Файл: Александров В.С. Электронные гальванометры постоянного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
где 8ВХ = АКЪХ/К ВХ — нестабильность |
коэффициента |
передачи |
входной цепи; бвых = АІ(ВЫХ/КВЪ]Х — |
нестабильность |
коэффици |
ента ' передачи выходной цепи; б; = АK-JKi — нестабильность ко эффициента усиления усилителя тока.
Основным недостатком простейшей схемы гальванометра яв ляется зависимость погрешности от коэффициента усиления, ко торый может меняться в довольно широких пределах. Входная
проводимость гальванометра FBX -- i j Ü 1 = |
Y x |
полностью |
опре |
|
|
деляется входной проводимостью |
|||
|
усилителя тока. |
|
|
|
|
Электронные |
гальванометры |
||
|
не нашли бы такого широкого |
|||
|
применения, |
если бы не сущест |
||
|
вовало способов и средств на |
|||
Рис. -8. Электронный гальванометр |
правленного |
воздействия |
на их |
|
с усилителем тока |
основные характеристики. |
Сюда |
прежде всего относятся: сниже ние погрешности, повышение входной проводимости и увеличение быстродействия. Все способы повышения метрологических харак теристик электронных гальванометров основаны на применении
Рис. 1-9. Автокомпенсационныіі гальванометр с уси лителем тока: а — структурная схема; б — эквива лентная схема
обратной связи. Изменение характеристик гальванометра зависит от глубины обратной связи.
При построении автокомпенсационных гальванометров наиболь шее распространение получили схемы с параллельной отрицатель ной обратной связью и измерением выходного тока или напряже ния. В некоторых случаях применяется положительная обратная связь (например, для повышения быстродействия).
В простейшем автокомпенсационном гальванометре исполь зуется усилитель с полной обратной связью по току. Структурная схема такого автокомпенсатора приведена на рис. 1-9, а, а его эк вивалентная схема на рис. 1-9, б. Уравнение для узлового потен циала эквивалентной схемы имеет вид
( 1-8)
22
Из уравнения (1-8) получаем коэффициент передачи автокомпен сатора по току и его входную проводимость:
І»__ |
К |
(1-9) |
|
іх |
і + ki |
||
’ |
|||
Y m = Y x{l + Ki)- |
(I-Ю) |
При достаточно большом коэффициенте усиления по току (/С;>1)
получим / 2 ~ — Іх, т. е. в такой схеме выходной ток повторяет входной. Этот режим непригоден для измерения малых токов, так как требует применения на выходе усилителя магнитоэлектричес ких приборов высокой чувствительности. Применение же обратной
Рис. 1-10. Автокомпенсационный гальванометр с непол ной компенсацией: а — структурная схема; б — эквива
лентная схема
связи позволяет существенно увеличить входную проводимость и устранить влияние нестабильности коэффициента усиления на по грешность прибора. Благодаря глубокой обратной связи быстро действие гальванометра определяется только быстродействием вы ходного магнитоэлектрического прибора.
