Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фицпента расхода вязкость воздуха уже учитывается, то вве­ дением поправочных коэффициентов, приведенных в рабо­ ту [34], можно получить значение коэффициента расхода с учетом вязкости прорывающнхся газов.

Как было выяснено при проведении экспериментов, значи­ тельное влияние на величину коэффициента расхода оказыва­ ют соотношения геометрических размеров площадей неплот­ ностей. Наиболее существенное влияние оказывает .изменение отношения l/h (обозначения приведены на рис. 23).

1 2 3

Л 5 6 7

8 9

Р КУСМ 2

Р и с. 23. Зависимость коэффициента

расхода

ц от геомет­

рических соотношений сечения для прорыва газов І/Іі (зна­ чения l/h приведены в табл. II).

Было отобрано несколько групп колец с различными отно­ шениями l/h при равных суммарных площадях просветов, для

всех групп колеи, производился замер фактических утечек на стенде.

Изменение величины коэффициента расхода в зависимости от l/h наглядно характеризуется расположением кривых на рис. 23. Приводимые трафики значений ц. получены для уплот­ нения, состоящего из 5 колец.

Учитывая, что при постановке новых колец в изношенную втулку уплотняющие способности каждого из колец иркбли-

71

зительно одинаковы, а при расчетах утечек (равіно как л при подсчетах теоретического расхода утечек для определения р) ■принимается средняя арифметическая .величина из суммарных площадей просветов для каждого кольца и общий перепад давлений на все уплотнение, а также то обстоятельство, что число компрессионных колец в двигателях с диаметром ци­ линдров более 150—200 мм колеблется в узких пределах, по­ лученными зависимостями .можно пользоваться и для двига­ телей других типов и размерностей.

'Принимая во внимание, что основная утечка газов у рабо­ тающего двигателя имеет место при надкритическом перепадедавлений, значение коэффициента расхода можно принимать постоянным, определяя его по предлагаемым графикам с уче­ том отношения ///;, значения которого .приведены в табл. 13.

Таблица 13

 

I

И

III

IV

V

V I

h, мм

0 , 0 3

0 , 0 6

0 . 1

0 , 2

0 . 3

0 , 4

1, мм

6 0 - 1 2 0

6 0 - 1 2 0

6 0 - 1 2 0

6 0 - 1 2 0

6 0 - 1 2 0

6 0 - 1 2 0

l/h,

2 0 0 0 -

1 0 0 0 -

6 0 0 -

3 0 0 -

2 0 0 -

1 5 0 -

- 4 0 0 0

— 2 0 0 0

— 1200

— 6 0 0

— 400

- 3 0 0

 

Сопоставление .значений коэффициента расхода в опытах

С. Фурухама

[40] -и наших экспериментах свидетельствует об

их совладении. Действительно, как указывает С. Фурухама, если для одного кольца (.1 = 0 ,8 6 , то для лабиринта, образован­

ного 5-ю кольцами, предполагаемое значение

робщ=0,865=

= 0,467. Такое же значение р0бщ (см. рис. 13)

соответствует

максимальному зазору между кольцом и зеркалом цилиндро­ вой втулки h—0 , 2 мм и l/h = 300—600 .в наших экспериментах. В этом случае величина износа цилиндровой втулки близка к предельно допустимому. Точно так же эти данные соответстівуютп значениям р в работах [39], [45].

§ 4. М Е Т О Д И К А Э К С П Е Р И М Е Н Т А Л Ь Н О Г О И С С Л Е Д О В А Н И Я В Л И Я Н И Я У Т Е Ч Е К Г А З А Н А И З М Е Н Е Н И Е П А Р А М Е Т Р О В

Р А Б О Ч Е Г О П Р О Ц Е С С А

■Экспериментальное исследование влияния утечек на .изме­ нение основных параметров рабочего процесса, являясь спосо­ бом прямого выявления зависимостей между утечками и мощ-

72


постными и эконо-мшіес-киіми (показателями работы двигателя* представляет значительный интерес.

ІПоічтіи полное отсутствие в литературе сведении по дап-н ному вопросу делает его особенно актуальным в связи со все­ возрастающими требованиями, предъявляемыми к 'Моторесур­ су выпускаемых заводами дизелей.

