Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
дарственных хозяйственных объединений (ГХО): "Болгар ские государственные железные дороги", "Автотранспорт", "Судостроение и судоходство", "Гражданская авиация" и
"Автотранспред".
ГХО является организацией экономического руководства
предприятиями одной и той же отрасли или подотрасли. Оно охватывает и связывает конструкторские, научно-ис следовательские, проектные и другие организации с дея
тельностью предприятий, а в производственных объедине
ниях, кроме этого и коммерческую деятельность.
В 1967 году бюро Совета Министров НРБ утвердило но вый Устав ГХО, в соответствии с основными положениями
которого работают все транспортные объединения. В соот ветствии с этим Уставом хозяйственное руководство все
ми входящими в ГХО предприятиями осуществляют: хозяйст венный совет, который, онределяет„главные направления в
деятельности объединения; исполнительное бюро, избира емое хозяйственным советом; генеральная дирекция, во
главе с генеральным директором, назначаемым Министер ством.
Генеральный директор и его заместители входят в ис
полнительное бюро. Исполнительное бюро осуществляет
техническую политику, разработанную и утвержденную хо зяйственным советом, контроль за выполнением отдельных государственных заданий, разработку программы рациона лизации и модернизации производства и отрасли. Гене ральный директор организует выполнение решений хозяйст венного совета и исполнительного бюро, отвечает перед Министерством и Советом Министров НРБ за деятельность всего объединения в целом. Обязанности генерального
директора уточняют и утверждают хозяйственный совет и
исполнительное бюро.
Все государственные хозяйственные объединения рабо тают на принципах полного хозрасчета, а предприятия, входящие в ГХО, - на принципах внутреннего хозрасчета.
91
ГХО "Автотранспред" включает в себя 28 государствен
ных хозяйственных предприятий, которые размещены в ок ружных городах страны со своими филиалами (кланами) на крупных железнодорожных станциях. Они имеют грузооборот до 15 вагонов в сутки и не выполняют технологических
перевозок. В состав этого объединения входят: управле ние по механизации погрузочно-разгрузочных работ, управ
ление по пакетным перевозкам грузов на поддонах и кон тейнерным перевозкам, управление транспортно-экспеди-
ционного обслуживания и отдел автомобильного хозяйства, который организует работу автомобильного парка по ввозу
и вывозу грузов.
ГХО "Автотранспорт" ведает грузовыми и пассажирскими перевозками автотранспортом общего пользования.
Венгерская Народная Республика
Сфера деятельности Министерства путей сообщения и
связи ВНР охватывает вопросы комплексного развития транспорта, его бесперебойной работы и удовлетворения
потребностей в перевозках. В связи с этим оно занимает ся разработкой и согласованием мероприятий по комплекс
ному развитию всех видов транспорта, по созданию круп
ных транспортных объектов, а также по использованию го сударственных капиталовложений, выделенных на определен ные транспортные цели.
Министерство утверждает правила эксплуатации; опреде ляет характер и круг деятельности подчиненных ему пред приятий; контролирует использование основных средств и оборудования; решает вопросы ограничения и даже приоста новки перевозок; утверждает тарифы по согласованию с Министерством финансов и Госпланом ВНР; координирует ра
боту всех видов транспорта; разрешает строительство или ликвидацию производственных объектов.
Каждый вид транспорта ВНР представляет собой самосто ятельное государственное предприятие, находящееся на хозрасчете и управляемое генеральной дирекцией или
трестом.
92
Автомобильным транспортом и шоссейными дорогами, а также воздушным транспортом руководят соответствующие главные управления Министерства, непосредственно не
влияя на экономическую деятельность предприятий этих ви дов транспорта. Министерство имеет четыре функциональ
ных главных управления: транспортной политики, финансов, кадров и труда.
Автотранспортные предприятия объединены в один трест. Экономическая самостоятельность предприятий в рамках
трестов регулируется соответствующими правилами и пред писаниями этих трестов. Контроль за этими видами транс
порта осуществляется соответствующими главными управле ниями Министерства путей сообщения и связи.
