Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ного тягача, а коэффициенты, |
|
|
|
|
|
||||||||
учитывающие |
ускорения |
и за |
|
|
|
|
|
||||||
медления, |
определяются |
|
так |
|
|
|
|
|
|||||
же, |
как |
и |
для |
автомо |
|
|
|
|
|
||||
билей. |
|
|
|
расчетов. |
|
|
|
|
|
||||
Пример тяговых |
|
|
|
|
|
||||||||
Определим техническую произ |
|
|
|
|
|
||||||||
водительность прицепного скре |
|
|
|
|
|
||||||||
пера |
с емкостью ковша |
10 м3 |
Рис. 64. Схема скреперования |
||||||||||
(см. табл. 11) при проведении |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
выемки в |
суглинистом грунте |
Таблица 13. |
Данные из |
заводской |
|||||||||
(рис. 64). Для скрепера приме |
характеристики |
трактора |
мощностью |
||||||||||
няется |
тягач |
мощностью |
|
180 л . с. |
и весом 15 тс |
||||||||
|
|
|
|
Тяговое |
|||||||||
180 л. с. (табл. 13). |
|
|
|
|
|
|
Скорость, |
||||||
|
|
|
|
Передача |
|
усилие на |
|||||||
1. |
Длину |
хода |
загрузки |
|
KMJ4 |
|
крюке, |
||||||
|
|
|
|
кгс {дан) |
|||||||||
скрепера |
определяем |
по |
|
фор |
|
|
|
|
|
||||
муле |
(104) |
|
0,1) 1,2 |
|
|
|
I |
|
2,86 |
|
14 400 |
||
/ |
10(1 + |
|
|
|
II |
|
5,06 |
|
7 400 |
||||
*нб |
0,1 • 2,8 • 1,3 |
— |
М' |
іи |
|
6,9 |
|
5 400 |
|||||
IV |
|
9,46 |
|
3 600 |
|||||||||
2. |
Вес груженого скрепера |
|
|
||||||||||
V |
|
13,09 |
|
2 350 |
|||||||||
|
|
|
К.. |
= |
9600 |
10 • 1,2 • 1700 |
псоАл |
|
\ |
||||
|
GCKP+ q ~ |
|
—^5----- = |
25300 кгс |
(дан). |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1,0 |
|
|
|
|
3. Продолжительность цикла Тц включает время набора грунта, определяемое по формуле
Л — |
а-6* * ' |
3,6 • 36 • 1,5 |
;70 сек; |
|
*4 |
2,86 |
|
время хода груженого скрепера U, подсчитанное в табл. 14; время хода порожнего скрепера U, подсчитанное в табл. 14;
продолжительность разгрузки /4 — 20 |
сек; |
|
|
|
||||||
время на |
повороты t&= 4 • 1 2 ^5 0 |
сек. |
|
|
|
|||||
|
Таблица 14. Продолжительность груженого и порожнего хода скрепера |
|||||||||
|
Участок |
|
|
|
Тяговое |
|
|
|
Коэффициент |
|
|
|
|
|
|
|
Скорость, |
Время |
|||
|
|
|
|
|
|
Ку, опреде |
||||
обо |
харак |
дли |
/ |
1 |
усилие, кгс, |
км/ч, |
и |
ляемый по |
переме |
|
определяемое |
передача |
щения, |
||||||||
значе |
терис |
на, м |
|
|
по формулам |
(табл. |
13) |
формуле |
сек |
|
ние |
тика |
|
|
|
(107), (108) |
|
|
(89) |
|
|
к |
Забой |
82 |
0,15 |
0 |
3800 |
|
6,9; |
III |
1,55 |
65 |
h |
Выезд |
100 |
0,1 |
0,1 |
6560 |
|
5,06; |
II |
1,31 |
95 |
к |
Отвал |
90* |
0,2 |
0 |
5060 |
|
6,9; |
III |
1,48 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
U = 230 сек |
|
к |
Отвал |
90* |
0,2 |
0 |
1920 |
\ |
13,09; V |
1,31 ** |
100 |
|
h |
Съезд |
100 |
0,1 |
- 0 ,1 |
— 1500 |
1 |
||||
и |
Забой |
82 |
0,15 |
0 |
1440 |
j |
|
|
г3 =s 10Ö |
сек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Путь разгрузки скрепера составляет 20 м.
**Определен при lt + /6 + /в = 272 м.
85
D t D
Рис. 65. Динамическая характеристика 10-тонного троллейвоза Богураевского карьера (пунктиром со стрелками показан числовой пример из табл. 15)
86
Следовательно, продолжительность цикла
Гц = 70 + 230 |
+ |
100 + 20 + 50 |
= 470 сек. |
||
4. Часовая техническая |
производительность |
||||
7/тРХН |
3600 • ю • |
1,2 |
: 70 |
М3 |
|
' |
470 • 1,3 |
|
§ 17. Тяговые расчеты троллейвозного транспорта
Динамические характеристики троллейвозов. При тяговых рас четах троллейвозного транспорта также используются динамиче ские характеристики. Однако динамическая характеристика трол лейвоза (рис. 65) имеет три существенных отличия от динамической характеристики автомобиля:
на каждой передаче (II, III, IV) имеется не одна кривая зави симости динамического фактора от скорости движения, а четыре —
А, Б, В, Г; на динамические характеристики нанесены сетки токовых кри
вых, например, 300 а, 250 а или — 20 а, 40 а и т. п.; динамический фактор, кроме положительных, имеет и отрица
тельные значения, расположенные ниже оси абсцисс, например,—
—0 ,1; —0,2 и т. п.
