Файл: Фиделев А.С. Автотракторный транспорт в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ч |
(0,85—0,92) |
только в |
||||
0,8 |
относительно |
неболь |
||||
шом диапазоне режима |
||||||
06 |
работы. |
Для увеличе |
||||
0,4 |
ния |
этого |
диапазона |
|||
|
применяют |
комплекс |
||||
0,2 |
ные |
гидротрансформа |
||||
О |
торы, сочетающие в од |
|||||
О 02 0.4 0,6 0,8 IО |
ном |
механизме |
свой |
|||
ö |
||||||
ства |
гидротрансформа |
|||||
а |
тора |
и |
гидромуфты. |
|||
Рис. 20. Комплексный гидротрансформатор: |
Особенностью |
кон |
||||
а — схема; б — характеристика |
струкции |
комплексного |
||||
|
гидротрансформатора |
(рис. 20 а) является то, что реактор 4 в нем закреплен на неподвиж ной втулке 2 не жестко, а установлен на муфте 3 свободного хода. При числе оборотов ведомого вала 1, значительно меньшем числа оборотов ведущего вала 7 (двигателя), поток жидкости из турбин ного колеса 6 ударяется в лопатки реактора 4 с тыльной стороны и этим заклинивает его неподвижно на муфте 3. Вся система рабо тает как гидротрансформатор.
При снижении нагрузки на ведомом валу 1 и значительном повы шении числа оборотов турбинного колеса 6 жидкость ударяет в ли цевую поверхность реактора 4, муфта 3 свободного хода расклини вается, реактор 4 начинает вращаться вместе с насосным колесом 5. Система работает как гидромуфта.
Как видно из характеристики (рис. 20,6), к. п. д. комплексного гидротрансформатора значительно благоприятнее, чем у односту пенчатого.
Для расширения диапазона передаточных чисел силовой пере дачи автомобиля гидротрансформатор устанавливают в сочетании с механической двухили трехступенчатой коробкой передач, так называемая гидромеханическая трансмиссия. Эта трансмиссия дает возможность обеспечить работу гидротрансформатора в зоне наи более благоприятных значений к. п. д.
Несмотря на большой вес и стоимость гидромеханической пере дачи по сравнению со ступенчатыми передачами, она успешно при меняется на большегрузных автосамосвалах и мощных гусеничных тракторах, так как эффект саморегулирования позволяет повышать производительность и топливную экономичность машин.
Кроме того гидромеханическая трансмиссия обладает защитны ми свойствами — не имеет жестких кинематических связей и поэто му уменьшает динамические нагрузки, чем повышает срок служ бы деталей силовой трансмиссии и двигателя внутреннего сгорания; улучшает плавность движения и ускоряет разгон машин; создает лучшие условия для труда водителя.
На рис. 21 приведен одноступенчатый комплексный гидротран сформатор с двумя реакторами и трехступенчатой коробкой пере дач. Передачи переключаются фрикционными муфтами. Такая гид-
28
Рис. 21. Комплексный гидротрансформатор с двумя реакторами и |
трехступенча |
||||||
той |
коробкой передач с фрикционными муфтами переключения: |
|
|
|
|||
/ _ |
реакторы; 2 — крышка корпуса гидротрансформатора; 3 — турбинное колесо; |
4 — стенка |
|||||
картера; 5 — насосное колесо; 6 — ведущая шестерня первой передачи; 7 — ведущая |
шестер |
||||||
ня третьей передачи; 8 — ведущая |
шестерня второй передачи; 9 — картер |
коробки |
передач; |
||||
10 — ведущая шестерня |
заднего |
хода; 11 — ведущий вал |
коробки передач; |
12 — ведомая |
|||
шестерня заднего хода; |
1 3 — ведомый вал коробки передач; |
14 — ведомая |
шестерня |
второй |
|||
передачи; 15 — ведомая |
шестерня третьей передачи; 16 — ведомая шестерня первой передачи; |
||||||
17 — питающие насосы |
|
|
|
|
|
|
ромеханическая трансмиссия применяется на автосамосвалах гру-
зоподъемностью |
20—40 г. |
У х о д з а |
г и д р о м е х а н и ч е с к о й т р а н с м и с с и е й |
включает: проверку уровня масла, доливку и смену его; регулиров ку отдельных элементов.
Карданная передача. Крутящий момент от вторичного вала ко робки передач передается главной передаче ведущего моста при помощи карданной передачи. Карданная передача позволяет пере давать вращение от одного вала к другому под меняющимся углом а (рис. 22).
29
|
|
В двухосных автомобилях с |
||
|
|
передним ведущим мостом и в |
||
|
|
многоосных автомобилях уста |
||
|
|
навливается |
также |
дополни |
|
|
тельная карданная |
передача |
|
|
|
между коробкой передач и раз |
||
|
|
даточной коробкой. При нали |
||
|
|
чии переднего |
ведущего моста |
|
Рис. 22. Схема |
карданной передачи |
карданная передача |
необходи |
|
автомобиля: |
|
ма также для передачи крутя |
||
/ — коробка передач; 2 — вал; 3 — ведущий |
щего момента от полуоси к по |
|||
мост; 4 — рессора; |
5 — рама |
|||
|
|
ворачивающемуся |
переднему |
ведущему колесу (см. рис. 18). Наиболее распространена на современных автомобилях двойная карданная передача с жесткими карданными шарнирами на иголь
чатых подшипниках.
