Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица

7.

Данные из завод­

загрузки

одного

прицепа

с маневри­

ской характеристики

трактора

рованием

600

сек,

а

разгрузки —

мощностью

140 л .

с.

и весом

400 сек. Трасса состоит из трех участков

 

 

 

 

15 тс

 

 

 

Тяговые

(табл. 8).

 

 

 

 

 

 

Пере­

Скорость

усилия

на

Расчет

начинаем

с

определения

крюке

(на

дача

движения«

горизонталь­

возможного числа прицепов в поезде

 

 

км/ч

ной площад­

 

 

 

ке),

кгс (дан)

(табл.

9).

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

Принимаем число прицепов п = 2.

 

2,38

14 400

Расчет

тракторного

транспорта

и

 

4,21

 

7400

сводим

в

таблицу (табл.

10).

 

іи

 

5,80

 

5400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

 

7,87

 

3600

 

Таблица 5

Характеристика

трассы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффи­

сопротив­

Коэффи­

 

Номер

 

 

 

 

 

 

ление

Длина

Характеристика

дорог

Подъем і

циент

движе­

циент

участ­

качения

нию гусе­

сцепле­

участка

ка

 

 

 

 

 

 

 

і

ничного

ния 9

/. м

хода оут

1

2

3

Грунтовая в плохом состоянии

Грунтовая усовершенствованная

Грунтовая

0,04

0,12

0,08

0,06

500

0,3

0,03

0,05

0,9

1200

0,1

0,08

0,06

0,7

300

Таблица 9. Определение числа прицепов

 

 

 

 

 

Переда­

 

 

 

 

 

Номер

Возможная сила тяги

по сцеплению

ча,

на ко­

Возможное число

прицепов.

торой

участ­

кгс (дан).

Формула (87)

 

 

может

 

Формула

(98)

 

 

ка

 

 

 

 

Двигаться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трактор

 

 

 

 

 

1

(срг Wt)

=

 

 

и

 

Д-гр —

,

 

 

 

= (0,6— 0,08) 15000 = 7800

 

 

 

„ — ^кр

тр 1

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Q + 0)(f + і)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 4 0 0 - 1 5 0 0 0

0,04

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

12000 (0,12 + 0,04) 3

2

(0,9— 0,05)

15000 = 12750

 

 

I

п ~

1 2 7 5 0 - 1 5 0 0 0 - 0 ,3

 

 

 

 

12000(0,03 + 0,3)

~

2

 

 

 

 

 

 

 

3

(0,7— 0,06) 15000 = 9600

 

 

!

п ~

9 6 0 0 - 1 5 0 0 0 - 0 ,1

~

3

 

 

 

 

 

 

 

12000 (0 ,0 8 + 0,1)

Примечание. На I

передаче сила

тяги

двигателя используется не пол­

ностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность

рейса

 

 

 

 

 

 

 

 

Г р с =

( Х ^ ;/) г р +

(Щі ) пор +

/загр +

^pasrp

= 2490 + 920 +

2 . 600 +

 

 

 

+ 2 • 400 = 5410 сек.

 

 

 

 

Техническая производительность тракторного поезда

 

 

 

 

гг

_

3,6nQ

3,6

• 2 • 8000

10

Т{Ч.

 

 

 

 

11 техн —

----

 

5410

 

 

 

 

 

 

ро

 

 

 

 

 

 

80


 

Т а б л и ц а

10.

Сводная

таблица тяговых расчетов тракторного транспорта

Номер

U м

 

І

FKp, кгс

Пере­

 

 

 

<(89)

 

 

по (96),

V, км/ч

t, сек

 

участ­

f

дача

Vсек

ка

 

 

(97)

 

 

по

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

 

 

 

 

г' р у ж е н ы й п о е з д

 

 

 

 

1

500

0,12

0,04

4440

іи

5,80

 

310

1,06

300

2

1200

0,03

0,3

12 400

I

2,38

 

1800

1,03

1880

3

300

0,08

0,1

5820

и

4,21

 

260

1,07

280

 

2 I =

2000

 

 

 

 

 

(2 / у ) гр =

2490

 

 

 

 

Порожний поезд

 

 

 

 

3

300

0,08

-0 ,1

___

IV

7,87

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1200

0,03

— 0,3

IV

7,87

I

900

1,02

 

1

500

0,12

—0,04

40

IV

7,87

J

 

 

 

 

2 I = 2000

 

 

 

 

 

(х ^ п о р = 920

§16. Тяговые расчеты тягачей

сземлеройно-транспортными машинами

Динамическая характеристика навесного скрепера. При работе колесных скреперов применяются гусеничные и пневмоколесные тягачи. Тракторы-тягачи работают с прицепными колесными скрепе­ рами, а пневмоколесные тягачи — с навесными скреперами.

