Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прорыва газов. На остальных кольцах 'перепады давлений яв­ ляются доікритическими, хотя .и могут быть довольно близкими к критическим.

Это предположение подтверждается имеющимися в лите­ ратуре [47], [31], [1і8] сведениями о характере распределения давлений по кольцевому уплотнению., полученными как па ра­ ботающем двигателе, так и на отсеке с неподвижным поршнем. Данные, содержащиеся в указанных литературных источниках, довольно близки к результатам, полученным автором. Обоб­ щая их, можно представить характер распределения давлений для лабиринтного уплота^ния еД-то кольцами при максималь­ ном давлении в 'цилиндре Р7.=60 к г /с м 2 в табл. 10.

 

 

 

 

 

t Таблица 10

 

 

Поршневые кольца обес­ Уплотнение изношено,

 

 

печивают качественное

имеет место прорыв га­

Номера колец, за ко­

уплотнение

зов

 

 

 

 

торыми измеряется

 

перепад дав­

 

перепад дав­

 

давление

давление за

давление за

 

ления, при­

ления, при­

 

 

кольцом Р,

ходящийся

кольцом Р,

ходящийся

 

 

кг! см2'

на данное

кг/см'2

на данное

 

 

 

кольцо

 

кольцо

1-е кольцо

344-36

0,583

384-40

0,68

2-е кольцо

184-20

0,544

224-24

0,59

3-е кольцо

114-12

0,604

144-15

0,63

4-е

кольцо

54-6

0,478

84-9

0,585

5-е

кольцо

2,5

0,455 '

5

0,588

Полный перепад дав-

 

 

 

 

Ленин для (всего уп-

 

0,042

 

0,084

лотнения

 

 

Анализ экспериментальных данных свидетельствует о том, что при качественном уплотнений близкий к критическому перепад давления устанавливается на двух последних коль­ цах. При уплотнении, не обеспечивающем достаточной герме­ тичности, на .всех кольцах перепад меньше критического, что и приводит к возрастанию критического перепада давления по мере увеличения изношенности поршневых колец и цилиндро­ вых втулок.

Анализируя изменение давления за поршневыми кольцами (рис. 18), нетрудно заметить, что величины перепадов, при­ ходящихся на каждое кольцо и подсчитанных по величине мак-

61


Рати

 

 

270

 

О

 

90

 

180 оС°

Р л с.

18.

Характер

изменения давления

газов

за

поршневыми

кольцами

в зависимости от угла поворота коленчатого

вала:

1 — давление за 1-м

кольцом;

2 —давление

за

вторым

коль­

цом;

3 — давление

за

третьим

кольцом;

4 — давление за чет­

 

 

 

 

вертым кольцом.

 

 

%

 

9

Рис. 19. Зависимость функции истечения ф от перепада давления и степени изношенности двигателя.

62' ’

сіі'малы-іого давления за кольцами, ,в действительности явля­ ются несколько заниженными, так как величины максимумов давлений смещены по фазе и в каждый данный момент дейст­ вительный перепад несколько выше условного 'расчетного.

Приведенные в таблице величины давлений за 5-м послед­ ним кольцом нельзя отождествлять с давлением в картере. Снятые о осциллограмм, они сдвинуты по фазе по отношению к давлению над поршнем, а характер .изменения давления за 5-м кольцом является более плавным, чем для первых колец. При продолжении движения газов в зазоре между юбкой порш­ ня и втулкой цилиндра происходит дальнейшее снижение дав-' ления, сопровождающееся приближением кривой давления в этой полости, объем которой весьма велик по сравнению с междукольцевы'міи объемами,-к атмосферной линии. Парис. 19 приведены графики зависимости функции истечения от пере­ пада давлений и степени изношенности двигателя, полученные в результате экспериментального определения критических перепадов.

