Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
ней. Усилия торможения эквивалентны изменениям тока нагрузки электродвигателей. Это изменение тока показывается амперметра ми, встроенными в электрическую цепь стенда. Неодновременность торможения визуально просматривается по загоранию лампочек.
Между барабанами стенда встроен ролик 17, воспринимающий боко'вые усилия от передних колес, возникающие в результате на рушения узлов установки передних колес автомобиля. Боковое уси лие передается на рычажной указатель, выполненный в виде стрел
ки и шкалы. |
• |
' |
Для определения правильности установки |
передних колес |
ав |
томобиль, опираясь ими на барабаны тормозного стенда, одновре менно создает усилие и на ролик, которое равно силе сжатия пру жин. Включаются электродвигатели 18 тормозного стенда и приво дят во вращение колеса автомобиля и ролик 17. При наличии боко вых сил ролик, перемещаясь вдоль оси, переместит стрелку, и на шкале будет видна величина перемещения в мм. Приведение к нор мальной установке передних колес осуществляется за счет изме нения положения поперечной рулевой тягн. Вдоль канавы в на правляющих швеллерах 14 перемещается канавный гидроподъ емник, на котором-вывешивается передний мост при диагностике и обслуживании шкворневых соединений и подшипников ступиц пе редних колес; зазоры в указанных сочленениях определяются спе циальным прибором с двумя индикаторными головками.
К третьему посту подведен сжатый воздух, здесь имеется на конечник с манометром и воздухораздаточным шлангом для конт роля давления воздуха в шинах и доведения его до нормы.
Состояние подвески определяется визуально и по величине статического остаточного прогиба, который замеряется линейкой.
Рама и топливный бак осматриваются визуально, и при необ ходимости производится то или иное техническое воздействие.
На четвертом посту рее узлы и механизмы автомобиля смазы ваются, здесь же производится заправка маслом и жидкостями.
На все операции обслуживания и диагностики на каждом посту затрачивается около 90 чел.-мин. На линии занято 8 производст венных рабочих. За смену обслуживается 6 автомобилей.
Как показывают расчеты, годовая экономическая эффектив
ность от внедрения линии только |
от диагностико-регулировочных |
|
операций составляет 22,5 тыс. руб. |
|
і |
|
4. |
ПЕТРОВСКОЕ Д |
|
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Ярославское транспортное управление совместно с кафедрой «Автомобильный транспорт» ведет работы по проектированию, соз данию и внедрению средств диагностики в практику работы авто транспортных предприятий.
130
В частности, в Петровском грузовом автотранспортном пред приятии внедрена станция диагностики грузовых автомобилей ти па МАЗ и КрАЗ. Особенностью спроектированной станции является отсутствие аналогов в отечественной практике на стенды для ав томобилей с колесной формулой 6X4. Станция размещается в за крытом помещении площадью 14X9 м2, на тупиковой канаве дли ной 10 м, шириной 1,1 м и высотой 1,5 м.
На станции проводятся следующие виды работ:
—определение технического состояния узлов и агрегатов ав томобиля;
—определение объема работ ТО-2 и ТР;
—контроль качества выполнения профилактических и ремонт ных работ;
—регулировка отдельных узлов и механизмов автомобиля с использованием диагностического оборудования.
Основные трудности при создании диагностического оборудо вания под ведущими и ведомыми колесами автомобилей МАЗ и КрАЗ заключились в проектировании стендов, характеристики ко торых удовлетворяли бы обоим типам автомобилей.
Усилия, возникающие в работающем автомобиле типа КрАЗ, значительно большие по сравнению с другими грузовыми автомо билями, поэтому в качестве тормозной установки был выбран'
электротормозной стенд II |
(рис. 59) типа КИ-2183 |
мощностью |
110 квт. . |
|
скомпоно |
Комбинированные стенды с беговыми барабанами |
||
ваны под всеми колесами автомобиля КрАЗ. |
|
|
Барабаны 5 (рис. 59) |
стенда служат для контроля углов уста |
новки передних колес по наличию боковых усилий. Они установле ны в плавающих роликовых подшипниках, дающих возможность осевого перемещения барабанов. Номинальное боковое усилие от ведомых колес устанавливается экспериментальным путем на ос нове сравнения получаемых усилий с величинами схождения колес, замеренных линейкой (модели 2182).
Барабаны 4 (рис. 60) стенда приводятся во вращение от элект родвигателя 7 мощностью 7 квт и 960 об/мин через понижающий редуктор 6 — коробку передач типа ЗИЛ-164. При включении пер вой передачи линейная скорость колес автомобиля составляет око ло 12 км/час.
