ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Расчет утечек для исходного (нового) двигателя и двигателя с изношенными цилиндровыми втулками без корректирования индикаторных' |
Таблица 1 |
диаграмм |
|
при УѴо = !00%. Исходный вариант S'juP= 3,6 мм2; і вариант Si:np = 16 мм2 |
|
участ |
|
Номера |
ков |
0
1
2'
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
МО
41
|
|
Параметры |
средней |
точки |
участка |
|
(Г |
|
|
Исходный |
вариант |
Вариант 1 |
||||
ІО° пкв1 |
Участок н° |
|
|
|
|
|
Р |
|
1 / |
Р -Ш |
dt с е к |
9- |
V 0.7 |
(тпі - |
|
|
поворота |
5 |
|
V см3 |
|
|
1 |
V |
■У= 1,0 |
<7,n ~ |
|||||||
с м |
|
1ср |
V м 3і к г |
|
||||||||||||
|
к в |
|
|
|
|
tCZjCM2 |
|
|
|
|
|
d Oyj K2 |
Om—1 —(7m |
l1Gy-j K2 |
Gnv --0 ПК |
|
285° |
280—290 |
|
12,29 |
|
41,30 |
|
1,545 |
0,653 |
|
154 |
0,00278 |
0,317 |
0,036-10-5 |
631,97-10-5 0,228-40-5. 631,77-10-5 |
||
292,5 |
290—295 |
|
10,891 |
|
3577,6 |
|
2,208 |
0,566 |
|
197 |
0,00139 |
0,35 |
0,024- 10-r> |
631.94-10-5 |
0,152-10-5 631,62-10-5 |
|
297,5 |
295—300 |
|
9,576 |
|
3204,8 |
|
2,603 |
0,509 |
|
226 |
0,00139 |
0,366 |
0,029-IO-5 |
631,91 • IO-5 |
0,183-10-5 631,44-10-5 |
|
302,5 |
300—305 |
|
8,295 |
|
2841,6 |
|
3,393 |
0,45 |
|
274 |
0,00139 |
0,392 |
0,038-10-5 |
631,87-IO-5 |
0,238-10-5 631,20-10-5 |
|
307,5 |
305—310 |
|
7,067 |
|
2493,5 |
|
4,333 |
0,395 |
|
329 |
0,00139 |
0,413 |
0,048-IO-5 |
631,83-10-5 |
0,306-10-5 630,89-10-5 |
|
312,5 |
310—315 |
|
5,9 |
|
2162,7 |
|
5,393 |
0,343 |
|
396 |
0,00139 |
0,426 |
0,059 -10-5 |
631,77-10-5 |
0,377-10-5 630,52-10-5 |
|
317,5 |
315—320 |
|
4,807 |
|
1852,8 |
|
6,773 |
0,294 |
|
478 |
0,00139 |
0,43 |
0,072-IO-5 |
631,70-10-5 |
0,457-10-5 630,06-10-5 |
|
322,5 |
320—325 |
|
3,801 |
|
1567,6 |
|
8,603 |
0,248 |
|
587 |
0,00139 |
0,43 |
0,089-IO-5 |
631,61-40-5 |
0,564-10-5 629,50-10-5 |
|
327,5 |
325—330 |
|
2,895 |
|
1311,0 |
|
И, 133 |
0,208 |
|
732 |
0,00139 |
0,43 |
0.11-10-5 |
631,50-10-5 0,698-IO“5 628,80-10-5 |
||
332,5 |
330—335 |
|
2,097 |
' |
1084,5 |
|
13,933 |
0,173 |
|
952 |
0,00139 |
0,43 |
0,144-10-5 |
631,35-10-5 |
0,911-10-5 627,89-10-5 |
|
337,5 |
335—340 |
|
1,419 |
892,3 |
|
18,233 |
0,141 |
|
ИЗО |
0,00139 |