Принимая во внимание, что значительное изменение пара­ метров рабочего процесса двигателя может определяться при­ чинами, не -имеющими прямого отопления к состоянию дета­ лен цилиндрово-поршневой группы, в -качестве объекта исследоівания должен выбираться двигатель, имеющий общее тех­ ническое состояние и регулировку, соответствующую техниче­ ским условиям на поставку нового двигателя. Снятые при этом -нагрузочные (либо скоростные) характеристики и инди­ каторная диаграмма ,принимаются за -исходные. Моделировагше«различных эксплуатационных состояний деталей ЦПГ целесообразно проводить путем установки на каждом из этапов исследования цилиндровых втулок, имеющих различ­ ную степень .износа, и н-авых поршневых колец. Применение данной методики имитирует реальное эксплуатационное -со­ стояние, когда во время ремонта двигателя осуществляется частичная или полная замена поршневых колец, а замена ци­ линдровых -втул-о-к не производится.

При исследовании цилиндровых втулок одного варианта их следует -подбирать приблизительно одинаковыми по степени -и характеру износа; испытания желательно проводить на -от­ секе двигателя, -однако .возможно их проведение и «а развер­ нутом (-с-ерийном) двигателе.

При испытании на много-цилиндровом двигателе возможнакак полная замена цилиндровых втулок, так и работа на одном или нескольких -цилиндрах.

Определение действительных площадей просветов в уплот­ нении удобнее всего осуществлять .прямым измерением (в -со­ ответствии с приведенной выше методикой) при постановкеколец в цилиндровые втулки. Измерение площадей -произво­ дится" для двух взаимно перпендикулярных положений замка поршневого -кольца при его размещении в зоне максимальногоизноса -цилиндровой втулки (обычно зона максимальных износов -совладает -с зоной максимальных давлений цикла).

На о-сноіваінни замеро-в -оценивается -величина относитель­

ных площадей про-света

 

9 = SgP.100%.

(33)’

73-


При последоваініі'и влияния утечек ,на показатели рабочего процесса целесообразно подбирать такие цилиндровые втулки, у которых величина износа близка к пределам, устанавливае­ мым заводскими инструкциями.

Эксперименты с различными по величине износа цилиндро­ выми втулками и поршневыми кольцами позволяют получить зависимость, существующую между характером пзиосов (и соответствующими им /площадям /просветов) и основными 'па­ раметрами рабочего процесса.

Для повышения точности результатов испытании снятие нагрузочных характеристик на каждом из этапов целесообраз­ но производить дважды: от исходного к последнему варианту (по износам цилиндровых втулок), а затем в обратном поряд­ ке. Измерение площадей просветов в исследуемом сопряжении также следует производить дважды: перед испытанием каж­ дого варианта и после пего. »

/Снятие нагрузочных характеристик при испытаниях каж­ дого из вариантов следует производить либо до значении по­ стоянной эффективной мощности, равной .1 0 0 -проценшой на­ грузке нового двигателя (Na исходного /варианта), либо /при

постоянной цикловой подаче топлива,

установленной

по

1 0 0 -процентной нагрузке двигателя при

снятии исходной

ха­

рактеристики.

 

 

Идентичность характеристик, снятых для исходного вари­ анта в начале и конце испытаний, может служить подтвержде­ нием неизменности регулировки двигателя на всем протяже­ нии испытаний, а также дает возможность считать,- что состоя­ ние остальных узлов двигателя, не рассматриваемых при проведении данных испытаний, оставалось неизменным.

Применение дайной методики позволяет исключить влияние на изменение параметров рабочего процесса таких факторов, как состояние « износ топливной аппаратуры, состояние и вз­ носы деталей механизма газораспределения и т. п., совместное влияние которых .могло 'привести к еще большему изменению /параметров двигателя. Однако следует иметь в /виду, что как топливная аппаратура, так и зазоры в подшипниках в эксплуа­ тации периодически проверяются и регулируются, в то время как цилиндровые втулки остаются прежними, а регулировка зазора между поршнем и цилиндровой втулкой вообще невоз­ можна (за исключением двигателей, у которых (применяется расточка цилиндровых втулок под поршни ремонтного раз­ мера) .