Усилие от колес на барабаны передается далее через рычаги 1 на гидравлические месдозы 2, из которых жидкость по трубо проводам поступает в наружные стеклянные трубки 11 ш и внут ренние 12, в зависимости от того, куда направлены усилия от рыча гов 1. Стабилизация рычагов в нейтральном положении осуществля ется пружинами 3.
Левый и правый барабаны соединены между собой валом, имеющим осевое перемещение в муфтах 10.
131
P.iic. 59. Схема станции диатостнми автомобилем типа МАЗ, КрАЗ
1—канава; 2—спуск в канату; 3—перила; 4—шкаф с приборами; 51—бара баны стенда для контроля установки управляемых колес; 6— реостат; 7—пульт управления; 8—электрошкаф; 9—барабаны тормозного стенда; 10—кулачковые муфты; 11—электротормоз; 12—редуктор повышающим; 13—цепная передача; '14—редуктор червячный; 15—электродвигатель; 10— воздуховод для отвода отработавши« .газов; 17—отбойные ролики; ІІ8— захватывающее устройство; 19‘—соединительные карданные валы; 20—
подъемник; 211—ограничители хода
Для осуществления контроля автомобиль передними колесами наезжает на барабаны 4 стенда, под его передний мост ставятся распорки, в понижающем редукторе 6 устанавливается низшая пе редача, включается электродвигатель 7, который вращает бараба ны и колеса автомобиля.
Левое колесо с помощью руля устанавливается в нейтральное положение, что определяется равенством уровней жидкостей в ле вых .(внутренней 12 и наружной 11) трубках. Для получения тако го же равенства в правых трубках необходимо отрегулировать сход колес с помощью поперечной рулевой тяги.
Контроль тягово-динамических качеств автомобилей типа КрАЗ и МАЗосуществляется на стенде, имеющем восемь бараба нов 9, связанных попарно цепными передачами 13 и 22. Отключе ние барабанов производится с помощью муфт 10.
132
Рис. €0. Схема стенда для контроля углов установки управляемых колес
1—рычаг; 2—месдоза; 3—стабилизирующие пружины; 4—барабан; 5 корпус под шипника; б^-понижающий редуктор; 7—электродвигатель; 8, 9, 10—муфты; 111 наружные Tjpyбдон; 12—инутрелние трубки; 13—шкала
Усилие от ведущих колес передается на барабаны 9, тібрез по вышающий редуктор Г2 на электротормоз 11. На стенде определя ются потери на трение в механизмах трансмиссии, в двигателе, на качение колес по барабанам стенда, тяговое усилие на ведущих ко лесах при определенных режимах. С помощью датчиков и приборов, установленных на пульте управления 7, — путь и время разгона и наката. Отработавшие газы отводятся по воздуховоду 16.
С описанным стендом скомпонован стенд для диагностики тех нического состояния тормозов по усилиям и одновременности тор можения, состоящий из четырех пар барабанов 9 и поддерживаю щей пятой пары сзади стенда, необходимой при проверке тормозов среднего моста автомобилей типа КрАЗ. Вращение барабанов осу ществляется от электродвигателя 15 мощностью 10 квт через ре дуктор 14 типа РГНВ-180 с передаточным числом 37. При провер ке тормозов с помощью муфты 10 отключается электрический сило вой стенд 11.
Для вывешивания передних колес с целью определения их тех нического состояния на станции установлен электромеханический подъемник 20 (модели 463). Вывешивание колес необходимо для определения зазоров в шкворневых соединениях и подшипниках ступиц передних колес.
На станции также определяются степень биения карданной пе редачи, состояние электрооборудования, суммарный люфт транс
133
миссии, работа приборов системы питания. Проводятся также не
обходимые регулировочные работы по тормозам, электрооборудо ванию, системе питания.
Обслуживающий персонал — два оператора. Ориентировочное время на весь объем работ составляет 80—90 мин.
Для производства диагностико-регулировочных работ состав лены технологические карты. Все замеры заносятся в специальный формуляр, а заявка на необходимые работы ТО-2 оформляется на станции и передается в зону ТО-2.
Экономическая эффективность составляет 14000 руб. в год. Срок окупаемости около 1,5 лет.
5. ЯРОСЛАВСКИЙ АВТОКОМБИНАТ
В трех автоколоннах комбината находится около 600 грузовых автомобилей различных марок, в основном типа ГАЗ и ЗИЛ.
При выборе места установки диагностического оборудования остановились на второй колонне, где имеется помещение с прямо точной канавой на 4 поста, предназначенной для выполнения работ технического обслуживания № 2. В качестве основного стендового оборудования использована механическая часть станции диагностнки СД-2 ЧПИ [28].
