Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для примера составим динамическую характеристику автосамо­ свала грузоподъемностью 27 тс. Полный вес автосамосвала G — 48 тс,

вес порожнего

автосамосвала G0 = 2 1 тс,

сцепной вес Gcu. — 32,4 тс,

площадь лобового сопротивления

F = 10,7 м2, радиус колеса с уче­

том деформации шины г = 0,74 м,

общие передаточные числа I пере­

дачи— 39,64;

II — 22,56; III— 11,28.

(3), приведены в табл. 3.

Скорости,

подсчитанные по формуле

Таблица 3. Зависимость скорости движения от числа оборотов турбины

Число оборотов турбины гст в мин

П ере­

516

174

дача

 

 

I

3 ,6

1,2

и

6,3

2,1

і и

12,6

4,2

0

1003

1

1170

1

1280

1

1520

1627

1962

2250

 

Скорости

движения

V, км/ч

 

 

 

__

7

 

8,2

 

9

 

10,7

11,4

13,8

15,8

12,4

 

•14,4

 

15,8

 

18,7

20,1

24,2

27,8

2 4 ,8

 

28,8

 

31,6

 

37,4

40,2

48,4

55,6

Величины Рк, WwaD, подсчитанные по формулам (5), (13) и (26), приведены в табл. 4.

Таблица 4. Зависимость динамического фактора от числа оборотов турбины

 

Обоз­

 

 

Число оборотов

турбины

п т в мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пере­

наче­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние

516

174

0

1003

1170

1280

1520

1627

1962

2250

дача

пока­

 

зате­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

р к

11300

15000

17350

6942

6217

5688

4664

4340

3827

2650

 

4 ,6

7

8

11

14

 

o '

0 ,2 3

0,31

0,36

0,14

0,13

0,1 1 0

0,097

0,09

0,079

0,054

 

Р к

6430

8558

9875

3890

3486

3200

2620

2430

2300

1480

п

 

 

9

13

14

20

23

33

45

 

 

D W

0,133

0,178

0,2

0,08

0,072

0,066

0,054

0,05

0,0 4 6

0,03

 

Р к

3190

4256

4918

2000

1750

1600

1320

1220

1160

750

 

9 ,7

 

 

36

50

55

78

92

132

178

і и

W w

 

D W

0,066

0,0 8 8

0,1

0,04

0,035

0,032

0,025

0,0 2 3

0,021

0,011

Динамическая характеристика автосамосвала грузоподъемностью 27 тс на основании данных табл. 3 и 4 приведена на рис. 61.

Шкала динамического фактора порожнего автомобиля

Do

2 ,3Z).

Ограничения по сцеплению при ср = 0,2

DC4 = 0,2. ^ ^ 0 , 1 3 ;

74


при 9 == 0,3

 

А * = 0,3. ^ «

0 ,2 .

Определение скорости движения.

При определении скорости

и времени равномерного движения автомобиля удобно пользоваться такой табличной формой:

Номер

Длина

Подъем

Коэффи­

Динами­

Установив­

Время дви­

( + ) или

циент

ческий

шаяся ско­

жения по

участка

участка

уклон

качения

фактор

рость дви­

участку

трассы

1, м

< -)

f

D

жения V,

іь сек

 

 

1

 

 

км/ч

 

1

:2

3

А

5

6

7

I

Таблица по такой форме составляется отдельно для груженого и для порожнего автомобиля. Время этого движения (£/)рр и ( Е /) Пор получается суммированием полученных чисел графы 7.

Для определения коэффициента, учитывающего ускорения и за­ медления /Су, по формуле (73) определяется установившаяся средняя

75

скорость по всей трассе ѵср. Эта скорость получается на основании данных таблицы:

для груженого автомобиля

 

гр

 

3 ,6 2 /

 

.

 

 

/г \і\

 

Уср=

 

 

км/ч;

 

 

(91)

для порожнего автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г,п°р _

 

3 ,6 2 /

К М / Ч .

