Файл: Васильев Н.М. Научные основы, принципы и методы управления и планирования на автотранспорте [Текст] 1973. - 106 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
нормированием и организацией труда, учетом, рекламой, связями с общественностью, прокатом и т.п.
Причем во главе каждой из этих служб ставится ди ректор. Высшим органом управления крупной транспортной фирмы является совет директоров, куда входят как дирек
тора всех важнейших подразделений, так и директора со стороны - представители банков, юридических учреждений,
промышленных фирм. Наиболее распространено представи тельство директоров со стороны в советах директоров
фирм США.
Повседневное руководство деятельностью фирмы осущест
вляет директор-распорядитель, или генеральный управля
ющий. В ряде фирм имеется также коммерческий директор. В его ведении находятся заключение договоров, определе ние тарифов, составление калькуляций и финансовых рас
четов. Оба они входят в состав совета директоров.
Во всех фирмах, а особенно в крупных, функции адми
нистративного, технического и производственного характе ра четко разграничены, и это проявляется в том, что мож
но ясно проследить три самостоятельных функциональных линии в построении аппарата управления:
-во-первых, административное руководство персоналом
ивсе функции финансово-распорядительного характера;
-во-вторых, организация и планирование перевозок;
-в-третьих, техническое обслуживание и ремонт авто мобилей.
Каждая фирма организует те структурные подразделения, которые она считает наиболее целесообразными для себя, исходя из деловых соображений, численности парка и пер сонала. Структура характеризуется гибкостью, часто из меняется, весьма разнообразна в различных фирмах. Более того, одноименные структурные подразделения разных фирм могут выполнять различные функции. Следует также особо обратить внимание на то, что во многих случаях названия структурных подразделений в капиталистических автомо бильно-транспортных фирмах напоминают наименование
83
структурных подразделений на предприятиях нашей страны.
Но на капиталистических предприятиях функции структур ных подразделений наполнены иным содержанием и имеют
другое организационное назначение, что связано с изоли
рованностью каждой фирмы в капиталистической системе
хозяйства, конкуренцией и анархией производства, различ ными целями и задачами производства.
Аппарат управления, как правило, является многосту пенчатым, с четырьмя-пятью промежуточными звеньями - от
руководства фирмы до непосредственного исполнителя, от
личается наличием большого количества различных струк турных подразделений и обособленностью каждой функции управления с выделением ответственных за ее осуществле
ние лиц. Дробление структуры доходит в низких ее звеньях до трех-четырех человек в подразделении во главе с ру
ководителем.
При разработке организационной структуры управления фирмой обычно составляются чертежи, схемы и диаграммы.
На них дается четкая картина организационных связей структурных подразделений. В таблицах каждый работник
обозначается отдельным значком и показывается его место по "вертикали" и "горизонтали" в общей системе управле ния. Такое определение требует четкого ограничения прав и обязанностей каждого работника. Обязанности и права каждого служащего обычно указаны в соответствующих должностных документах-инструкциях. В них дается описа ние выполняемых обязанностей, за которые работник несет личную ответственность, и прав. Здесь же перечисляются объективные данные, требуемые для выполнения данных обязанностей (уровень образования, профессиональная и общая подготовка, возраст, пол и т.д.), указана заработ
ная плата.
Во всех фирмах, компаниях большое значение всегда придается организации управленческого труда, четкости и оперативности в его работе, с тем.чтобы можно было
точно и быстро получить необходимую информацию, принять
84
оперативное решение, дать исчерпывающий ответ на постав ленный вопрос.
Создана целая наука о том, как лучше и дешевле по
строить аппарат, распределить обязанности между работ
никами, осуществить те или иные административные опе
рации, умело подготовить письмо или доклад по любому вопросу .
Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представля
ет организация управления крупных автотранспортных объе динений, включающих в свой состав десятки предприятий и располагающих многотысячным парком автомобилей. Таких
объединений в настоящее время сравнительно немного, и
парк их по общему количеству автомобилей относительно невелик. Однако это сложившиеся производственные объеди нения с рационально отработанными производственными
связями между предприятиями, обладающие высокой конку рентоспособностью и рентабельностью.
Крупнейшими в капиталистическом мире концернами по
грузовым автомобильным перевозкам являются "Бритиш роад сервисис" ("БРС") (Англия), "Консолидейтед Фрайтвейс",
"Роадвей экспресс" (США); по пассажирским перевозкам - "Транспорт Лондона" (Англия), РАТП (Франция), "Грейхаунд"
(США).
При ознакомлении с организацией деятельности этих
концернов видна высокая степень централизации управлен
ческих, научно-технических и производственных функций.
