Файл: Автоматизация_Staroverov1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Общие свединья

1. Основные понятия и определения

Глава 2. Первичные преобразователи

6. Фотоэлектрические первичные

Глава 3. Усилители и стабилизаторы

Глава 4. Переключающие устройства и распределители

Глава 5. Задающие и исполнительные устройства

Глава 6. Общие сведения об измерении и контроле

Глава 7. Контроль температуры

Глава 8. Контроль давления и разрежения

Глава 9. Контроль расхода, количества и уровня

Глава 11. Системы автоматики

Глава 12. Автоматическая блокировка и защита в системах управления

Глава 13. Системы автоматического контроля и сигнализации

Глава 14. Системы автоматического

Глава 15. Объекты регулирования и их свойства

Глава 16. Типы регуляторов

Глава 17. Конструкции и характеристики регуляторов

Раздел IV

Глава 18. Общая характеристика

Глава 19. Математическое и программное обеспечение микроЭвм

Глава 20. Внешние устройства микроЭвм

Глава 21. Применение микропроцессорных систем

Раздел V

Глава 22. Общие сведения

Глава 23. Конструкции промышленных роботов

Глава 25. Роботизация промышленного производства

Раздел IV

Глава 1н, общая характеристика микропроцессорных

4. Гидравлические и пневматические

Однако понятие емкости не позволяет правильно оценить ее влияние на изменение регулируемой величины, поэтому вводят понятие о коэффициенте емкости.

Коэффициент емкости — это количество энергии или веще­ства, которое необходимо подвести в объект или отвести от объ­екта, с тем чтобы изменить регулируемую величину на единицу времени. Например, при регулировании уровня жидкости в за­калочном баке коэффициент емкости — это количество жидкости, которое необходимо добавить в бак, чтобы уровень жидкости изменился на единицу измерения.

Чем больше коэффициент емкости, тем больше емкость объекта, тем медленнее изменяется регулируемая величина, т. е. меньше чувствительность объекта К возмущениям, и наоборот.

В общем виде коэффициент емкости К с можно представить как отношение емкости объекта С к значению регулируемой вели­чины X:

Ко = С/Х.

Коэффициент емкости может быть постоянной или переменной величиной; в последнем случае коэффициент емкости определяют как отношение изменения емкости к соответствующему изменению регулируемой величины:

Ко = АС/АХ.

Величину, обратную коэффициенту емкости, называют чув­ствительностью объекта к возмущению.

Различают безъемкостные, одноемкостные и многоемкостные объекты.

К безъемкостным объектам относят объекты с очень малой вместимостью (например, небольшие трубопроводы).

Одноемкостные объекты — такие объекты, у которых наруше­ние равновесия между подачей и потреблением вызывает одновре­менные и одинаковые изменения регулируемой величины во всех точках емкости.

Многоемкостные объекты — это те объекты, в которых име­ются две или более емкостей, разделенных между собой термиче­скими, гидравлическими или электрическими сопротивлениями.

Примером двухъемкостного объекта может служить термическая печь, у которой одна емкость — рабочее пространство — отделена от второй (где находятся нагревательные элементы) термическим сопротивлением (металлическим муфелем). Другим примером двухъемкостного объекта является, тигельная плавильная печь.

Многоемкостные объекты сложно регулировать, так как они характеризуются так называемым переходным запаздыванием, о чем будет сказано ниже.

Самовыравнивание. Большинство объектов регулирования в литейных и термических цехах обладает свойством самовырав- нивания: при внешних возмущениях самостоятельно (без участия регулятора) входить в новый статический режим работы. Таким образом, в объектах с самовыравниванием возникшее несоответ­ствие между приходом и расходом энергии (или вещества) стре­мится к нулю, а регулируемая величина — к новому устано­вившемуся значению. Например, если к нагревательным элемен­там электрической печи будет подводиться меиьшее напряжение, то температура в ней будет понижаться и стремиться к новому установившемуся значению.


Объекты, обладающие свойством самовыравнивания, назы­вают статическими объектами.