При -снятии нагрузочных характеристик на каждом этапе

74


■исследования .регистрируются следующие параметры: среднее дадикатоірное давление Р\, эффективная мощность Ne, макси­ мальное давление цикла Р,. и давление сжатия Рс, удельный расход топлива, температура выпускных тазов, расход возду­ ха й газов утечки (при постоянном давлении в картере), тем­ пература воды и масла, давление воды, масла и продувки (наддува), противодавление на выпуске, давление в картере, коэффициент избытка воздуха при .сгорании (газовым анали­ зом), удельный расход масла, число оборотов двигателя.

Для исключения утечки картерных газов помимо измери­ тельного устройства должны быть предприняты меры, обес­ печивающие герметизацию картера. Целесообразно на всех этапах испытания измерение расхода газов утечки произво­ дить при постоянном давлении в .картере, незначительно пре­ вышающем атмосферное (204-40 мм вод. ст.).

§ 5. А Н А Л И З З А В И С И М О С Т И И З М Е Н Е Н И Й П А Р А М Е Т Р О В Р А Б О Ч Е Г О П Р О Ц Е С С А О Т У Т Е Ч К И Г А З О В

В настоящее время имеется ограниченное количество ра­ бот, направленных на выявление зависимостей, существующих между наносами деталей ЦПГ (или пропорциональными нзносами утечек) и изменением параметров рабочего процесса дви­ гателей внутреннего сгорания.

Исследование этого вопроса проводилось А. А. Чапчаевым [42] на карбюраторных двигателях, А. Н. Ковляшенко [20], автором [35], [36] и Г. А. Фофановым [41] на дизе­ лях. Однако зависимость от утечек таких параметров рабочего процесса, как Л, тц, g\, а, гщ, /і|, п-і и т. п. выявлена еще непол­ но. В свою очередь недостаточность исследований не позволяет использовать тепловой расчет двигателя в качестве аналити­ ческой .методики для расчетной оценки изменения индикатор­ ной (или эффективной) мощности двигателя с утечками.

Для установления указанных зависимостей проведем а.на-

.лиз результатов некоторых экспериментальных исследований

[35], [36], [41], [42].

П р оц есс наполнения

Нарболее полно вопрос о влиянии утечек на процесс ,на-

.полнения для двухтактных дизелей рассмотрен в работах ав­ тора [36]. На рис. 24 представлены зависимости .между даз-

75

ление.м продувочного воздуха Рs, давлением в выпускном кол­ лекторе Яг, расходом воздуха Gn для различных относитель­ ных площадей просветов при работе дизеля по нагрузочной характеристике, а «а рис. 25 — зависимость этих же показа­ телен от относительной площади просвета при постоянной эф­ фективной мощности. Анализ приведенных зависимостей сви­ детельствует о значительном ■влиянии утечек на изменение со­ противления продувочно-выпускного тракта двухтактного-

80

S

 

 

 

 

60

 

 

 

 

40

 

 

Р е

'

20

ч 5 /

 

 

____I

Р , м м В од.а .

 

.

 

«и»

 

110

 

 

 

100

 

s

 

90

 

3 .0 .

 

. з :о

80

2 .0

 

4 ,0

 

 

 

0,50

0,75

 

 

1.0

Г , иг/

Ge /ээ.л.с.ч.

20

16

12

8

Р

* /г

і

N

/ С М

 

N e

 

 

N e Н ОМ

Рис. 24. Изменение параметров процесса газообмена дизеля D 19/30- в зависимости от нагрузки при различных относительных площадях

просветов (и

соответствующих

им относительным утечкам газов).

------- площадь

просвета

Sv =

3,6 мм2 (качественное

уплотнение)

<7= 5г/5п • 100% =0,0126%;

5 =

Gym/Ga■100% = 1 ,5 2 % ;---------

площадь просвета 5- = 16 мм2;

<7= 0,056%; 5 = 5,7%;

—.—.—■ пло­

щадь просвета Ss=26 мм2; <7=0,092%; 5 = 9,30%.

дизеля. При возрастании утечек снижается давление в цилинд­ ре, соответствующее началу выпуска. Снижение давления в- начале выпуска имеет незначительную величину и на харак­ тер индикаторной диаграммы практически не влияет, однако приводит к значительному снижению давления в выпускном коллекторе. Снижение давления на выпуске уменьшает сопро­ тивление выпускного тракта и способствует снижению давле­ ния в ресивере продувочното-воздуха. Последнее ойстоятель-

76