ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ГАЗА ПРИ УТЕЧКАХ
ЧЕРЕЗ КОЛЬЦА
ъ
Расход газа через неплотности поршневых колец для каж дого участка индикаторной диаграммы подсчитывается іпо об щепринятой формуле .истечения
üfGyT= ^ - t 5 Snp] / ^ - ^ , |
(28) |
где ц — коэффициент расхода для данного вида неплотностей, /(=0,9854-0,975 —'поправочный коэффициент, учитывающий вязкость газов утечжіи, Ssnp —среднее значение площади про света уплотнения, ф — экспериментальная расходная функция.
Использовать формулы ■ Ф— |
—над |
критическое истечение; |
— под- |
* = V |
. ( 2 9 > |
критическое истечение для расчета' функции истечения в этом случае не представляется возможным, так как выражения ('29) не могут быть применены для лабиринтов уплотнения, обра зованного последовательным рядом поршневых колец с раз личной по .величине площадью проходного сечения у каждого кольца.
В выражениях ,(28) и (29) принято:
Яо — давление среды, в которую происходит истечение; Рк и Ѵф — параметры газа над поршнем;
t — время, в течение которого подсчитывается утечка. Аналогичной является и расчетная методика, принятая в
работах А. А. Чапчаева, И. Л. Лютова, С. |
Фурухам а [42], |
|
[27], |
[40]. |
|
К. Энглиш [47] для расчета утечек рекомендует выраже |
||
ние |
|
|
|
G^P/резЛ У 273Т/Т гІСеК’ |
^ |
где Рі — давление перед последним кольцом, ата; t\ — температура газов перед кольцом, °С;
ц—коэффициент истечения (для сверхкритической обла сти ц=0,24).
/рез —проходное сечение.
Однако выражение (30) применимо, каік отмечает К. Энг
56
лиш, для случаев, когда давление ів уплотняемом пространстве постоянно. Кроме того, реальное уплотнение заменено простым сечением, величина которого принималась примерно 0,4 мм2 на каждые 1О0 мм диаметра .цилиндра. Такая величина про ходных сечений соответствует новому двигателю в период при работки.
При расчете утечек по выражению (28) для каждого из участков параметры Ро и Рк іпіриниімаются неизменными, что справедливо для бесконечно большого числа участков, а ог раничение числа участков (m=3fi) незначительно снижает точность расчета. Истечение газов через неплотности принято адиабатическим, средние значения показателей адиабаты і«іК» на линиях сжатия « расширения выбраны в соответствии с ре комендациями, имеющимися в литературе.
Для двухтактных двигателей весь .процесс истечения газов за цикл условно можно разделить на три периода:
Первый период — утечка газов из камеры сгорания через неплотности норш-невых колец) продувочные и выпускные ок на в ресивер продувочного воздуха и выпускной коллектор. В первом .периоде имеет .место истечение в надкритической обла сти. Утечка в картер в этот период также имеет место.
Второй .период —утечка газов ,в картер с момента открытия до закрытия выпускных окон происходит в .надкритической и подкритической области.
Третий период —после закрытия выпускных окон и начала сжатия до начала горения. Протекает в подкритической и над критической областях.
Для четырехтактных дизелей .разделение йа периоды доста точно производить по величине перепада давления над порш нем и в картере.
Подразделение на периоды является условным и сделано с целью выявления участков по. углу поворота коленчатого вала, когда утечки достигают наибольших значений.
Основные утечки происходят за I и III периоды, когда дав ление в цилиндре является наибольшим. Если для четырех тактного дизеля утечка газов на участке сжатия снижает ко эффициент избытка воздуха при .сгорании а, увеличивает по тери^ мощности в целом за .цикл и влияет на индккаторные и эффективные показатели, то для двухтактных дизелей влияние утечек на показатели рабочего процесса является более слож ным.
