Файл: Сапрыкин Г.С. Исследование операций в энергетических расчетах учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации преподавателей теплотехн. каф., аспирантов и студентов специальности 0305.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.07.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 - Ц |
|
|
|
|
Подсистема I |
|
|
|
|
|
|
k L |
: 0 , 91580 |
: 0 , 4 5 1 7 0 |
: 0 ,9 6 0 4 6 |
: 0 ,9 9 8 0 4 |
: 0 ,9 9 8 8 0 |
: 0 ,9 9 9 2 1 |
: 0 |
, 99997 |
: 0 |
, 99998 : 1 ,0 0 0 0 |
С ( |
0 |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
|
9 |
12 |
Подсистема
4 .2
0,99912
7 ,2
0.99998
8 .4 .
0,99999
I I .4
1,00000
12,6
* |
8 ,2 |
(6 ) |
0,99716 \ 0,99792(8)
11,2 |
(7 ) |
12,2 |
|
|
|
|
|
|
- |
■ I--------------------- |
0,99909 |
0,99985 |
|
|
|
|
0,99868 |
|
|
||||
|
13,4 (9) |
15, 4 (10) |
16,4 |
( И ) |
|
|
|
|
|
|
|
0.99996 | |
0,99997 |
|
|
|
|
|
|
19,4 |
(1 2 ) |
Р П , 4 CI3) |
|
|
|
|
|
|
|
0,99998 I |
1,0000 |
|
|
|
|
|
|
21, 6 (14) |
(1 5 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
u - I 2 |
||
|
|
Необходимее |
количество |
запасных |
рядов |
|
|
|
|||
& ; |
с |
1 I |
ступ. : 2 |
ступ. |
: 3 |
ступ. |
: |
4 ступ. |
: |
5 |
ступ. |
|
|
.Сопл. :Р.л:Сопл. *.£>.Л. •.Сопл. :Р .л . :С о п л .:Р .л .: Сопл: Р-Л |
|||||||||
0,9994 |
8 2 ,8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 . |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
0;9929 |
63,8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 ' |
I |
2 |
2 |
I |
2 |
0,9840 |
4 9 ,4 |
I |
I |
I |
2 |
I |
I |
I |
I |
[ |
2 |
0,6553 |
3 2 ,2 |
I |
I |
0 |
0 |
I . |
I |
I |
I |
I |
I |
0,7210 |
20,4 |
I |
0 |
I |
0 |
I |
I |
I |
I |
I |
0 |
0,(3044 |
8 ,2 |
I |
0 |
0 |
0 |
I |
I |
I |
0 |
0 |
0 |
0,5266 |
2 .2 |
I |
0 |
0 |
0 |
I |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4876 |
0 ,0 |
0 |
0 |
о . |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Общие вопросы динамического программирования подробно рассмот рены в [4 ,6 ,1 4 ,2 6 ,2 9 ] , применительно к энергетике в [3 5 ,6 1 ] ; воп росы дискретного динамического программирования изложены в jj52j .
§ 4 -5 . Линейное планирование
При решении задач методом линейного программирования использу ются в основном два различных способа соискания оптимального плана.
Первый способ заключается в отыскании на первом ьтапе любого плана ( не обязательно оптимального), но удовлетворяющего всем ограничениям.ТРкой план называется опорным.Оптимальный план дости гается за определенное число этапов вычислений за счет улучшения исходного варианта плана. На этом основаны симплексный метод и ме тод разрешающих множителей “академика Л .В. Канторовича.
При втором способе решения задач на первом этапе получают ус ловно - оптимальный план, который обеспечивает оптимум целевой функции, но не является допустимым по ограничениям. Он становится допустимым лишь после определенных преобразований. Сюда относятся: методы решения транспортной задачи, метод разрешающих слагаемых А.Л. Лурье, метод дифференциальных рент А,Л. Брудно, венгерский метод [ 4 2 ] .