Для гусеничных тракторов-тягачей, вследствие небольших ско­ ростей движения, силу тяги трактора на каждой передаче можно принимать постоянной, т. е. так же, как и при тракторных поездах.

Для навесных скреперов, работающих с тягачами на пневмоколесном ходу, необходимо учитывать изменение силы тяги в пре­ делах каждой передачи в зависимости от скорости. В этом случае установившуюся скорость удобно определять, пользуясь динами­ ческой характеристикой навесного скрепера, подобной той, кото­

рая приведена на рис. 63.

 

характеристиками необходимо

Для пользования динамическими

установить загрузку ковша

 

 

 

 

QK = ! ^

L

T,

 

(101)

где <7— емкость ковша скрепера, м3;

 

скрепера

разрыхленным

/Снап — коэффициент наполнения

ковша

грунтом;

грунта в ковше;

 

kp— коэффициент разрыхления

 

7 — объемная масса грунта по целику,

т/м3.

 

Например, динамическая характеристика навесного скрепера с

пневмоколесным тягачом (q — 15 м3) составлена при

максимальной

загрузке ковша 30 т. Необходимо определить величину устано-

вившейся скорости, если - ^ = 0 , 9 ; т = 1,8 Тім3\ коэффициент

ßp

качения / = 0,065 и подъем пути і = 0,035.

V* 6 3-786

81


По формуле

(101)

определяем загрузку

ковша

 

 

QK= 15 • 1 ,8 -0 ,9 ^2

4

т.

 

По рис.

63

(зная

также,

что D = / +

i =

0,1) находим устано­

вившуюся

скорость,

которая

будет 10 км/ч,

а коэффициент сцеп­

ления шин с дорогой

не должен быть менее 0,15.

Тяговые расчеты гусеничных тракторов с прицепными скрепе­ рами. Техническая производительность скрепера определяется из

выражения

 

 

Птеін = —j

T ™n м3Іч,

(102)

р

ц

 

где Т ц — продолжительность цикла, сек.

Необходимое тяговое усилие создается соответствующими тяга­ чами (табл. 11), а при необходимости — толкачами.

82

 

Т а б л и ц а 11. Техническая

характеристика

отечественных

скреперов

 

Показатели

 

 

Емкост

ковша

Я* м*

 

 

 

3

в 1

ю 1

15

15

 

 

 

Тип

скрепера ..............................................................

 

 

Прицепные

 

Навес-

Вес

порожнего скрепера

р, т с

2,3

6,6

9,6

16,3

ной

16,3

Ширина резания Ь, м .............................................

л. с

1,9

2,76

2,8

2,9

2,9

Мощность тягача-трактора,

74

100

180

250

 

 

Продолжительность цикла скрепера Г„ слагается:

 

 

 

 

1.

Из

времени

копания

грунта

при скорости Ѵі

в км/ч*,

 

 

 

 

 

 

 

h =

3.6Z * • 1,5

сек>

 

 

 

 

0 03)

 

 

 

 

 

 

----^ -----

 

 

 

 

 

где Івб — длина пути

набора

грунта,

м, а

1,5 — коэффициент,

учи­

тывающий время на

поднятие и опускание

ковша

при его запол­

нении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В свою очередь,

 

 

 

9(1 + т)#н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iнб

 

 

 

 

 

 

(104)

 

 

 

 

 

 

 

 

сЬ/г_

М ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где т — отношение

объема

 

призмы

волочения,

накапливающейся

 

 

перед ковшом, к его емкости

(табл.

12);

(глубина

резания),

 

с — средняя

толщина

срезаемой

стружки

 

 

(см. табл. 12), м;

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b — ширина резания,

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

12.