В ряде объектов регулирования нарушение равновесия между подачей и потреблением энергии (или вещества) приводит к не­прерывному изменению регулируемой величины в ту или иную сторону. Объекты регулирования, лишенные самовыравнивания, называют астатическими объектами. Примером такого объекта может служить закалочный бак, в который жидкость поступает из трубы, а отводится с помощью насоса. При увеличении подачи жидкости в бак количество отводимой жидкости останется преж­ним. В результате уровень жидкости будет повышаться, и бак через некоторое время переполнится. Только ручное и автоматиче­ское изменение производительности насоса может привести к вос­становлению равновесия и предотвратить переполнение бака.

Регулирование в объектах без самовыравнивания сопряжено с преодолением ряда трудностей, а в отдельных случаях регули­рование просто невозможно.

Способность объекта к самовыравниванию характеризуется степенью самовыравнивания р:

р = <1д/с1Х0,

где ц — относительная разность между приходом и расходом вещества или энергии; Х0Х/Хн — относительное отклонение регулируемой величины; Х„ — номинальное значение регулируе­мой величины; X — текущее значение регулируемой величины.

Степень самовыравнивания численно равна отношению воз­мущающего воздействия к отклонению регулируемой величины, вызванному этим воздействием. Чем больше степень самовырав­нивания р, тем с большей легкостью объект самопроизвольно восстановит заданное значение величины при кратковременном возмущении и тем быстрее восстановится равновесие и более устой­чивым будет процесс регулирования. С увеличением степени са- мовыравнивания уменьшается время переходного периода в про­цессе регулирования, т. е. повышается его качество.

Однако степень самовыравнивания объекта не является по­стоянной, она зависит от нагрузки. С уменьшением нагрузки уменьшается степень самовыравнивания, что затрудняет прове­дение устойчивого и качественного регулирования.

Инерционность и запаздывание. Большинству объектов регу­лирования в той или иной степени присущи инерционность и за­паздывание. Инерционность объекта характеризует его способ­ность к замедлению накапливать или расходовать энергию (или вещество) в результате наличия сопротивлений. В таком объекте в результате регулирующего воздействия и нарушения равнове­сия между приходом и расходом энергии (или вещества) регули­руемая величина изменяется не мгновенно. Отставание регули­руемой величины называется запаздыванием.


Время полного запаздывания тп складывается из двух со­ставляющих: времени транспортного (или чистого) запаздыва­ния тт и времени емкостного (или инерционного) запаздыва­ния те.

Транспортное запаздывание — это время, в течение которого регулируемая величина не изменяется, несмотря на произведен­ное регулирующее воздействие. Например, при изменении на­пряжения на нагревательных элементах электрической печи потребуется определенное время, пока установится новый тепло­вой поток, что повлияет в конечном итоге на время начала измене­ния температуры.

Продолжительность транспортного запаздывания зависит от расстояния между регулирующим органом и чувствительном элементом первичного преобразователя, от нагрузки и емкости объекта. Например, транспортное запаздывание уменьшается при расположении термопары в непосредственной близости от нагре­вательных элементов. Чем больше нагрузка, тем меньше транспорт­ное запаздывание, а чем больше емкость объекта, тем больше время транспортного запаздывания. Такое запаздывание затруд­няет регулирование, и следует всегда стремиться к его уменьше­нию.

Емкостным запаздыванием называется запаздывание, завися­щее от термических, гидравлических и других сопротивлений между емкостями объекта. Оно определяется как интервал вре­мени, затраченный на преодоление межъемкостных сопротивле­ний. Например, в муфельной печи емкостным запаздыванием будет время с момента возникновения теплового потока от нагреватель­ных элементов до момента изменения температуры муфеля.

Емкостное запаздывание тем больше, чем больше число по­следовательно включенных емкостей и чем больше их значения.

Рис. 126. Кривые разгона объектов:

а — одноемкостного объекта; б — многоемкостных объектов

Емкостное запаздывание отрицательно сказывается на качестве регулирования.

Многоемкостные объекты обладают транспортным и емкостным запаздыванием, одноемкостные — только транспортным.

Однако свойством запаздывания обладают не только объекты регулирования, но и сами регуляторы. Запаздывание регуля­тора — суммарное время запаздывания измерительной и регу­лирующей систем.