0,43 |
0Л7-10-5 |
631,18-10-5 |
1,08-10-5 |
626,81-10-5 |
|
342,5 |
340—345 |
|
0,855 |
|
735,1 |
|
24,633 |
0,116 |
|
1460 |
0,00139 |
0,43 |
0,219-10-5 |
630,96-10-5 |
1,4-10-5 |
625,41-10-5 |
347;5 |
345—350 |
|
0,44'4 |
|
615,9 |
|
30,033 |
0,098 |
|
1750 |
0,00139 |
0,43 |
0,263-10-5 |
630,70-:10-5 |
1,68-10-5 |
623,73-10-5 |
352,5 |
350—355 |
|
0,46 |
|
535,8 |
|
36,733 |
0,0852 |
2080 |
0,00139 |
Q,43 |
0,31-10-5 |
630,39-10-5 |
1,96-10-5 |
621,77-10-5 |
|
357,5 |
355—360 |
|
0,016 |
|
494,5 |
|
48,233 |
0,0786 |
2480 |
0,00139 |
0,43 |
0,374-UO-s |
630,02-10-5 |
2,38-10-5 |
619,39-10-5 |
|
2,5 |
0—5 |
|
0,016 |
|
494,5 |
|
61,033 |
0,0786 |
2790 |
0,00139 |
0,43 |
0,421-10-5 |
629,594-10-5 |
2,7-10-5 |
616,69-10-5 |
|
7,5 |
5—10 |
|
0,16 |
|
535,8 |
|
62.833 |
0.0854 |
|
2720 |
0,00139 |
0,43 |
0,418-10-5 |
629,48-10-5 |
2,5-10-5' |
.614,19-10-5 |
12,5 |
10—15 |
|
0,444 |
|
615,9 |
|
60,033 |
0,0981 |
|
2480 |
0,00139 |
0,43 |
0,385-10-5 |
628,79-10-5 |
2,37-10-5 |
611,82-10-5 |
17,5 |
- 15—20 |
|
0,855 |
|
735,1 |
|
52,233 |
0,117 |
|
2120 |
0,00139 |
0,43 |
0,319-10-5 |
628,47-10-5 |
2,03-10-5 |
609,79-10-5 |
22,5 |
20—25 |
|
1,419 |
|
892,3 |
|
42,933 |
0,142 |
|
1740 |
0,00139 |
0,43 |
0,262-10-5 |
628,21 - IO“5 |
1,67-10-5 |
608,42-10-5 |
27,5 |
25—30 |
|
2,097 |
|
1084.5 |
|
33,033 |
0,173 |
|
1390 |
0,00139 |
0,43 |
0,212-10-5 |
628,00-10-5 |
1,ЗЫ10-5 |
606,81-10-5 |
32,5 |
30—35 |
|
2,896 |
|
1311 |
|
26,333 |
0,209 |
|
1430 |
0,00139 |
0,43 |
0,17-10-5 |
627,83-10-5 |
1,08-10-5 |
605,73-40-5 |
37,5 |
35—40 |
. |
3,801 |
|
1567,6 |
|
21,433 |
0,25 |
|
927 |
0,00139 |
0,43 |
0.14-10-5 |
627,69-10-5 |
0,89-10-5 |
604,74-10-5 |
42,5 |
40—45 |
4,807 |
|
1852,8 |
|
17,233 |
0,295 |
|
765 |
0,00139 |
0,43 |
0,116-10-5 |
627,57-10-5 |
0,735-10-5 604,00-10-5 |
||
. 47,5 |
45—50 |
|
59 |
|
2162,7 |
|
14,333 |
0,345 |
|
645 |
0,00139 |
0,43 |
0,096-10-5 |
627,47-10-5 |
0,612-10-5 603,39-10-5 |
|
52,5 |
50—55 |
|
7,067 |
|
2493,5 |
|
12,333 |
0,398 |
|
559 |
0.00139 |
0,43 |
0,084-10-5 |
627,38-10-5 |
0,53-10-5 |
602,86-10-5 |
57,5 |
55—60 |
|
8,295 |
|
2841,6 |
|
9,513 |
0,454 |
|
458 |
0,00139 |
0,43 |
0,069-ll0-5 |
627,31-10-5 0,437IO“5 602,42-10-5 |
||
