Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

яшме® и узлов определяется пу­ тем выполнения заданного числа проверок, порядок осуществления которых произволен. Выявление неисправных узлов производится после проведения всех заданных проверок.

П оследав ателы-іые провер«и производятся в определенном по­ рядке: от общей проверит всего автомобиля в целом к проверкам агрегатов, механизмов, узло®( и деталей (рис. 3). Причем .необхо­ димость последующей проверни диктуется результатом предыду­ щей. Такая проверка называется условной, в отличие от безуслов­ ной, которая выполняется в опре­ деленном порядке по всем пара­ метрам. В данном случае наибо­ лее целесообразной является по­ следовательная условная провер­ ка автомобиля.

В технической диагностике можно выделить две основные стороны вопроса.

Рис. 3. Структурная схема последо­ вательного процесса диагностироваяия автомобиля

1.Исследование конкретных объектов диагностики (автомобн-

лей).

2.Построение и изучение соответствующих математических моделей.

Впервом случае должны решаться следующие основные зада­ чи. исследование вопросов, связанных с нормальной работоспособ­ ностью автомобиля, выделение связей между отдельными узлами и механизмами возможных состояний узлов, т. е. возможных отка­ зов отдельных деталей, сопряжений (разработка метода прогнозированігя)', анализ технических возможностей диагностики и при-

знаков, характеризующих состояние автомобиля, сбор и обработка статистических материалов, позволяющих оценить состояние авто­ мобиля, закономерность возникновения и проявления отказов от­ дельных узлов и механизмов, сбор змопериментальных данных о затратах на техническую диагностику и ее эффективность.

Вторая сторона диагностики связана с построением математи­ ческих моделей объектов л процессов диагностики, то есть с (ре­ шением следующих задач: разработка методов построения диагно­ стических тестов, то есть совокупности проверок, достаточных для

9

выявления различных состоянии автомооплей при

поисках

отка­

завших

узлов и построения оптимальных программ

диагностики,

 

 

 

позволяющих определить состоя­

 

 

 

ние автомобиля 'методом посл е­

 

 

 

довательного поиска.

 

рассма­

 

 

 

 

Необходимо также

 

 

 

тривать вопросы целесообразной

 

 

 

и

экономически

 

обооноваи-иной

 

 

 

степени] автоматизации 'I

процес­

 

 

 

сов диагностики.

С

увеличением

 

 

 

автоматизации

 

замеров

в

ряде/

 

 

 

случаев снижается надежность, а

 

 

 

зачастую и

экономичеокая

эф­

 

 

 

фективность

 

діиаіпноетиікн,

так

 

 

 

как автоматическая система рас­

 

 

 

считана

на большую пропускную

 

 

 

спообность,

что

 

іне

всегда

воз­

 

 

 

можно

в связи

с ограничайным

 

 

 

парком

автомобилей

в

наших

 

 

 

предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом конкретном

слу­

 

 

 

чае необходима

оценка

 

степени

 

 

 

автоматизации процессов диагно­

Рис. 4.

Блок-схема диагностической

стирования и выбор целесообраз­

 

oiloreмы

диагно­

ной

аппаратуры

для

того

или

А—автомобиль как объект

иного узла автомобиля.

 

 

стики: М—модель объекта

(автомо­

 

ком­

биля) ; Р—результаты исследования

 

■Система диагностики и

модели; ДС—диагностическая систе­ плекс диагностической аппарату­

ма: ОС—описание

и оценка диагно­

ры в автомобильном

предприя­

стической системы

в технологическом

процессе обслуживания и ремонта ав­

тии должны быть рассмотрены с

томобиля;

1—опытное

исследование

точкц зрения

ее

организации,

автомобиля

как объекта диагности­

функционирования

л экономиче­

ки, построение математических моде­

ской эффективности.

 

 

лей; Ъ—исследование

моделей; 3—

 

диагно­

проектирование и изготовление диаг­

Функционирующая

ностической аппаратуры; 4—’Порядок

стическая система

в

автотранс­

описания и оценка

диагностической

портном предприятии

может

системы; 5—разработка и предъявле­

ние требований к автомобильной про­

быть представлена Ів. виде блок-

мышленности по контролепригодности

схемы Орис. 4).