Решение задач по симплекс-методу разбивается на два этапа. На первом этапе находится опорный план Отметим. что выбор опорного плана - не менее трудная задача,чем его улучшение. Но, предположим, опорный план все-таки выбран. На ьторон этапе производится по -
96
еле л ойчтельное у.т шение опорного плана по |
определенной схеме. |
Эта схема вычислении следующая: |
|
1. В опорном плане выделяются базисные |
переменные, т .е . пере |
менные, входящие в этот план. Базисные переменные опорного плана
выражаются через небазисные, не входящие в |
план ; |
2. Выражается значение целевой функции |
и через небазисные |
переменные. |
|
3 . Выбирается та из небазисных переменных, введение которой в план способно, улучшить значение U .
'4 . Определяется, какая из базисных переменных должна быть при
этом исключена из плана и сделана небазисной.
5 . Вновь вводимая в план переменная выражается через перемен ную, выводимую из плана, и другие небаэисные переменные.
6. Все остальные |
базисные переменные и значение функции Ц |
|
выражаются через новые небазисные переменные. |
||
7 . Повторяются операции, указанные в |
пунктах 3 , 4 , 5 , б. |
|
Если на каком-то |
этапе оказывается, |
что введение в план любой |
из небазисных переменных не улучшает U. ? то последний план оказы вается оптимальным. Доказано, что если следовать приведенной схе ме, то через конечное ( и не слишком большое ) число шагов можно
прийти к оптимальному плану [_4о] .
Рассмотрим использование симплекс-метода к решению задачи
определения |
о п т и м а л ь н о г о |
с о с т а в а |
с м е с и . |
|||
Имеется три сорта топлива с различной теплотворной способно |
||||||
стью, зольностью и стоимостью |
С табл. 4 -13 ) . |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Таблица 4-13 |
Сорт топлива |
: |
Зольность |
: |
Тепло творит |
: |
Дева |
|
. |
К Г / К Г ' |
: |
Qp , ккал/кг |
: |
руб/т |
|
|
|
||||
I |
|
0,0 В |
|
8000 |
|
12 |
• П |
|
0 ,1 6 |
|
600Q |
|
8 |
Ш |
|
0 ,3 2 |
|
4000 |
|
4 |
Требуется определить, сколько и какого сорта топлива необхо
димо, чтобы теплотворная способность смеси топлив была равна
5000 ккал/кг, |
общее количество |
золы не превышало 0 ,1 4 |
§[Н гоы 1ва. |
|
а затраты на топливо были минимальны. |
|
|||
Обозначим |
х, » ЭСХ, , |
- |
неизвестное количество |
к г топлива |
97
каждого сорта. Тогда задача сводится к минимизации стоимости топ лива, глиной
|
U.=.№I,+6Xl +l»Xs |
(X L*0) |
(4 -7 9 ) |
при ограничениях |
|
|
|
8000 |
X , + 6000 х 2 + 4000 х ъ - 5000 |
(4 -8 0 ) |
|
. 0 ,0 8 X, + 0 ,1 6 Х г + 0 ,3 2 Х ь « 0 ,1 4 |
(4 -8 1 ) |
||
Прежде всего |
задачу необходимо свести |
к каноническому |
виду |
- неравенства заменить равенствами. В нашем случае для преобразо
вания (Л-8 1 ) |
в |
равенство можно ввести |
дополнительную переменную |
|||||||||||||
Хц |
- |
количество фиктивного |
топлива с |
теплотворностью |
и |
стоимо |
||||||||||
стью, равными нулю,но с зольностью 1%, |
Тогда условие (4 -0 1 ) |
примет |
||||||||||||||
вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_8Х , + 1 6 Xj. +32 Хъ |
+ Х 6 = |
14 |
|
|
|
(4-82)' |
||||||
|
При разделении переменных на базисные и небазисные (свобод |
|||||||||||||||
ные) |
придерживаются общепринятой |
записи: |
в системе |
ограничений |
||||||||||||
-базисные переменные стоят всегда в левой части, небаэисные - в |
||||||||||||||||
правой. Примем за базисные переменные х, |
и Хц '.поэтому |
выраже |
