Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ТЕХНИЧЕСКАЯ
^ДИАГНОСТИКА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
Я Р О С Л А В Л Ь ! 9 7 4
\'/ft V
->
ВЛАДИМИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
И. Н. АРИНИН
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
(Опыт кафедры «Автомобильный транспорт» Владимирского политехнического института по разработке и внедрению диагностики на автотранспорте)
Я Р О С Л А В Л Ь 1 9 7 4
|
Г«о. пуолмчмм |
|
научно • ТОНН*«• |
А ' |
библиотек* GvUP |
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
|
ЦИТЛЯЬМОГО ЗА. |
|
'Щ н и ь ь |
В КВІІГО освещаются результаты научно-исследовательской рабо ты кафедры «Автомобильный транспорт» Владимирского политехиичеакюго института но организации технической диагностики в авто транспортных предприятиях Общего пользования. В соответствующих разделах книги приводятся материалы по проектированию и созда нию обоіруиоваішія н аппаратуры для диагностики отдельных меха низмов автомобиля. В ней также обобщается опыт внедрения реко мендаций сотрудников кафедры по диагностике в организации техни ческого обслуживания автомобилей на предприятиях Владимирской, Ивановской и Ярославской областей. Имеются сведения о дальней шем совершенство®ас«ш системы технической диагностики автомоби лей.
Книга предназначена для инженерно-технических работников ав томобильного транспорта, научных работников п студентов, интсре-. сующихся технической эксплуатацией автомобилей.
Игорь Николаевич А р и и и и
Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта
|
|
Редактор В. С м и р н о в ' |
|
|
|
||
|
Художественный редактор В. Ус о в |
|
|
||||
|
Технический редактор |
В. П а н фи л о в а |
|
|
|||
|
|
Корректор Э. |
С с о р и н а |
|
|
|
|
Сдано в набор 9 июля 1973 г. |
Подписано в печать |
12 февраля 1974 |
года |
||||
Ж 01962. |
Формат 60х84'/ш |
Бумага |
типографская |
№ 3. |
'Уел. п. |
л. 8,37 |
|
Уч.-изд. л. |
9,4. |
Заказ 5314. |
Тираж 1000 экз. |
Цена 56 |
коп. |
||
Верхне-Волжское книжное издательство Государственного комитета |
|||||||
при Совете Министров |
РСФСР по |
делам издательств, |
полиграфии и книжной |
||||
|
торговли. Ярославль, |
ул. Трефолева, 12 |
|
|
г. Владимир, типография имени 50-летия Октября
ВВЕДЕНИЕ
Роль автомобильного транспорта в народном хозяйстве с каж дым годом все более возрастает, а удовлетворение потребностей в перевозках во многом зависит от технического состояния автомо билей. В свою очередь повышение готовности подвижного состава трудно обеспечить без четкой организации технического обслужива ния и текущего ремонта.
Периодичность и объемы технических работ должны быть науч но обоснованы и оптимизированы. Основным средством для дости жения указанной цели является внедрение технической диагности ки в практику работы предприятий автомобильного транспорта.
' Наличие необходимых диагностических средств и соблюдение определенной организации технического обслуживания и ремонта позволит значительно сократить простои автомобилей из-за техни ческих неишраівностей, уменьшить объем работ, 'сэкономить за пасные части, топливо и материалы.
Техническая диагностика является одним из элементов науч ной организации труда и не может быть успешно организована без достаточно эффективных средств диагностики. Промышленностью выпускается немало приборов н оборудования, но в силу своего конструкторского несовершенства диагностические приборы часто не используются по назначению. Недооценка значения диагностики в технологических процессах еще более усугубляет такое положе ние.
В книге делается попытка систематизировать и обобщить ма териалы по организации и внедрению диагностики в практику ра боты автотранспортных предприятий. Эти материалы получены в результате исследований на кафедре «Автомобильный транспорт» Владимирского политехнического института, проведенных под ру ководством и при участии автора.
За выполненный комплекс работ по внедрению технической
3
диагностики в автотранспортных предприятиях кафедра была участником ВДНХ в 1970 и 1971 годах.
