Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет утечек для исходного (нового) двигателя и двигателя с изношенными цилиндровыми втулками без корректирования индикаторных'

Таблица 1

диаграмм

при УѴо = !00%. Исходный вариант S'juP= 3,6 мм2; і вариант Si:np = 16 мм2

 

участ­

 

Номера

ков

0

1

2'

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

МО

41

 

 

Параметры

средней

точки

участка

 

 

 

Исходный

вариант

Вариант 1

ІО° пкв1

Участок н°

 

 

 

 

 

Р

 

1 /

Р -Ш

dt с е к

9-

V 0.7

(тпі -

 

 

поворота

5

 

V см3

 

 

1

V

■У= 1,0

<7,n ~

с м

 

1ср

V м 3і к г

 

 

к в

 

 

 

 

tCZjCM2

 

 

 

 

 

d Oyj K2

Om—1 —(7m

l1Gy-j K2

Gnv --0 ПК

285°

280—290

 

12,29

 

41,30

 

1,545

0,653

 

154

0,00278

0,317

0,036-10-5

631,97-10-5 0,228-40-5. 631,77-10-5

292,5

290—295

 

10,891

 

3577,6

 

2,208

0,566

 

197

0,00139

0,35

0,024- 10-r>

631.94-10-5

0,152-10-5 631,62-10-5

297,5

295—300

 

9,576

 

3204,8

 

2,603

0,509

 

226

0,00139

0,366

0,029-IO-5

631,91 • IO-5

0,183-10-5 631,44-10-5

302,5

300—305

 

8,295

 

2841,6

 

3,393

0,45

 

274

0,00139

0,392

0,038-10-5

631,87-IO-5

0,238-10-5 631,20-10-5

307,5

305—310

 

7,067

 

2493,5

 

4,333

0,395

 

329

0,00139

0,413

0,048-IO-5

631,83-10-5

0,306-10-5 630,89-10-5

312,5

310—315

 

5,9

 

2162,7

 

5,393

0,343

 

396

0,00139

0,426

0,059 -10-5

631,77-10-5

0,377-10-5 630,52-10-5

317,5

315—320

 

4,807

 

1852,8

 

6,773

0,294

 

478

0,00139

0,43

0,072-IO-5

631,70-10-5

0,457-10-5 630,06-10-5

322,5

320—325

 

3,801

 

1567,6

 

8,603

0,248

 

587

0,00139

0,43

0,089-IO-5

631,61-40-5

0,564-10-5 629,50-10-5

327,5

325—330

 

2,895

 

1311,0

 

И, 133

0,208

 

732

0,00139

0,43

0.11-10-5

631,50-10-5 0,698-IO“5 628,80-10-5

332,5

330—335

 

2,097

'

1084,5

 

13,933

0,173

 

952

0,00139

0,43

0,144-10-5

631,35-10-5

0,911-10-5 627,89-10-5

337,5

335—340

 

1,419

892,3

 

18,233

0,141

 

ИЗО

0,00139

0,43

0Л7-10-5

631,18-10-5

1,08-10-5

626,81-10-5

342,5

340—345

 

0,855

 

735,1

 

24,633

0,116

 

1460

0,00139

0,43

0,219-10-5

630,96-10-5

1,4-10-5

625,41-10-5

347;5

345—350

 

0,44'4

 

615,9

 

30,033

0,098

 

1750

0,00139

0,43

0,263-10-5

630,70-:10-5

1,68-10-5

623,73-10-5

352,5

350—355

 

0,46

 

535,8

 

36,733

0,0852

2080

0,00139

Q,43

0,31-10-5

630,39-10-5

1,96-10-5

621,77-10-5

357,5

355—360

 

0,016

 

494,5

 

48,233

0,0786

2480

0,00139

0,43

0,374-UO-s

630,02-10-5

2,38-10-5

619,39-10-5

2,5

0—5

 

0,016

 

494,5

 

61,033

0,0786

2790

0,00139

0,43

0,421-10-5

629,594-10-5

2,7-10-5

616,69-10-5

7,5

5—10

 

0,16

 

535,8

 

62.833

0.0854

 

2720

0,00139

0,43

0,418-10-5

629,48-10-5

2,5-10-5'

.614,19-10-5

12,5

10—15

 

0,444

 

615,9

 

60,033

0,0981

 

