Файл: Баринов К.Н. Теория полета космических аппаратов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

145

 

 

 

 

tg ф

a ;

 

 

 

 

 

 

 

со,

 

 

 

 

л = 5 v Q + a r c s l n

t a t

- — и,

( 5 . I I )

 

 

 

 

 

0

 

где

A u - шаг

вычислений;

 

 

 

 

 

/? - порядковый номер шага.

 

 

 

В результате

вычислений получаем последовательности чи­

сел Л , <р . Нанеся эти точки на карту

и проведя по ним линию,

получим графическое представление

трассы. При пользовании фор­

мулами

( 5 . I I )

величина Лп может

быть

либо задана,

либо, долж­

на вычисляться по заданному времени пересечения КА экватора

(восходящего

узла) .

 

 

 

 

Пусть MQ-

московское время прохождения КА узла орбиты.

Тогда звездное время в заданную дату на момент времени тд най­ дется по формуле

S3 = S 0 + д - 3Ь) к,

а долгота восходящего узла в этот момент времени равна:

Л а = & ~ S3 .

§5.3. АНАЛИЗ ТРАССЫ КА, ДВИЖУЩЕГОСЯ ПО КРУГОВОЙ ОРБИТЕ,

ИОСОБЕННОСТИ ТРАСС ДЛЯ ЭЛЛИПТИЧЕСКИХ, ПАРАБОЛИ­ ЧЕСКИХ И ГИПЕРБОЛИЧЕСКИХ ОРБИТ

Для выявления характерных свойств трассы представим ее на плоскости в координатах <р , А (рис.5.3). Причем для упроще­ ния графического представления трассы примем Л й = 0 (трасса начинается на гринвичском меридиане). На рис.5.3 пунктирной линией показана сумма

Jv = Л о + сгт>с s i n -7-г '

определяющая собой трассу КА на невращающейся Земле, а сплош­ ной линией - трасса на вращающейся Земле. Смещение подспут­ никовых точек вследствие вращения Земли оценивается величиной

Д > = — и ~ — —— и.

За время одного периода обращения Т аргумент широты изме­ нится на 23Г , а величина смещения за счет вращения Земли соот­

ветственно составит

Т

Таким образом, трасса КА, построенная на интервале време­ ни одного периода обращения, не является замкнутой кривой*


146

Именно э ю обстоятельство послужило основанием называть про­ межуток времени между двумя последовательными прохождениями восходящего узла витком. Начало каждого последующего витка смещено в западном направлении относительно начала предыдуще­ го витка на некоторую величину

Сдвиг по долготе начала двух соседних витков называется

межвитковым сдвигом или межвитковым расстоянием и обозначает-

 

 

L

ся

Л о

т В .

Величина меж-

 

 

 

виткового

сдвига зависит

 

 

 

только

от

периода

обраще

 

 

Л-

ния

Т

: чем больше пери

 

 

 

од

обращения, тем больше

 

 

 

межвитковое расстояние.

 

 

 

Для орбиты о периодом об

Рис.5.3

 

 

ращения 1,5 ч величина

 

 

 

л т

в составляет около

22,5°, для орбиты с периодом обращения T-IZH

 

Л ^ Ю О 0 .

 

Межвитковый сдвиг следует понимать шире, а именно как сме­

щение начала последующего витка относительно

начала предыду -

щего.

 

 

 

 

 

 

 

Трасса КА, движущегося в центральном . гравитационном

поле

обладает тем свойством,

что

на любой широте

трасса последующе­

го витка смещена относительно трассы

предыдущего витка на одну

и ту же величину \ m B - -

j -

2 T L •

 

 

 

 

 

Из этого очень важного3

овойсгва трассы вытекает простое

правило ее построения для нескольких витков: необходимо постро ить трассу для одного витка, а затем каждую точку этой трассы

сместить в западном направлении на величину Лтв=

c o n s t

(рис.5.4).

 

Построив указанным образом трассы на двух соседних витках, обнаруживаем еще одну особенность, а именно наличие точек пере сечения трасс. Другими словами, на местности существуют такие подспутниковые точки, над которыми КА появляется на двух со­ седних витках (точки 1,2 на рис.5.4). К этим точкам КА подхо­ дит с разных направлений: на восходящем предыдущем и нисходя­ щем последующем витках.

Второе весьма существенное свойство трассы обнаруживается при переходе в последующие сутки, относительно времени начала первого витка.


