Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормированием и организацией труда, учетом, рекламой, связями с общественностью, прокатом и т.п.

Причем во главе каждой из этих служб ставится ди­ ректор. Высшим органом управления крупной транспортной фирмы является совет директоров, куда входят как дирек­

тора всех важнейших подразделений, так и директора со стороны - представители банков, юридических учреждений,

промышленных фирм. Наиболее распространено представи­ тельство директоров со стороны в советах директоров

фирм США.

Повседневное руководство деятельностью фирмы осущест­

вляет директор-распорядитель, или генеральный управля­

ющий. В ряде фирм имеется также коммерческий директор. В его ведении находятся заключение договоров, определе­ ние тарифов, составление калькуляций и финансовых рас­

четов. Оба они входят в состав совета директоров.

Во всех фирмах, а особенно в крупных, функции адми­

нистративного, технического и производственного характе­ ра четко разграничены, и это проявляется в том, что мож­

но ясно проследить три самостоятельных функциональных линии в построении аппарата управления:

-во-первых, административное руководство персоналом

ивсе функции финансово-распорядительного характера;

-во-вторых, организация и планирование перевозок;

-в-третьих, техническое обслуживание и ремонт авто­ мобилей.

Каждая фирма организует те структурные подразделения, которые она считает наиболее целесообразными для себя, исходя из деловых соображений, численности парка и пер­ сонала. Структура характеризуется гибкостью, часто из­ меняется, весьма разнообразна в различных фирмах. Более того, одноименные структурные подразделения разных фирм могут выполнять различные функции. Следует также особо обратить внимание на то, что во многих случаях названия структурных подразделений в капиталистических автомо­ бильно-транспортных фирмах напоминают наименование

83

структурных подразделений на предприятиях нашей страны.

Но на капиталистических предприятиях функции структур­ ных подразделений наполнены иным содержанием и имеют

другое организационное назначение, что связано с изоли­

рованностью каждой фирмы в капиталистической системе

хозяйства, конкуренцией и анархией производства, различ­ ными целями и задачами производства.

Аппарат управления, как правило, является многосту­ пенчатым, с четырьмя-пятью промежуточными звеньями - от

руководства фирмы до непосредственного исполнителя, от­

личается наличием большого количества различных струк­ турных подразделений и обособленностью каждой функции управления с выделением ответственных за ее осуществле­

ние лиц. Дробление структуры доходит в низких ее звеньях до трех-четырех человек в подразделении во главе с ру­

ководителем.

При разработке организационной структуры управления фирмой обычно составляются чертежи, схемы и диаграммы.

На них дается четкая картина организационных связей структурных подразделений. В таблицах каждый работник

обозначается отдельным значком и показывается его место по "вертикали" и "горизонтали" в общей системе управле­ ния. Такое определение требует четкого ограничения прав и обязанностей каждого работника. Обязанности и права каждого служащего обычно указаны в соответствующих должностных документах-инструкциях. В них дается описа­ ние выполняемых обязанностей, за которые работник несет личную ответственность, и прав. Здесь же перечисляются объективные данные, требуемые для выполнения данных обязанностей (уровень образования, профессиональная и общая подготовка, возраст, пол и т.д.), указана заработ­

ная плата.

Во всех фирмах, компаниях большое значение всегда придается организации управленческого труда, четкости и оперативности в его работе, с тем.чтобы можно было

точно и быстро получить необходимую информацию, принять

84


оперативное решение, дать исчерпывающий ответ на постав­ ленный вопрос.

Создана целая наука о том, как лучше и дешевле по­

строить аппарат, распределить обязанности между работ­

никами, осуществить те или иные административные опе­

рации, умело подготовить письмо или доклад по любому вопросу .

Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представля­

ет организация управления крупных автотранспортных объе­ динений, включающих в свой состав десятки предприятий и располагающих многотысячным парком автомобилей. Таких

объединений в настоящее время сравнительно немного, и

парк их по общему количеству автомобилей относительно невелик. Однако это сложившиеся производственные объеди­ нения с рационально отработанными производственными

связями между предприятиями, обладающие высокой конку­ рентоспособностью и рентабельностью.

Крупнейшими в капиталистическом мире концернами по

грузовым автомобильным перевозкам являются "Бритиш роад сервисис" ("БРС") (Англия), "Консолидейтед Фрайтвейс",

"Роадвей экспресс" (США); по пассажирским перевозкам - "Транспорт Лондона" (Англия), РАТП (Франция), "Грейхаунд"

(США).

При ознакомлении с организацией деятельности этих

концернов видна высокая степень централизации управлен­

ческих, научно-технических и производственных функций.