Примерные значения

параметров

для расчета производительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колесных скреперов

 

 

 

 

 

Объемная

 

Коэффи­

Коэффициент

Средняя

Коэффициент

 

 

 

 

 

 

циент раз­

толщина

 

 

Грунты

 

масса 7 »

 

рыхления

призмы воло­

стружки

наполнения

 

 

 

 

 

 

кг/м8

 

 

ftp

 

чения X

 

с, м

ковша К Нап

П е с о к

.........................

 

 

 

1600

 

 

1,2

 

0,27

 

0,15

 

0,9

Суглинок и супесь .

 

1700

 

 

1,3

 

0,1

 

0,1

 

1,2

Глина

.........................

 

 

 

1800

 

 

1,35

 

0,05

 

0,05

 

1,0

 

2. Из времени

движения

при

груженом и порожнем

скрепере

 

 

 

 

 

^2 “Ь *3

 

 

№ С У

 

 

 

 

 

(105)

 

 

 

 

 

 

 

1VL + 3 b lL ceKt

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

rp

 

ипор

 

 

 

 

 

Іа — расстояние транспортирования,

ж;

и порожнего скре­

1>гр,

цПор — установившиеся скорости

груженого

 

 

 

перов,

км/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Подробные

теоретические

 

и

экспериментальные

исследования

см.

Ю.

А.

В е т р о в ,

«Резание грунтов землеройными

машинами», М„ «Машино­

строение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V» 6*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

83


Куг, Куп — соответствующие

этим

скоростям

коэффициенты, учи­

 

тывающие

ускорения,

замедления и переключения пе­

 

редач (см. формулу 89).

/4.

При нормальной

3. Из времени на разгрузку

скрепера

влажности грунта

(не более

10—15%) для

скреперов с емкостью

ковша

<7 = 2,25- ь 2,75 ж3,

время

^ ^ 1 5 сек',

при # = 6 -т-10 ж3

время ^4 = 20 сек,

а при q — 15 ж3

— 30 сек.

 

 

4.

Из времени на

повороты

 

 

 

 

 

 

ts

=

ntпои

сек,

 

(106)

где п — количество поворотов

за цикл;

 

 

^пов — время поворота; /ПОв ~ 1 2 — 15 сек.

Чтобы определить скорости груженого и порожнего прицепного скрепера, следует подсчитать необходимые тяговые усилия на крю­ ке тоактора.

При груженом скрепере

 

 

 

 

г вр = ( GCKP 4-

 

(/ ± І ) ± GTpi кгс

(дан),

(107)

при порожнем

 

 

 

 

F"KP= GCKp (/Т г')Т GTpi кгс (дан).

 

(108)

Здесь GCKp — вес скрепера,

кгс

(дан)',

 

 

GTp — вес трактора,

кгс

(дан)',

кг/м3 (см. табл.

j — объемная масса грунта в плотном теле,

12);

качения на уплотненной дороге, при­

/ — коэффициент

близительно равный 0 ,1, а, на разрыхленной

0 ,2 ;

і— уклон скреперной дороги (плюс при подъеме и минус при^ спуске).

Зная величины F' и Р"лр нетрудно по

заводской

характерис­

тике трактора

найти на каких передачах и с какими

скоростями

будет двигаться

скрепер.

набора

грунта

следует приме­

В тех случаях, когда

во время

нить и толкач, количество скреперов N, которое может обслужить

толкач, подсчитывается

по выражению

 

 

 

 

 

N =

3 ,6 /нб • 1,5

, 3 ,6 / нб

tn

 

 

(109)

 

 

иі

 

 

 

 

 

 

 

скрепера, сек;

 

 

где Гц — продолжительность цикла

 

 

/нб — длина

пути набора, ж;

 

на I и III

передачах, км/ч;

Vi, Dm — скорости движения толкача

t0— время на подход толкача

к

скреперу,

tQ^

40—60 сек.

В формуле (109) учитывается, что толкач сопровождает скре­ пер при наборе грунта, затем возвращается в начало участка набо­ ра для обслуживания следующего скрепера.

Для навесных скреперов скорости движения, как указывалось выше, определяются по динамической характеристике пневмоколес-

84