2480

0,00139

0,43

0,385-10-5

628,79-10-5

2,37-10-5

611,82-10-5

17,5

- 15—20

 

0,855

 

735,1

 

52,233

0,117

 

2120

0,00139

0,43

0,319-10-5

628,47-10-5

2,03-10-5

609,79-10-5

22,5

20—25

 

1,419

 

892,3

 

42,933

0,142

 

1740

0,00139

0,43

0,262-10-5

628,21 - IO“5

1,67-10-5

608,42-10-5

27,5

25—30

 

2,097

 

1084.5

 

33,033

0,173

 

1390

0,00139

0,43

0,212-10-5

628,00-10-5

1,ЗЫ10-5

606,81-10-5

32,5

30—35

 

2,896

 

1311

 

26,333

0,209

 

1430

0,00139

0,43

0,17-10-5

627,83-10-5

1,08-10-5

605,73-40-5

37,5

35—40

.

3,801

 

1567,6

 

21,433

0,25

 

927

0,00139

0,43

0.14-10-5

627,69-10-5

0,89-10-5

604,74-10-5

42,5

40—45

4,807

 

1852,8

 

17,233

0,295

 

765

0,00139

0,43

0,116-10-5

627,57-10-5

0,735-10-5 604,00-10-5

. 47,5

45—50

 

59

 

2162,7

 

14,333

0,345

 

645

0,00139

0,43

0,096-10-5

627,47-10-5

0,612-10-5 603,39-10-5

52,5

50—55

 

7,067

 

2493,5

 

12,333

0,398

 

559

0.00139

0,43

0,084-10-5

627,38-10-5

0,53-10-5

602,86-10-5

57,5

55—60

 

8,295

 

2841,6

 

9,513

0,454

 

458

0,00139

0,43

0,069-ll0-5

627,31-10-5 0,437IO“5 602,42-10-5

62,5

60—65

 

9,576

 

3204,8

 

8,833

0,512

 

415

0,00139

0,43

0,063-10-5

627,25-10-5

0,398-10-5 602,03-10-s

67,5

65—70

 

10,891

 

3577,6

 

7,433

0,571

 

361

0,00139

0,43

0,054-10-5

627,20-10-5

0,344-10-5 601,68-10-5

72,5

70—75

 

12,228

 

3956,6

 

6,153

0,63

 

313

0,00139

0,43

0,047-10-5

627,15- IO-5

0,3-10-5

601,38-10-E

77,5

75—80

 

13,579

 

4339.7

 

5,333

0,681

 

280

0,00139

0,43]

0,042-10-5

627,11-10-5

0,268-10-5 601,11-10-5

82,5

80—85

 

14,8

 

4678,4

 

4,518

0,746

 

246

0,00139

0,416

0,037-il0-5

627,07-10-5

0,235-10-5 600,88-10-5

87,5

85—90

 

16,71

 

5218,9

 

3,953

0,833

 

218

0,00139

0.406

0,030-10-5

627,04-10-5

0,192-10-5 600,69-10-5

92,5

90—95

 

17,68

 

5493,44

 

3,823

0,879

 

208

0,00139

0,403

0,029-10-5

627,02-10-5

0,181-10-5 600,50-10-5

97,5

95—100

 

18,877

 

5832,19

 

3,599

0,93

 

197

0,00139

0,398

0,027-10-.5

626,99-10-5 0,174-10-s 600,33-10-5

102,5

100—'105

 

20,01

 

6152,83

 

3,383

0,983

 

185

0,00139

0,384

0,025-10-5

626,96-40-5

0,158-10-5 600,17-10-5

107,5

105—110

 

21,13

 

6459,8

 

3,183

1,033

 

176

0,00139

0,386

0,024-10-5

629,94-10-5

0,151-10-5 600,02-10-5

112,5-

'110—115

 

22,41

 

6832,03

 

2,953

,1.09

 

165

0,00139

0,379

0,022-10-5

626,92IO"5

0,439-10-5 599,88-10-5

117,5

115—120

 

23,4

 

7112,7

 

2,773

1,13

 

157

0,00139

0,373

0,021-10-5

626,89-10-5

0,13-10-5

599,75-10-5

122,5

1120—125

 

24,4

 

7395,12

 

2,543

1,18 ’

 

147

0,00139

0,366

0,019-I10-5

626,88-10-5

0,119-10-5 599,63-10-5

127,5

125—130

 

25,35

 

7635,75

 

2,053

1,22

 

129

0,00139

0,342

0,016-10-s

626,86-10-5

0,098-10-5 599,54-10-5

132,5

130—135

 

26,2

 

7904,5

 

1,289

1,26

 

Г01

0,00139

0,3

0,015-10-s

626,85-10-5

0,056-40-5

599,48-10-5

Srf<jyT==916410~f

42,649-ІО“ 5 кг

1,52%

6,74%



рение давлений в междукольцевых объемах (для каждого кольца) и давления под поршнем (в воздухомерном ресивере).