схеме,

автомобиль

 

автомобилей

Согласно

ностнки: исследуются узлы и

рассматривается как объект диаг-

інизмы автомобиля,

имеющие по­

требность в диагностике, то есть те узлы, у которых имеется изме­ нение технического состояния в процессе работы; строятся и иссле­ дуются математические модели. В результате исследования узлов и моделей составляется оптимальная программа поиска.


На основании этой программы проектируется п создается ди­ агностическая аппаратура, разрабатываются технологические про­ цессы контроля. Затем система оценивается с точки зрения ее эф­ фективности. В результате проведения работы даются предложе­ ния по совершенствованию конструкции автомобиля с точки зрения удобства диагностики.

Важно также отметить, что зачастую современные автомобили создаются без учета требований диагностики: неудобно подклю­ чаться к тем или иным узлам и механизмам, не все замеры можно произвести, поэтому здесь нужны научно обоснованные рекомен­ дации для іконструкторов-автомобилестроителей. Нужно ввести как одно из качеств автомобиля приспособленность его к контролю и диагностике.

Техническая диагностика взаимосвязана с целым рядом дис­ циплин. Нас интересует в большей степени ее связь с теорией на­ дежности, основные задачи которой состоят в определении число­

вых характеристик ^надежности и в разработке методов

изучения

этих Xар аистеристик! Диагностика

в сущности может явиться инст­

рументом для получения числовых характеристик надежности.

В производственном процессе

автотранспортного

предприя­

тия должны быть четко увязаны вопросы технического обслужива­ ния и текущего ремонта с процессами диагностики и определено ее место.

2. МЕСТО И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ В ТРАНСПОРТНОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одним из основных вопросов, возникающих в начальной ста­ дии проектирования системы диагностики в автотранспортном пред­ приятии, является определение, места размещения средств диагно­ стического комплекса в технологическом процессе профилактики, ремонта и линейной работы.

На основе практики работы предприятий и опыта проектирова­ ния систем диагностики нами предлагается следующая структура подразделений технической диагностики в АПТ (рис. 5).

Диагностика автомобилей при выпуске-возврате осуществляет­ ся на контрольно-пропускном пункте предприятия в течение 2 — 5 минут и в связи с отсутствием в настоящее время быстродействую­ щей аппаратуры проводится, как правило, субъективными метода­ ми с использованием простейшего инструмента. Как показывает анализ, неудовлетворительный контроль при выпуске приводит к преждевременному сходу автомобилей с линии по техническим не­ исправностям до 10%. При инспекторском контроле выпуска ра­ ботниками ГАИ до 50,% автомобилей остается в гараже из-за не­ соответствия их нормам и техническим условиям. Все это в значи­ тельной степени является результатом весьма поверхностной диаг­ ностики автомобилей при возврате с линии.

11


Субъективная диагностика позволяет однозначно определить явные дефекты автомобиля и при необходимости направить его в зону объективной диагностики. Именно сочетание объективной и субъективной диагностики дает наилучшие результаты.

Рис. 5. Структура подразделений технической диагностики в АТП

Субъективная оценка технического состояния автомобиля за­ висит от опыта и квалификации обслуживающего персонала и при всех ее недостатках, связанных в основном со значительными по­ грешностями, обладает и определенными достоинствами, так как не требует больших материальных затрат, а минимальное оценоч­ ное время и одновременность оценки целого рядаузлов и механиз­ мов обусловливают большую избирательную возможность и прак­ тически неограниченное число оценочных параметров.

В зависимости от технического состояния автомобили ставятся пли на стоянку, или в зону текущего ремонта, п л и на определенный вид технического обслуживания.

Основное внимание при таком контроле уделяется механизмам,, от которых зависит безопасность движения автомобиля. Недоста­ ток времени ijä контроль и отсутствие в настоящее время быстро­ действующей'аппаратуры исключает, как правило, использование объективных средств.

