Файл: Устинов А.Н. Исследование поршневых колец дизелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

:СГво приводит к увеличению удельного расхода воздуха, по­ этому, несмотря на низкое значение коэффициента избытка воздуха при сгорании (асг), температура выпускных газов не­ сколько снижается.

Таким образом, для двухтактных дизелей вредное влияние утечек на процесс наполнения несколько «смягчается», благо­ даря возрастанию удельного расхода воздуха вследствие сни­ жения сопротивления продувочио-.выпускного тракта.

Для двухтактных дизелей с газотурбинным наддувом -сле­ дует ожидать существенного ухудшения процесса наполнения, так как уменьшение располагаемой энергии выпускных газов приведет к снижению оборотов турбокомпрессора, а сопротив-

Рхнм.Вад.ст.

75

55

35

3 6 9 12 15 78 21 2 * 27 S a w 2

I--------

1--------

і---------

1--------

1-------

h-l

 

0,02

0,04

0,06

0,08

0,U^%

Ри с. 26. Зависимость Ps, PT, Gв от относительной площади просвета для двигателя D 19/30 при Ne= const.

ление компрессора почти исключит вероятность увеличения расхода воздуха вследствие снижения сопротивления проду­ вочно-выпускного тракта (тем более, что и снижение сопро­ тивления на выпуске в этом случае будет значительно меньше).

Для четырехтактных дизелей отсутствуют сведения о вли­ янии утечек .на процесс наполнения, однако, учитывая особен­ ности четырехтактного цикла, можно предположить, что это влияние будет менее заметным, чем для двухтактных дизелей.

77

П р о ц есс сж а т и я

Влияние утечек на процесс сжатия любого двигателя име­ ет вполне определенный характер. Оно проявляется в умень­ шении показателя политропы сжатия п\, сопровождается сни­ жением давления .и температуры в конце сжатия (Рс и Тс). Правда, утечки таза (свежего заряда) на линии сжатия менеезначительны, чем на лш-шп расширения вследствие меньших давлений, однако .вполне достаточны, чтобы установить кон­ кретные зависимости п\, Рс, Тс от утечек.

Характер изменения tii = f(B), представленный на рис. 17-аг свидетельствует о влиянии утечек и на пусковые качества дви­ гателя, ухудшающиеся с ростом утечек.

Рис.

26. Зависимости Рс=/(<?) и acr=f(<l)

для ди­

зеля

D 19/30--------

при Are = c o n s t ; -------------

- при

(/цикл = COnst.

 

 

 

 

Pi ^ 2

 

 

 

 

СМ2

 

 

 

 

65

 

 

 

 

60

 

 

 

 

£5

,

0,02

О,ОА 0,06 0,08

0,1

J.% _

Р и с

27.

Зависимость Pz= f(q)

для

дизеля

D 19/30:-----

при Ne= c o n s t; --------------

 

при

< / ц « к л : = СОП 5 Р

78


Помимо снижения Рс п Тс, утечки на линии сжатия приво­ дят к снижению am что предопределяет их отрицательное влия­ ние также п на экономичность двигателя. На рис. 26 представ­ лена зависимость Po— f(q) и aCi~ f( q ) при постоянной эффек­ тивной мощности, а также при постоянной цикловой подаче топлива, полученная автором для двигателя Д 19/30. Более резкое уменьшение Рс при Nc=const обусловлено увеличением цикловой подачи топлива двигателя с утечками для сохране­ ния постоянной эффективной мощности, так как увеличивает­ ся подогрев свежего заряда, что способствует снижению Ря.

В некоторых работах значение давления в конце сжатия Рс принято в качестве критерия, определяющего техническое со­ стояние деталей ЦПГ.

Отмечая простоту такой оценки, следует сказать, что в ко­ нечном счете, уменьшение Рс определяет пусковые свойства дизеля и не позволяет судить об изменении остальных пара­ метров рабочего процесса.

П роцессы сгорания, расш ирения

На изменение характера процесса сгорания оказывает вли­ яние наличие утечек на линии сжатия, следствием которого является снижение асг и увеличение периода задержки .само­ воспламенения смеси в результате снижения а и Тс. Одновре­ менно несколько снижается скорость протекания реакций сго­ рания (также зависящая от асг), что приводит к снижению максимального давления цикла Ру.. Зависимость P-/.=f(q) при постоянной эффективной мощности, а также при постоянной цикловой подаче топлива для двигателя Д 19/30 приведена на рис. 27.

Как показал анализ индикаторных диаграмм, снятых на двигателе Д 19/30 при различных величинах утечки, степень повышения давления Л с ростом утечки уменьшается, степень предварительного расширения р в этих экспериментак остава­ лась неизменной.

При увеличении утечек происходит заметное снижение по­

казателя политропы расширения лг, что

наглядно иллюстри­

руется зависимость

а0 пкв) (рис.

17-6).

Влияние утечек на индикаторны е показатели цикла

Наличие утечек на участках сгорания и расширения при­ водят к уменьшению количества рабочего тела, что можно отождествлять с дополнительными потерями тепла для цикла

79


Р и с. 28. Изменение индикаторных показателен цикла при работе дизеля D 19/30 по нагрузочной характе­

ристике в зависимости от утечек:--------

 

 

относительная

утечка

/3= 1,52% ;------------- относительная утечка

/3= 5,7%; .—.—.—

относительная

утечка

/3= 9,30%.

