свои партийные организации,

наделенные большими правами, включая контроль за дея­ тельностью администрации, оказывают огромное влияние на развитие материального производства и сферы услуг.

Другие общественные организации, и в первую очередь

профсоюзы и комсомол, осуществляющие свою деятельность под руководством Коммунистической партии, вовлекают се­ годня в дела по управлению народным хозяйством свыше 98 миллионов членов профсоюзов и 28 миллионов членов

ВЖСМ. Они осуществляют представительство рабочих и слу­

жащих при решении всех вопросов труда и быта, активно влияют на ускорение темпов научно-технического прогрес­ са.

В настоящее время в нашей стране создано 23 научнотехнических общества (НТО) по различным отраслям народ­ ного хозяйства, в том числе НТО автомобильного транспор­ та и дорожного хозяйства, превратившееся в массовую об­ щественную организацию, объединяющую 270 тысяч человек. Более 3,5 тысячи первичных организаций НТО осуществляют

функции производственно-технических советов предприятий и организаций. В организациях общества создано более

14 тысяч общественных творческих организаций (ОТО), в работе которых принимают участие примерно 80 тысяч че­ ловек, разрабатывающих в течение года около 22 тысяч различных предложений.

Профсоюзы и комсомол вносят неоценимый вклад в раз­ витие социалистического соревнования - этой могучей

движущей силы развития экономики и воспитания трудящих-

1Л. И. Брежнев. Отчетный доклад Щ КПСС ХХІУ съезду

КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 86.

13

ся в коммунистическом духе. Вовлекая трудящихся в дело­ вое соперничество за достижение наивысших показателей,

они тем самым на деле проводят политику партии в массы,

обеспечивают их активное участие в управлении производ­

ством.

Особое место в системе общественных институтов, явля­ ющихся формами привлечения трудящихся к управлению, за­

нимают постоянно действующие производственные совещания

(ПДДС).

В системе общественных организаций важное место зани-1. мают и такие организации, как народный контроль, произ­

водственные общественные бюро нормирования труда (ОЕНТ),

технической информации (ОБТИ), экономического анализа (ОБЭА), и др.

Важную роль в жизни трудовых коллективов играют орга­ низации непроизводственного характера - общественные от­

делы кадров, товарищеские суды, добровольные народные дружины, спортивные и оборонные организации.

Схема различных форм участия трудящихся в управлении

транспортным производством непосредственно на предприя­ тиях может быть представлена в следующем виде.

Действенность участия трудящихся масс в управлении

во многом зависит от уровня их экономической подготовки, от овладения экономическими знаниями.

Таким образом, задача "систематического привлечения все большего числа граждан, а затем и поголовно всех

граждан к непосредственному и ежедневному несению своей

доли тягот по управлению государством"*, поставленная

В. И. Лениным, реализуется по мере совершенствования

всей системы общественных отношений и социалистической

демократии.

Важным принципом управления в социалистическом обще­

стве является плановое ведение хозяйства. Социализм не­ мыслим без планомерной организации всего общественного производства. Планомерность проявляется прежде всего в

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 74.

14


ОБЭД h i

 

 

ОБТИ

Постоянные комиссии фабкома

Комиссии

партконтроля

I

I 2 J 3 I 4 "fj"6 J 7 J 8 I 9 JIÔ

і

Партбюро

 

Профкомы

 

производств

производств

Секции

Совет

ПДДС

Товари­

НТО

ОТО

щеские

 

 

 

суды

 

 

Постоянные комиссии

 

 

профкомов

 

 

Цехкомы

 

Творческие

ОБЭА

ОЕНТ

бригады ОТО

 

 

Постоянные комиссии цехкомов

Обществен­

Группы и

 

ные отделы

посты на-|

ДНД

кадров

родного

 

контроля

 

 

Парторги

Партгруппы

Посты народ-

ного контроля

Творческие

 

бригады НОТ

 

Штаб "ШГ

Совет молодых

Штаб

специалистов

оперативного

 

 

отряда

Бюро ВЛКСМ

Штабы "ЮГ

Советы молодых

специалистов

 

Комсорги

Посты "КП"

.'ЧУ,


централизованной плановом руководстве народным хозяйст­ вом и реализуется в практической деятельности управле­ ния.

