Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дарственных хозяйственных объединений (ГХО): "Болгар­ ские государственные железные дороги", "Автотранспорт", "Судостроение и судоходство", "Гражданская авиация" и

"Автотранспред".

ГХО является организацией экономического руководства

предприятиями одной и той же отрасли или подотрасли. Оно охватывает и связывает конструкторские, научно-ис­ следовательские, проектные и другие организации с дея­

тельностью предприятий, а в производственных объедине­

ниях, кроме этого и коммерческую деятельность.

В 1967 году бюро Совета Министров НРБ утвердило но­ вый Устав ГХО, в соответствии с основными положениями

которого работают все транспортные объединения. В соот­ ветствии с этим Уставом хозяйственное руководство все­

ми входящими в ГХО предприятиями осуществляют: хозяйст­ венный совет, который, онределяет„главные направления в

деятельности объединения; исполнительное бюро, избира­ емое хозяйственным советом; генеральная дирекция, во

главе с генеральным директором, назначаемым Министер­ ством.

Генеральный директор и его заместители входят в ис­

полнительное бюро. Исполнительное бюро осуществляет

техническую политику, разработанную и утвержденную хо­ зяйственным советом, контроль за выполнением отдельных государственных заданий, разработку программы рациона­ лизации и модернизации производства и отрасли. Гене­ ральный директор организует выполнение решений хозяйст­ венного совета и исполнительного бюро, отвечает перед Министерством и Советом Министров НРБ за деятельность всего объединения в целом. Обязанности генерального

директора уточняют и утверждают хозяйственный совет и

исполнительное бюро.

Все государственные хозяйственные объединения рабо­ тают на принципах полного хозрасчета, а предприятия, входящие в ГХО, - на принципах внутреннего хозрасчета.

91

ГХО "Автотранспред" включает в себя 28 государствен­

ных хозяйственных предприятий, которые размещены в ок­ ружных городах страны со своими филиалами (кланами) на крупных железнодорожных станциях. Они имеют грузооборот до 15 вагонов в сутки и не выполняют технологических

перевозок. В состав этого объединения входят: управле­ ние по механизации погрузочно-разгрузочных работ, управ­

ление по пакетным перевозкам грузов на поддонах и кон­ тейнерным перевозкам, управление транспортно-экспеди-

ционного обслуживания и отдел автомобильного хозяйства, который организует работу автомобильного парка по ввозу

и вывозу грузов.

ГХО "Автотранспорт" ведает грузовыми и пассажирскими перевозками автотранспортом общего пользования.

Венгерская Народная Республика

Сфера деятельности Министерства путей сообщения и

связи ВНР охватывает вопросы комплексного развития транспорта, его бесперебойной работы и удовлетворения

потребностей в перевозках. В связи с этим оно занимает­ ся разработкой и согласованием мероприятий по комплекс­

ному развитию всех видов транспорта, по созданию круп­

ных транспортных объектов, а также по использованию го­ сударственных капиталовложений, выделенных на определен­ ные транспортные цели.

Министерство утверждает правила эксплуатации; опреде­ ляет характер и круг деятельности подчиненных ему пред­ приятий; контролирует использование основных средств и оборудования; решает вопросы ограничения и даже приоста­ новки перевозок; утверждает тарифы по согласованию с Министерством финансов и Госпланом ВНР; координирует ра­

боту всех видов транспорта; разрешает строительство или ликвидацию производственных объектов.

Каждый вид транспорта ВНР представляет собой самосто­ ятельное государственное предприятие, находящееся на хозрасчете и управляемое генеральной дирекцией или

трестом.

92


Автомобильным транспортом и шоссейными дорогами, а также воздушным транспортом руководят соответствующие главные управления Министерства, непосредственно не

влияя на экономическую деятельность предприятий этих ви­ дов транспорта. Министерство имеет четыре функциональ­

ных главных управления: транспортной политики, финансов, кадров и труда.

Автотранспортные предприятия объединены в один трест. Экономическая самостоятельность предприятий в рамках

трестов регулируется соответствующими правилами и пред­ писаниями этих трестов. Контроль за этими видами транс­

порта осуществляется соответствующими главными управле­ ниями Министерства путей сообщения и связи.