 

 

(92)

 

1/Ср

•—

 

 

 

 

 

 

 

(« )п о р

 

 

 

 

Значение Ку в зависимости

 

от £/

и иср приведены

на

рис. 62.

Как

было указано в §6,

при положительной величине динами­

ческого

фактора установившаяся скорость

движения

определяется

с помощью динамической характеристики автомобиля.

 

 

Однако, если / — г < 0, т. е.

требуется

применить торможение,

скорость

торможения необходимо определять по формуле

(58), ис­

ходя из двойного пути торможения 2ST:

 

 

 

 

о = V 130 ST (срі) км/ч.

 

 

(93)

Подсчет расхода топлива производится по формуле (80) отдельно для груженого Ga и порожнего G0 автомобилей. При этом исполь­ зуют величину скорости движения, полученную по формулам (91) и (92).

76


Средневзвешенную величину f ± і получают после заполнения графы 5 приведенной выше табличной формы

г

I £

D\h

РгЬ Ч~ Dak ~Ь •

• •

(94)

 

 

h + І2+ h + '

 

 

 

 

 

Естественно, что

при

f і

< 0 величина

«отрицательного» ди­

намического фактора не учитывается, так как происходит торможе­ ние с выключенным двигателем.

Пример тяговых расчетов. При больших объемах земляных ра­ бот грунт транспортируют автосамосвалы грузоподъемностью 27 тс. Загрузка осуществляется одноковшовым экскаватором. Продолжи­

тельность загрузки с маневрированием

/загр =

500 сек,

а разгрузки

на отвалах іразтр =

200 сек. Трасса состоит из трех участков

(табл. 5).

 

 

 

Таблица 5.

Характеристика трассы

а*

 

 

 

Подъ­

я

•&. в

 

 

Характеристика дороги

§ н к

 

I?

 

ем і

•&È5

 

 

 

 

 

s is

 

 

X >,

 

 

 

 

 

 

 

1

Грунтовая

в

забое .....................................

0

0,06

0,2

1200

2

Грунтовая

усовершенствованная . . . .

0,12

0,03

0,3

3000

3

Грунтовая

на

отвале .................................

0

0,08

0,2

2300

Тормозной путь

5Т установлен 5 м.

Расчет сводим в табли­

цу (табл. 6).

 

 

Таблица 6. Сводная

таблица тяговых расчетов

автомобильного транспорта

Номер

участка

1 ,

М

 

 

1

 

2

/

f

D = f ± l

 

д

3,6/

и , к м / ч

t

---- , с е к

 

 

 

 

 

V

3

4

5

6

 

7

 

 

 

Г р у ж е н ы й а в т о м о б и л ь

 

 

1

1200

0

0,06

0,06

17

260

2

3000

0,12

0,03

0,15

6,5

1680

3

2300

 

0

0,08

0,08

14

590

 

2 1 =

6500

м

 

 

 

(2 <)гр = 2530

 

 

 

П о р о ж н и й а в т о м о б и л Ь

 

 

3

2300

 

0

0,08

0,08

25

330

2

3000

 

-0 ,1 2

0,03

—0,09

11

990

1

1200

 

0

0,06

0,06

32

140

 

2 I =

6500 м

 

 

 

(2 0 пор = 1460

Скорости для тягового режима в табл. 6 определены по динами­ ческой характеристике автосамосвала (см. рис. 61).

Для тормозного режима порожнего автомобиля на участке 2 по формуле (93) скорость

V= V 130 • 5 (0,3 — 0, 12) « 11 км/ч.

77


Среднюю скорость движения груженого автомобиля определяем по формуле (91)

 

 

г/р —

3,6

• 6500

А

 

 

 

 

2530

9 км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя скорость

движения

порожнего

автомобиля по форму­

ле

(92)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гпор =

316_6500_ібклі/ч

 

Средневзвешенную величину / + і подсчитываем по формуле (94)

для груженого автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

f ± і =

0 ,0 6 • 1200 +

0,15 •

3000 +

0,08

• 2300 , 0,1;

 

 

 

 

1200 +

3000 + 2300

 

для

порожнего автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

, , .