Концерны имеют, как правило, центральный штаб, опреде­

ляющий общую техническую и финансово-экономическую по­

литику и представляющий концерн в переговорах с прави­

тельством и профсоюзами. Штаб решает также важнейшие

*Ряд таких работ переведен на русский язык и издан

вСССР. См., например: Курс для высшего управлен­

ческого персонала, м., "Экономика", 1970: Управле­

ние делами в Японии. М., "Прогресс*, 1969; Органи­ зация производства на промышленных предприятиях

США. М., "Прогресс", 1969; Р. Вернебург. Рациона­

лизация и техника работы аппарата управления. М., "Прогресс", 1969.

85

производственные и организационные вопросы. При штабе имеется единый научно-исследовательский центр. Транс­ портные концерны ряд функций по руководству производст­ вом часто передают территориальным производственным

объединениям, которые управляют группой предприятий. Одной из крупнейших в мире автобусных компаний явля­

ется "Лондон Транспорт Централ Басис", пользующаяся ши­

рокой известностью*. В административном отношении эта компания входит в фирму "Транспорт Лондона", организу­

ющую все перевозки пассажиров транспортом общего пользо­ вания в пределах Большого Лондона.

Численность персонала фирмы составляет около 110 ты­ сяч человек, в том числе 75 тысяч служащих. В распоряже­ нии компании находится свыше 100 автобусных гаражей и

8 тысяч автобусов. В компании работает 16 тысяч водите­

лей автобусов и примерно столько же кондукторов.

Наиболее характерной чертой организационной структу­

ры компании "Транспорт Лондон Централ Басис" является управление перевозками на основе территориальных отде­

лений в сочетании с централизацией решения важнейших вопросов центральным штабом. Вопросы финансов, учета,

технической политики, заработной платы, текущего и

перспективного планирования сосредоточены в центральном правлении;организация эксплуатации и движения, ремонт, вопросы технического обслуживания, контроль за органи­ зацией движения - в местных органах (округах и районах).

Компания возглавляется председателем, вице-председа­

телем, двумя постоянными и тремя сменяющимися членами

правления. Каждый из постоянных членов правления являет­

ся ответственным руководителем определенной структурной

группы управления. Внутригородские линии, пригородные, а

также служба технического обслуживания транспорта компа­ нии находятся в ведении этих групп. Каждый из руководи-

1H. М. Васильев, Ю. М. Ерошок, Д. П. Дорохов. Зару­

бежный пассажирский автомобильный транспорт и орга­

низация его работы. М., "Международные отношения",

1970, стр. 56.

86


телей группы ответствен как за работу в своей группе,

так и за координацию работы с другими группами. В число координируемых вопросов входят, например, решение о

приобретении новых автомобилей, о технических усовершен­

ствованиях гаражей и др.

По организации движения территория Лондона разделена

на 19 районов, объединенных в четыре округа (восточный, западный, южный и центральный). Округа возглавляются управляющими, а районы - районными управлениями. Окруж­

ной управляющий осуществляет контроль за технической

и эксплуатационной службой своего округа. В его ведении находятся гаражи, расположенные на территории округа.

Во главе каждого из районов находится районный управ­ ляющий компании. В его подчинении находятся главный ин­ спектор, дорожные инспектора, контролеры и другой персо­

нал районного управления. Управляющий представляет ком­

панию в переговорах с полицией, районными властями и профсоюзами; он ответствен за проведение мероприятий и рекомендаций центрального правления.

Персонал гаражей подчинен непосредственно главному инспектору района. Он ответствен за работу и дисциплину персонала, а также за выполнение плана работы всех служб гаража. Под руководством главного инспектора находятся

его помощники и инспектора. Эти работники выдают води­

телям рулоны проездных автобусных билетов, кассовые

листки и путевые листы и ведут табель прихода и ухода

с работы, производят расчет заработной платы, составля­

ют графики движения и обеспечивают его соблюдение, а

также выполняют другие управленческие функции. Наиболее важная функция - регулирование и контроль

за движением автобусов осуществляется централизованно. Эта работа выполняется небольшой группой экспертов, ко­ торые хорошо знают условия округов, необходимые для составления расписаний и графиков. Предложения экспер­ тов рассматриваются комитетом, ведающим движением. В

комитет входят четыре окружных управляющих, работник,

87

ответственный за составление расписаний, и диспетчер. Все рекомендации направляются оперативному управляюще­ му - члену правления для утверждения и принятия оконча­

тельного решения.

Централизованная служба главного механика обеспечи­ вает выпуск на линию необходимого количества автобусов

и распределение их по гаражам, для технического обслужи­ вания и текущего ремонта.

В Париже организация перевозок автобусами и метропо­

литеном сосредоточена в руках управления пассажирского транспорта Парижа (РАТР), подчиненного городскому муни­

ципалитету. Управление имеет около 3 тысяч автобусов, в том числе 2,4 тысячи городских. Общая численность ра­

ботников управления пассажирских перевозок Парижа состав­ ляет 36 тысяч человек, из которых на автобусном транс­ порте занято около 17 тысяч.