Для построения высокочувствительных гальванометров при меняется режим неполной компенсации, при котором только часть
выходного тока І2 подводится обратно во входную цепь. Структур
ная схема автокомпенсатора тока с неполной компенсацией пока зана на рис. 1-10, а, а его эквивалентная схема на рис. 1-10, б. Со ставляя уравнения для узловых напряжений схемы рис. 1-10, б, получим
. ( |
ü x {y 1 + y 'r) - ü ,y : = i x , |
1 - ÜXY'K+ t/2 ( г ; + Y"K) = —/С./х-
Решая систему уравнений (1-11) относительно узловых напряже ний і)1 и Ü2 при условии Y x > Yk, найдем
О, = І У |
1 |
Ki |
( 1- 12) |
|
у К (1 + /СіРг) |
||
Уі (1 + *іР<) |
|
23
где ßi — / к// а = Y J Y K— коэффициент обратной связи то току. Из уравнений (1-12) определим коэффициент передачи автоком
пенсатора по току |
|
|
|
|
К |
_ J jL ______ ÂTt |
(1-13) |
||
а |
Іх |
1+ |
|
|
ÂT.-ßi |
||||
В режиме полной компенсации [І,- |
|
1 и уравнение (1-13) совпа |
||
дает с уравнением (1-9). |
|
|
|
|
Качество автокомпенсатора |
тока с |
неполной компенсацией оп |
ределяется коэффициентом некомпенсации, равным отношению не компенсированного тока 11 на входе усилителя к току / ѵисточника сигнала
а |
11 |
1 |
(1-14) |
|
1 + |
kißi |
|||
|
|
|||
Погрешность автокомпенсатора |
тока зависит от нестабильно |
стей коэффициентов, некомпенсации усиления и обратной связи,
так как |
из |
уравнений (1-13) и (1-14) |
следует, |
что / 2 |
= ІхК а = |
||||||||||
= — Кі<з і х. |
Наличие |
некомпенсированного тока |
при |
постоянстве |
|||||||||||
Кі и ß,. не вносит погрешности |
в измерения, так как величина а |
||||||||||||||
учитывается |
при |
градуировке |
прибора. |
При |
большом |
усилении |
|||||||||
I AT/ßt-1> |
1 и, следовательно, о ä ; (/'C.-ß,-)-1, |
а К й ~ |
1/|І,-. |
при усло |
|||||||||||
|
Рассмотрим погрешности автокомпенсационной схемы |
||||||||||||||
вии, что фазовые сдвиги, вносимые усилителем |
и звеном обрат |
||||||||||||||
ной связи, достаточно малы, т. |
е. если |
K t — К і, |
ß,- = |
ß,- и K a = |
|||||||||||
= |
К Д І |
+ Kjßi). Изменение коэффициентов К ; |
и ß; приводит к из |
||||||||||||
менению |
К я и |
в |
показаниях |
автокомпенсатора |
тока |
появляется |
|||||||||
погрешность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
А^а |
|
дК а |
АК ,+ |
д К а |
Aß,-, |
|
|
(1-15) |
||
|
|
|
|
|
|
|
дКі |
|
âßc |
|
|
|
|
|
|
где |
д К а |
|
|
1 |
|
дКа |
|
К~: |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
(1 + |
KißiY |
|
|
|
|
||||||
|
дКі |
( 1 |
+ |
№ |
2 ’ |
СОІ |
|
|
|
|
|||||
|
Относительная погрешность измерения в соответствии с форму |
||||||||||||||
лой (1-15) определяется выражением |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
я |
__ &Ка |
__ |
бк_____ , |
|
Kißi |
V |
|
(1-16) |
|||
|
|
|
|
|
|
К а |
|
Kißi |
|
|
Кфі |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При высокоточном и стабильном делителе тока в цепи обратной связи 8|) = 0 и 0а = 6К/(1 + Kißi). Применение в делителе микропроволочных резисторов, имеющих погрешность до 0,5% и номи налы до 10° Ом, ограничивает измерение малых токов величиной
ІО-13 А. При измерении токов менее ІО-13 А применяют непрово лочные резисторы типов КВМ и КЛМ, имеющие величину ІО8 —• 1013 Ом и погрешность 10% для сопротивлений до 1013 Ом. Тем
24
пературный коэффициент их сопротивления составляет 0,2% на 1° С. При изменении напряжения от 10 до 100 В номинал резисто ров до 1011 Ом может меняться на 5%, а резисторов значений 1011— ІО13 Ом на 10%. Временная нестабильность этих резисторов составляет 2% в год для резисторов до 1011 Ом и 5% в год для ре зисторов до 1013 Ом. С целью повышения стабильности резисторы подвергают искусственному старению. Для снижения погрешности может применяться периодическая калибровка резисторов. Од нако, несмотря на возможность отбора и тренировки резисторов, погрешность измерения приборами, содержащими такие резисторы, как правило, не ниже (1—3) %.