В этом случае утечки оказывают влияние не только на пе-
57
речислѳняые показатели, а также на .процесс .наполнения дви гателя. При этом в каждом из периодов утечки оказывают раз личное .влияние на .изменение -параметров рабочаго процесса. В первом .периоде увеличение утечек приводит, в основном, к увеличению .коэффициента -остаточных газов уг и .возрастанию температуры заряда Та. Совместное влияние этих дЬух фак торов в конечном -счете приводит к снижению коэффициента наполнения гр,. Утечка газов во втором периоде незначитель ная и -существенного влияния на параметры рабочего процесса не оказывает. В третий период .рост утечек, в основном, при водит к снижению а, что предопределяет дальнейшие измене ния в характере протекания рабочего процесса.
■Особенностями истечения газов .в двухтактных двигателях является наличие подпора из ресивера 'продувочного воздуха, повышающего давление за последним кольцом, а также умень шение прорыва газов в картер -ввиду утечки части газов в ре сивер .продувочного воздуха и выпускной коллектор. Однако в -первом -периоде имеет место утечка газов .в картер, происхо дящая вследствие того, что междукольцевые объемы .при дви жении .в районе продувочных и выпускных -окон не успевают полностью разгрузиться, что отмечалось рядом исследовате лей [47], [52], а также было отмечено автором при .проведении экспериментов на двигателях Д 19/30. (Еще менее вероятна разгрузка междукольцевых объемов для четырехтактных дн-- зелен).
Имеющий место подпор из ресивера продувочного воздуха не -оказывает существенного влияния на расход газов, так как при давлениях продувочного воздуха в 1004-200 мм рт. от., что имеет место в -большинстве безладду-вных двигателей, 'отно шение Ро!Рк изменяется незначительно.
Расчет ра-схода газов утечки для иодкріитической и надкри тической областей истечения производится -по уравнению (28). При этом значение функции ф сл-еду-ет определять по экспе риментально полученной зависимости от перепада Давления
іНеобходимость использования такой зависимо
сти вызвана тем, что тип и геометрические -соотношения данно го лабиринтного -уплотнения не позволяют при -определении расхода'газа применять рекомендации, имеющиеся в-техни ческой литературе, например, для лабиринтных уплотнений турбин.
Недостаточно исследован вопрос и о характер-е течения га зов -в уплотнении. В -связи с этим автором было проведено эк-
58
4
опериментальное исследование по определению критического перепада давления в уплотнении данного вида.
На специально оборудованном стенде (отсек двигателя с неподвижным поршнем, устаноівленным вблизи НМТ) наме рялся расход воздуха при постоянном давлении над поршнем, величина которого изменялась .в широких пределах от Р?. до
•минимального, равного 2,5 ата.
В этом случае критический перепад давлений достигается
тоігда, когда значение функции ф, определенное из |
.выраже |
|
ния (28), достигает максимума и в дальнейшем остается не |
||
изменным. |
|
|
Решая выражение для ф относительно |
-^) |
, спреде- |
|
'*к/ кр |
|
ляем его значение. Значения функции истечения ф и соответ- |
|||||||
|
р |
приведены в таібл. 8. |
|
|
|
||
ствующие им р2 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Таблица 8 |
|
|
/ С = 1 . 4 1 |
|
|
|
К = 1 , 3 3 |
|
|
~ Ро |
+ |
Ро |
іЬ |
Ро |