Концерны имеют, как правило, центральный штаб, опреде
ляющий общую техническую и финансово-экономическую по
литику и представляющий концерн в переговорах с прави
тельством и профсоюзами. Штаб решает также важнейшие
*Ряд таких работ переведен на русский язык и издан
вСССР. См., например: Курс для высшего управлен
ческого персонала, м., "Экономика", 1970: Управле
ние делами в Японии. М., "Прогресс*, 1969; Органи зация производства на промышленных предприятиях
США. М., "Прогресс", 1969; Р. Вернебург. Рациона
лизация и техника работы аппарата управления. М., "Прогресс", 1969.
85
производственные и организационные вопросы. При штабе имеется единый научно-исследовательский центр. Транс портные концерны ряд функций по руководству производст вом часто передают территориальным производственным
объединениям, которые управляют группой предприятий. Одной из крупнейших в мире автобусных компаний явля
ется "Лондон Транспорт Централ Басис", пользующаяся ши
рокой известностью*. В административном отношении эта компания входит в фирму "Транспорт Лондона", организу
ющую все перевозки пассажиров транспортом общего пользо вания в пределах Большого Лондона.
Численность персонала фирмы составляет около 110 ты сяч человек, в том числе 75 тысяч служащих. В распоряже нии компании находится свыше 100 автобусных гаражей и
8 тысяч автобусов. В компании работает 16 тысяч водите
лей автобусов и примерно столько же кондукторов.
Наиболее характерной чертой организационной структу
ры компании "Транспорт Лондон Централ Басис" является управление перевозками на основе территориальных отде
лений в сочетании с централизацией решения важнейших вопросов центральным штабом. Вопросы финансов, учета,
технической политики, заработной платы, текущего и
перспективного планирования сосредоточены в центральном правлении;организация эксплуатации и движения, ремонт, вопросы технического обслуживания, контроль за органи зацией движения - в местных органах (округах и районах).
Компания возглавляется председателем, вице-председа
телем, двумя постоянными и тремя сменяющимися членами
правления. Каждый из постоянных членов правления являет
ся ответственным руководителем определенной структурной
группы управления. Внутригородские линии, пригородные, а
также служба технического обслуживания транспорта компа нии находятся в ведении этих групп. Каждый из руководи-
1H. М. Васильев, Ю. М. Ерошок, Д. П. Дорохов. Зару
бежный пассажирский автомобильный транспорт и орга
низация его работы. М., "Международные отношения",
1970, стр. 56.
86
телей группы ответствен как за работу в своей группе,
так и за координацию работы с другими группами. В число координируемых вопросов входят, например, решение о
приобретении новых автомобилей, о технических усовершен
ствованиях гаражей и др.
По организации движения территория Лондона разделена
на 19 районов, объединенных в четыре округа (восточный, западный, южный и центральный). Округа возглавляются управляющими, а районы - районными управлениями. Окруж
ной управляющий осуществляет контроль за технической
и эксплуатационной службой своего округа. В его ведении находятся гаражи, расположенные на территории округа.
Во главе каждого из районов находится районный управ ляющий компании. В его подчинении находятся главный ин спектор, дорожные инспектора, контролеры и другой персо
нал районного управления. Управляющий представляет ком
панию в переговорах с полицией, районными властями и профсоюзами; он ответствен за проведение мероприятий и рекомендаций центрального правления.
Персонал гаражей подчинен непосредственно главному инспектору района. Он ответствен за работу и дисциплину персонала, а также за выполнение плана работы всех служб гаража. Под руководством главного инспектора находятся
его помощники и инспектора. Эти работники выдают води
телям рулоны проездных автобусных билетов, кассовые
листки и путевые листы и ведут табель прихода и ухода
с работы, производят расчет заработной платы, составля
ют графики движения и обеспечивают его соблюдение, а
также выполняют другие управленческие функции. Наиболее важная функция - регулирование и контроль
за движением автобусов осуществляется централизованно. Эта работа выполняется небольшой группой экспертов, ко торые хорошо знают условия округов, необходимые для составления расписаний и графиков. Предложения экспер тов рассматриваются комитетом, ведающим движением. В
комитет входят четыре окружных управляющих, работник,
87
ответственный за составление расписаний, и диспетчер. Все рекомендации направляются оперативному управляюще му - члену правления для утверждения и принятия оконча
тельного решения.
Централизованная служба главного механика обеспечи вает выпуск на линию необходимого количества автобусов
и распределение их по гаражам, для технического обслужи вания и текущего ремонта.
В Париже организация перевозок автобусами и метропо
литеном сосредоточена в руках управления пассажирского транспорта Парижа (РАТР), подчиненного городскому муни
ципалитету. Управление имеет около 3 тысяч автобусов, в том числе 2,4 тысячи городских. Общая численность ра
ботников управления пассажирских перевозок Парижа состав ляет 36 тысяч человек, из которых на автобусном транс порте занято около 17 тысяч.
