Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

а

Б

 

 

Рис. 9- Структура управления технической диагностикой в АТП

а)

метод универсальных постов; б) метод специализированных

постов

Общее

руководство по организации диагностики

на предприятии

осуществляется главным инженером (рис. 9, см. стр. 18).

Проектные работы по созданию диагностического комплекса

могут проводиться высшими учебными заведениями,

имеющими

соответствующие кафедры автомобильного транспорта

и специа­

лизирующимися в научном направлении по диагностике автомоби­ лей. Указанные работы проводятся, как правило, по хозяйственным договорам, либо по договорам о содружестве. Сроки договора обычно рассчитываются на два года. За это время диагностический комплекс полностью входит в строй с отработкой всех необходи­ мых элементов.

Выбор, внедрение и организация системы диагностики могут быть осуществленытакже «аучно-исюлѳдователвсжіой организаци­ ей или конструкторско-технологическим бюро, имеющимися прак­ тически при каждом областном транспортном управлении.

На крупных предприятиях автомобильного транспорта произ­ водственно-технические отделы сами в состоянии решить вопросы

выбора и внедрения постов и линий диагностики.

•-в « дят:

В задачи организации,

проектирукяцей":д'иат^н ^ли

2 Заказ 5314

jj

КЯуЧЦО - T S ,е>

ЧЯЙ

I

17

 

}

Огіблиогbrt* СССР

I

 

ЭКЗЕМПЛЯР I


Рис. 9. Структура управления технической диагностикой в АТП

анализ технического состояния автомобилей предприятия с целью определения места диагностики в производственном процессе; вы­ бор оценочных параметров в соответствии с подразделениями тех­ нической диагностики; выбор стандартной аппаратуры и проекта1 рование' необходимого диагностического оборудования; составле­ ние технологии диагностических работ.

В задачи ОТК предприятия в этом отношении входит: конт­ роль за периодичностью, качеством и выполнением объемов" работ по ТО и ТР; контроль за техническим состоянием подвижного со­

18


става; анализ ученных данных, характеризующих техническое со­ стояние узлов, механизмов и агрегатов автомобилей, и выработка мероприятий, повышающих надежность и срок службы автомоби­ лей в эксплуатации; организа.цня обучения шоферов, механиков и обслуживающего персонала методам субъективной и объективной диагностики автомобилей.

Затраты на организацию и оборудование технической диагно­ стики зависят, в основном, от количества обслуживаемых автомо­ билей и их типов, степени механизации и автоматизации процессов диагностирования и полноты решения диагностического комплекса в технологических процессах технического обслуживания.

Для работы в подразделениях диагностики используется имею­ щийся штатный производственный персонал.

При выпуске-возврате машин, в случае субъективной диагно­ стики, все операции осуществляют контрольный механик и водите­ ли; при объективной — операторы и быстродействующие стенды.

Диагностику при технических обслуживаниях и текущих ре­ монтах производят постовые бригады, где на каждом посту рабо­ тает 2—3 человека- В случае совмещения постов обслуживания и диагностики на каждом посту выделяются рабочие места, оснащен­ ные диагностическим оборудованием и аппаратурой.

Количество постов диагностики при выпуске-возврате и техни­ ческих обслуживаниях определится следующим образом:'

=

(Д + * . р д)

 

' л

60 Яд Т п

где £д— трудоемкость операций диагностики в минутах,

£а— интервал времени

между автомобилями, поступающи­

ми на пост, в минутах, /Ѵс— суточноеколичество автомобилей, подвергаемых диаг­

ностике; ■ Яд— количество обслуживающего персонала' на посту (чело­

век),

,Тп— время работы в часах.

Время £д зависит от вида технической диагностики: при выпу­ ске-возврате оно составляет 2—5 мин., при ТО-1 30—35% и при

ТО-2 20—25%

от общей нормативной трудоемкости

технического

обслуживания

с включением в него сопутствующих

регулировок.

На

проведение чисто диагностических операций время

сократит­

ся!

 

'

 

Как показывают расчеты по приведенной формуле, один пост обеспечивает диагностикой 100—150 автомобилей, имеющихся в. АТП, или 100 автобусов при ТО-1; такое же количество автомоби­ лей обеспечивается одним постом диагностики при ТО-2.

На постах ТО и ТР целесообразно также выполнять диагно­ стические и регулировочные работы по приборам системы питания

2*

19


и зажигания, по установке передних колес, по Ѵормозам, то есть по тем узлам и механизмам, где в процессе регулировки необходим текущий контроль.

Снятые с автомобиля узлы и механизмы проходят контроль на диагностическом оборудовании, размещенном в цехах (отделени­ ях) предприятия. В основном это относится к приборам топливной системы, зажигания и электрооборудования.

