Файл: Аринин И.Н. Техническая диагностика на предприятиях автомобильного транспорта [Текст] 1974. - 144 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
|
а |
Б |
|
|
Рис. 9- Структура управления технической диагностикой в АТП |
||
а) |
метод универсальных постов; б) метод специализированных |
постов |
|
Общее |
руководство по организации диагностики |
на предприятии |
|
осуществляется главным инженером (рис. 9, см. стр. 18). |
|||
Проектные работы по созданию диагностического комплекса |
|||
могут проводиться высшими учебными заведениями, |
имеющими |
||
соответствующие кафедры автомобильного транспорта |
и специа |
лизирующимися в научном направлении по диагностике автомоби лей. Указанные работы проводятся, как правило, по хозяйственным договорам, либо по договорам о содружестве. Сроки договора обычно рассчитываются на два года. За это время диагностический комплекс полностью входит в строй с отработкой всех необходи мых элементов.
Выбор, внедрение и организация системы диагностики могут быть осуществленытакже «аучно-исюлѳдователвсжіой организаци ей или конструкторско-технологическим бюро, имеющимися прак тически при каждом областном транспортном управлении.
На крупных предприятиях автомобильного транспорта произ водственно-технические отделы сами в состоянии решить вопросы
выбора и внедрения постов и линий диагностики. |
•-в « дят: |
||||
В задачи организации, |
проектирукяцей":д'иат^н ^ли |
||||
2 Заказ 5314 |
jj |
КЯуЧЦО - T S ,е> |
ЧЯЙ |
I |
17 |
|
} |
Огіблиогbrt* СССР |
I |
|
ЭКЗЕМПЛЯР I
Рис. 9. Структура управления технической диагностикой в АТП
анализ технического состояния автомобилей предприятия с целью определения места диагностики в производственном процессе; вы бор оценочных параметров в соответствии с подразделениями тех нической диагностики; выбор стандартной аппаратуры и проекта1 рование' необходимого диагностического оборудования; составле ние технологии диагностических работ.
В задачи ОТК предприятия в этом отношении входит: конт роль за периодичностью, качеством и выполнением объемов" работ по ТО и ТР; контроль за техническим состоянием подвижного со
18
става; анализ ученных данных, характеризующих техническое со стояние узлов, механизмов и агрегатов автомобилей, и выработка мероприятий, повышающих надежность и срок службы автомоби лей в эксплуатации; организа.цня обучения шоферов, механиков и обслуживающего персонала методам субъективной и объективной диагностики автомобилей.
Затраты на организацию и оборудование технической диагно стики зависят, в основном, от количества обслуживаемых автомо билей и их типов, степени механизации и автоматизации процессов диагностирования и полноты решения диагностического комплекса в технологических процессах технического обслуживания.
Для работы в подразделениях диагностики используется имею щийся штатный производственный персонал.
При выпуске-возврате машин, в случае субъективной диагно стики, все операции осуществляют контрольный механик и водите ли; при объективной — операторы и быстродействующие стенды.
Диагностику при технических обслуживаниях и текущих ре монтах производят постовые бригады, где на каждом посту рабо тает 2—3 человека- В случае совмещения постов обслуживания и диагностики на каждом посту выделяются рабочие места, оснащен ные диагностическим оборудованием и аппаратурой.
Количество постов диагностики при выпуске-возврате и техни ческих обслуживаниях определится следующим образом:'
■ |
= |
(Д + * . р д) |
|
' л |
60 Яд Т п |
где £д— трудоемкость операций диагностики в минутах, |
||
£а— интервал времени |
между автомобилями, поступающи |
ми на пост, в минутах, /Ѵс— суточноеколичество автомобилей, подвергаемых диаг
ностике; ■ Яд— количество обслуживающего персонала' на посту (чело
век),
,Тп— время работы в часах.
Время £д зависит от вида технической диагностики: при выпу ске-возврате оно составляет 2—5 мин., при ТО-1 30—35% и при
ТО-2 20—25% |
от общей нормативной трудоемкости |
технического |
|
обслуживания |
с включением в него сопутствующих |
регулировок. |
|
На |
проведение чисто диагностических операций время |
сократит |
|
ся! |
|
' |
|
Как показывают расчеты по приведенной формуле, один пост обеспечивает диагностикой 100—150 автомобилей, имеющихся в. АТП, или 100 автобусов при ТО-1; такое же количество автомоби лей обеспечивается одним постом диагностики при ТО-2.
На постах ТО и ТР целесообразно также выполнять диагно стические и регулировочные работы по приборам системы питания
2* |
19 |
и зажигания, по установке передних колес, по Ѵормозам, то есть по тем узлам и механизмам, где в процессе регулировки необходим текущий контроль.