62,5 |
60—65 |
|
9,576 |
|
3204,8 |
|
8,833 |
0,512 |
|
415 |
0,00139 |
0,43 |
0,063-10-5 |
627,25-10-5 |
0,398-10-5 602,03-10-s |
|
67,5 |
65—70 |
|
10,891 |
|
3577,6 |
|
7,433 |
0,571 |
|
361 |
0,00139 |
0,43 |
0,054-10-5 |
627,20-10-5 |
0,344-10-5 601,68-10-5 |
|
72,5 |
70—75 |
|
12,228 |
|
3956,6 |
|
6,153 |
0,63 |
|
313 |
0,00139 |
0,43 |
0,047-10-5 |
627,15- IO-5 |
0,3-10-5 |
601,38-10-E |
77,5 |
75—80 |
|
13,579 |
|
4339.7 |
|
5,333 |
0,681 |
|
280 |
0,00139 |
0,43] |
0,042-10-5 |
627,11-10-5 |
0,268-10-5 601,11-10-5 |
|
82,5 |
80—85 |
|
14,8 |
|
4678,4 |
|
4,518 |
0,746 |
|
246 |
0,00139 |
0,416 |
0,037-il0-5 |
627,07-10-5 |
0,235-10-5 600,88-10-5 |
|
87,5 |
85—90 |
|
16,71 |
|
5218,9 |
|
3,953 |
0,833 |
|
218 |
0,00139 |
0.406 |
0,030-10-5 |
627,04-10-5 |
0,192-10-5 600,69-10-5 |
|
92,5 |
90—95 |
|
17,68 |
|
5493,44 |
|
3,823 |
0,879 |
|
208 |
0,00139 |
0,403 |
0,029-10-5 |
627,02-10-5 |
0,181-10-5 600,50-10-5 |
|
97,5 |
95—100 |
|
18,877 |
|
5832,19 |
|
3,599 |
0,93 |
|
197 |
0,00139 |
0,398 |
0,027-10-.5 |
626,99-10-5 0,174-10-s 600,33-10-5 |
||
102,5 |
100—'105 |
|
20,01 |
|
6152,83 |
|
3,383 |
0,983 |
|
185 |
0,00139 |
0,384 |
0,025-10-5 |
626,96-40-5 |
0,158-10-5 600,17-10-5 |
|
107,5 |
105—110 |
|
21,13 |
|
6459,8 |
|
3,183 |
1,033 |
|
176 |
0,00139 |
0,386 |
0,024-10-5 |
629,94-10-5 |
0,151-10-5 600,02-10-5 |
|
112,5- |
'110—115 |
|
22,41 |
|
6832,03 |
|
2,953 |
,1.09 |
|
165 |
0,00139 |
0,379 |
0,022-10-5 |
626,92IO"5 |
0,439-10-5 599,88-10-5 |
|
117,5 |
115—120 |
|
23,4 |
|
7112,7 |
|
2,773 |
1,13 |
|
157 |
0,00139 |
0,373 |
0,021-10-5 |
626,89-10-5 |
0,13-10-5 |
599,75-10-5 |
122,5 |
1120—125 |
|
24,4 |
|
7395,12 |
|
2,543 |
1,18 ’ |
|
147 |
0,00139 |
0,366 |
0,019-I10-5 |
626,88-10-5 |
0,119-10-5 599,63-10-5 |
|
127,5 |
125—130 |
|
25,35 |
|
7635,75 |
|
2,053 |
1,22 |
|
129 |
0,00139 |
0,342 |
0,016-10-s |
626,86-10-5 |
0,098-10-5 599,54-10-5 |
|
132,5 |
130—135 |
|
26,2 |
|
7904,5 |
|
1,289 |
1,26 |
|
Г01 |
0,00139 |
0,3 |
0,015-10-s |
626,85-10-5 |
0,056-40-5 |
599,48-10-5 |
Srf<jyT==916410~f |
42,649-ІО“ 5 кг |
1,52% |
6,74% |
рение давлений в междукольцевых объемах (для каждого кольца) и давления под поршнем (в воздухомерном ресивере).
