Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ГАЗА ПРИ УТЕЧКАХ

ЧЕРЕЗ КОЛЬЦА

ъ

Расход газа через неплотности поршневых колец для каж­ дого участка индикаторной диаграммы подсчитывается іпо об­ щепринятой формуле .истечения

üfGyT= ^ - t 5 Snp] / ^ - ^ ,

(28)

где ц — коэффициент расхода для данного вида неплотностей, /(=0,9854-0,975 —'поправочный коэффициент, учитывающий вязкость газов утечжіи, Ssnp —среднее значение площади про­ света уплотнения, ф — экспериментальная расходная функция.

Использовать формулы ■ Ф—

—над­

критическое истечение;

— под-

* = V

. ( 2 9 >

критическое истечение для расчета' функции истечения в этом случае не представляется возможным, так как выражения ('29) не могут быть применены для лабиринтов уплотнения, обра­ зованного последовательным рядом поршневых колец с раз­ личной по .величине площадью проходного сечения у каждого кольца.

В выражениях ,(28) и (29) принято:

Яо — давление среды, в которую происходит истечение; Рк и Ѵф — параметры газа над поршнем;

t — время, в течение которого подсчитывается утечка. Аналогичной является и расчетная методика, принятая в

работах А. А. Чапчаева, И. Л. Лютова, С.

Фурухам а [42],

[27],

[40].

 

К. Энглиш [47] для расчета утечек рекомендует выраже­

ние

 

 

 

G^P/резЛ У 273Т/Т гІСеК’

^

где Рі — давление перед последним кольцом, ата; t\ — температура газов перед кольцом, °С;

ц—коэффициент истечения (для сверхкритической обла­ сти ц=0,24).

/рез —проходное сечение.

Однако выражение (30) применимо, каік отмечает К. Энг­

56


лиш, для случаев, когда давление ів уплотняемом пространстве постоянно. Кроме того, реальное уплотнение заменено простым сечением, величина которого принималась примерно 0,4 мм2 на каждые 1О0 мм диаметра .цилиндра. Такая величина про­ ходных сечений соответствует новому двигателю в период при­ работки.

При расчете утечек по выражению (28) для каждого из участков параметры Ро и Рк іпіриниімаются неизменными, что справедливо для бесконечно большого числа участков, а ог­ раничение числа участков (m=3fi) незначительно снижает точность расчета. Истечение газов через неплотности принято адиабатическим, средние значения показателей адиабаты і«іК» на линиях сжатия « расширения выбраны в соответствии с ре­ комендациями, имеющимися в литературе.

Для двухтактных двигателей весь .процесс истечения газов за цикл условно можно разделить на три периода:

Первый период — утечка газов из камеры сгорания через неплотности норш-невых колец) продувочные и выпускные ок­ на в ресивер продувочного воздуха и выпускной коллектор. В первом .периоде имеет .место истечение в надкритической обла­ сти. Утечка в картер в этот период также имеет место.

Второй .период —утечка газов ,в картер с момента открытия до закрытия выпускных окон происходит в .надкритической и подкритической области.

Третий период —после закрытия выпускных окон и начала сжатия до начала горения. Протекает в подкритической и над­ критической областях.

Для четырехтактных дизелей .разделение йа периоды доста­ точно производить по величине перепада давления над порш­ нем и в картере.

Подразделение на периоды является условным и сделано с целью выявления участков по. углу поворота коленчатого вала, когда утечки достигают наибольших значений.

Основные утечки происходят за I и III периоды, когда дав­ ление в цилиндре является наибольшим. Если для четырех­ тактного дизеля утечка газов на участке сжатия снижает ко­ эффициент избытка воздуха при .сгорании а, увеличивает по­ тери^ мощности в целом за .цикл и влияет на индккаторные и эффективные показатели, то для двухтактных дизелей влияние утечек на показатели рабочего процесса является более слож­ ным.

В этом случае утечки оказывают влияние не только на пе-

57

речислѳняые показатели, а также на .процесс .наполнения дви­ гателя. При этом в каждом из периодов утечки оказывают раз­ личное .влияние на .изменение -параметров рабочаго процесса. В первом .периоде увеличение утечек приводит, в основном, к увеличению .коэффициента -остаточных газов уг и .возрастанию температуры заряда Та. Совместное влияние этих дЬух фак­ торов в конечном -счете приводит к снижению коэффициента наполнения гр,. Утечка газов во втором периоде незначитель­ ная и -существенного влияния на параметры рабочего процесса не оказывает. В третий период .рост утечек, в основном, при­ водит к снижению а, что предопределяет дальнейшие измене­ ния в характере протекания рабочего процесса.

■Особенностями истечения газов .в двухтактных двигателях является наличие подпора из ресивера 'продувочного воздуха, повышающего давление за последним кольцом, а также умень­ шение прорыва газов в картер -ввиду утечки части газов в ре­ сивер .продувочного воздуха и выпускной коллектор. Однако в -первом -периоде имеет место утечка газов .в картер, происхо­ дящая вследствие того, что междукольцевые объемы .при дви­ жении .в районе продувочных и выпускных -окон не успевают полностью разгрузиться, что отмечалось рядом исследовате­ лей [47], [52], а также было отмечено автором при .проведении экспериментов на двигателях Д 19/30. (Еще менее вероятна разгрузка междукольцевых объемов для четырехтактных дн-- зелен).

Имеющий место подпор из ресивера продувочного воздуха не -оказывает существенного влияния на расход газов, так как при давлениях продувочного воздуха в 1004-200 мм рт. от., что имеет место в -большинстве безладду-вных двигателей, 'отно­ шение Ро!Рк изменяется незначительно.