Для определения влияния на утечку газов .подпора за по­ следним кольцом, возникающего при работе двухтактного дви­ гателя .из-.за давления в ресивере, при проведении эксперимен­ та на стенде поршень поднимался в положение, близкое к ВМТ, а в ресивере создавалось давление ..воздуходувкой типа РУТ, имеющей посторонний .механический привод.

Перепуск Воздуха

Сжатый Возді/х от компрессора

Р и с. 22. Принципиальная схема стенда для определения коэффициента расхода.

Над поршнем поддерживалось постоянное давление при помощи перепускного клапана, замеры производились только после стабилизации всех измеренных величин.

Коэффициент расхода определялся как отношение замерен­ ного и теоретического расходов

М =5-\

(32)

Величина теоретического расхода утечки для подкритической области истечения подсчитывалась по выражению

5ѵпр — величина площади просвета для уплотнения; К — показатель адиабаты для воздуха; Ро— давление среды, в которую происходит истечение;

Рн, Ѵк — параметры воздуха над поршнем.

5*

67

Для .надкритической области истечения величина расход­ ной функции принималась постоянной, ранной 2,145. Экспери­ ментальное определение р, проводилось в два этапа.

I этап. На поршень устанавливалось одно кольцо. Пло­ щадь просвета определялась по изложенной выше методике. Расчетное определение утечки производилось в соответствии с уравнением (33) для надкритической н подкрнт.ической об­ ластей истечения. Как показали эксперименты, значительный рост коэффициента расхода наблюдается до давлений в ци­ линдре порядка 5— 6 атм. Дальнейшее увеличение давления не приводит к .заметному росту р. Стабилизация коэффициен­ та расхода при значениях перепада давлений меньших второ­ го критического в этом случае может быть объяснена гем, что характер течения газа в лабиринте, образованном поршневы­ ми кольцами, существенно отличается от характера течения газа через щель с острыми кромками [39]. В рассматриваемом случае течение является неустановнвшпмся, неупорядоченным. Принимая во внимание, что основная утечка газов имеет .ме­ сто при давлениях, значительно превышающих указанное, в расчетах вполне допустимо использование постоянного значе­ ния коэффициента расхода. Для уплотнения, состоящего .из одного кольца, величина экспериментально определенного коэффициента расхода составила ц=і0,79—0,84.

II этап. На поршень устанавливалось 5 колец. Измере­ ние давлений за каждым кольцом позволило установить фак­ тический перепад давлений на каждом кольце. Расход воздуха через все уплотнения в этом случае определяется расходом через кольцо, на которое приходится максимальный .перепад давления (он может быть близок к критическому перепаду или равен ему). В этом случае теоретический расход утечки опре­ делялся по фактическому перепаду давлений на этом кольце и площади просвета, замеренной для этого кольца. Величина коэффициента расхода .в этом случае составила р= 0,3—0,5 (в зависимости от давления над поршнем и геометрических соотношений просвета).

Анализ характера распределения перепадов давления на каждом кольце, приведенный в табл. 1 0 , свидетельствует о том, что их величины .изменяются в довольно узких пределах. До­ статочно близки и величины площадей просвета у каждого кольца при постановке новых поршневых колец в изношенные цилиндровые -втулки. (В этом случае отсутствует закономер­ ность в уменьшении площадей просветов от первого к послед­ нему кольцу). Поэтому при расчете утечек в качестве зели-

68


чины [проходного сечения для лабиринтного уплотнения из 3-х и более колец, можно рекам видовать принимать среднюю арифметическую величину из площадей просвета для всех колец.

