Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Для примера составим динамическую характеристику автосамо свала грузоподъемностью 27 тс. Полный вес автосамосвала G — 48 тс,
вес порожнего |
автосамосвала G0 = 2 1 тс, |
сцепной вес Gcu. — 32,4 тс, |
|
площадь лобового сопротивления |
F = 10,7 м2, радиус колеса с уче |
||
том деформации шины г = 0,74 м, |
общие передаточные числа I пере |
||
дачи— 39,64; |
II — 22,56; III— 11,28. |
(3), приведены в табл. 3. |
|
Скорости, |
подсчитанные по формуле |
Таблица 3. Зависимость скорости движения от числа оборотов турбины
Число оборотов турбины гст в мин
П ере |
516 |
174 |
дача |
|
|
I |
3 ,6 |
1,2 |
и |
6,3 |
2,1 |
і и |
12,6 |
4,2 |
0 |
1003 |
1 |
1170 |
1 |
1280 |
1 |
1520 |
1627 |
1962 |
2250 |
|
Скорости |
движения |
V, км/ч |
|
|
|
||||
__ |
7 |
|
8,2 |
|
9 |
|
10,7 |
11,4 |
13,8 |
15,8 |
12,4 |
|
•14,4 |
|
15,8 |
|
18,7 |
20,1 |
24,2 |
27,8 |
|
— |
2 4 ,8 |
|
28,8 |
|
31,6 |
|
37,4 |
40,2 |
48,4 |
55,6 |
Величины Рк, WwaD, подсчитанные по формулам (5), (13) и (26), приведены в табл. 4.
Таблица 4. Зависимость динамического фактора от числа оборотов турбины
|
Обоз |
|
|
Число оборотов |
турбины |
п т в мин |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пере |
наче |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние |
516 |
174 |
0 |
1003 |
1170 |
1280 |
1520 |
1627 |
1962 |
2250 |
|
дача |
пока |
||||||||||
|
зате |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
р к |
11300 |
15000 |
17350 |
6942 |
6217 |
5688 |
4664 |
4340 |
3827 |
2650 |
|
— |
— |
— |
— |
— |
4 ,6 |
7 |
8 |
11 |
14 |
|
|
o ' |
0 ,2 3 |
0,31 |
0,36 |
0,14 |
0,13 |
0,1 1 0 |
0,097 |
0,09 |
0,079 |
0,054 |
|
Р к |
6430 |
8558 |
9875 |
3890 |
3486 |
3200 |
2620 |
2430 |
2300 |
1480 |
п |
|
|
— |
9 |
13 |
14 |
20 |
23 |
33 |
45 |
|
|
— |
— |
|||||||||
|
D W |
0,133 |
0,178 |
0,2 |
0,08 |
0,072 |
0,066 |
0,054 |
0,05 |
0,0 4 6 |
0,03 |
|
Р к |
3190 |
4256 |
4918 |
2000 |
1750 |
1600 |
1320 |
1220 |
1160 |
750 |
|
9 ,7 |
|
|
36 |
50 |
55 |
78 |
92 |
132 |
178 |
|
і и |
W w |
— |
— |
||||||||
|
D W |
0,066 |
0,0 8 8 |
0,1 |
0,04 |
0,035 |
0,032 |
0,025 |
0,0 2 3 |
0,021 |
0,011 |
Динамическая характеристика автосамосвала грузоподъемностью 27 тс на основании данных табл. 3 и 4 приведена на рис. 61.
Шкала динамического фактора порожнего автомобиля
Do |
2 ,3Z). |
Ограничения по сцеплению при ср = 0,2
DC4 = 0,2. ^ ^ 0 , 1 3 ;
74
при 9 == 0,3 |
|
А * = 0,3. ^ « |
0 ,2 . |
Определение скорости движения. |
При определении скорости |
и времени равномерного движения автомобиля удобно пользоваться такой табличной формой:
Номер |
Длина |
Подъем |
Коэффи |
Динами |
Установив |
Время дви |
( + ) или |
циент |
ческий |
шаяся ско |
жения по |
||
участка |
участка |
уклон |
качения |
фактор |
рость дви |
участку |
трассы |
1, м |
< -) |
f |
D |
жения V, |
іь сек |
|
|
1 |
|
|
км/ч |
|
1 |
:2 |
3 |
А |
5 |
6 |
7 |
I
Таблица по такой форме составляется отдельно для груженого и для порожнего автомобиля. Время этого движения (£/)рр и ( Е /) Пор получается суммированием полученных чисел графы 7.