Пі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■ 4L

 

и.л-с.ч

0,40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 l

 

140

0,30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

0,02

9

0,04

0,06

21

0,08

0,1

 

Sz.

ММ

3

6

 

12

15

18

24

2 1

3 0

 

 

“)

Рис. 29. Зависимость основных индикаторных по­ казателей цикла от относительных площадей про­ света: а) при постоянной эффективной мощ­ ности (ЛГе= const); б) при постоянной цикловой подаче топлива ((/цпнл = const).

80


с утечками. Кроме того, снижение а Сг также способствует не­ которому уменьшению индикаторного КПДДля четырехтакт­ ных двигателей результатом совместного влияния указанных факторов следует предполагать увеличение температуры вы­ пускных газов вследствие увеличения догорания на линии рас­ ширения.

Для двухтактных двигателей температура выпускных га­ зов, напротив, несколько снижается вследствие увеличения удельного расхода воздуха из-за снижения сопротивления про­ дувочно-выпускного тракта. Но и это обстоятельство не может повлиять на характер изменения тр.

Основные зависимости между индикаторными показателя­ ми рабочего процесса и относительными площадями просветов дизеля Д 19/30 представлены на рис. 28,.29.

 

I------------

 

1-------------

►------------

1------------------

ід4

 

 

 

0,5

0,75

1,0

N q,ho m .

Р и с.

30.

Изменение эффективных показателей цикла при работе ди­

зеля

D 19/30 по

нагрузочной

характеристике

в зависимости от уте­

чек:--------

5 =

1,52%;--------------

 

5 = 5,7%;

5 = 9,30%.

\

Анализ этих зависимостей свидетельствует о том, что рез­ кое снижение М (при <?miM=const) начинается при значениях относительных площадей просвета, равных <7^0,056, что со­ ответствует .величине относительной утечки газа ß=5,5%-

б. Заказ 1846

81

 

°)

■s )

Р и с. 31. Зависимость основных эффективных показателей цикла от относительных площадей просвета: а) При постоян­ ной цикловой подаче топлива уцикл = const; б) При постоян­ ной эффективной мощности A/e=const; ■в) Зависимость т|н о т диаметрального зазора в сопряжении поршень — цилиндровая

втулка.

82


Влияние утечек на эффективные .показатели цикла

Зависимости основных эффективных показателей .рабочего процесса двухтактного дизеля Д 19/30 от утечек приведены на рис. 30, 31. Характер изменения ge, ре, Ре, Ne в основном, опре­ деляется зависимостью от утечек аналогичных индикаторных

показателей.

отклонение

 

 

 

 

 

 

Некоторое

 

 

 

 

 

 

от

этих

 

зависимостей

 

 

 

 

 

 

обусловлено

возрастани­

 

 

 

 

 

 

ем

механического

КПД

 

 

 

 

 

 

при малых относительных

 

 

 

 

 

 

площадях просветов (уве­

 

 

 

 

 

 

личение Т]м возможно

до

 

 

 

 

 

 

значений <7=ё0,04%). Воз­

 

 

 

 

 

 

растание т)м в этом

слу­

 

 

 

 

 

 

чае может быть объясне­

 

 

 

 

 

 

но уменьшением механи­

 

 

 

 

 

 

ческих

потерь от

трения

 

 

 

 

 

 

тройка поршня и ци­

 

 

 

 

 

 

линдровой втулки из-за

 

 

 

 

 

 

увеличения

 

зазора

в со­

Р и с. 32.

Удельный расход топлива ga,

пряжении поршень-цилин-

максимальное давление цикла Рг и тем­

дровая

втулка.

Увеличе­

пература выпускных газов tr в зависи­

ние механического

КПД

мости от плотности цилиндра при реа­

на

первом

 

этапе

износа

лизации

различной мощности:

1 — Уе=

деталей ЦПГ

отмечалось

І.ОУеііом*!

3 — Nc = 0,7b Л^елом-j

3 - N q=

также

Ф.

Н.

Авдоньки-

 

 

— 0 ,5 Авеном*

 

 

9е,г/л.с.ч.

 

 

 

ным [I].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис.

 

32

приведена

182

 

 

 

 

 

зависимость

 

удельного

 

 

 

 

 

 

расхода топлива ge, мак­

 

 

 

 

 

 

симального давления цик­

 

 

 

 

 

 

ла Pz и температуры вы­

 

 

 

 

 

 

пускных газов от плотно­

 

 

 

 

 

 

сти цилиндра для

двига­

 

 

 

 

 

 

теля 2Д 100, а на рис. 33—

 

 

 

 

 

 

зависимость gc от диамет­

 

 

Удельный расход топлива ga в

рального износа

ГИЛЬЗЫ

Ри с. 33.

Цилиндра,

полученные в

зависимости от

диаметрального

износа

п

 

я р

ч

г р

р п

р

п и

гильзы

цилиндра:

1 Уе=200

л.

с. при

результате

экспериментов

п = т

o6jMUH.

2 - N , = m

л.

с. при

Г. А. Фофанова [41].Для

п.== 7 9 0

 

об/мин-,

3— У0=152

л. с. при.

двигателя Д

19/30

харак-

 

 

п=740 об/мин.

 

 

тер этих зависимос7ей аналогичен.

 

 

 

 

 

6*

83'