Снятые с автомобиля узлы и механизмы проходят контроль на диагностическом оборудовании, размещенном в цехах (отделени ях) предприятия. В основном это относится к приборам топливной системы, зажигания и электрооборудования.
Диагностику нельзя отрывать от технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта —это звенья еди ной системы.
Наибольшая эффективность технической диагностики будет в том случае, когда рашаются все ее элементы, в том числе система учета технического обслуживания и текущего ремонта.
Техническая диагностика автомобилей в эксплуатации явля ется необходимой составляющей в профилактическом обслужива нии автомобилей и одним из элементов в научной организации труда.
По мере совершенствования конструкции автомобилей потреб ность в обслуживании, естественно, будет сокращаться, но доля контрольно-диагностических работ несомненно возрастет.
3. ОБОС ВНЕДРЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ
Диагностика на автомобильном транспорте относится к обла сти новой техники, под которой понимаются вновь созданные ору дия и предметы труда, а также технологические и организацион ные методы, предназначенные для замены существующих.
Внедрение диагностики в производственные' процессы обеспе чивает сокращение затрат общественно-необходимого труда на тех ническое обслуживание и ремонт, повышение уровня эксплуата ционной надежности узлов и механизмов автомобиля, сокращение расходов на эксплуатационные материалы, запасные части и ши
ны, |
проведение необходимых регулировочных работ |
по всем уз |
лам |
и'механизмам в процессе работы автомобиля, |
проведение |
объективного анализа' технического состояния каждого автомобиля предприятия.
С созданием системы диагностики на предприятии упорядочи вается использование контрольно-диагностического оборудования и аппаратуры, имеющихся в наличии; каждому прибору отводится строго определенное место в технологическом процессе профилак тики и ремонта автомобилей.
Наибольшую эффективность диагностика приносит с внедре нием ее во все звенья производственного процесса предприятия.
20
Последним этапом Организаций диагностики должна явиться разработка методики прогнозирования вероятности безотказной работы автомобиля в определенном диапазоне пробега. Это тем более важно при работе автомобилей, длительно оторванных от стационарной базы (сельскохозяйственные работы, междугородние перевозки н т. д.).
Необходимость создания системы диагностики диктуется всем ходом развития автомобильного транспорта. В текущем пятилетии Директивами XXIV съезда КПСС установлено, что одной из важ нейших задач'является обеспечение дальнейшего развития всех ви дов транспорта, пбвышение мощности и маневренности всей транс портной системы для бесперебойного и своевременного удовлетво рения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Рост грузового и пассажирского транспорта общего пользова ния возрастает на 60%. При этом рост перевозок должен быті обеспечен, в основном, за счет значительного улучшения использо вания грузовых автомобилей и автобусов н повышения производи тельности труда. И здесь немаловажную роль в повышении техниче ской готовности и ликвидации сходов автомобилей с линии из-за отказов будет иметь рационально организованная система диагно-- стики в каждом предприятии.
Внедрение диагностики решает и целый ряд организационных принципов в технологических процессах профилактики и ремонта.
Более четко фиксируется техническое состояние каждого кон кретного автомобиля, его перевозочные возможности и производи тельность.
Экономическая сторона диагностики исследована . еще не в полной мере, но и та эффективность, которой в настоящее время оценивается диагностика, говорит о больших ее возможностях. До статочно сказать, что срок окупаемости затрат в зависимости от мощности предприятий и степени механизации и автоматизации составляет от 6 месяце'® до двух лет.
Более подробно об экономической эффективности говорится в главе 5.
/
МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ
Г л а в а II.
Организация технической диагностики прежде всего базирует ся на технологических процессах, проводимых в определенной ме тодической последовательности. Методическая сторона диагности ки включает в себя целый ряд вопросов, от решения которых зави сит успешное внедрение ее.
Необходимо учитывать также, что диагностика базируется обычно на стационарном оборудовании, расположенном в зоне профилактория; где «дорогой» являются либо беговые барабаны, либо подвижные площадки. Таким образом, условия работы авто мобиля с той или иной степенью соответствия будут воспроизво диться на стационарных стендах.
Решение методических вопросов начинается с оценочных пара метров. От того, насколько удачно и оптимально выбраны парамет ры, зависит дальнейшая работа и по подбору оборудования, и по методике диагностики, и по оценке ее эффективности.
Методы обработки опытных данных и последующий анализ технического состояния подвижного состава являются в опреде ленной степени результатом применения диагностики в предприя тии.
1. ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Выбор оценочных параметров диагностирования представляет
из себя весьма трудоемкую задачу [13] и зависит от целого |
ряда |
факторов (рис. 10): |
ра |
— места диагностирования (при возврате, во время линейной |
|
боты, при выполнении технических обслуживаний и текущих |
ре |
монтов) ; |
|
22