Запаздывание чувствительных элементов регулятора опре­деляется тем временем, которое необходимо чувствительному эле­менту первичного преобразователя для обнаружения в объекте изменения регулируемой величины после возмущения.

Запаздывание в регуляторе включает также время, необхо­димое для преодоления различных зазоров, срабатывания про* межуточных реле, исполнительного механизма и регулирующего органа, преодоления сил трения и т. п. Время преодоления за­зоров в механических устройствах исполнительного механизма называют запаздыванием корректировки.

Запаздывание регулятора вызывает выбег регулирующего органа и, как следствие этого, отклонение регулируемой величины. Процесс успокоения затягивается, что ухудшает качество регу­лирования. Особенно опасно влияние запаздывания, если объект не обладает самовыравниванием.

Время запаздывания регулятора может быть уменьшено за счет применения соответствующей настройки исполнительного механизма и уменьшения времени срабатывания регулирующего органа.

Время разгона и постоянная времени объекта. Временем раз­гона объекта регулирования называют время, в течение которого регулируемая величина изменяется от нуля до заданного зна­чения при мгновенном 100 %-ном изменении регулирующего воз­действия и постоянстве его действия. Для объяснения этого по­нятия лучше всего рассмотреть кривую разгона, которая показывает изменение регулируемой величины во времени. Такую кри­вую можно получить, если скачкообразно изменить регулирующее воздействие и записать изменение регулируемой величины для различных моментов времени.

На рис. 126, о изображена кривая разгона X = [ (т) объекта с самовыравниванием, которая показывает изменение значения регулируемой величины при мгновенном изменении регулиру­ющего воздействия У. Время разгона та определяется продолжи­тельностью переходного процесса от момента подачи регулиру­ющего воздействия до момента достижения регулируемой величи­ной максимального значения. Максимальное значение регулируе­мой величины отличается от установившегося значения не более чем на 1 %.

Время разгона является мерой инерционности объекта. Оно возрастает с увеличением емкости объекта.

Постоянная времени объекта — это время его разгона при отсутствии самовыравнивания. Значение постоянной времени Т объекта можно определить, если провести касательную к началь­ной точке кривой разгона (рис. 126, а). Отрезок, отсекаемый этой касательной на прямой, параллельной оси абсцисс, представляет собой постоянную времени объекта Т.


Время разгона та и постоянная времени объекта Т связаны между собой соотношением та = т)Т, где г) — коэффициент на­грузки объекта, который равен отношению нагрузки объекта при рассматриваемом режиме к максимальной .нагрузке.

Постоянная времени объекта Т связана с чувствительностью V и степенью самовыравнивания р соотношением Т — 1/^р).

На рис. 126, б показаны кривые разгона, объектов с различ­ным числом емкостей. Значения постоянных времени различных объектов неодинаковы. С увеличением числа емкостей увеличи­вается постоянная времени объекта. А чем она больше, тем хуже поддается объект регулированию.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ ОБЪЕКТОВ

Для определения основных свойств объектов исполь­зуются следующие методы: мегод переходных характеристик (кривых разгона); метод импульсных возмущений (прямоуголь­ного волнового импульса); частотный метод; метод прямоугольной волны; статический метод.

Все перечисленные методы, кроме последнего, основаны на изучении поведения объекта при различного вида возмущений'^*

Наиболее широко применяется метод переходных характери­стик (кривых разгона). После соответствующего анализа и обра­ботки кривой разгона (рис. 127) можно определить время запазды­вания и природу его происхождения, т. е. тт, те, и полное запаз­дывание тп; время разгона та и постоянную времени объекта Т\ степень самовыравнивания р; скорость разгона е.

Рис. 127. Кривая разгона для определе­ния свойств объекта

Времени транспортного за­паздывания тт на кривой раз­гона соответствует отрезок Ьс между временем возмущения То и моментом изменения регули­руемой величины.

Для определения времени емкостного запаздывания про­водят линию ас начального значения регулируемой вели­чины и находят точку макси­мальной скорости ее измене­ния (точка перегиба ц, после которой скорость снижается).

Через точку £ проводят каса­тельную до пересечения ее с линией ас; полеченный шре- збК ей и есть время емкостного запаздывания те.

На основании найденных значений хт и ^ определяют время полного запаздывания тц = тт + те.