Германская Демократическая Республика

Министерство транспорта совместно с Госпланом ГДР занимаются разработкой прогнозов развития транспорта

(долгосрочным планированием и на средние сроки). Кроме того, как и в других странах, Министерство осуществляет

контроль за использованием капиталовложений, способству­ ет улучшению материально-технического снабжения транс­

порта и т.д.

Предприятия автомобильного транспорта подчиняются

советам округов и работают на принципах полного хоз­

расчета (окружные дирекции автомобильного транспорта).

Министерство транспорта инструктирует советы округов по

основным вопросам развития транспорта и координирует ра­

боту всех видов транспорта с точки зрения центрального

государственного планирования.

Польская Народная Республика .

В ПНР в настоящее время транспортная политика в мас­ штабах страны определяется двумя министерствами: Ми­ нистерством путей сообщения и Министерством судоходства, а также автотранспортным советом при Совете Министров

ПНР. Они осуществляют контроль за работой предприятий

93

и объединений и отвечают за эксплуатационную деятель­ ность и комплексное развитие всех видов транспорта. Ми­

нистерства осуществляют транспортную политику в масшта­

бах всей страны; разрабатывают и издают эксплуатацион­

ные и технико-организационные правила; определяют техни­ ческие нормативы для строительства и содержания сооруже­

ний и транспортных устройств; осуществляют строительст­ во и содержание дорог общего пользования.

Министерство путей сообщения планирует развитие же­

лезнодорожного и автомобильного транспорта общего поль­ зования и координирует их работу.

Непосредственно хозяйственное руководство автомобиль­

ным транспортом осуществляется объединениями и предприя­ тиями: "Государственные автомобильные сообщения" (объе­

динение автомобильного транспорта общего пользования), "Центральное управление дорог общего пользования".

Каждое государственное предприятие - это юридическое лицо, самостоятельно действующее в рамках государствен­

ных хозяйственных планов.

В последнее время на транспорте ПНР создан ряд центра­

лизованных организаций, обслуживающих все предприятия того или иного ведомства, а иногда и нескольких ведомств,

что улучшает организационную структуру транспорта и по­ вышает производительность управленческого труда.

Социалистическая Республика Румынии

Впоследнее время в Румынии с целью совершенствова­

ния управления транспортом создано единое Министерство

транспорта и связи, которое определяет транспортную по­

литику в масштабах страны и является основным руководя­

щим, координирующим и планирующим органом на транспорте.

Всоставе Министерства создано три департамента: же­ лезных дорог, автомобильного, водного и воздушного транспорта и связи. Департаменты имеют в своем составе

функциональные генеральные управления и специализирован­ ные генеральные дирекции.

94


Экономическое руководство автомобильным транспортом,

а также непосредственное руководство его эксплуатацион­ ной деятельностью осуществляют главное управление авто­ мобильного транспорта и генеральная дирекция автомобиль­ ных дорог.

Чехословацкая Социалистическая Республика

ВЧССР общее руководство транспортом осуществляет

Федеральное Министерство транспорта. В его компетенцию входит непосредственное руководство железнодорожным, речным и воздушным транспортом. Кроме того, Федеральное

Министерство транспорта контролирует работу автомобиль­

ного транспорта, осуществляя лишь методическое руковод­ ство им.

ВФедеральном Министерстве транспорта создано 32

специализированных отдела (например, экономические, фи­ нансовые, отдел перспективного плана, отдел капитало­

вложений, материально-технического снабжения и т.п.), которые занимаются отдельными вопросами, касающимися как

всех видов транспорта, так и отдельных отраслей транс­ порта. Автомобильный транспорт находится в ведении

краевых советов.

ВЧССР I I автомобильных краевых дирекций, объединя­ ющих как грузовые, так и пассажирские перевозки. Надзор за автомобильным транспортом осуществляет Министерство внутренних дел.

Строительство шоссейных дорог осуществляется одним

предприятием, подчиняющимся Федеральному Министерству

транспорта, а также Министерству внутренних дел.

95

Г л а в а 4

ПЛАНИРОВАНИЕ - ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО

УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Плановое управление социалистическим хозяйством опи­ рается на использование системы экономических законов социализма.

Необходимость сознательного регулирования производст­

ва обусловливается господством общественной собственнос­ ти на средства производства.