Для определения влияния на утечку газов .подпора за по следним кольцом, возникающего при работе двухтактного дви гателя .из-.за давления в ресивере, при проведении эксперимен та на стенде поршень поднимался в положение, близкое к ВМТ, а в ресивере создавалось давление ..воздуходувкой типа РУТ, имеющей посторонний .механический привод.
Перепуск Воздуха |
Сжатый Возді/х от компрессора |
Р и с. 22. Принципиальная схема стенда для определения коэффициента расхода.
Над поршнем поддерживалось постоянное давление при помощи перепускного клапана, замеры производились только после стабилизации всех измеренных величин.
Коэффициент расхода определялся как отношение замерен ного и теоретического расходов
М =5-\ |
(32) |
Величина теоретического расхода утечки для подкритической области истечения подсчитывалась по выражению
5ѵпр — величина площади просвета для уплотнения; К — показатель адиабаты для воздуха; Ро— давление среды, в которую происходит истечение;
Рн, Ѵк — параметры воздуха над поршнем.
5* |
67 |
Для .надкритической области истечения величина расход ной функции принималась постоянной, ранной 2,145. Экспери ментальное определение р, проводилось в два этапа.
I этап. На поршень устанавливалось одно кольцо. Пло щадь просвета определялась по изложенной выше методике. Расчетное определение утечки производилось в соответствии с уравнением (33) для надкритической н подкрнт.ической об ластей истечения. Как показали эксперименты, значительный рост коэффициента расхода наблюдается до давлений в ци линдре порядка 5— 6 атм. Дальнейшее увеличение давления не приводит к .заметному росту р. Стабилизация коэффициен та расхода при значениях перепада давлений меньших второ го критического в этом случае может быть объяснена гем, что характер течения газа в лабиринте, образованном поршневы ми кольцами, существенно отличается от характера течения газа через щель с острыми кромками [39]. В рассматриваемом случае течение является неустановнвшпмся, неупорядоченным. Принимая во внимание, что основная утечка газов имеет .ме сто при давлениях, значительно превышающих указанное, в расчетах вполне допустимо использование постоянного значе ния коэффициента расхода. Для уплотнения, состоящего .из одного кольца, величина экспериментально определенного коэффициента расхода составила ц=і0,79—0,84.
II этап. На поршень устанавливалось 5 колец. Измере ние давлений за каждым кольцом позволило установить фак тический перепад давлений на каждом кольце. Расход воздуха через все уплотнения в этом случае определяется расходом через кольцо, на которое приходится максимальный .перепад давления (он может быть близок к критическому перепаду или равен ему). В этом случае теоретический расход утечки опре делялся по фактическому перепаду давлений на этом кольце и площади просвета, замеренной для этого кольца. Величина коэффициента расхода .в этом случае составила р= 0,3—0,5 (в зависимости от давления над поршнем и геометрических соотношений просвета).
Анализ характера распределения перепадов давления на каждом кольце, приведенный в табл. 1 0 , свидетельствует о том, что их величины .изменяются в довольно узких пределах. До статочно близки и величины площадей просвета у каждого кольца при постановке новых поршневых колец в изношенные цилиндровые -втулки. (В этом случае отсутствует закономер ность в уменьшении площадей просветов от первого к послед нему кольцу). Поэтому при расчете утечек в качестве зели-
68
чины [проходного сечения для лабиринтного уплотнения из 3-х и более колец, можно рекам видовать принимать среднюю арифметическую величину из площадей просвета для всех колец.
При совместном износе колец и втулок .величины проход ных сечении уменьшаются от первого к последнему кольцу. В- этом случае следует в качестве Ssnp принимать минимальную площадь просвета для одного из последних колец. Характери стика уплотнения для этих двух случаев приведена .в табл. 1 2 .