0,08

2300 +

0,06

• 1200

:0,08.

 

f ± t =

------

2300 +

1200

 

Величина коэффициента, учитывающего ускорения и замедления

(см.

рис. 62):

 

при £/ = 6500 м и

= 9 км/ч

для

груженого автомобиля

 

 

 

/СУг ~

1,02;

 

 

для порожнего автомобиля при £/ = 3500 м и іЯ°р = 16 км/ч

Куп = 1,03.

Продолжительность рейса определяем по формуле (69)

Грс = 1,02 • 2530 + 1,03 • 1460 + 500 + 200 = 4800 сек.

Техническая производительность автомобиля по формуле (68)

п

„ о

27000

ОА

К теки

0 , 6

"JgQo' ~

2 0 Т/Ч .

для

Расход топлива по формуле (80):

 

 

груженого

автомобиля

 

 

 

 

 

100(48000 . 0,1 +

°’07 - і у ■9i j

 

а. г

2 7 QQ . 0

gg

 

^ 10 KS НЗ 100 KMf

для

порожнего

автомобиля

 

 

162J

 

 

100 ^21000 0,08 +

-°'07 ' '^ 7 '

 

■da.n =

2700 • 0,85

~

~ 75кг на 100 км.

Определение

пропускной способности

автодороги. В ряде слу­

чаев необходимо решать вопрос о пропускной способности автодо­ роги или о числе ее полос движения.

78


Исходя из безопасного интервала между машинами LG, опре­

деляемого по формуле

(59),

часовую

пропускную способность

одной полосы движения

находим по следующему выражению:

/ПС.

Л'час =

ЮОО

- машин

в час,

V ■,

(95)

где Кн — коэффициент, учитывающий неравномерность движения, который может приниматься равным 2 .

Зная грузоподъемность автомобиля и число рабочих часов в смене, месяце или году, нетрудно определить соответствующую пропускную способность дороги в тоннах.

§ 15. Тяговые расчеты тракторного транспорта

Формулы для тяговых расчетов. В условиях строительных площадок угол наклона дорог а не превышает 15—16°. Поэтому можно принимать c o s a ^ l, а sin a ^ tg a = г.

Таким образом, упрощаются формулы, приведенные в § 12. Сила тяги на крюке груженого поезда

^кр = п (Q + G) (/ ±

i) ± GTVi кгс (дан).

(96)

Сила тяги на крюке порожнего поезда

 

 

FnoP= n G ( f ^ i )

+

GTpt кгс

(дан).

(97)

Здесь Q— вес груза прицепа,

кгс

(дан);

 

 

G — вес порожнего прицепа, кгс (дан);

 

GTP— вес трактора, кгс (дан).

поезде

определяется,

исходя

Количество прицепов -в тракторном

из движения груженого поезда на

подъем,

т. е.

 

F rp — G i

 

 

Г кр

итр1

 

(98)

п — (Q+

G) (/ + і)

 

Однако формула (98) действительна только в том случае, если соблюдается неравенство (87), т. е. отсутствует буксование гусениц.

Расход топлива трактором определяется примерно так же, как и расход топлива автомобилем.

Для груженого поезда

£е[°тр(“Ѵ

+

+

кг .

/nm

Л т - F —

 

2700тг)т

 

100 к м '

' щ

для порожнего поезда

А

_ Se [°тр (wr т 0 + nG(/ Т *’)]

кг

СІПО'І

т п

2700т)т

100 к м '

 

Пример тяговых расчетов. На перевозке строительных материа­ лов применяются тракторные поезда, состоящие из трактора мощностью 140 л. с. (табл. 7), пневмоколесных прицепов, грузо­ подъемностью 8 тс, собственным весом 4 тс. Продолжительность

79