Диагностику нельзя отрывать от технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта —это звенья еди­ ной системы.

Наибольшая эффективность технической диагностики будет в том случае, когда рашаются все ее элементы, в том числе система учета технического обслуживания и текущего ремонта.

Техническая диагностика автомобилей в эксплуатации явля­ ется необходимой составляющей в профилактическом обслужива­ нии автомобилей и одним из элементов в научной организации труда.

По мере совершенствования конструкции автомобилей потреб­ ность в обслуживании, естественно, будет сокращаться, но доля контрольно-диагностических работ несомненно возрастет.

3. ОБОС ВНЕДРЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика на автомобильном транспорте относится к обла­ сти новой техники, под которой понимаются вновь созданные ору­ дия и предметы труда, а также технологические и организацион­ ные методы, предназначенные для замены существующих.

Внедрение диагностики в производственные' процессы обеспе­ чивает сокращение затрат общественно-необходимого труда на тех­ ническое обслуживание и ремонт, повышение уровня эксплуата­ ционной надежности узлов и механизмов автомобиля, сокращение расходов на эксплуатационные материалы, запасные части и ши­

ны,

проведение необходимых регулировочных работ

по всем уз­

лам

и'механизмам в процессе работы автомобиля,

проведение

объективного анализа' технического состояния каждого автомобиля предприятия.

С созданием системы диагностики на предприятии упорядочи­ вается использование контрольно-диагностического оборудования и аппаратуры, имеющихся в наличии; каждому прибору отводится строго определенное место в технологическом процессе профилак­ тики и ремонта автомобилей.

Наибольшую эффективность диагностика приносит с внедре­ нием ее во все звенья производственного процесса предприятия.

20


Последним этапом Организаций диагностики должна явиться разработка методики прогнозирования вероятности безотказной работы автомобиля в определенном диапазоне пробега. Это тем более важно при работе автомобилей, длительно оторванных от стационарной базы (сельскохозяйственные работы, междугородние перевозки н т. д.).

Необходимость создания системы диагностики диктуется всем ходом развития автомобильного транспорта. В текущем пятилетии Директивами XXIV съезда КПСС установлено, что одной из важ­ нейших задач'является обеспечение дальнейшего развития всех ви­ дов транспорта, пбвышение мощности и маневренности всей транс­ портной системы для бесперебойного и своевременного удовлетво­ рения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Рост грузового и пассажирского транспорта общего пользова­ ния возрастает на 60%. При этом рост перевозок должен быті обеспечен, в основном, за счет значительного улучшения использо­ вания грузовых автомобилей и автобусов н повышения производи­ тельности труда. И здесь немаловажную роль в повышении техниче­ ской готовности и ликвидации сходов автомобилей с линии из-за отказов будет иметь рационально организованная система диагно-- стики в каждом предприятии.

Внедрение диагностики решает и целый ряд организационных принципов в технологических процессах профилактики и ремонта.

Более четко фиксируется техническое состояние каждого кон­ кретного автомобиля, его перевозочные возможности и производи­ тельность.

Экономическая сторона диагностики исследована . еще не в полной мере, но и та эффективность, которой в настоящее время оценивается диагностика, говорит о больших ее возможностях. До­ статочно сказать, что срок окупаемости затрат в зависимости от мощности предприятий и степени механизации и автоматизации составляет от 6 месяце'® до двух лет.

Более подробно об экономической эффективности говорится в главе 5.

/

МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ

Г л а в а II.

Организация технической диагностики прежде всего базирует­ ся на технологических процессах, проводимых в определенной ме­ тодической последовательности. Методическая сторона диагности­ ки включает в себя целый ряд вопросов, от решения которых зави­ сит успешное внедрение ее.

Необходимо учитывать также, что диагностика базируется обычно на стационарном оборудовании, расположенном в зоне профилактория; где «дорогой» являются либо беговые барабаны, либо подвижные площадки. Таким образом, условия работы авто­ мобиля с той или иной степенью соответствия будут воспроизво­ диться на стационарных стендах.

Решение методических вопросов начинается с оценочных пара­ метров. От того, насколько удачно и оптимально выбраны парамет­ ры, зависит дальнейшая работа и по подбору оборудования, и по методике диагностики, и по оценке ее эффективности.

Методы обработки опытных данных и последующий анализ технического состояния подвижного состава являются в опреде­ ленной степени результатом применения диагностики в предприя­ тии.

1. ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Выбор оценочных параметров диагностирования представляет

из себя весьма трудоемкую задачу [13] и зависит от целого

ряда

факторов (рис. 10):

ра­

— места диагностирования (при возврате, во время линейной

боты, при выполнении технических обслуживаний и текущих

ре­

монтов) ;

 

22