Германская Демократическая Республика
Министерство транспорта совместно с Госпланом ГДР занимаются разработкой прогнозов развития транспорта
(долгосрочным планированием и на средние сроки). Кроме того, как и в других странах, Министерство осуществляет
контроль за использованием капиталовложений, способству ет улучшению материально-технического снабжения транс
порта и т.д.
Предприятия автомобильного транспорта подчиняются
советам округов и работают на принципах полного хоз
расчета (окружные дирекции автомобильного транспорта).
Министерство транспорта инструктирует советы округов по
основным вопросам развития транспорта и координирует ра
боту всех видов транспорта с точки зрения центрального
государственного планирования.
Польская Народная Республика .
В ПНР в настоящее время транспортная политика в мас штабах страны определяется двумя министерствами: Ми нистерством путей сообщения и Министерством судоходства, а также автотранспортным советом при Совете Министров
ПНР. Они осуществляют контроль за работой предприятий
93
и объединений и отвечают за эксплуатационную деятель ность и комплексное развитие всех видов транспорта. Ми
нистерства осуществляют транспортную политику в масшта
бах всей страны; разрабатывают и издают эксплуатацион
ные и технико-организационные правила; определяют техни ческие нормативы для строительства и содержания сооруже
ний и транспортных устройств; осуществляют строительст во и содержание дорог общего пользования.
Министерство путей сообщения планирует развитие же
лезнодорожного и автомобильного транспорта общего поль зования и координирует их работу.
Непосредственно хозяйственное руководство автомобиль
ным транспортом осуществляется объединениями и предприя тиями: "Государственные автомобильные сообщения" (объе
динение автомобильного транспорта общего пользования), "Центральное управление дорог общего пользования".
Каждое государственное предприятие - это юридическое лицо, самостоятельно действующее в рамках государствен
ных хозяйственных планов.
В последнее время на транспорте ПНР создан ряд центра
лизованных организаций, обслуживающих все предприятия того или иного ведомства, а иногда и нескольких ведомств,
что улучшает организационную структуру транспорта и по вышает производительность управленческого труда.
Социалистическая Республика Румынии
Впоследнее время в Румынии с целью совершенствова
ния управления транспортом создано единое Министерство
транспорта и связи, которое определяет транспортную по
литику в масштабах страны и является основным руководя
щим, координирующим и планирующим органом на транспорте.
Всоставе Министерства создано три департамента: же лезных дорог, автомобильного, водного и воздушного транспорта и связи. Департаменты имеют в своем составе
функциональные генеральные управления и специализирован ные генеральные дирекции.
94
Экономическое руководство автомобильным транспортом,
а также непосредственное руководство его эксплуатацион ной деятельностью осуществляют главное управление авто мобильного транспорта и генеральная дирекция автомобиль ных дорог.
Чехословацкая Социалистическая Республика
ВЧССР общее руководство транспортом осуществляет
Федеральное Министерство транспорта. В его компетенцию входит непосредственное руководство железнодорожным, речным и воздушным транспортом. Кроме того, Федеральное
Министерство транспорта контролирует работу автомобиль
ного транспорта, осуществляя лишь методическое руковод ство им.
ВФедеральном Министерстве транспорта создано 32
специализированных отдела (например, экономические, фи нансовые, отдел перспективного плана, отдел капитало
вложений, материально-технического снабжения и т.п.), которые занимаются отдельными вопросами, касающимися как
всех видов транспорта, так и отдельных отраслей транс порта. Автомобильный транспорт находится в ведении
краевых советов.
ВЧССР I I автомобильных краевых дирекций, объединя ющих как грузовые, так и пассажирские перевозки. Надзор за автомобильным транспортом осуществляет Министерство внутренних дел.
Строительство шоссейных дорог осуществляется одним
предприятием, подчиняющимся Федеральному Министерству
транспорта, а также Министерству внутренних дел.
95
Г л а в а 4
ПЛАНИРОВАНИЕ - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО
УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Плановое управление социалистическим хозяйством опи рается на использование системы экономических законов социализма.
Необходимость сознательного регулирования производст
ва обусловливается господством общественной собственнос ти на средства производства.