Для повышения точности и чувствительности автокомпенсационных гальванометров целесообразно использовать усилители тока с большим коэффициентом усиления Д,-. Достоинством автокомпенсационной схемы с неполной компенсацией является ее способ ность в (1 -|- К $ і) раз уменьшать погрешность от изменения ко эффициента усиления К і- Так, например, при Д,.рг = 104 и бк = = 100% относительная погрешность измерения составит всего 0,01%. Все это обеспечивает малую зависимость показаний такой схемы от нестабильности напряжения источников питания, старе ния элементов схемы и т. п.
Снижение погрешности автокомпенсаторов тока ограничивается собственными шумами усилителя тока и нестабильностью резисторов делителя тока в цепи обратной связи. Если делитель тока выполнен из активных сопротивлений г'к и г , то коэффициент обратной связи
Погрешность автокомпенсатора от звена обратной связи
где б , и б „ — относительные погрешности резисторов делителя
ГК |
Г к |
|
тока. |
|
увеличивается в |
Входная проводимость автокомпенсатора |
||
(1 + Kißi) |
раз по сравнению с входной проводимостью усилителя |
|
тока: |
|
|
|
Y BX = / X/U1= Y 1 (1 + K ißl). |
(1-17) |
Рассмотрим быстродействие автокомпенсационного гальвано метра с неполной компенсацией. Если учесть, что резисторы дели теля тока имеют собственные емкости, то операторное выражение выходного тока в соответствии с (1-13) будет иметь вид
h (P) = /*(pVfr(P). |
(1-18) |
25
где |
ß; (р) — Ук (p)/YK(р) — операторный |
коэффициент |
обратной |
||||||||||
связи; |
Ук (р) = g'K+ рСк |
и Ук (р) = g i + рСІ — операторные |
про |
||||||||||
водимости делителя тока; |
Ук (р) = |
Ук (р) |
-|- |
Ук (р) — полная опе |
|||||||||
|
|
|
|
|
раторная проводимость звена об |
||||||||
|
|
|
|
|
ратной связи. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Выражение (1-18) позволяет |
|||||||
|
|
|
|
|
определить переходную характери |
||||||||
|
|
|
|
|
стику |
гальванометра |
при |
Іх {р) = |
|||||
|
|
|
|
|
— \/р, |
график |
которой |
построен |
|||||
|
|
|
|
|
на |
рис. 1-11: |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
/*(/)=, 8к |
1 - |
1 |
|
■бТ„ |
||||
|
|
|
|
|
Т,, |
|
|
||||||
Рис. 1-11. График переходной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
характеристики |
гальванометра: |
|
Выбирая У |
т , |
можно в зна- |
||||||||
; — при тк > V , |
2 — при тк= т 1’{ |
чительной |
мере |
уменьшить время |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
переходного процесса. |
сигнала |
|||||||
|
Если учесть внутреннюю проводимость Yx |
источника |
|||||||||||
и |
выходную |
проводимость |
Y2 |
усилителя, |
|
как |
показано |
на |
|||||
рис. 1-12,а, |
то уравнения |
(1-11) |
можно |
представить |
в |
виде |
|||||||
(рис. |
1-12, 6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* М У і + Ю - г / 8Кк = Д/си ; |
(1-19) |
|
- и У + и, (у к + у',-) = -к Х ы х Й . |
||
|
Рис. |
1-12. |
Автокомпенсационный |
гальванометр: |
а) |
структурная |
схема; |
|||
|
|
|
б) эквивалентная схема |
|
|
|
|
||
где |
К ъх — Y 1I(Y1 -|- Ул.) — коэффициент передачи входной |
цепи; |
|||||||
/Свых — Уц/( У2 + |
Ук) — коэффициент передачи выходной цепи. |
||||||||
Решая уравнения (1-19), найдем узловые напряжения |
|
|
|||||||
|
г'; |
т _____ Увх______ . |
г/ |
г |
КіКвх^вых |
/ 1 |
пп\ |
||
|
1 “ |
Х Уі (1 + |
КікъыА) ’ |
2 " |
* Ук (1 + |
/О/Свыхß() |
1 |
" |
26