Карданные шарниры устроены следующим образом. На конце ведомого вала коробки передач закреплена вилка 1 (рис. 23). Вторая вилка 3 с фланцем 4 установлена на переднем конце кар данного вала, передающего вращение на заднюю ось. В проуши ны вилок входят шипы крестовины 2 и устанавливаются в них на бронзовых или стальных втулках. Такое устройство дает возмож ность передавать вращение от одного вала к другому под меня ющимися углами.
При движении автомобиля по неровной дороге меняется не только угол между валами, но и расстояние между задней осью и коробкой передач. В связи с этим одна из вилок кардана соединя ется с валом при помощи шлицев, допускающих осевое смещение вилки вдоль вала. Для смазки шлицевого соединения установлена масленка 8.
Чтобы уменьшить трение и износ карданного шарнира, между втулками и шипами крестовины устанавливаются игольчатые под шипники 6. Сальник 7 предотвращает вытекание масла из подшип ников и попадание грязи на них. Предохранительный клапан 5 про пускает часть масла из крестовины при повышении его давления.
30
12
Рис. 24. Карданная передача с двумя валами
На двухосных автомобилях с приводом на задний мост применя ется карданная передача с двумя карданными валами — главным
ипромежуточным.
Втакой передаче (рис. 24) трубчатый главный карданный вал 3 имеет по обоим концам приваренные наконечники 4 с вилками карданных шарниров. Задний карданный шарнир соединяет вал с валом заднего ведущего моста. Передняя вилка с помощью кресто вины 5 соединена с вилкой 6, шлицованный хвостовик 9 которой входит в шлицевую втулку 10, приваренную к заднему концу про межуточного вала 11. Полость шлицевой втулки заполняется смаз
кой через масленку 1. Шлицевая втулка уплотнена на хвостовике сальником 7 с крышкой, навернутой на втулку на резьбе. Сколь зящее соединение защищено от загрязнения резиновым гофриро ванным чехлом 2. Передний конец промежуточного вала 11 с по мощью карданного шарнира 12 соединен с вторичным валом ко робки передач. Промежуточный вал установлен на промежуточной опоре 8, прикрепленной к поперечине рамы автомобиля.
Карданные шарниры 8 (см. рис. 18), устанавливаемые на перед них ведущих колесах автомобилей, должны работать при больших углах отклонения — до 30—35°. Поэтому полуоси таких колес име ют шариковые карданные шарниры (рис. 25), обеспечивающие равные угловые скорости вращения этих полуосей при повороте ав томобиля.
Главная передача. Вращение от карданного вала к ведущим по луосям, расположенным под углом 90° к продольной оси, передает ся при помощи главной передачи.
Главная передача служит для понижения числа оборотов, пере даваемых от двигателя на колеса, и увеличения на них тягового усилия.
Таким образом, усилия при передаче от двигателя к ведущим колесам автомобиля изменяются два раза: первый раз — в коробке передач, где передача устанавливается водителем в зависимости от сопротивления движению автомобиля, а второй раз — в главной передаче, передаточное число которой для данного автомобиля по стоянно и не может быть изменено в зависимости от условий дви жения.
31
2 3
Рис. 25. Шариковый карданный шарнир:
/ — полуось; 2 — полусфера; 3 — канавки-гнезда для шаров 9; 4 — полусфе ра; 5 — полуось; 6 — стопорная шпилька пальца 7; 7 — палец для фикса ции шара 8; 8 — центрирующий шар; 9 — шары
Устройство главной передачи показано на рис. 26. Малая веду щая шестерня 2 жестко связана с карданным валом, а большая ведомая шестерня 1 через механизм дифференциала , и полуоси соединяется с ведущими колесами. Чаще применяются конические шестерни со спиральными зубьями. Такие шестерни обеспечивают плавное зацепление и бесшумную работу. Успешно применяются гипоидные передачи — бесшумные и более долговечные.
На грузовых автомобилях часто применяется двойная глазная передача (рис. 27), состоящая из двух пар шестерен, находящихся в постоянном зацеплении. Из них одна пара — конические шестер ни, а другая пара — цилиндрические шестерни. В этом случае вра щающий момент увеличивается последовательно в обеих парах ше стерен. Поэтому при такой передаче необходимое передаточное чис ло достигается при сравнительно малых размерах шестерен.
Рис. 26. Главная передача авто |
Рис. 27. Двойная главная |
передача: |
мобиля с коническими шестернями |
/ — ведущий вал; 2 — малая |
коническая ше |
и спиральными зубьями |
стерня; 3 — большая коническая шестерня; 4— |
|
|
малая цилиндрическая шестерня; 5 — большая |
цилиндрическая шестерня; 6 — коробка диф ференциала
32