Исследования, выполненные на цилиндрах двигателей Д 19/30, Ч 26/34, Ч 10,5/13 показали, что при соблюдении ус­ ловия равенства относительных площадей просветов в уплот­

нении из 4-н5 поршневых колец значения ( тг )кр и величины

*К

расходных функций могут быть обобщены ('максимальные рас­

хождения в значениях

1

и ф не превышали 1 0 %).

\Учитывая

 

^

 

трудоемкость экшериментоі? по

значительную

 

 

к

 

определению ( w- )кр и ф, для ориентировочных расчетов уте-

чек можно пользоваться предложенной зависимостью, доста­ точная достоверность которой подтверждается и результатами работы И. Л. Лютова [27], выполненной на цилиндре двигате­ ля NVM — 24. Экспериментальная относительнай расходная функция, предложенная И. Л. Л ютовым для уплотнения с раз­ личным числом колец приводится на рис. 20. Значение отно­ сительной расходной функции Ф .подставляется в выражение

0=2,145ч/усл.-Ф

f

0 кгjceк,

(31)

)

V

RT0

'

к ’

•где ФІ(р=2,145 — критическое

значение функции

истечения;

/уел-—условная площадь проходного сечения, м2\ ц — коэффициент расхода;

Р0, Т0—параметры газа перед уплотнением, кг/м2,

К°.

63


Из графика ФЭКс следует, что для уплотнения из 5-ти ко­ лец величина критического перепада давлений составляет

( р~.)кр—'0,024, что достаточно согласуется с выводами автора. Относительная расходная функция

Ф/

ф = ^ і-

Фкр’

где Ф / — абсолютное значение расходной функции (в нашем обозначении ф);

Фкр —критическое значение функции истечения.

Фэне'

Абсолютное .значение расходной функции для уплотнения ■из 5-и колец в опытах И. Л. Л ютова составляет

Ф'і = 2,145 • Факс= 2,145- 0,46 = 0,98.

Такое же значение имеет расходная функция, полученная ав­ тором для уплотнения, имеющего относительную площадь про­ ходных сечений 0,06%, что соответствует случаю износа де­ талей ЦПГ, близкому к предельно допустимому.

Анализ индикаторной диаграммы как четырехтактного, так и двухтактного двигателя показывает, что приблизительно «а 190°—200° поворота коленчатого вала давление в цилиндре превышает 2,5—чЗ,5 ата и только на участке в 160° п. к. в. мень­ ше указанной величины.

Как показали расчеты, на последнем участке (160° п. к. в. при малых давлениях в цилиндре) -величина утечки даже при

64

значительных .износах деталей ЦПГ не превышает 9—10% от общей утечки за цикл. Сказанное позволяет использовать при расчетах постоянное для данного износа деталей значение

расходной функции ф, соответствующее критическому перепа­ ду давления. Точность рас­ чета утечки в этом случае остается вполне достаточ­ ной. Для выбора значения

величины расходной функ­

ции в зависимости от степе­

 

 

ни изношенности

уплотне­

 

 

ния

можно

использовать

 

 

экспериментальную

зависи­

 

 

мость

і|)=/

(^-

1 0 0 %

)

 

 

представленную

на ірис.

2 1 .

Рис. 21.

Экспериментальная

На

основании

расчета

зависимость

i|>=/(Ss/Sn-100%)

утечек газа

для

каждого

 

 

участка корректированной индикаторной диаграммы по урав­ нению (28), определяется суммарная утечка газов за цикл для любых состояний деталей ЦПГ, отличающихся величиной про­ ходных сечений в кольцевом уплотнении.

§ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РАСХОДА ПРИ ИСТЕЧЕНИИ ГАЗОВ

ЧЕРЕЗ ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА

Для количественной оценки величины расхода газов, про­ рывающихся в картер (а также ресивер .продувочного воздуха и выхлопной коллектор в двухтактных двигателях) через не­ плотности поршневых колец, необходимо учитывать в расче­ тах утечек по приведенным выше формулам значение коэф­ фициента расхода (истечения) для данного вида неплотно­ стей.