При совместном износе колец и втулок .величины проход­ ных сечении уменьшаются от первого к последнему кольцу. В- этом случае следует в качестве Ssnp принимать минимальную площадь просвета для одного из последних колец. Характери­ стика уплотнения для этих двух случаев приведена .в табл. 1 2 .

Цилиндровая втулка и поршневые кольца совместно отработали 3000 часов. Качество уплотнения хорошее

P кг!см2 ne-

номер кольца м м - ред соответ­ ствующим

кольцом

Таблица 12

Цилиндровая втулка изношенная. Поршневые кольца новые. Качество уплотнения неудовлетво­

рительное

номер коль­

Р кг/см2 пе-

Ss мм2 ред соответ­

ца

ствующим

 

кольцом

1

кольцо

6,6

8

1 'КОЛЬЦО

25,56

8

2 кольцо

4,74

6,4

2

кольцо

32,4

7,6

3

кольцо

3,92

4,9

3

кольцо

27,55

7,4

4

кольцо

3,48

2,2

4

кольцо

19,7

6,9

5

кольцо

3,12

1,7

5

кольцо

24,32

6.2

5

21,86

5

5s

127,53

'J 5s

I

1

’ 4,37

1

5scp

25,5

5scp

 

Как уже отмечалось, эксперименты проводились при по­

стоянном

давлении

над поршнем

и неподвижном поршне.

Давление над поршнем изменялась ступенчато (в пределах от Одо 1 0 кг/см2) .

При работе двигателя качество уплотнения, безусловно, из­ меняется в сторону улучшения. Этому способствует наличие масляной пленки, быстро меняющееся давление и малое вре­ мя, .в течение которого осуществляется основная утечка газов. Однако при работе двигателя возможны и нарушения уплот­ нения, связанные е вибрацией колец, отрывам кольца от зер­ кала цилиндровой втулки при перекладке поршня и т. п. Кро­ ме того, на работающем двигателе изменение качества уплот­ нения отдельного кольца (из общего числа колец, расположен­ ных на поршне) не может оказать .существенного влияния на

69


количество прорвавшихся тазов. Это объясняется -следующим обстоятельством.

При проведении эксперимента ла двухтактном двигателе было отмечено, что отри движении іпоршня и прохождении коль­ цевым .поясом зоны выхлопных и продувочных окон, м-ежк-оль- ц-евые объемы перед любым из колец с повышенной уплотняю­ щей способностью разгружаются непосредственно в ресивер продувочного воздуха и выхлопной коллектор. Эта особен­ ность является характерной для двухтактных двигателей с бесклапанным« схемами продувки.

Принимая во внимание, что для цилиндровой втулки, име­ ющей значительный износ, сумма всех междуколыцевых объ­ емов может составить величину порядка 5—7% объема каме­ ры сжатия, что может привести к пропорциональному увели­ чению утечки непосредственно в ресивер и .выпускной коллек­ тор через выпускные и продувочные -окна (-минуя последнее кольцо и картер), -оценка теоретического расхода газов утечки по средней суммарной -величине неплотностей для всех колец является наиболее приемлемой.

При проведении эксперимента на четырехтактном двигате­ ле было отмечено, что -меж-кольцевые объемы не успевают раз­ грузиться полностью. Для цилиндровых втулок с расположе­ нием продувочных и -выпускных окон -по всей окружности воз­ можна полная разгрузка межкольцевых объемов.

Следует отметить, что определение коэффициента расхода для -неплотностей -поршневых колец на -стенде при неработа­ ющем двигателе является допущением, однако в этом случае становится возможным более глубокое изучение -влияния на ■коэффициент расхода ц таких факто-ро-в, как форма .просветов, геометрических -соотношений площадей просветов и т. и., что невозможно осуществить на работающем д-вигателе, где пло­ щади просветов и их форма ие -остаются неизменной -величи­ ной, принятие же их неизменными приводит к равноценному допущению.

При экспериментальном -определении коэффициента рас­ хода га-зо-в утечки последние были заменены воздухом и при проведении расчета, и при -про-ведении эксперимента с замера­ ми утечек. Это также является допущением, так как коэффи­ циент -расхода за-висит от вязкости газов. В работе [34] авто­ ром рассматривался вопрос расчетного определения коэффи­ циента вязкости картерных газов -и оценивалась -погрешность, ■возникающая от замены газов воздухом при расчетах утечек. Так как при экспериментальном определении значений коэф-

70