Для определения коэффициента, учитывающего ускорения и за медления /Су, по формуле (73) определяется установившаяся средняя
75
скорость по всей трассе ѵср. Эта скорость получается на основании данных таблицы:
для груженого автомобиля
|
гр |
|
3 ,6 2 / |
|
. |
|
|
/г \і\ |
|
|
Уср= |
|
|
км/ч; |
|
|
(91) |
||
для порожнего автомобиля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г,п°р _ |
|
3 ,6 2 / |
К М / Ч . |
|
|
(92) |
||
|
1/Ср |
•— |
|
|
|
|
|||
|
|
|
(« )п о р |
|
|
|
|
||
Значение Ку в зависимости |
|
от £/ |
и иср приведены |
на |
рис. 62. |
||||
Как |
было указано в §6, |
при положительной величине динами |
|||||||
ческого |
фактора установившаяся скорость |
движения |
определяется |
||||||
с помощью динамической характеристики автомобиля. |
|
|
|||||||
Однако, если / — г < 0, т. е. |
требуется |
применить торможение, |
|||||||
скорость |
торможения необходимо определять по формуле |
(58), ис |
|||||||
ходя из двойного пути торможения 2ST: |
|
|
|
||||||
|
о = V 130 ST (ср— і) км/ч. |
|
|
(93) |
Подсчет расхода топлива производится по формуле (80) отдельно для груженого Ga и порожнего G0 автомобилей. При этом исполь зуют величину скорости движения, полученную по формулам (91) и (92).
76
Средневзвешенную величину f ± і получают после заполнения графы 5 приведенной выше табличной формы
г |
I £ |
D\h |
РгЬ Ч~ Dak ~Ь • |
• • |
(94) |
|
|
h + І2+ h + ' |
|
||
|
|
|
|
||
Естественно, что |
при |
f — і |
< 0 величина |
«отрицательного» ди |
намического фактора не учитывается, так как происходит торможе ние с выключенным двигателем.
Пример тяговых расчетов. При больших объемах земляных ра бот грунт транспортируют автосамосвалы грузоподъемностью 27 тс. Загрузка осуществляется одноковшовым экскаватором. Продолжи
тельность загрузки с маневрированием |
/загр = |
500 сек, |
а разгрузки |
||||
на отвалах іразтр = |
200 сек. Трасса состоит из трех участков |
(табл. 5). |
|||||
|
|
|
Таблица 5. |
Характеристика трассы |
|||
а* |
|
|
|
Подъ |
я |
•&. в |
|
|
Характеристика дороги |
§ н к |
|
||||
I? |
|
ем і |
•&È5 |
|
|||
|
|
|
|
s is |
|
|
|
X >, |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Грунтовая |
в |
забое ..................................... |
0 |
0,06 |
0,2 |
1200 |
2 |
Грунтовая |
усовершенствованная . . . . |
0,12 |
0,03 |
0,3 |
3000 |
|
3 |
Грунтовая |
на |
отвале ................................. |
0 |
0,08 |
0,2 |
2300 |
Тормозной путь |
5Т установлен 5 м. |
Расчет сводим в табли |
цу (табл. 6). |
|
|
Таблица 6. Сводная |
таблица тяговых расчетов |
автомобильного транспорта |
Номер
участка |
1 , |
М |
|
|
|
1 |
|
2 |
/ |
f |
D = f ± l |
|
д |
3,6/ |
и , к м / ч |
t |
— ---- , с е к |
|||
|
|
|
|
|
V |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
|
|
|
Г р у ж е н ы й а в т о м о б и л ь |
|
|
||
1 |
1200 |
0 |
0,06 |
0,06 |
17 |
260 |
|
2 |
3000 |
0,12 |
0,03 |
0,15 |
6,5 |
1680 |
|
3 |
2300 |
|
0 |
0,08 |
0,08 |
14 |
590 |
|
2 1 = |
6500 |
м |
|
|
|
(2 <)гр = 2530 |
|
|
|
П о р о ж н и й а в т о м о б и л Ь |
|
|
||
3 |
2300 |
|
0 |
0,08 |
0,08 |
25 |
330 |
2 |
3000 |
|
-0 ,1 2 |
0,03 |
—0,09 |
11 |
990 |
1 |
1200 |
|
0 |
0,06 |
0,06 |
32 |
140 |
|
2 I = |
6500 м |
|
|
|
(2 0 пор = 1460 |
Скорости для тягового режима в табл. 6 определены по динами ческой характеристике автосамосвала (см. рис. 61).
Для тормозного режима порожнего автомобиля на участке 2 по формуле (93) скорость
V= V 130 • 5 (0,3 — 0, 12) « 11 км/ч.