В справочной литературе рекомендации по выбору значе­ ний коэффициента расхода для неплотностей поршневых колец имеют значительные расхождения в абсолютных значениях ц, поэтому рядом исследователей принималось р = 1 . В табл. 11 приведены значения р, сравнение которых подтверждает от­ сутствие -единого мнения в этом вопросе. Кроме того, большин­ ство рекомендаций по выбору р относятся к случаю истечения газов через щель с острыми кромками. Геометрические лее со­ отношения такой щели не являются тождественными гео-мет-

5. Заказ 16-16

65


рнческим соотпоиюння.м серповидного зазора, образованного недостаточно плотно прилегающим к зеркалу цилиндровой втулки поршневым кольцом.

В работе [27] приняты'значения ц=і0,85 без проверки, на основании рекомендации, содержащихся в работах [45], [39], [40]. Кроме того, значение коэффициента расхода ц=0,85 по­ лученное для одного кольца (либо для одной щели), для всего кольцевого уплотнения не соответствует условию действитель­

ного движения газа в уплотнении, образованном

последова­

тельным .рядам таких щелей.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица II

Авторы

Значение

коэф­

Область

применения

фициента рас­

 

хода,

р.

 

 

К. Энглиш [47]

0,24

 

Для одного кольца

С. Фуру.хама [40]

0,86

 

Для одного кольца

С. А. Чаплыгин [45]

0,74

 

Для щели с острыми кром­

Ф. 11. Франкель [39]

0,85

 

ками

 

 

»

 

А. Н. Устинов [38]

0.35—0,55

Для всего уплотнения

Величина общего для уплотнения коэффициента расхода при условии близких значений относительных площадей про­ света у каждого кольца в первом приближении должна быть равна произведению коэффициентов расхода у каждого коль­ ца и для 5-и колец

Ц о б щ = Ц і • Ц2- Ц з- Ц-Г Ц5*

Для определения значения коэффициента расхода для уп­ лотнения, образованного поршневыми кольцами, автором было проведено экспериментальное исследование [38) на специаль­ ном стенде— одноцилиндровом отсеке двигателя, схема кото­ рого приведена на рис. 22. В цилиндровые втулки с различ­ ной степенью износа устанавливались новые и изношенные кольца. Перед установкой поршня замерялись действительные площади просвета каждого кольца во втулке. Испытания про­ водились с использованием цилиндров и поршней двигателей Д 19/30; Ч 25/34; Д 30/50.

Давление в цилиндре создавалось сжатым воздухом от компрессора, расход воздуха утечки замерялся протарирован­ ной двойной диафрагмой. Одновременно производилось изме-

66


5snp=16

м м 1

участ­

и °пке

Участок

Номера ков

° П / С б

 

 

 

 

 

0

285

 

280—290

1

295

 

290—300

2

305

 

300—310

3

315

 

Э10—320

4

325

 

320—330

5

335

 

330^-340

6

345

 

340—350

7

355

 

350—360

8

3,2

160—6,4

9

8,16

6.4—10

10

12,5

10—15

11

17,5

15—20

12

25

 

20—30

13

35

 

30—40

14

45

 

40—50

15

55

 

50—60

16

65

 

60—70

117

75

 

70—80

18

85

80—90

19

95

90—100

20

105

 

100—ШО

21

115

 

110—120

22

125

 

120—І30

23

135

 

130—140

І

Таблица 2

-Расчеты утечек м корректировка индикаторной диаграммы для двигателя с изношенными цилиндровыми втулками

Параметры средней точки

участка

 

 

 

 

Корректирование начальных параметров следующего участка

 

 

 

 

- у Р-10<

dt сек

Р

d GjT кг

 

 

t

7

с

 

5 см

V см?

^ср

V м*/кг

 

 

 

 

Gm -

пг; n»

V/ _ Ü2L .

