Файл: Александров В.С. Электронные гальванометры постоянного тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где 8ВХ = АКЪХ/К ВХ — нестабильность

коэффициента

передачи

входной цепи; бвых = АІ(ВЫХ/КВЪ]Х

нестабильность

коэффици­

ента ' передачи выходной цепи; б; = АK-JKi — нестабильность ко­ эффициента усиления усилителя тока.

Основным недостатком простейшей схемы гальванометра яв­ ляется зависимость погрешности от коэффициента усиления, ко­ торый может меняться в довольно широких пределах. Входная

проводимость гальванометра FBX -- i j Ü 1 =

Y x

полностью

опре­

 

деляется входной проводимостью

 

усилителя тока.

 

 

 

Электронные

гальванометры

 

не нашли бы такого широкого

 

применения,

если бы не сущест­

 

вовало способов и средств на­

Рис. -8. Электронный гальванометр

правленного

воздействия

на их

с усилителем тока

основные характеристики.

Сюда

прежде всего относятся: сниже­ ние погрешности, повышение входной проводимости и увеличение быстродействия. Все способы повышения метрологических харак­ теристик электронных гальванометров основаны на применении

Рис. 1-9. Автокомпенсационныіі гальванометр с уси­ лителем тока: а — структурная схема; б — эквива­ лентная схема

обратной связи. Изменение характеристик гальванометра зависит от глубины обратной связи.

При построении автокомпенсационных гальванометров наиболь­ шее распространение получили схемы с параллельной отрицатель­ ной обратной связью и измерением выходного тока или напряже­ ния. В некоторых случаях применяется положительная обратная связь (например, для повышения быстродействия).

В простейшем автокомпенсационном гальванометре исполь­ зуется усилитель с полной обратной связью по току. Структурная схема такого автокомпенсатора приведена на рис. 1-9, а, а его эк­ вивалентная схема на рис. 1-9, б. Уравнение для узлового потен­ циала эквивалентной схемы имеет вид

( 1-8)

22


Из уравнения (1-8) получаем коэффициент передачи автокомпен­ сатора по току и его входную проводимость:

І»__

К

(1-9)

іх

і + ki

Y m = Y x{l + Ki)-

(I-Ю)

При достаточно большом коэффициенте усиления по току (/С;>1)

получим / 2 ~ — Іх, т. е. в такой схеме выходной ток повторяет входной. Этот режим непригоден для измерения малых токов, так как требует применения на выходе усилителя магнитоэлектричес­ ких приборов высокой чувствительности. Применение же обратной

Рис. 1-10. Автокомпенсационный гальванометр с непол­ ной компенсацией: а — структурная схема; б — эквива­

лентная схема

связи позволяет существенно увеличить входную проводимость и устранить влияние нестабильности коэффициента усиления на по­ грешность прибора. Благодаря глубокой обратной связи быстро­ действие гальванометра определяется только быстродействием вы­ ходного магнитоэлектрического прибора.

Для построения высокочувствительных гальванометров при­ меняется режим неполной компенсации, при котором только часть

выходного тока І2 подводится обратно во входную цепь. Структур­

ная схема автокомпенсатора тока с неполной компенсацией пока­ зана на рис. 1-10, а, а его эквивалентная схема на рис. 1-10, б. Со­ ставляя уравнения для узловых напряжений схемы рис. 1-10, б, получим

. (

ü x {y 1 + y 'r) - ü ,y : = i x ,

1 - ÜXY'K+ t/2 ( г ; + Y"K) = —/С./х-

Решая систему уравнений (1-11) относительно узловых напряже­ ний і)1 и Ü2 при условии Y x > Yk, найдем

О, = І У

1

Ki

( 1- 12)

 

у К (1 + /СіРг)

Уі (1 + *іР<)

 

23


где ßi / к// а = Y J Y K— коэффициент обратной связи то току. Из уравнений (1-12) определим коэффициент передачи автоком­

пенсатора по току

 

 

 

 

К

_ J jL ______ ÂTt

(1-13)

а

Іх

1+

 

ÂT.-ßi

В режиме полной компенсации [І,-

 

1 и уравнение (1-13) совпа­

дает с уравнением (1-9).

 

 

 

 

Качество автокомпенсатора

тока с

неполной компенсацией оп­

ределяется коэффициентом некомпенсации, равным отношению не­ компенсированного тока 11 на входе усилителя к току / ѵисточника сигнала

а

11

1

(1-14)

1 +

kißi

 

 

Погрешность автокомпенсатора

тока зависит от нестабильно­

стей коэффициентов, некомпенсации усиления и обратной связи,

так как

из

уравнений (1-13) и (1-14)

следует,

что / 2

= ІхК а =

= — Кі<з і х.

Наличие

некомпенсированного тока

при

постоянстве

Кі и ß,. не вносит погрешности

в измерения, так как величина а

учитывается

при

градуировке

прибора.

При

большом

усилении

I AT/ßt-1>

1 и, следовательно, о ä ; (/'C.-ß,-)-1,

а К й ~

1/|І,-.

при усло­

 

Рассмотрим погрешности автокомпенсационной схемы

вии, что фазовые сдвиги, вносимые усилителем

и звеном обрат­

ной связи, достаточно малы, т.