>=4

Пер&ыа токSt, ВторойЪиток

<}! = -4

Рис.5.4.

Развернем окружность экватора в отрезок прямой, как эхо показано на рис.5.5. На рисунке цифрами размечены начальные точки первого, второго и т.д. витков, а цифрой I с индексом 2 начальная точка первого витка вторых суток.

 

 

 

 

 

 

 

М

 

9

8

7

6

5

4

3

I {

 

 

 

 

 

 

 

 

12

ф

VI,

гзс

Рис.5.5

 

Если в звездных сутках T3Sукладывается

не целое число

периодов, то начало первого витка вторых суток оказывается

смещенным в западном направлении на величину

А!КСотноситель­

но начала первого витка первых суток. Угловое расстояние меж­ ду началом первого витка первых суток и началом первого вит­ ка вторых суток называется суточным смещением трассы.

 

Величина суточного смещения трассы зависит от дробной ча­

сти

отношения

. Представим это отношение в виде

 

 

 

-у-

= 'п,

т,

 

 

 

где

т -дробная часть (/7?-=1 ) .

Суточное

смещение

трассы

свя­

зано с величиной

т соотношением

 

 

 

 

 

М с

= -

( 7 - т)

^ w e .

(5.13)

Чем больше т ,

тем меньше суточное смещение в западном

на­

правлении (больше в восточном направлений). Трассы КА на ин­ тервале вторых суток оказываются смещенными относительно соот­ ветствующих трасс в предыдущие сутки на одну и ту же величину, равную Д > с = - ( I ) Х т д . Отсюда имеем простое правило


148

для графического представления трасс КА во вторые сутки по трассам витков первых суток, которое аналогично правилу постро­ ения последующего витка по предыдущему. Бели ^1 = Л , ю трасса КА во вторые сутки повторяет трассу в первые сутки.

Орбиты, трассы которых повторяются через одни звездные сутки, называются квазисинхронными . В табл. 5 . 1 приведены вы­ соты квазисинхронных орбит..

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5 . 1

п

16

15

14

13

12

I I

10

8

 

Н к/ч

263

570

904

1245

1678

2130

2752

• • •

35600

К квазисинхронным относятся также такие орбиты, для кото­ рых отношение -^г- представляется в виде отношения взаимно про­

стых целых чисел

_ _ _ _

 

 

Т

Я

 

 

 

 

В этом случае

КА возвращается в исходную

точку

трассы

после

совершения

р

витков по истечении

звездных

суток.

Если от-

ношение

. представляетсяппелптятитя'й'пг'Я-

иррациональнымиппягтиш

числом, то

трасса

не повторяетсяТ на любом отрезке времени движения КА в цен­ тральном гравитационном поле.

Выявленные свойства трассы КА на примере движения по кру­ говым орбитам полностью распространяются и на случай эллипти­ ческих орбит. Отличие будет состоять лишь в построении трассы КА на одном (первом витке).

Для эллиптических орбит связь между аргументом широты и временем устанавливается уравнением Кеплера

t = Т + i r - | Е - e s l n Е|

с учетом соотношений

/ 7 - е

 

 

Ч, -

£

.

V

 

г^УтГе

Ч

 

 

 

 

 

 

гГ = и

- со.

 

 

Это уравнение необходимо решать при определении долготы каждой подспутниковой точки.

Для случаев круговых орбит имеется простое

(линейное)

соотношение ме*ду временем и аргументом широты

и :


Что касается трассы КА, движущегося по параболической или гиперболической орбите, то при этом теряет смысл понятие"виток", а значит, и такие элементы, как межвитковый сдвиг и суточное смещение трассы.

В заключение приведем характерные примеры трасс КА. На рис.5.6,а. показана трасса КА с периодом обращения Г = 12 для

круговой орбиты, а на рис. 5,6,6 - для эллиптической орбиты ти­ па "Молния".

Рис.5.6

На рис.5.7 показаны трассы КА с периодом обращения, равным одним звездным суткам : а - для наклонных орбит 5" - для экваториальных орбит. Характерно, что суточный КА при I » О "висит" все время над одной и той же точкой земной поверхности. Поэтому такой суточный КА называется стационарным. Кроме того, суточный КА имеет замкнутую трассу, которая повторяется через каждый период обращения. Это объясняется тем, что межвитковый сдвиг равен:

те

Наконец, сделаем еще одно замечание относительно расчета трассы КА с учетом эволюции орбиты. Если по условию задачи

Рчс.5.7

,Рис.5.8