Организационная структура управления компании строит­

ся на принципах строгой централизации. Все важнейшие организационные, финансовые и трудовые вопросы решаются

непосредственно управлением. В то же время техническое обслуживание и ремонт автобусов децентрализованы.

Управление планирует маршруты, устанавливает распи­ сание движения, организует эксплуатацию автобусного парка. Для контроля и регулирования движения применяет­

ся централизованная автоматическая система. Она позволя­

ет скорректировать отправления автобусов с обоих конеч­

ных пунктов любого отдельного маршрута по расписанию, а

на маршрутах сравнительно небольшой протяженности систе­

ма обеспечивает прохождение автобусов точно по графику.

В центральной части города эта система дополняется диспетчерским пунктом, который связан прямой радио- и телефонной связью со всеми конечными пунктами. При

диспетчерском пункте находится гараж для автомобилей технической помощи. Эти автомобили рассредоточены обыч­ но в местах с наибольшей интенсивностью движения авто­ бусов и призваны производить экстренный ремонт на ли­

нии.

88



Крупнейшей в капиталистическом мире компанией по грузовым автомобильным перевозкам считается английская

фирма "Бритиш роад сервисис" (БРС).

Государственная автомобильно-транспортная компания

"БРС" была создана в 1953 году. В настоящее время она располагает парком грузовых автомобилей примерно в 17

тысяч единиц и осуществляет перевозку различных грузов по контрактам, заключаемым с государственными и частно­

капиталистическими организациями и фирмами. Компания "БРС" структурно организована в виде концерна и возглав­

ляется центральным правлением, осуществляющим общее руководство в области финансов, технической политики,

научных исследований, заработной платы и руководство персоналом. Организацию перевозок, техническое обслужи­

вание и ремонт транспортных средств осуществляют мест­ ные отделения компании, специализирующиеся на отдельных

видах перевозок (перевозка почты, мясных грузов, общих грузов и т.п.) и пользующиеся определенной организаци­

онной и финансовой самостоятельностью.

В США ведущими компаниями по грузовым автомобильным перевозкам являются "Консолидейтед Фрайтвейс", "Роад-

вей экспресс", "ТИМЕ - Д. С. Фрайт" и "Ассошиэйд транс­ порт". Каждая из этих частнокапиталистических компаний располагает парком грузовых автомобилей свыше тысячи единиц и многотысячными парками прицепов и полуприце­ пов.

Крупнейшая из них - "Консолидейтед Фрайтвейс" в

1970 году имела собственный парк грузовых автомобилей

и тягачей в 1803 единицы и около 7 тысяч прицепов и

полуприцепов. Общая численность работников - около

990 человек. Эта компания в основном занимается между­ городными перевозками. Управление компанией осуществля­ ется центральным правлением и отделениями, в основном расположенными в городах с наибольшим объемом грузоотправлений. Количество отделений и их места деловой

активности непостоянны и могут меняться в зависимости

89

от изменения объема и направления перевозок. Отделениям

предоставлены широкие полномочия принимать самостоятель­ ные решения, необходимые для обеспечения прибылей. Отде­

ления организуют эксплуатацию автомобилей, их ремонт и

содержание. В необходимых случаях отделения могут при­

бегать к аренде автомобилей у других компаний, попол­ нять выделенный им парк специализированными автомобиля­ ми и прицепами. Высшая администрация компании сосредо­

тачивает свое внимание на разработке общих планов коор­

динации деятельности отделений и оперативного контроля. Представляет интерес также организационная структура управления всеми видами транспорта стран - членов СЭВ,

взаимодействие транспортных подразделений и их функций.

Народная Республика Болгария

Общее руководство работой и развитием транспорта в

НРБ осуществляет Министерство транспорта. Помимо общих для всех социалистических стран задач, специфичными для

Министерства транспорта НРБ являются: разработка прогно­ зов развития отдельных видов транспорта; участие в раз­

работке перспективных и годовых транспортных планов; контроль за капитальным строительством, осуществляемым государственными хозяйственными объединениями транспор­ та; руководство строительством новых крупных объектов, финансируемым из государственного бюджета; распределе­ ние контрольных цифр и разработка с участием Государст­ венного Комитета планирования ограниченного числа пла­

новых заданий объединениям и предприятиям; контроль за

регулярным поступлением доходов в государственный бюд­

жет от транспортных объединений и предприятий. Вопросы, связанные с развитием материально-техниче­

ской базы транспорта, координируются Министерством транспорта совместно с соответствующими местными орга­ нами государственной власти.

В 1965 году на транспорте НРБ были произведены круп­ ные организационные изменения. Было создано пять госу-

90