Файл: Александров В.С. Электронные гальванометры постоянного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из уравнений (1-20) определим коэффициент передачи автоком­ пенсатора тока

КіКвх^Свых

( 1- 21)

1+ Ыьых ß<

 

Как видно из выражения (1-21), внутренняя проводимость ис­ точника сигнала и выходная проводимость усилителя несколько снижают коэффициент передачи. Однако при большом коэффициенте

усиления усилителя (К,-КВыхР/

1). коэффициент передачи авто­

компенсатора

практически не зависит от выходной проводимости

усилителя, т.

е.

 

 

К а =

- К вЖ -

Рис. 1-13. Автокомпенсацнонпый гальванометр с уси­ лителем напряжения: а — структурная схема; б — эквивалентная схема

Перейдем к рассмотрению автокомпенсаторов тока с усилителями напряжения. Простейшая схема такого автокомпенсатора приве­

дена на рис. 1-13, а, а его эквивалентная схема

на рис. 1-13, б.

Цепь обратной связи состоит из

сопротивления

ZK. Выходное

напряжение Ü% пропорционально

напряжению Ux на входе уси­

лителя.

 

 

Для расчета основных характеристик автокомпенсатор а рассмот­ рим эквивалентную схему рис. 1-13, б. Преобразуя источник на­

пряжения Üо, в эквивалентный источник тока

/ 2 = — К иУк11г,

составим уравнение для узлового напряжения

 

^>і(1/ і + П ) = 4 - К цКкД1.

(1-22)

Из уравнения (1-22) определим коэффициент передачи автоком­

пенсатора

 

 

^

= ________ Ки

(1-23)

Іх

У1+ ZK(1 + Ки)

 

Если входное сопротивление и коэффициент усиления усили­

теля достаточно велики ( Ц ж О , К и 1), то коэффициент передачи автокомпенсатора в соответствии с (1-23) зависит только от прово­

димости цепи обратной связи; Д а ^ — 1/УК = — ZK.

27


Входную проводимость автокомпенсатора можно найти из урав­ нения (1-22):

^ вх=■- г г = — 1 Г =

Уг -+ Ук (1 н- к и).

Ul

Да

 

При большом коэффициенте усиления (/<„/$> 1) входная прово­ димость полностью определяется проводимостью цепи обратной

связи: YBX ^ YKKU.

Быстродействие автокомпенсатора зависит от входной прово­ димости Пвх. Для определения быстродействия найдем переходную

характеристику

из

операторного

уравнения

 

 

 

 

 

и л р ) =

- 1 х ( р ) - ^ т т -

(!-24)

 

 

 

 

 

 

УВх(р)

 

+

Полагая,

что

Y „ (р) =

gBX + рСвх,

где gBX = g x

gK(I +

К„) — активная

составляющая

входной проводимости, а Свх =

=

Сх + Ск (1 +

К и) — входная

емкость

автокомпенсатора, при

Іх (р) = \/р

возьмем обратное преобразование Лапласа и получим

переходную характеристику автокомпенсатора

 

 

 

 

 

h(t) = - K » [ І - е - 'Н ^ в х -

(1-25)

 

Постоянная

времени входной

цепи

автокомпенсатора

твх =

= CBX/gBX при большом коэффициенте усиления почти полностью

определяется

постоянной

времени

цепи обратной связи —

^вх

Ск/£ к.

 

 

 

 

 

 

Комплексная частотная характеристика автокомпенсатора оп­

ределяется из

выражения

(1-24) при

р -= /со

 

 

 

Кв(/Ю) =

 

Киіісо) _

1

 

 

 

 

Y вх (/ш)

Бк (/ш) ’

 

 

 

 

 

 

где

К,г (/со) — частотная

характеристика усилителя

напряжения;

YBX (/со) — комплексная

входная проводимость автокомпенсатора;

YK(/со) = gK— /соСк — комплексная

проводимость

цепи обрат­

ной связи.

Представим нормированную частотную характеристику авто­

компенсатора в

виде

 

 

 

 

 

Ga (/СО) =

= Ga

е'Фа (Ш)’

(Ь26)

 

 

 

А а (Ц)

 

 

где

Ga (со) = ( ] /

1 + со2т,2)

1— нормированная амплитудно-частот­

ная

характеристика автокомпенсатор а;

сра (со) =

— срк (со) =

= — arctg сотк — нормированная фазо-частотная характеристика автокомпенсатора.

График амплитудно-частотной характеристики автокомпенса­ тора в логарифмическом масштабе представлен на рис. 1-14, а. На сравнительно низких частотах, для которых выполняется условие

28


со <К 1/тк, амплитудно-частотная характеристика практически не зависит от частоты (Ga (со) — 1). С повышением частоты до со0 = = 1/тк амплитудно-частотная характеристика уменьшается на ЗдБ. На сравнительно высоких частотах (со>1/тк) амплитудно-частот­ ная характеристика убывает по закону Ga (со) — 1/сот1С. При из­ менении частоты на один порядок амплитудно-частотная характе-

а)

S)

Рис. 1-14. Графики амплитудно-частотной (а) и фазо­ частотной (б) характеристик компенсационного гальва­ нометра

ристика убывает на 20 дБ (т. е. наклон амплитудно-частотной ха­ рактеристики в области высоких частот составляет 20 дБ/дек или 6 дБ/окт). Полоса частот сигнала, пропускаемых автокомпенсато­ ром на уровне 3 дБ, /^дБ = 1/2ятк, а время нарастания tr = 2,2 тк.