В капиталистических странах пытаются с помощью госу
дарственного регулирования и программирования оказывать воздействие на развитие экономики, на складывающиеся
основные народнохозяйственные пропорции.
Однако в условиях частной собственности, когда самая совершенная организация производства неизбежно существу ет наряду с анархией, стихийностью, невозможно обеспе
чить планомерное ведение хозяйства в масштабах всего об щества.
Только социализм создаст объективные предпосылки для планирования в целом по стране, ибо только при социализ
ме на базе общественной собственности, когда все произ
водства, по образному выражению В. И. Ленина, как бы
сливаются в единый производственный организм, появляет
ся возможность управлять из единого государственного
центра. В этих условиях действует специфический для со
циализма закон планомерного развития общественного про
изводства.
Закон планомерного развития выражает объективную не обходимость того, чтобы общество сознательно, научно обоснованно направляло и контролировало движение произ водства, распределения, обмена и потребления, осущест вляло согласованную деятельность всех участников общест
венного производства сверху донизу.
96
Планомерность развития народного хозяйства позволяет эффективно управлять экономикой в общегосударственных масштабах, устанавливать оптимальные пропорции, рацио
нально размещать производительные силы, обеспечивать
экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов*.
Кчислу основных пропорций в социалистической эконо мике относятся:
1. Общеэкономические, охватывающие народное хозяйст во в целом (между производством и потреблением, фондом
возмещения и национальным доходом, I и П подразделения ми общественного производства, промышленностью и сель
ским хозяйством, денежными доходами населения и товаро оборотом и т.д.).
2.Межотраслевые, охватывающие взаимосвязанные отрас ли (например, между черной металлургией и машиностроени
ем) .
3.Внутриотраслевые, охватывающие взаимосвязанные производства внутри отрасли (например, между прядением,
ткачеством и отделкой в текстильной промышленности).
4.Внутрипроизводственные (между цехами и участками предприятия).
5.Территориальные (соотношения в развитии союзных
республик, экономических районов).
6.Межгосударственные (координация развития экономи ки социалистических стран на базе международного разде ления труда).
Таким образом, социалистическое планирование - это экономическая деятельность социалистического государст ва по обеспечению планомерного развития народного хо зяйства.
Кчислу основных функций централизованного планового руководства относятся:
I . Установление и совершенствование основных народно хозяйственных пропорций.
*50 лет Великой Октябрьской социалистической ре
волюции. Тезисы ЦК КПСС. М., Политиздат, 1967, стр. 132.
97
2.Улучшение размещения производства и комплексное развитие экономических районов на основе всестороннего изучения общественных потребностей.
3.Обеспечение высоких темпов производства и поста вок важнейших видов продукции.
4.Проведение единой государственной политики в об ласти технического прогресса, капитальных вложений, оп
латы труда, цен, финансов и кредита.
5.Экономический контроль за эффективным использова
нием производственных фондов, трудовых, материальных и природных ресурсов.
К основным принципам народнохозяйственного планирова
ния относятся:
1. Демократический централизм.
2.Научная обоснованность и сбалансированность пла
нов.
3.Сочетание перспективных планов с текущими, отрас левого планирования с территориальными.
4.Выделение ведущего звена плана.
5.Контроль и учет выполнения плана.
Как отмечается в Резолюции ХХІУ съезда КПСС по Отчет
ному докладу ЦК КПСС, "... Необходимо повышать научную
обоснованность и сбалансированность планов, оптимально сочетать отраслевое и территориальное планирование, обеспечивать комплексное планирование и решение крупных народнохозяйственных проблем""1-.
Некоторые вопросы совершенствования народнохозяйственного и отраслевого планирования
Главными направлениями совершенствования планирова ния народного хозяйства в свете решений ХХІУ съезда
КПСС являются:
I . Правильное осуществление единой государственной политики в области планирования основных народнохозяйст венных пропорций, главных направлений развития производ
ства и технического прогресса.
1 Материалы ХХІУ съезда КПСС. ГЭ7І, стр. 202 .
98