|
Ро |
Ф |
Pit |
Рк |
Рк |
|
Рк |
|||
|
|
||||||
|
|
|
|
||||
0 ,1 |
1 , 1 2 |
0 , 0 6 0 |
0 , 8 3 |
0 , 1 |
1 , 0 4 |
0 , 0 6 0 |
0 , 7 6 |
0 ,0 9 5 |
1 , 0 9 |
0 , 0 5 5 |
0 , 8 0 |
0 , 0 9 5 |
1 ,0 1 |
0 . 0 5 5 |
0 , 7 2 |
0 , 0 9 0 ' |
1 , 0 6 |
0 , 0 5 0 |
0 , 7 5 |
0 , 0 9 0 |
0 , 9 8 |
0 , 0 5 0 |
0 , 0 6 8 |
0 , 0 8 5 |
1 , 0 2 |
0 , 0 4 5 |
0 , 7 0 |
0 , 0 8 5 |
0 , 9 4 |
0 , 0 4 5 |
0 , 6 3 |
0 , 0 8 0 |
0 , 9 9 |
0 , 0 4 0 |
0 , 6 5 |
0 , 0 8 0 |
0 , 9 1 |
0 , 0 4 0 |
0 , 5 9 |
0 0 7 5 |
0 , 9 5 |
0 . 0 3 5 |
0 , 6 0 |
0 , 0 7 5 |
0 , 8 7 |
0 , 0 3 5 |
0 , 5 4 |
0 , 0 7 0 |
0 ,9 1 |
0 , 0 3 0 |
0 . 5 5 |
0 , 0 7 0 |
. 0 , 8 4 |
0 , 0 3 0 |
0 , 4 9 |
0 , 0 6 5 |
0 , 8 9 |
0 , 0 2 5 |
0 , 4 9 |
0 , 0 6 5 |
0 , 8 0 |
0 , 0 2 5 |
0 , 4 3 |
Для уплотнения из 5-ти колец величина |
(^")к > |
-в зави |
симости от степени изношенности деталей ЦПГ, приведена в табл. 9.
Для уплотнения из пяти колец И. Л. Лютовым [27] экспе-.
риментально определенная величина |
( ^ ) K =0,0244-^-0,021. |
При значительных .наносах в этой работе .критический перепад давлений не определялся. Несколько заниженное значение
(р2) в указанной работе следует объяснять тем .обстоя
тельством, что при расчетах утечек было принято .завышенное значение коѳфіфициента расхода. (Подробнее о выборе Значе ния коэффициента расхода говорится в § 3 данной главы).
59
При проведении экспериментов по определению критиче ских перепадов давлений площади проісветов у каждого из ко лец изменялись в тех же пределах, которые имели место при проведении моторных испытаний. Было установлено, что для лабиринтного уплотнения из 4-х и 5-й колец критический пе
репад давлений —0,04ч-і0Д)9, причем величина его в
значительной степени зависит от изношенности поршневых ко лец и цилиндровых втулок.
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
|
Состояние уплотнения |
|
(Рo/^>k)k[> |
|||
Новая |
цилиндровая |
втулка |
и новые |
поршневые |
|
|
кольца (4=0,007%) |
|
|
поршневые |
0 , 0 4 7 |
||
Изношенные цилиндровые втулки и |
|
|||||
кольца (величина относительной площади про |
|
|||||
света) |
|
|
|
) |
|
0 . 0 8 S |
S |
просвета |
, |
= 0 ,0 6 |
|
|
|
о=~г------------100— |
|
|
||||
’ о поршня |
|
|
|
|
||
Изношенные цилиндровые втулки и новые кольца |
|
|||||
(величина относительной площади просвета) |
0 , 0 9 |
|||||
S просвета |
|
= 0 ,0 9 |
) |
|
|
|
S |
поршня |
’ ® |
|
|
При наличии у каждого из колец критического перепада давлений =0,535 общее критическое отношение давле
ний для лабиринта из 5-и колец в первом приближ-еінии будет равно произведению -критических отношений давлений для каждого из колец. В этом случае общее критическое отноше
ние давлений составит (^-)кр =0,0435, что довольно близко-
к экспериментально определенному критическому перепаду для цилиндра с малыми износами деталей ЦПГ.
Величина критического перепада давлений, эксперимен тально определенная для всего лабиринта, имеет условное зна
чение, |
так как характеризует истечение ігазоі через все уплот |
|
нение, |
а не на отдельных его участках. |
\ |
Анализируя характер течения газов через кольцевое уплот нение, наиболее .вероятным является предположение о том, чтокритический перепад давления устанавливается на одном коль це, имеющем наименьшую площадь проходного сечения для
60