Цилиндровая втулка и поршневые кольца совместно отработали 3000 часов. Качество уплотнения хорошее
P кг!см2 ne-
номер кольца м м - ред соответ ствующим
кольцом
Таблица 12
Цилиндровая втулка изношенная. Поршневые кольца новые. Качество уплотнения неудовлетво
рительное
номер коль |
Р кг/см2 пе- |
Ss мм2 ред соответ |
|
ца |
ствующим |
|
кольцом |
1 |
кольцо |
6,6 |
8 |
1 'КОЛЬЦО |
25,56 |
8 |
|
2 кольцо |
4,74 |
6,4 |
2 |
кольцо |
32,4 |
7,6 |
|
3 |
кольцо |
3,92 |
4,9 |
3 |
кольцо |
27,55 |
7,4 |
4 |
кольцо |
3,48 |
2,2 |
4 |
кольцо |
19,7 |
6,9 |
5 |
кольцо |
3,12 |
1,7 |
5 |
кольцо |
24,32 |
6.2 |
5 |
21,86 |
5 |
5s |
127,53 |
'J 5s |
I |
|||
1 |
’ 4,37 |
1 |
5scp |
25,5 |
5scp |
|
|||
Как уже отмечалось, эксперименты проводились при по |
||||
стоянном |
давлении |
над поршнем |
и неподвижном поршне. |
Давление над поршнем изменялась ступенчато (в пределах от Одо 1 0 кг/см2) .
При работе двигателя качество уплотнения, безусловно, из меняется в сторону улучшения. Этому способствует наличие масляной пленки, быстро меняющееся давление и малое вре мя, .в течение которого осуществляется основная утечка газов. Однако при работе двигателя возможны и нарушения уплот нения, связанные е вибрацией колец, отрывам кольца от зер кала цилиндровой втулки при перекладке поршня и т. п. Кро ме того, на работающем двигателе изменение качества уплот нения отдельного кольца (из общего числа колец, расположен ных на поршне) не может оказать .существенного влияния на
69
количество прорвавшихся тазов. Это объясняется -следующим обстоятельством.
При проведении эксперимента ла двухтактном двигателе было отмечено, что отри движении іпоршня и прохождении коль цевым .поясом зоны выхлопных и продувочных окон, м-ежк-оль- ц-евые объемы перед любым из колец с повышенной уплотняю щей способностью разгружаются непосредственно в ресивер продувочного воздуха и выхлопной коллектор. Эта особен ность является характерной для двухтактных двигателей с бесклапанным« схемами продувки.
Принимая во внимание, что для цилиндровой втулки, име ющей значительный износ, сумма всех междуколыцевых объ емов может составить величину порядка 5—7% объема каме ры сжатия, что может привести к пропорциональному увели чению утечки непосредственно в ресивер и .выпускной коллек тор через выпускные и продувочные -окна (-минуя последнее кольцо и картер), -оценка теоретического расхода газов утечки по средней суммарной -величине неплотностей для всех колец является наиболее приемлемой.
При проведении эксперимента на четырехтактном двигате ле было отмечено, что -меж-кольцевые объемы не успевают раз грузиться полностью. Для цилиндровых втулок с расположе нием продувочных и -выпускных окон -по всей окружности воз можна полная разгрузка межкольцевых объемов.
Следует отметить, что определение коэффициента расхода для -неплотностей -поршневых колец на -стенде при неработа ющем двигателе является допущением, однако в этом случае становится возможным более глубокое изучение -влияния на ■коэффициент расхода ц таких факто-ро-в, как форма .просветов, геометрических -соотношений площадей просветов и т. и., что невозможно осуществить на работающем д-вигателе, где пло щади просветов и их форма ие -остаются неизменной -величи ной, принятие же их неизменными приводит к равноценному допущению.
При экспериментальном -определении коэффициента рас хода га-зо-в утечки последние были заменены воздухом и при проведении расчета, и при -про-ведении эксперимента с замера ми утечек. Это также является допущением, так как коэффи циент -расхода за-висит от вязкости газов. В работе [34] авто ром рассматривался вопрос расчетного определения коэффи циента вязкости картерных газов -и оценивалась -погрешность, ■возникающая от замены газов воздухом при расчетах утечек. Так как при экспериментальном определении значений коэф-
70