Постановлением Выставочного Комитета ВДНХ за создание средств диагностирования Владимирский политехнический инсти тут награжден дипломом первой степени, а сотрудники кафедры «Автомобильный транспорт» — медалями.
Изложенный в настоящей пените материал, разумёется, не ох ватывает всех проблем по данной теме, однако он может быть весьма полезным при организации технической диагностики на предприятиях автомобильного транспорта.
Отзывы о книге просим направлять по адресу: г. Владимир, ѵл. Горького, 87.
Владимирский политехнический институт, кафедра «Автомо бильный транспорт».
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Г л а в а I
1. ОПРЕД ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГН0СТИКИ
Техническая диагностика машин, в частности автомобилей,- еще довольно молодая отрасль науки, которая находится в стадии своего формирования и становления. Объектами ее могут быть уз лы и механизмы автомобиля, которые отвечают хотя бы двум усло виям:
1.находятся в двух взаимоисключающих состояниях: работо способном и неработоспособном, то есть в состоянии отказа.
2.В них можно выделить элементы (детали), каждый, из 'Ко торых тоже характеризуется различными состояниями.
Любой автомобиль может быть охарактеризован или'оценен по ряду параметров, одни из которых являются основными, другие — второстепенными. Обычно под параметрами понимаются величины, характеризующие состояние того или иного узла или механизма автомобиля и сохраняющие свои численные значения в определен ных пределах.
Основные оценочные параметры характеризуют нормальное выполнение заданных функций, второстепенные — удобства в экс плуатации, внешний вид (удобство сидения, обслуживания, ремон та, разборки, сборки) и др. (Ом. п. 9 в описке рекомендуѳміой лите ратуры. Далее по тексту он будет указываться в скобках).
Автомобиль считается исправным, если все параметры, как ос новные, так и второстепенные, находятся в пределах, обусловлен ных нормами и техническими условиями.
Автомобиль считается работоспособным, если он в данное вре мя удовлетворяет всем требованиям, установленным в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций. Полная или частичная утрата работоспособно сти автомобилем (узлом) называется отказом.
Работоспособный автомобиль может быть исправным и неис правным. Таким образом, исправный автомобиль .всегда работоспо-
собен, а неисправный может быть как работоспособным, так и от казавшим.
Втерминах «исправный» и «работоспособный», применительно
кавтомобилю, важно практически определить области основных и второстепенных оценочных параметров. Целый ряд параметров ав томобиля, находящегося в эксплуатации, таких, как расход топли
ва, давление воздуха в шинах, различного рода зазоры, люфты и т. д., имеют весьма широкую вариацию. Поэтому, например, авто мобиль с большим расходом топлива можно считать способным вы полнять работу, но исправным его назвать нельзя.
Здёсь, очевидно, необходимо сделать более четкую классифи кацию параметров и их допускаемых значений.
Основные параметры, которыми определяется работоспособ ность автомобиля, можно разделить на две группы: одна группа параметров оценивает техническое состояние узлов автомобиля, ко торые обеспечивают безопасность движения; другая — узлов, обес печивающих общую работоспособность автомобиля. Отказ какоголибо из узлов автомобиля, характеризуемого основным' парамет ром, приводит, как правило, к немедленной остановке автомобиля.
Несоответствие второстепенных параметров техническим усло виям и нормам допускают дальнейшую кратковременную эксплуа тацию автомобиля.
При решении вопросов технической диагностики число вводи мых состояний узлов и механизмов автомобиля может быть раз
лично.
Для случая общей диагностики узлов п механизмов автомоби ля, обеспечивающих безопасность движения, выделяются два со стояния узлов: исправный п неисправный.
Выделение двух состояний узла исключает весьма важный во прос предсказания исправной его работы в определенном диапа зоне пробега.
\ Таким образом, помимо выделенных двух состояний узлов или механизмов, необходимо выделить н составить класс промежуточ ных пли предварительных состояний, которые определяются путем прогнозирования. Цель прогнозирования—диагностика будущего
состояния узлов автомобиля.