В капиталистических странах пытаются с помощью госу­

дарственного регулирования и программирования оказывать воздействие на развитие экономики, на складывающиеся

основные народнохозяйственные пропорции.

Однако в условиях частной собственности, когда самая совершенная организация производства неизбежно существу­ ет наряду с анархией, стихийностью, невозможно обеспе­

чить планомерное ведение хозяйства в масштабах всего об­ щества.

Только социализм создаст объективные предпосылки для планирования в целом по стране, ибо только при социализ­

ме на базе общественной собственности, когда все произ­

водства, по образному выражению В. И. Ленина, как бы

сливаются в единый производственный организм, появляет­

ся возможность управлять из единого государственного

центра. В этих условиях действует специфический для со­

циализма закон планомерного развития общественного про­

изводства.

Закон планомерного развития выражает объективную не­ обходимость того, чтобы общество сознательно, научно обоснованно направляло и контролировало движение произ­ водства, распределения, обмена и потребления, осущест­ вляло согласованную деятельность всех участников общест­

венного производства сверху донизу.

96


Планомерность развития народного хозяйства позволяет эффективно управлять экономикой в общегосударственных масштабах, устанавливать оптимальные пропорции, рацио­

нально размещать производительные силы, обеспечивать

экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов*.

Кчислу основных пропорций в социалистической эконо­ мике относятся:

1. Общеэкономические, охватывающие народное хозяйст­ во в целом (между производством и потреблением, фондом

возмещения и национальным доходом, I и П подразделения­ ми общественного производства, промышленностью и сель­

ским хозяйством, денежными доходами населения и товаро­ оборотом и т.д.).

2.Межотраслевые, охватывающие взаимосвязанные отрас­ ли (например, между черной металлургией и машиностроени­

ем) .

3.Внутриотраслевые, охватывающие взаимосвязанные производства внутри отрасли (например, между прядением,

ткачеством и отделкой в текстильной промышленности).

4.Внутрипроизводственные (между цехами и участками предприятия).

5.Территориальные (соотношения в развитии союзных

республик, экономических районов).

6.Межгосударственные (координация развития экономи­ ки социалистических стран на базе международного разде­ ления труда).

Таким образом, социалистическое планирование - это экономическая деятельность социалистического государст­ ва по обеспечению планомерного развития народного хо­ зяйства.

Кчислу основных функций централизованного планового руководства относятся:

I . Установление и совершенствование основных народно­ хозяйственных пропорций.

*50 лет Великой Октябрьской социалистической ре­

волюции. Тезисы ЦК КПСС. М., Политиздат, 1967, стр. 132.

97

2.Улучшение размещения производства и комплексное развитие экономических районов на основе всестороннего изучения общественных потребностей.

3.Обеспечение высоких темпов производства и поста­ вок важнейших видов продукции.

4.Проведение единой государственной политики в об­ ласти технического прогресса, капитальных вложений, оп­

латы труда, цен, финансов и кредита.

5.Экономический контроль за эффективным использова­

нием производственных фондов, трудовых, материальных и природных ресурсов.

К основным принципам народнохозяйственного планирова­

ния относятся:

1. Демократический централизм.

2.Научная обоснованность и сбалансированность пла­

нов.

3.Сочетание перспективных планов с текущими, отрас­ левого планирования с территориальными.

4.Выделение ведущего звена плана.

5.Контроль и учет выполнения плана.

Как отмечается в Резолюции ХХІУ съезда КПСС по Отчет­

ному докладу ЦК КПСС, "... Необходимо повышать научную

обоснованность и сбалансированность планов, оптимально сочетать отраслевое и территориальное планирование, обеспечивать комплексное планирование и решение крупных народнохозяйственных проблем""1-.

Некоторые вопросы совершенствования народнохозяйственного и отраслевого планирования

Главными направлениями совершенствования планирова­ ния народного хозяйства в свете решений ХХІУ съезда

КПСС являются:

I . Правильное осуществление единой государственной политики в области планирования основных народнохозяйст­ венных пропорций, главных направлений развития производ­

ства и технического прогресса.

1 Материалы ХХІУ съезда КПСС. ГЭ7І, стр. 202 .

98