||||||||||||||
ния (4 -8 0 ) и |
(4 -8 2 ) представим следующим образом |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
х { = |
1 |
- |
й х , |
|
- |
|
it зсъ> |
|
|
|
О -ез) |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
8 |
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хц = 1 4 - е - 16Хг - 32 X j |
|
|
|
(4 -8 4 ) |
|||||||
|
г эдставив |
в |
(4 -8 4 ) |
выражение |
(4 - 8 3 ), |
получим |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
= 9-IO |
- 28 |
|
|
|
|
|
|
(4 -8 5 ) |
|||
|
По пункту 2 расчетной схемы затраты выражаем через небазис |
|||||||||||||||
ные |
переменные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
и М 2 ( | - | х г | х ь) + В Х г + ^ Х 5 = 7 ,5 - Х 2 - 2 х 5 |
|
(4 -8 6 ) |
|||||||||||
Примем в качестве опорного плана: |
X, з Х 5 = 0 |
; из |
|
(4 -8 3 ) |
||||||||||||
следует, |
что X, = g |
; |
из |
(4 -8 5 ) |
- |
|
=9 и из |
(4 г 8б) |
- |
за |
||||||
траты |
U |
= 7 ,5 |
руб/т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Из |
(4 -8 6 ) |
видно, что введение |
в |
план |
ведет к |
снижению |
|||||||||
затрат; |
примем |
поэтому |
|
за |
базисную переменную. |
Из |
(4 -8 3 ) |
|||||||||
следует, |
что |
|
должна быть исключена лэ плана, |
то есть |
стать |
небазисной переменной. В соответствии с пунктом 5 расчетной схе мы из (4 -8 3 ) получаем
98
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4 -8 7 ) |
Подставляя |
(4 -8 7 ) |
в |
(4 -8 5 ) и (4 -8 6 ) , получил |
|
|
|
|
|
||||
V |
9 - W ( | |
- | х , - | х ъ) - . ? 8 Х з = | ^ х г |
Й Х 5 , |
|
(it_88) |
|||||||
И |
» 7 ,5 -(| - |
| Х , - |
|XS) - 2 X * * 6 ,6 6 6 |
+ | Х Г |
| Х 5 |
|
(4 - 8 9 ) |
|||||
Полученный план выглядит |
следующим образом: |
X , = X s = О |
; |
|||||||||
Х г = 5/6 |
; |
Х[, |
= |
4/6 и |
U = 40/6= 6,666 руб/т. Таким образом, |
|||||||
движение осуществляется |
к оптимальному плану, |
т .к . |
U |
уменьша |
||||||||
ется. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введем |
вместо |
|
|
в |
план переменную |
X j |
.И з |
(4 -8 8 ) |
полу |
|||
чаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х 5 = 1/32 |
+ 5/8 |
- 3/64X1, |
|
|
|
|
(4 -9 0 ) |
|||||
Тогда |
по |
(4 -8 7 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а по (4 -8 9 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из (4 -9 1 ) |
тут же |
следует, что введение в |
план |
X, |
и |
не |
||||||
уменьшает |
значение |
U |
, |
а , следовательно, полученный план |
||||||||
Х , = 2 ц * 0 |
|
; |
Х-, |
= |
39/46= 0 ,8 1 2 5 -; |
XJ= |
1/32 |
= 0,0313 ; |
||||
U = 6,625 руб/т является оптимальным. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Процесс нахождения оптимального плана значительно упрощает |
||||||||||||
ся , если его |
свести |
к |
заполнению стандартных, |
так |
называемых |
симплекстаблиц [4 ] .
Рассмотрим еще одну задачу линейного программирования.Пред
положим, что имеется |
IX |
пунктов отправления |
Kj , |
, . . . |
|||
, в которых |
сосредоточены запасы какого-то однородного гру |
||||||
за , например,топлива в количестве |
й, ,'С Ц , , . . . , Qm . |
Имеется, |
|||||
кроме того, |
ft |
пунктов |
назначения |
С, , Ct , . . . , |
, которым |
||
необходимо |
подать & |
, |
|
единиц груза. Требуется |
|||
составить такой |
плав перевозок, при котором все |
заявки |
на грузы |
||||
были бы выполнены, а стоимость всех |
перевозок была бы минималь |
||||||
ной. |
|
|
|
|
|
|
|
99