Расчет ра-схода газов утечки для иодкріитической и надкри­ тической областей истечения производится -по уравнению (28). При этом значение функции ф сл-еду-ет определять по экспе­ риментально полученной зависимости от перепада Давления

іНеобходимость использования такой зависимо­

сти вызвана тем, что тип и геометрические -соотношения данно­ го лабиринтного -уплотнения не позволяют при -определении расхода'газа применять рекомендации, имеющиеся в-техни­ ческой литературе, например, для лабиринтных уплотнений турбин.

Недостаточно исследован вопрос и о характер-е течения га­ зов -в уплотнении. В -связи с этим автором было проведено эк-

58



4

опериментальное исследование по определению критического перепада давления в уплотнении данного вида.

На специально оборудованном стенде (отсек двигателя с неподвижным поршнем, устаноівленным вблизи НМТ) наме­ рялся расход воздуха при постоянном давлении над поршнем, величина которого изменялась .в широких пределах от Р?. до

•минимального, равного 2,5 ата.

В этом случае критический перепад давлений достигается

тоігда, когда значение функции ф, определенное из

.выраже­

ния (28), достигает максимума и в дальнейшем остается не­

изменным.

 

 

Решая выражение для ф относительно

-^)

, спреде-

 

'*к/ кр

 

ляем его значение. Значения функции истечения ф и соответ-

 

р

приведены в таібл. 8.

 

 

 

ствующие им р2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8

 

/ С = 1 . 4 1

 

 

 

К = 1 , 3 3

 

~ Ро

+

Ро

іЬ

Ро

 

Ро

Ф

Pit

Рк

Рк

 

Рк

 

 

 

 

 

 

0 ,1

1 , 1 2

0 , 0 6 0

0 , 8 3

0 , 1

1 , 0 4

0 , 0 6 0

0 , 7 6

0 ,0 9 5

1 , 0 9

0 , 0 5 5

0 , 8 0

0 , 0 9 5

1 ,0 1

0 . 0 5 5

0 , 7 2

0 , 0 9 0 '

1 , 0 6

0 , 0 5 0

0 , 7 5

0 , 0 9 0

0 , 9 8

0 , 0 5 0

0 , 0 6 8

0 , 0 8 5

1 , 0 2

0 , 0 4 5

0 , 7 0

0 , 0 8 5

0 , 9 4

0 , 0 4 5

0 , 6 3

0 , 0 8 0

0 , 9 9

0 , 0 4 0

0 , 6 5

0 , 0 8 0

0 , 9 1

0 , 0 4 0

0 , 5 9

0 0 7 5

0 , 9 5

0 . 0 3 5

0 , 6 0

0 , 0 7 5

0 , 8 7

0 , 0 3 5

0 , 5 4

0 , 0 7 0

0 ,9 1

0 , 0 3 0

0 . 5 5

0 , 0 7 0

. 0 , 8 4

0 , 0 3 0

0 , 4 9

0 , 0 6 5

0 , 8 9

0 , 0 2 5

0 , 4 9

0 , 0 6 5

0 , 8 0

0 , 0 2 5

0 , 4 3

Для уплотнения из 5-ти колец величина

(^")к >

-в зави­

симости от степени изношенности деталей ЦПГ, приведена в табл. 9.

Для уплотнения из пяти колец И. Л. Лютовым [27] экспе-.

риментально определенная величина

( ^ ) K =0,0244-^-0,021.

При значительных .наносах в этой работе .критический перепад давлений не определялся. Несколько заниженное значение

(р2) в указанной работе следует объяснять тем .обстоя­

тельством, что при расчетах утечек было принято .завышенное значение коѳфіфициента расхода. (Подробнее о выборе Значе­ ния коэффициента расхода говорится в § 3 данной главы).

59


При проведении экспериментов по определению критиче­ ских перепадов давлений площади проісветов у каждого из ко­ лец изменялись в тех же пределах, которые имели место при проведении моторных испытаний. Было установлено, что для лабиринтного уплотнения из 4-х и 5-й колец критический пе­

репад давлений —0,04ч-і0Д)9, причем величина его в

значительной степени зависит от изношенности поршневых ко­ лец и цилиндровых втулок.

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

 

Состояние уплотнения

 

(Рo/^>k)k[>

Новая

цилиндровая

втулка

и новые

поршневые

 

кольца (4=0,007%)

 

 

поршневые

0 , 0 4 7

Изношенные цилиндровые втулки и

 

кольца (величина относительной площади про­

 

света)

 

 

 

)

 

0 . 0 8 S

S

просвета

,

= 0 ,0 6

 

 

о=~г------------100—

 

 

’ о поршня

 

 

 

 

Изношенные цилиндровые втулки и новые кольца

 

(величина относительной площади просвета)

0 , 0 9

S просвета

 

= 0 ,0 9

)

 

 

S

поршня

’ ®

 

 

При наличии у каждого из колец критического перепада давлений =0,535 общее критическое отношение давле­

ний для лабиринта из 5-и колец в первом приближ-еінии будет равно произведению -критических отношений давлений для каждого из колец. В этом случае общее критическое отноше­

ние давлений составит (^-)кр =0,0435, что довольно близко-

к экспериментально определенному критическому перепаду для цилиндра с малыми износами деталей ЦПГ.

Величина критического перепада давлений, эксперимен­ тально определенная для всего лабиринта, имеет условное зна­

чение,

так как характеризует истечение ігазоі через все уплот­

нение,

а не на отдельных его участках.

\

Анализируя характер течения газов через кольцевое уплот­ нение, наиболее .вероятным является предположение о том, чтокритический перепад давления устанавливается на одном коль­ це, имеющем наименьшую площадь проходного сечения для

60