Как выход из положения, в целом ряде автотранспортных пред­ приятий контроль основных узлов и механизмов автомобиля пос­ ле его возврата распределен по дням недели таким образом, что ежедневно проверяется один из узлов автомобиля. В этом случае значительно увеличивается время на единовременную проверку то-

1-2

го или иного узла или. механизма, п имеется возможность восполь­ зоваться объективными средствами контроля и диагностики.

Линейная диагностика возлагается на шофера, который во время заправки', двпяйения и остановок автомобиля, используя как объективную оценку с помощью приборов на щитке, так и субъек­ тивную, посредством своих органов чувств (зрения, слуха, обоня­ ния, осязания и ощущения), делает заключение о техническом со­ стоянии автомобиля и выдает его в виде листка учета (совместно с контрольным механиком) по возвращении в гараж. В этом слу­ чае ОТК организует пірактітчесікие занятия с шоферами и контроль­ ными механиками по освоению методов субъективной диагностики.

Диагностика автомобилей при техническом обслуживании № 1 (ТО-1) (общая диагностика) проводится по узлам и механизмам, обеспечивающим безопасность работы автомобиля с использова­ нием ,контрольно-измерительной аппаратуры, работающей на прин­ ципе: исправен, неисправен. В этом случае проверяется техниче­ ское состояние рулевого и тормозного управления, ходовой,части, освещения и сигнализации, подтекание топлива в узлах системы питания и т. д.

Диагностика автомобилей при техническом обслуживании № 2 (ТО-2) и текущем ремонте (ТР) качественно отличается от общей диагностики. В данном случае получение данных о двух состояни­ ях узлов и механизмов (исправный, неисправный) недостаточно. Здесь выделяется еще промежуточный, класс значений параметров с целью прогнозирования отказов, то есть определения будущего состояния деталей путем периодической фиксации текущих значе­ ний параметров и последующего установления закона изменения параметра.

При проведении ТО-2 и ТР технической диагностике подверга­ ются те основные узлы автомобиля, где возможны взносы, вибра­ ции, шумы, стуки, нарушения регулировок. Основная цель такой диагностики — установление объема технических или ремонтных воздействий на автомобиль.

В этом случае весь объем работ ТО-2 можно разделить на две части (рис. 6).

1.Работы принудительные, выполняемые согласно положению [23]: контрольные, крепежные, смазочные, очистительные.

2.Работы, выполняемые по потребности, которая выявляется после принудительного контроля. К ним относятся: регулировочные, электротехнические, по системе питания, шинные, работы по заме­ не износившихся сопряженных деталей и т. д.

Наличие значительного времени на контроль при ТО-2 позво­ ляет в полной мере использовать все имеющиеся в практике объек­ тивные средства контроля при определении технического состоя­ ния автомобиля. В этом случае автомобили диагностируются нака­ нуне проведения ТО-2.

13


Внедрение подразделений диагностики на предприятии осуще­ ствляется поэтапно, очередность этапов и конкретное место диаг­ ностики определяются путем проведения анализа технического со­ стояния автомобилей по данным непосредственных замеров и по данным учета, а также путем анализа транспортного и технологи­ ческого процесса предприятия.■

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ N2

ПО ЗАМЕНЕ

Рис. 6. Распределение работ ТО-2.

При непосредственных замерах применяются стандартные контрольно-диагностические приборы и средства, имеющиеся на предприятии (линейки, компрессоры, щупы, нагрузочные вилки, ма­ нометры, люфтомеры и др.).

Учетными данными в этом случае являются: расход топлива автомобилями, сроки службы шин и аккумуляторных батарей, фак­ тическая периодичіность технического обслуживания и текущего ре­ монта автомобилей, затраты на текущий ремонт п т. д.

Полученные данные обрабатываются

методами

математиче­

ской статистики и анализируются с целью определения

вариаций

и экстремальных значений оценочных

параметров.

В

АПТ эти

вопросы решаются группой учета' производственно-технического от­ дела.