е. если

K t — К і,

ß,- =

ß,- и K a =

=

К Д І

+ Kjßi). Изменение коэффициентов К ;

и ß; приводит к из­

менению

К я и

в

показаниях

автокомпенсатора

тока

появляется

погрешность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А^а

 

дК а

АК ,+

д К а

Aß,-,

 

 

(1-15)

 

 

 

 

 

 

 

дКі

 

âßc

 

 

 

 

 

где

д К а

 

 

1

 

дКа

 

К~:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 +

KißiY

 

 

 

 

 

дКі

( 1

+

2

СОІ

 

 

 

 

 

Относительная погрешность измерения в соответствии с форму­

лой (1-15) определяется выражением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

__ &Ка

__

бк_____ ,

 

Kißi

V

 

(1-16)

 

 

 

 

 

 

К а

 

Kißi

 

 

Кфі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При высокоточном и стабильном делителе тока в цепи обратной связи 8|) = 0 и 0а = 6К/(1 + Kißi). Применение в делителе микропроволочных резисторов, имеющих погрешность до 0,5% и номи­ налы до 10° Ом, ограничивает измерение малых токов величиной

ІО-13 А. При измерении токов менее ІО-13 А применяют непрово­ лочные резисторы типов КВМ и КЛМ, имеющие величину ІО8 —• 1013 Ом и погрешность 10% для сопротивлений до 1013 Ом. Тем­

24


пературный коэффициент их сопротивления составляет 0,2% на 1° С. При изменении напряжения от 10 до 100 В номинал резисто­ ров до 1011 Ом может меняться на 5%, а резисторов значений 1011— ІО13 Ом на 10%. Временная нестабильность этих резисторов составляет 2% в год для резисторов до 1011 Ом и 5% в год для ре­ зисторов до 1013 Ом. С целью повышения стабильности резисторы подвергают искусственному старению. Для снижения погрешности может применяться периодическая калибровка резисторов. Од­ нако, несмотря на возможность отбора и тренировки резисторов, погрешность измерения приборами, содержащими такие резисторы, как правило, не ниже (1—3) %.

Для повышения точности и чувствительности автокомпенсационных гальванометров целесообразно использовать усилители тока с большим коэффициентом усиления Д,-. Достоинством автокомпенсационной схемы с неполной компенсацией является ее способ­ ность в (1 -|- К $ і) раз уменьшать погрешность от изменения ко­ эффициента усиления К і- Так, например, при Д,.рг = 104 и бк = = 100% относительная погрешность измерения составит всего 0,01%. Все это обеспечивает малую зависимость показаний такой схемы от нестабильности напряжения источников питания, старе­ ния элементов схемы и т. п.

Снижение погрешности автокомпенсаторов тока ограничивается собственными шумами усилителя тока и нестабильностью резисторов делителя тока в цепи обратной связи. Если делитель тока выполнен из активных сопротивлений г'к и г , то коэффициент обратной связи

Погрешность автокомпенсатора от звена обратной связи

где б , и б „ — относительные погрешности резисторов делителя

ГК

Г к

 

тока.

 

увеличивается в

Входная проводимость автокомпенсатора

(1 + Kißi)

раз по сравнению с входной проводимостью усилителя

тока:

 

 

 

Y BX = / X/U1= Y 1 (1 + K ißl).

(1-17)

Рассмотрим быстродействие автокомпенсационного гальвано­ метра с неполной компенсацией. Если учесть, что резисторы дели­ теля тока имеют собственные емкости, то операторное выражение выходного тока в соответствии с (1-13) будет иметь вид

h (P) = /*(pVfr(P).

(1-18)

25


где

ß; (р) — Ук (p)/YK(р) — операторный

коэффициент

обратной

связи;

Ук (р) = g'K+ рСк

и Ук (р) = g i + рСІ — операторные

про­

водимости делителя тока;

Ук (р) =

Ук (р)

-|-

Ук (р) — полная опе­

 

 

 

 

 

раторная проводимость звена об­

 

 

 

 

 

ратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение (1-18) позволяет

 

 

 

 

 

определить переходную характери­

 

 

 

 

 

стику

гальванометра

при

Іх {р) =

 

 

 

 

 

\/р,

график

которой

построен

 

 

 

 

 

на

рис. 1-11:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/*(/)=,

1 -

1

 

■бТ„

 

 

 

 

 

Т,,

 

 

Рис. 1-11. График переходной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристики

гальванометра:

 

Выбирая У

т ,

можно в зна-

; — при тк > V ,

2 — при тк= т 1’{

чительной

мере

уменьшить время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переходного процесса.

сигнала

 

Если учесть внутреннюю проводимость Yx

источника

и

выходную

проводимость

Y2

усилителя,

 

как

показано

на

рис. 1-12,а,

то уравнения

(1-11)

можно

представить

в

виде

(рис.

1-12, 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* М У і + Ю - г / 8Кк = Д/си ;

(1-19)

- и У + и, (у к + у',-) = -к Х ы х Й .

 

Рис.

1-12.

Автокомпенсационный

гальванометр:

а)

структурная

схема;

 

 

 

б) эквивалентная схема

 

 

 

 

где

К ъх — Y 1I(Y1 -|- Ул.) — коэффициент передачи входной

цепи;

/Свых — Уц/( У2 +

Ук) — коэффициент передачи выходной цепи.

Решая уравнения (1-19), найдем узловые напряжения

 

 

 

г';

т _____ Увх______ .

г/

г

КіКвх^вых

/ 1

пп\

 

1 “

Х Уі (1 +

КікъыА)

2 "

* Ук (1 +

/О/Свыхß()

1

"

26