Прогнозирование исходит из определенного закона взаимосвя зи отдельных узлов и их состояния в различные моменты времени или пробега. В том случае, когда по ряду численных значений оценочного параметра можно с достаточной точностью предсказать дальнейшее поведение данного узла с продолжением пробега, необ ходимо попытаться построить график прогнозирования отказов, основанный на аппроксимации (приближении) определённого вида уравнения данному процессу.
Если же наблюдаемые значения параметров хаотичны, и ес ли предположить, что предыдущие, до начала замеров, значения не
6
влияют на процесс в настоящем, то такие значения параметров бу дут подчинены процессам, которые называются марковскими или
стохастическими. ■ Прогнозирование технического состояния узлов и механизмов
автомобиля, связанных с постепенными отказами, вызванными из нашиванием и нарушением регулировок, где величины зазоров с пробегом увеличиваются с вполне определенной интенсивностью, подчиняется либо закону прямой линии, либо другим известным уравнениям.
Составив уравнение изменения параметра в функции пробега и зная предельные допустимые значения этого параметра, можно предсказать отказ данного узла.
Техническую диагностику автомобилей можно определить как научную дисциплину, исследующую формы проявления отказов в узлах и механизмах и методы их обн-аружения и прогнозирования, определяющую оценочные параметры и разрабатывающую прин ципы конструирования диагностической аппаратуры и методы орга низации диагностики.
Формы проявления отказов узлов и механизмов автомобиля (рис. 1) весьма различны и могут быть классифицированы: по ха рактеру возникновения — внезапные, постепенные; по возможности дальнейшего использования — полный, перемежающийся; второсте-
Рис. I. Формы проявления отказов в элементах автомобиля
7
пенный; по причине возникновения — конструкционный, технологи ческий, эксплуатационный; по возможности воздействия — незави
симый, зависимый.
П'од диагнозом понимается определение технического состоя ния автомобиля без снятия с места узлов и механизмов и разборки
их.
Техническое состояние узлов и механизмов автомобиля оцени вается путем определенной последовательности в выполнении про верок, входящих в программу диагностики.
Проверка представляет собой совокупность операций, произ водимых над объектом диагностики с целью получения некоторого результата, по которому можно судить о.состоянии узла или со
пряжения.
Отказ автомобиля в целом может быть обусловлен отказом одного или нескольких узлов п механизмов.
Различают субъективный и объективный поиск отказов или не исправностей. Субъективный поиск (рис. 2а) основан на опыте и навыках человека, и как правило, без использования нструмен-
тальных средст н.
Объективный поиск (рис. 26) обязательно предусматривает помимо деятельности человека функционирующую диагностиче скую систему, позволяющую дать фиксированные числовые значе-
ник оценочных параметров. |
|
Определенпе |
технического- |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
состояния узлов автомобиля іпро- |
|
|
|
|
|
изводится путем сравнения полу |
|
|
|
|
|
ченных показателей параметров с |
|
|
|
|
|
их допускаемыми значениями. |
|
□ |
АС |
Ф |
П |
В процессе диагностики peJ |
|
зультаты проверок могут оказы |
|||||
|
|
|
|
ваться ошибочными в связи с не |
|
Рис. 2. Схема поиска неисправностей: |
соответствием измерительной ап |
||||
а) субъективный поиск; б) объектив |
паратуры данному процессу. |
||||
ный |
поиск. О—объект; |
Д —деятель |
Оценка точности и надежно |
||
ность человека; П—-выявление причин |
сти измерительной |
диагностиче |
|||
отказа; ДС—диагностическая система; |
|||||
Ф—процесс функционирования систе |
ской аппаратуры |
обязательна, |
|||
|
мы |
|
|
так как полученные значения чи |
|
|
|
|
|
словых величин .могут лежать в |
|
пределах возможной ошибки опыта и таким образом |
выведенные |
закономерности могут оказаться неверными. Поэтому при решении задач технической диагностики обязательно должна выводиться оценка достоверности результатов контроля.
Можно различить два вида поисков отказов узлов и механиз мов: комбинационный и последовательный.
В первом случае состояние автомобиля, его агрегатов, меха
$