E

s

 

 

 

кг/см2

 

 

 

 

 

Gm1 dGy-p

 

Vm “ Gm

&•1

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i aE

cu

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

QE

-t

12,885

4130

1,545

0,653

2,06

154

0,00278

0,317

0,47- ІО-5 631,53-10-5

1,6

0,596

 

2,20

0,00

10,2

3370

2,31

0,534

2,12

208

0,00278

0,36

0,706-ІО-5 630,824-10-

4,58

0,476

 

2,80

0,00

7,65

2650

3,84

0,421

1,81

302

0,00278

0,403

0,96ІО"5 629,864-10-5

1,55

0,368

 

4.56

0,10

5,34

2000

6,00

0,318

1,49

425

0,00278

0,43

1,259-10-s 628,605-40-5

1,48

0,271

 

7,34

0,20

3,33

1432

9,73

0,228

1,24

652

0,00278

0,43

1,65-ІО-5 626,955-10-

1,4

0,191

12,15

0,38

1,74

982

15,6

0,156

1,24

1000

0,00278

0,43

2,37-ІО-5 624,585-10- 5

1,29

0,129

20,2

0,40

0,637

670

26,13 ,

0,407

1,24

1565

0,00278

0,43

3,72-ІО-5 620,865-40-5

1,28

0,092

31,6

1,00

0,72

510,4

40,23

0,0825

1,24

2220

0,00278

0,43

5.30-10-5 615,563-10-5

3,60

0,0795

53,8

1,40

0,0333

499,4

59,03

0,0807

1,24

2720

0,00178

0,43

4,12-10-5 611,445-10-b

1,35

0,0870

60,6

2,28

0,1935

544,8

60,03

0,0887

1,24

2610

0,01

0,43

2,08ІО“ 5

609,365-10-5

0,30

0,0933

59,4

2,20

0,444

615,9

'57,33

0,1010

1,24

2400

0,00139

0,43

2,85-10-5 606,515-10-5

0,80

0,1106

52,6

2,18

0,865

735,1

49,3

0,121

1,24

2020

0,00139

0,43

2,40-10-5 604,115-40-5

0,91

0,134

44,6

2,50

1.74

982

35,43

0,162

1,24

1480

0,00278

0,43

3,50-10-5 600,615-10-5

1,15

0,198

27,3

1,37

3,33

1432

22,43

0,238

1.24

975

0,00278

0,43

2,30-10-5 598,315-10-5

4,15

0,284

18,0

1,20

5,34

2000

13,33

0,334

1,24

633

0,00278

0,43

1,50-10-5

596,815-40-5

1,15

0,390

12.55

0,85

7,65

2650

9,57

0,443

1,24

■465

0,00278

0,43

1,10-10-5 595,715-10-5

1,25

0,505

 

8,55

0,04

10,2

3370

6,66

0,567

1,39

343

0,00278

0,43

0,915-10-5 594,800-10-5

1,30

0,635

 

5,77

0,00

12,89

.4130

4,62

0,695

1,68

258

0,00278

0,4'17

0,800-10-5 594,00-10-5

. 1,47

0,760

 

4.7

0,00

15,57

4900

3,68

0,825

1,87

212

0,00278

0,397

0,702-10-5 593,298-10-5

1,5

0,880

 

2,95

0,00

18,15

5610

3,11

0,945

1,98

182

0,00278

0,383

0,52-10-5

592,678-10-5

1,53

1,00

 

2,48

0,00

20,65

6340

3,00

1,07

2,00

167

0,00278

0,38

0,56-10-5 592,118-10-5

1,54

1,42

 

2.17

0,00

22,89

6950

2,87

1,17

2,02

156,5

0,00278

0,375

0,53-10-5 591,588-10-5

1,54

1,22

 

I'74

0,00

24,87

7510

2,3-

1,27

2,11

135

0,00278

0,35

0,123-40-5 591,465-10-5

1,54

1,31

 

0,72

o ’o o

26,2

7904,6

1,289

1;33

1,78

97

0.00278

0,3

0,098-10-5 590.367-10-5

1,54

1,35

0,2

0,00

 

 

 

 

 

 

SrfGyT—40,633

10 5 кг; 6,44

%

 

 

 

 

 

І