Рис. 1-15. Гальванометр с корректирующим звеном в цепи отрицательной обратной связи: а — структурная схема; б — эквивалентная схема

График фазо-частотной характеристики автокомпенсатора сра (со) в полулогарифмическом масштабе приведен на рис. 1-14, б. На ча­ стоте /3дБ фазовый сдвиг сра (а„) = — 45°.

Рассмотрим схему автокомпенсатора тока с усилителем напря­

жения и корректирующим звеном |3„ в цепи обратной связи, которая показана на рис. 1-15, а. Эквивалентная схема автокомпенсатора

приведена на рис. 1-15, б. Корректирующее звено ß„ может вклю­

29


чать в себя делители напряжения и реактивные элементы, улучшаю­ щие частотные и другие характеристики автокомпенсатора.

Уравнение узлового потенциала для схемы рис. 1-15, б имеет вид "

О, (У, + Ух +

Ук) =

/ Л. +

0 KY к,

(1-27)

где ÜK T/2ß„ — напряжение

обратной связи; ß„ — коэффициент

передачи по напряжению звена обратной связи;

Уг — si

/соСг—

входная проводимость усилителя напряжения;

YK gK

/ф ^ к —

проводимость цепи обратной

связи;

Y r

внутренняя

проводи-

мость источника сигнала.

Используя выражение (1-27), найдем коэффициент передачи автокомпенсатора

Ü 2

К

ІХ

Ки

(1-28)

Ух 4- 4- Уц (I 4~ Ku ßu)

 

При ßK= 1 и Уд. = 0 это выражение совпадает с формулой (1-23). Входная проводимость автокомпенсатора определяется вы­ ражением

П * =

= Y, + Y K(1 + K„ßu) = Ук

У і4-У к

К А

U1

Ун

 

Принимая

во внимание, что К 0. с =

Y J i X i +

Ук) — коэффи­

циент передачи напряжения обратной связи Пк на вход усилителя, получим

 

П .х = ^ Л 1 + ^ о .Д А ) /К о .с -

(1-29)

Коэффициент передачи автокомпенсатора по току без учета соб­

ственной проводимости источника сигнала имеет вид

 

U2

___________ Ки__________ __ К и______ КиКо. с__________

/1 Q г\\

~ h ~

У і+ Ук (I 4- Ка$и) ~ ~ У ы ~ У к Ѵ + К и К о . А ) '

При большом усилении системы и глубокой обратной

связи

К иК о. cßu^> 1> коэффициент передачи в соответствии с (1-30)

опре­

деляется формулой

 

 

 

и 2 =

1

(1-31)

 

/1

УкРи ’

 

 

а входная проводимость Увх =

YKK U$U

 

Из рассмотрения выражений (1-30) и (1-31) следует, что коэффи­ циент передачи автокомпенсатора зависит только-от коэффициента

передачи звена обратной связи ßu и проводимости образцового ре­ зистора Ук, поэтому использование усилителей с большим коэффи­ циентом усиления, охваченных глубокой обратной связью, позво­ ляет стабилизировать коэффициент передачи автокомпенсатора.

30


К тому же эффективная входная проводимость автокомпенсатора, как следует из выражения (1-29), увеличивается примерно в KÜßu раз.

Переходную характеристику гальванометра можно определить, вычисляя отклик на единичный скачок входного тока. Переходя к операторному коэффициенту передачи, из уравнения (1-30) най­ дем

Ua(p) Ки(Р)

 

h ( P )

£вх(1+РТвх)

Полагая /* (р)

1И

Ки (Р) = К„, получим

Я ( Р ) = рсих + 1/Твх)

откуда после обратного преобразования определим переходную ха­ рактеристику гальванометра

h(t) Ки ; і - е

§вх

В установившемся режиме, когда производится отсчет измеряе­ мого тока, t > твх и

 

 

 

Ки

 

Ки

 

(1-32)

 

 

t/a = / х ^вх

h -ël + ёк (1 + Kußu)

 

 

 

 

Погрешность измерения тока в соответствии с формулой (1-32)

определяется выражением

 

 

 

 

 

ба =

Öu

 

Kußu)

 

 

 

SuKußu

1 + ёк (1 +

 

 

 

1 +

 

 

 

 

gl + ёк

gl

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 +

ël

1 + ёі + ёк

 

 

 

 

 

ё к В + ^ Р н )

ёк^СиРи

где ö„ =

AKJKu — относительное

изменение

коэффициента

уси­

ления усилителя

напряжения;

= ^ g j g i — относительное

из­

менение

входной

проводимости усилителя

напряжения;

6К =

= AgK/gK— относительное изменение проводимости цепи

обрат­

ной связи;

= Aß„/ßu — относительное изменение коэффициента

передачи корректирующего звена обратной связи.

 

 

При достаточно большом коэффициенте усиления (Киßu» 1)

относительная погрешность принимает вид

 

 

 

 

 

 

б ~

бк +

бр.

 

 

 

Таким образом, при большом коэффициенте усиления основная погрешность гальванометра складывается из погрешности звена обратной связи и погрешности образцового резистора. При недо­ статочно большом коэффициенте усиления начинают влиять

31