Рассмотренные принципы управления полностью присущи

и такой отрасли материального производства, как автомо­ бильный транспорт.

§ 2. функции управления и их содержание

Процесс управления представляет собой выполнение следующих задач:

-проектирование (составление детальных планов пред­

стоящей работы или выбор одного из возможных способов действия);

-прогнозирование результатов;

-осуществление контроля (использование критериев для оценки деятельности и сопоставление планов и резуль­

татов) ;

-обеспечение ресурсами для интегрированной деятель­

ности людей в сочетании с соответствующими техническими возможностями (здания, оборудование, материалы).

Основным элементом процесса управления является уп­

равляющее воздействие, то есть решение руководства из­ менить какие-либо характеристики производственного про­

цесса. Воздействующая роль управления на управляемый

объект проявляется через определенные функции управле­

ния.

Косновным функциям управления относятся: планирова­

ние, организация, координация, контроль, регулирование.

Спомощью функций управления разрозненные ресурсы про­ изводственной системы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели.

Анализ функций управления, уточнение их содержания

идетализация необходимы для правильного распределения работ, для построения рациональных структур управления

иорганизации процесса управления. Распределение функ­

ций управления имеет непосредственное отношение к pac­

t s

пределению полномочий и ответственности между руководи­ телями различного уровня управления, установлению прав и

обязанностей персонала, регламентации деятельности руко­

водителей .

Рассмотрим содержание основных функций управления.

П л а н и р о в а н и е - функция, с помощью которой система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внеш­ них и внутренних условий. Хотя все функции управления

связаны между собой и руководителям приходится выполнять

каждую из них в определенное время, любой этап организа­ ционной деятельности начинается с планирования. На осно­ ве плана определяются цели и направление движения систе­

мы, разрабатываются методы, с помощью которых это движе­ ние обеспечивается, определяются темп движения и мате­

риальные источники, обеспечивающие это движение. Через функцию планирования определяется целенаправленность по­

ведения управляемого объекта и параметры этой целена­ правленности. В этом случае планирование с точки зрения

системного подхода выступает как интегрирующая деятель­ ность, направленная на достижение максимальной эффек­

тивности системы в целом.

Впроцессе планирования решаются следующие задачи:

-выработка цели (определяет желаемое состояние функ­

ционирования системы);

-оценка эффективности функционирования и перспектив­ ного развития системы;

-прогнозирование - количественное определение той ситуации, в которой может оказаться система;

-программирование процесса движения системы, то есть регламентированное поведение всех элементов системы для достижения поставленной цели (разработка программы, со­

ставление графиков работы, составление бюджетов).

Как видно из перечисленных задач, планирование явля­ ется фундаментом для выполнения всех других функций уп­ равления.

16


О р г а н и з а ц и я

п р о ц е с с а

у п р а в ­

л е н и я

направлена на объединение людей, материаль­

ных, финансовых и других ресурсов в систему таким обра­

зом, чтобы совместная деятельность производственного

персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед ор­ ганизацией. Эта функция включает в себя разработку ор­ ганизационной структуры, назначение исполнителей, пре­

доставление им необходимых полномочий и установление ответственности, построение связующей (информационной)

сети, соединяющей все элементы организационной струк­ туры.

Ко о р д и н а ц и я является одним из наиболее

важных элементов процесса управления, объединяющим все другие функции управления. Роль координации увеличива­

ется в зависимости от размеров организации и количества исполнителей, деятельность которых необходимо согласо­

вывать и синхронизировать.

Ко н т р о л ь за деятельностью организации пред­ ставляет собой обратную связь управляющей и управляемой

систем. Основной задачей контроля является выявление и проверка соответствия достигнутых результатов и развития

процессов производства планам, нормам, правилам, ин­

струкциям и решениям. Функция контроля является источ­ ником информации об отклонениях в заданной программе, выявляя место, характер и причины отклонений.

Для выполнения данной функции необходимо наличие

трех элементов:

-контролируемые параметры или состояния;

-измерение данного параметра или состояния;

-блок анализа, который сравнивает полученные при измерении результаты с запланированным эталоном.

Вкачестве контролируемых параметров или состояния управляемой системы может быть продукция (выход) систе­ мы, а также условия, возникающие в результате действия системы. Например, на автотранспорте для службы управ­ ления перевозками это будет качество обслуживания

17