77
Среднюю скорость движения груженого автомобиля определяем по формуле (91)
|
|
г/р — |
3,6 |
• 6500 |
А |
|
|
||
|
|
2530 |
9 км/ч. |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Средняя скорость |
движения |
порожнего |
автомобиля по форму |
||||||
ле |
(92) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гпор = |
316_6500_ібклі/ч |
|
|||||
Средневзвешенную величину / + і подсчитываем по формуле (94) |
|||||||||
для груженого автомобиля |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
f ± і = |
0 ,0 6 • 1200 + |
0,15 • |
3000 + |
0,08 |
• 2300 , −0,1; |
|||
|
|
|
|
1200 + |
3000 + 2300 |
|
|||
для |
порожнего автомобиля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, , . |
0,08 |
2300 + |
0,06 |
• 1200 |
:0,08. |
|||
|
f ± t = |
------ |
2300 + |
1200 |
|||||
|
Величина коэффициента, учитывающего ускорения и замедления |
||||||||
(см. |
рис. 62): |
|
при £/ = 6500 м и |
= 9 км/ч |
|||||
для |
груженого автомобиля |
||||||||
|
|
|
/СУг ~ |
1,02; |
|
|
для порожнего автомобиля при £/ = 3500 м и іЯ°р = 16 км/ч
Куп = 1,03.
Продолжительность рейса определяем по формуле (69)
Грс = 1,02 • 2530 + 1,03 • 1460 + 500 + 200 = 4800 сек.
Техническая производительность автомобиля по формуле (68)
п |
„ о |
27000 |
ОА |
К теки — |
0 , 6 |
"JgQo' ~ |
2 0 Т/Ч . |
для |
Расход топлива по формуле (80): |
|
|
||
груженого |
автомобиля |
|
|
|
|
|
|
100(48000 . 0,1 + |
°’07 - і у ■9i j |
||
|
а. г |
2 7 QQ . 0 |
gg |
|
^ 10 KS НЗ 100 KMf |
для |
порожнего |
автомобиля |
|
|
162J |
|
|
100 ^21000 • 0,08 + |
-°'07 ' '^ 7 ' |
||
|
■da.n = |
2700 • 0,85 |
~ |
~ 75кг на 100 км. |
|
Определение |
пропускной способности |
автодороги. В ряде слу |
чаев необходимо решать вопрос о пропускной способности автодо роги или о числе ее полос движения.
78
Исходя из безопасного интервала между машинами LG, опре
деляемого по формуле |
(59), |
часовую |
пропускную способность |
||
одной полосы движения |
находим по следующему выражению: |
/ПС. |
|||
Л'час = |
ЮОО |
- машин |
в час, |
||
V ■, |
(95) |
где Кн — коэффициент, учитывающий неравномерность движения, который может приниматься равным 2 .
Зная грузоподъемность автомобиля и число рабочих часов в смене, месяце или году, нетрудно определить соответствующую пропускную способность дороги в тоннах.
§ 15. Тяговые расчеты тракторного транспорта
Формулы для тяговых расчетов. В условиях строительных площадок угол наклона дорог а не превышает 15—16°. Поэтому можно принимать c o s a ^ l, а sin a ^ tg a = г.
Таким образом, упрощаются формулы, приведенные в § 12. Сила тяги на крюке груженого поезда
^кр = п (Q + G) (/ ± |
i) ± GTVi кгс (дан). |
(96) |
|||
Сила тяги на крюке порожнего поезда |
|
|
|||
FnoP= n G ( f ^ i ) |
+ |
GTpt кгс |
(дан). |
(97) |
|
Здесь Q— вес груза прицепа, |
кгс |
(дан); |
|
|
|
G — вес порожнего прицепа, кгс (дан); |
|
||||
GTP— вес трактора, кгс (дан). |
поезде |
определяется, |
исходя |
||
Количество прицепов -в тракторном |
|||||
из движения груженого поезда на |
подъем, |
т. е. |
|
||
F rp — G i |
|
|
|||
Г кр |
итр1 |
|
(98) |
||
п — (Q+ |
G) (/ + і) • |
|
Однако формула (98) действительна только в том случае, если соблюдается неравенство (87), т. е. отсутствует буксование гусениц.
Расход топлива трактором определяется примерно так же, как и расход топлива автомобилем.
Для груженого поезда
„ |
£е[°тр(“Ѵ |
+ |
+ |
кг . |
/nm |
Л т - F — |
|
2700тг)т |
|
100 к м ' |
' щ |
для порожнего поезда
А |
_ Se [°тр (wr т 0 + nG(/ Т *’)] |
кг |
СІПО'І |
т п |
2700т)т |
100 к м ' |
|
Пример тяговых расчетов. На перевозке строительных материа лов применяются тракторные поезда, состоящие из трактора мощностью 140 л. с. (табл. 7), пневмоколесных прицепов, грузо подъемностью 8 тс, собственным весом 4 тс. Продолжительность
79