Организационная структура управления компании строит
ся на принципах строгой централизации. Все важнейшие организационные, финансовые и трудовые вопросы решаются
непосредственно управлением. В то же время техническое обслуживание и ремонт автобусов децентрализованы.
Управление планирует маршруты, устанавливает распи сание движения, организует эксплуатацию автобусного парка. Для контроля и регулирования движения применяет
ся централизованная автоматическая система. Она позволя
ет скорректировать отправления автобусов с обоих конеч
ных пунктов любого отдельного маршрута по расписанию, а
на маршрутах сравнительно небольшой протяженности систе
ма обеспечивает прохождение автобусов точно по графику.
В центральной части города эта система дополняется диспетчерским пунктом, который связан прямой радио- и телефонной связью со всеми конечными пунктами. При
диспетчерском пункте находится гараж для автомобилей технической помощи. Эти автомобили рассредоточены обыч но в местах с наибольшей интенсивностью движения авто бусов и призваны производить экстренный ремонт на ли
нии.
88
Крупнейшей в капиталистическом мире компанией по грузовым автомобильным перевозкам считается английская
фирма "Бритиш роад сервисис" (БРС).
Государственная автомобильно-транспортная компания
"БРС" была создана в 1953 году. В настоящее время она располагает парком грузовых автомобилей примерно в 17
тысяч единиц и осуществляет перевозку различных грузов по контрактам, заключаемым с государственными и частно
капиталистическими организациями и фирмами. Компания "БРС" структурно организована в виде концерна и возглав
ляется центральным правлением, осуществляющим общее руководство в области финансов, технической политики,
научных исследований, заработной платы и руководство персоналом. Организацию перевозок, техническое обслужи
вание и ремонт транспортных средств осуществляют мест ные отделения компании, специализирующиеся на отдельных
видах перевозок (перевозка почты, мясных грузов, общих грузов и т.п.) и пользующиеся определенной организаци
онной и финансовой самостоятельностью.
В США ведущими компаниями по грузовым автомобильным перевозкам являются "Консолидейтед Фрайтвейс", "Роад-
вей экспресс", "ТИМЕ - Д. С. Фрайт" и "Ассошиэйд транс порт". Каждая из этих частнокапиталистических компаний располагает парком грузовых автомобилей свыше тысячи единиц и многотысячными парками прицепов и полуприце пов.
Крупнейшая из них - "Консолидейтед Фрайтвейс" в
1970 году имела собственный парк грузовых автомобилей
и тягачей в 1803 единицы и около 7 тысяч прицепов и
полуприцепов. Общая численность работников - около
990 человек. Эта компания в основном занимается между городными перевозками. Управление компанией осуществля ется центральным правлением и отделениями, в основном расположенными в городах с наибольшим объемом грузоотправлений. Количество отделений и их места деловой
активности непостоянны и могут меняться в зависимости
89
от изменения объема и направления перевозок. Отделениям
предоставлены широкие полномочия принимать самостоятель ные решения, необходимые для обеспечения прибылей. Отде
ления организуют эксплуатацию автомобилей, их ремонт и
содержание. В необходимых случаях отделения могут при
бегать к аренде автомобилей у других компаний, попол нять выделенный им парк специализированными автомобиля ми и прицепами. Высшая администрация компании сосредо
тачивает свое внимание на разработке общих планов коор
динации деятельности отделений и оперативного контроля. Представляет интерес также организационная структура управления всеми видами транспорта стран - членов СЭВ,
взаимодействие транспортных подразделений и их функций.
Народная Республика Болгария
Общее руководство работой и развитием транспорта в
НРБ осуществляет Министерство транспорта. Помимо общих для всех социалистических стран задач, специфичными для
Министерства транспорта НРБ являются: разработка прогно зов развития отдельных видов транспорта; участие в раз
работке перспективных и годовых транспортных планов; контроль за капитальным строительством, осуществляемым государственными хозяйственными объединениями транспор та; руководство строительством новых крупных объектов, финансируемым из государственного бюджета; распределе ние контрольных цифр и разработка с участием Государст венного Комитета планирования ограниченного числа пла
новых заданий объединениям и предприятиям; контроль за
регулярным поступлением доходов в государственный бюд
жет от транспортных объединений и предприятий. Вопросы, связанные с развитием материально-техниче
ской базы транспорта, координируются Министерством транспорта совместно с соответствующими местными орга нами государственной власти.
В 1965 году на транспорте НРБ были произведены круп ные организационные изменения. Было создано пять госу-
90