Необходимым условием работы тягового двигателя является возможность изменения скорости вращения его якоря в широких пределах — от нуля до заданных наибольших оборотов.
Чтобы троллейвоз тронулся с места, необходим пуск двигателя и его постепенный разгон; в пути нужно использовать различные скорости в зависимости от условий движения. Поэтому на троллей возе установлен двигатель смешанного возбуждения. Изменение числа оборотов этого двигателя, а следовательно, и скорости дви жения троллейвоза достигается введением в цепь двигателя неза висимой обмотки возбуждения электрических сопротивлений (рео статов), которые понижают силу тока в цепи.
На рис. 66 показана принципиальная схема включения двигате ля смешанного возбуждения. Пуск осуществляется изменением на пряжения на зажимах двигателя#пу-
тем введения пускового реостата Ru сопротивление которого мо'жно по степенно уменьшить до нуля. Без реостата Ri пусковой ток якоря в последовательной обмотке будет на столько велик, что вызовет ее пере грев и аварию двигателя.
Когда процесс пуска заканчива ется, введя реостат R, изменяют силу тока параллельной обмотки и соот ветственно магнитного потока. Такое изменение в широких пределах ско рости вращения вала двигателя не
87
Рис. 67. Электромеханические |
Рис. |
68. Динамические |
характеристики |
характеристики при передаточ- |
при |
передаточных числах |
ік и ік1 |
ном числе ік |
|
|
|
вызывает значительных потерь электрической энергии, так как си ла тока параллельной обмотки мала. Кривые А, Б, В, Г на дина мической характеристике (см. рис. 65) соответствуют позициям контроллера реостата R.
Во время работы двигатель нагревается. По закону Джоуля — Ленца это нагревание пропорционально квадрату силы тока Р и времени его прохождения t. Сетка токовых кривых (см. рис. 65) дает возможность определить электрическую нагрузку двигателя при данной скорости движения троллейвозов.
При движении троллейвоза под уклон с торможением в якоре двигателя возникает противоэлектродвижущая сила.
Если эта сила превысит напряжение контактной сети, то двига тель перейдет в генераторный режим и ток пойдет в контактную сеть, т. е. возникает процесс рекуперации энергии при отрицатель ном значении динамического фактора.
Построение динамических характеристик троллейвозов. Основа нием для построения динамических характеристик служат электро механические кривые тягового двигателя F =f ( I ) и v = f(I). По электромеханическим характеристикам (рис. 67) для какого-либо значения / (абсцисса х) находим скорость ѵ (ординату уѵ) и тяго вое усилие F (ордината yF). При этом следует помнить, что обе ординаты надо брать по кривым, соответствующим одному и тому же режиму управления, т. е. определенному передаточному числу ік и определенной ступени возбуждения двигателя смешанного воз буждения іт.
Найдем отношение F к весу груженого троллейвоза Q -ф G, т. е. динамический фактор D.
В системе координат D — ѵ (рис. 68) нанесем точку, у которой ордината равна только что подсчитанному значению D, а абсцисса
88
соответствует найденному из электромеханической характеристики значению ѵ (уѵ). Эта точка даст масштабы динамического фактора и скорости для передаточного числа /*, соответствующего упомяну тому выше режиму управления:
то = |
— кгс/кгс • мм |
{дан!дан ■мм); |
(110) |
|
тѵ — Y км/ч • мм. |
(111) |
|
Повторяя эту |
операцию для |
ряда значений в одном и том же |
режиме управления и соединяя эти точки кривой, получим первую динамическую характеристику.
При новом режиме управления, т. е. при переходе на новую ступень возбуждения г'ш1, построение следующей динамической харак теристики принципиально не изменяется.
Для того же ряда значений I находятся ѵ (ув) и F (уР) по дру гим электромеханическим кривым, соответствующим уже новой инте ресующей нас ступени возбуждения іш. Так определяется вторая динамическая характеристика. Этих характеристик будет столько, сколько имеется ступеней возбуждения т я г о в о г о двигателя. При этом для одной и той же ступени коробки передач масштабы дина мических характеристик не изменяются.
Для построения такой же серии динамических характеристик для другого передаточного числа ікі необходимо произвести пере
расчет масштабов. |
|
|
фактора будет |
В новых условиях при /кі масштаб динамического |
|||
Ік1 |
^и |
e. каждая точка, |
ранее подсчи- |
mD\ = m D— \ |
mv\ = mv-r-, т. |
||
г к |
г к І |
координат D — ѵ опять наносится |
|
тайная и нанесенная на систему |
|||
|
|
L |
на нее же, но с измененными ординатой в отношении — и абсциссой
L |
„ |
" к |
^ |
||
в отношении-^— уже |
для иных условии |
управления. Так находят |
(к1 |
|
|
серию динамических |
характеристик. Этих |
серий будет столько, ско |
лько ступеней коробки передач. |
|
|
Через точки на |
характеристиках, соответствующие одному и |
тому же току, проводят кривые, соответствующие / ь /2, /з ..., через равные интервалы. Нанесенная таким образом сетка токовых кри вых дает возможность установить нагрузку двигателя при различ ных режимах движения и различном управлении двигателя. Чем сетка гуще, т. е. меньше токовый интервал, тем точнее в случае необходимости может быть интерполировано значение потребляе мого (вырабатываемого) двигателем тока.
Такой подсчет силы тока для любого режима двигателя позво ляет теоретически определить расход энергии и величину тока, т. е.
допустимого нагрева двигателя. |
троллейвозного |
Порядок тяговых расчетов. Тяговые расчеты |
|
транспорта удобно производить, пользуясь табл. 15. |
|
7 3-786 |
89 |