На указанной четырехпостовой линии работа организована следующим образом.
На первом посту, преддиагностическом, выполняются техни ческое обслуживание и подготовка автомобилей к диагностике.
Сюда включены крепежные работы по двигателю, арматуре; контрольные работы по рулевому и тормозному приводу; проверка и регулировка приборов зажигания; снятие ступиц с тормозными барабанами, заправка смазки в подшипниках ступиц, осмотр на кладок и колодок тормозов; проверка люфтов и состояние карданной передачи; осмотр и крепление приборов системы питания.
Рис. 61. Схема диагностической станции типа СД-2 ЧПИ (см. стр. 141)
1—рама; 2—«едущий барабан; 3—ведомый барабан; 4—вал-датчик .правый; 5—опора вала датчика; 6—муфта включения барабанов; 7—соединительное устройство муфты; 8, 9—корпус подшипника барабана; 9—ведущий бара бан левый; Ііі—вал-датчик левый; 10—барабан ведомый левый; 13т- кор пус подшипника; 14—инерционные массы левые; 15—ниш; 16—ремни; 17— шкив ведущего барабана; 18—индуктивный датчик; 19—инерционные массы
правые; 20—корпус подшипника; 21—шкив барабана; 22—ремни; 23—тахо- генератор; 24—муфта тахогенератора; 25—муфта; 26—«пора редуктора;----- >. 27—редуктор угловой; 28—коробка передач; 29—опорный подшипник, 30— карданная передача; 31—инерционные массы; 32—корпус подшипника; 33—
карданная передача; 34—электроторм.оз; 35—весовое устройство; 36—на правляющий ролик; 37—рама приспособления для проверки подъемных 'Ме ханизмов самосвалов; 38—динамометрическое устройство; 39—канава; 40— лампы освещения; 41—реостат нагрузочный, 42—пульт управления цент ральный; 43—пульт управления
134
Трудоемкость всех работ на первом посту составляет около 280 йел/мин. На посту работают трое производственных рабочих, время на обслуживание одного автомобиля составляет 93 мин.
На втором посту размещается станция диагностики автомоби лей, которая состоит из следующих механизмов и узлов (рис. 61). Беговые барабаны станции 2, 3, 9, 12 установлены на раме 1, изго товленной из швеллеров № 20. Барабаны изготовлены из цельнотя нутых труб (толщина стенки 40 мм, диаметр 325 мм) п крепятся на валах, которые вращаются в шариковых подшипниках № 218. Ба рабаны имеют винтообразные рифления для увеличения сцепления колес II попарно соединены между собой клиноременной передачей 22. Так же, посредством клиноременной передачи 16, соединены с барабанами инерционные маховики, изготовленные в виде дисков диаметром 330 мм и общей длиной 750 мм. Клиноременная переда ча снабжена натяжным устройством. Для стопорения барабанов во время въезда и съезда автомобилей используются колодочные тормоза с пневмоприводом.
Между ведущими и ведомыми барабанами стенда установлены два вала датчика 4, 11, служащие для контроля установки управ ляемых колес по величинам боковых усилий. С помощью датчиков оп ределяется также путь, 'проходимый автомобилем при разгоне, на кате, торможении. Скорость движения автомобиля определяется с помощью тахогенератора 23. Муфты выключения 6 и 25 служат для рассоединения барабанов и отключения привода при определении пути торможения автомобиля.
На станции имеется приводное и нагрузочное устройство, кото рое обеспечивает вращение барабанов при проверке тормозов и проверке схождения колес автомобиля: Оно служит для создания нагрузки при определении тяговых характеристик автомобиля.
Нагрузочное и приводное устройства состоят из обкаточно тормозного стенда 34 типа КИ-2139, инерционных масс 14, 19, 31, повышающего редуктора (коробка передач ЗИЛ-164) 28, углового редуктора 27 (первая ступень главной передачи типа ЗИЛ-164) и муфты выключения 25. Станция также снабжена реостатом 41 для стенда КИ-2139.
Пульт управления 42 изготовлен силами кафедры «Автомо бильный транспорт». На пультах размещаются электронный расхо домер топлива, указатели датчиков контроля установки передних колес, манометры для определения давления в системе смазки и в системе питания, вакуумметр, термосигнализатор, газоанализатор, прибор К-69, прибор К-301 и др. ,
На втором посту при наличии станции диагностики выполня,- ются следующие работы: регулировка переднего моста, контроль но-регулировочные работы по двигателю, трансмиссии, определе ние технического состояния тормозов, углов установки передних ко лес, расхода топлива на различных режимах, тягово-динамических
136