Полученные сведения дают возможность: установить мини­ мальные и максимальные отклонения различных па’раметров тех­ нического состояния от нормы или допуска, а также от средней ве-. личины; с помощью коэффициента вариации, являющегося безраз-

14

мерной величиной, сравнить между собой степень рассеивания чис­ ловых значений различных параметров; представить графически изменяемость параметров; определить наименее надежные уз­ лы и механизмы автомобиля с целью усиления операций диагно­ стики, повышения качества технического обслуживания и текуще­ го ремонта.

Анализу подвергаются методы и средства диагностики и суще­ ствующее положение с организацией технологического процесса ТО и ТР в данном предприятии.

Проведенный анализ позволяет четко определить, в каком под­ разделении технологического процесса внедрение диагностики яв­ ляется первоочередным.

Здесь же необходимо отметить, что внедрение объективной диагностики немыслимо без четко отработанной технологии техни­ ческого обслуживания.

В настоящее время предложен ряд схем технологических про­ цессов ТО и ТР с применением диагностики [10, 14, 15]. Все эти схемы предполагают организацию диагностики в процессе и после

технического обслуживания и текущего ремонта (рис.

7).

Перед техническим обслуживанием

диагностика

преследует

КПП

КПП

.—- і __

I Стоянка I

Т

----ЕО

КрР Ап

тCLP еР ТР

ТР

Стоянка автомобилей \

а. 5.

Рис. 7. Предлагаемые схемы производственных процессов в АТП с применением

диагностики:

а) предложение НИИАТ; б) предложение ХАДИ; в) предложение Ленфилмала НИИАТ. КПП—.контрольно-пропускной пункт; ЕО—ежедневное оболуживайне; ДО—диагностика общая; Ду—диагностика углубления; Д — диагностика на пастах и в цехах предприятия; ЭД—экспресс-диагностика; КрР—крепежные ра­ боты; Дл—диагностика поэлементная; РеР—регулировочные работы; ТО-Д—опе­ рации обслуживания, связанные с диагностикой; ТО-А—операции обслуживания,

проводимые без диагностики

15


цель определения общего состояния автомобиля и его агрегатов на динамометрических и инерционных стендах.

В процессе обслуживания автомобиля контрольно-диагности­ ческие операции проводятся на специализированных приборах и оборудовании, находящихся непосредственно на постах ТО п ТР.

После проведения регулировочных и восстановительных работ требуется повторный контроль за качеством регулировок и ремон­ та.

Таким образом, в результате анализа в конечном итоге оцени­ вается организация технологического процесса ТО и ТР п стано­ вится возможным определить характер диагностических воздейст­ вий и конкретное место диагностики в производственном процессе предприятия.

При диагностировании часто возникает необходимость в прове­ дении регулировочных работ (в системах питания, зажигания, ру­ левого управления, тормозов и т. д.) и повторном контроле на этом же оборудовании.

Возникает вопрос, в каком месте технологического процесса профилактики проводить диагностические работы — перед обслу­ живанием пли в процессе его. Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, может дать применяющийся на данном автотранспортном пред­ приятии метод технического обслуживания. При обслуживании подвижного состава на универсальных постах все операции по диагностике автомобилей производятся на специализированном посту или нескольких постах, в зависимости от количества автомо­ билей на данном предприятии (рис. 8а). При обслуживании авто­ мобилей на специализированных постах и на поточной линии часть операций диагностики должна выполняться в процессе про­ изводства технического обслуживания (рис. 86 ). В этом случае повторные диагностические и регулировочные операции по ряду уз­ лов и механизмов рационально совмещаются п выполняются на од­ ном и том же оборудовании.

В первом же случае необходим повторный, после регулировки, выборочный контроль с заездом на пост (станцию) диагностики после обслуживания.

Для наиболее полного использования диагностического обору­

дования и исключения дублирования работы его

при ТО-1 и ТО-2

возможно использование одних и тех же постов

(линий)

в обоих

случаях.

 

 

Применение технической диагностики в производственном про­

цессе автотранспортного предприятия сопряжено с целым

рядом

трудностей, вызванных новизной этого вопроса.

Диагностика в предприятии организуется в соответствии с су­ ществующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, Положением об отделе технического контроля (ОТ#) автотранспортного 'предприятия и принятой системой учета.

16 ............................... ....

-