Файл: Кожевников А.В. Химия нефти учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в пределах 0,1 — 1,0% и иногда, в высокосмолнстых нефтях—.до 2—3%; сера может содержаться в количестве 0,1 — 3%; азот присутст­ вует в нефтях в малых количествах — от 0,001 до 0,4%. Если учесть, что гетероатомы (О, S и N) могут быть в соединении с углеводородной частью молекулы, превышающей вес гетероатомов в 10—15 раз, то неуглеводородная часть нефти может составлять до 40—50% нефти.

Т а б л и ц а 17

 

 

Элементарный состав

некоторых нефтей

 

 

 

 

 

Месторождение

 

 

С

н

о

S

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пес,

%

 

 

Охмнское ( С а х а л и н )...............................

 

 

87,15

11,85

0,27

0,30

0,43

Кенкнякское

(Казахстан).......................

 

 

86,19

12,51

0,55

0,63

0,12

Грозненское..............................................

 

 

85,9

13,0

0,8

0,13

0,07

Шанмское (Западная Сибирь) . . . .

85,8

13,28

0,36

0,46

0,10

Бостонское (Узбекистан).......................

 

 

85,69

14,14

0,07

0,01

0,09

Сураханское (А зербайдж ан)...............

85,30

14,10

0,54

0,03

0,03

Ромашкинское (Татария) .......................

 

 

85,34

12,65

0,21

1,62

0,18

Коробковское (Волгоградская область)

85,10

13,72

0,02

1,07

0,09

Белозерское

(Куйбышевская

область)

84,66

13,41

0,02

1,81

0,10

Могутовское

(Оренбургская

область) .

83,85

12,02

0,85

3,00

0,28

Первомайское ( Т а та р и я ).......................

 

область) .

83,73

13,33

0,50

2,2

0,24

Радаевское (Куйбышевская

 

82,78

11,72

2,14

3,05

0,31

Кроме того, в очень малых количествах в соединениях нефти при­

сутствуют: ванадий, железо, никель, титан, магний,

хром, кобальт,

кальций,- натрий, калий, кремний, фосфор и германий.

 

с о ­

При

рассмотрении

г р у п п о в о г о

х и м и ч е с к о г о

с т а в а

нефти можно

грубо разделить

нефть на две части соедине­

ний: выкипающие' приблизительно до 360° С, состоящие

в основном

из углеводородов и лишь в незначительной части из гетероатомных соединений (кислородные — фенолы, нафтеновые кислоты; серни­ стые —• меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофены; азотистые — пиридиновые основания и имины), и кипящие выше 360° С, состоящие в основном из гетероатомных соединений, содержащих в составе мо­ лекул О, S и N, и в меньшей мере из углеводородов (парафины, гиб­ ридные углеводороды).

Первая (дистиллятная) часть представлена следующими гомоло­ гическими рядами:

С„Н2пі9 — метановые или парафиновые углеводороды (алканы), CnH,rf — моноциклические полиметиленовые углеводороды, цик­

лопарафины, нафтены (цикланы);

 

СпН2п_ 2 — бициклические полиметиленовые,

дициклопарафины

(пятичленные, шестичленные и смешанные);

С„Н2л_4 — трициклические полиметиленовые,

трициклопарафины;

СпН2;і_ 6 —- моноциклические ароматические,

бензольные углево­

дороды (арены);

 

3 2


 

С„Н2я_8 — бициклические

смешанные,

нафтеново-ароматические

 

 

 

углеводороды;

 

 

 

 

 

 

 

 

С„Н2п_ 12

— бициклические

ароматические углеводороды.

 

 

Дистиллятные фракции нефти значительно больше изучены по

сравнению

с высококипящими.

 

 

 

 

 

 

 

Для высококипящей части нефти можно лишь приблизительно пред­

ставить типы соединений ее составляющих:

 

 

 

 

высокомолекулярные

парафиновые углеводороды;

углеводороды

 

моно-,

би-

и

трициклические

циклопарафиновые

 

с боковыми заместителями метанового ряда;

 

 

 

моно-, би- и трициклические ароматические углеводороды с боко­

 

выми заместителями;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гибридные полициклические нафтеново-ароматические углеводо­

 

роды с боковыми заместителями;

 

 

 

 

 

 

гетероорганические полициклические соединения гибридного ха­

 

рактера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полициклические гибридные соединения с мостиками из атомов

 

кислорода и серы;

 

гибридные,

гетероатомные соединения

 

высококонденсироваиные

 

с включением в соединение атомов металлов (ванадий, железо,

 

никель и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Та б л и ц а 18

 

 

Выход фракций одной нефти

и их групповой состав

 

 

 

 

 

 

 

Групповой углеводородный состав, вес. %

 

 

Пределы

Выход

 

на фракцию

 

 

 

на нефть

 

 

кипения

фракции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

нефть,

 

нафтено­

аромати­

мета­

нафте­

аромати­

 

фракции, СС

вес ?0

метано­

 

 

 

 

вые

 

вые

 

ческие

новые

новые

ческие

 

До 60

 

0,5

100

 

76

 

 

 

0,1

 

 

 

60—95

 

1,5

24

 

 

 

0,4

і , і

 

95—122

 

4,8

16

 

76

 

8

 

0 ,8

3,6

0,4

 

122—150

 

5,5

44

 

51

 

5

 

2,4

2 ,8

0,3

 

150—200

 

7,9

17

66

 

17

 

1,4

5,2

1,3

 

200—250

10,1

16

66

 

18

 

1,6

6,7

1,8

 

250—300

 

10,6

14

70

 

16

 

1,9

7,1

1,6

 

300—350

 

9,5

14

70

 

16

 

1,4

6 ,6

1,5

'

350—400

 

9,0

11

 

74

 

15

 

1,0

6 ,6

1,3..

400—450

 

7,4

10

 

78

 

12

 

0,7

5,8

0,9

 

450—500

.

8 ,0

10

 

81

 

9

 

0 ,8

6,5

0,7

 

500—550

 

8 ,0

12

78

 

10

 

1,0

6 ,2

0,8

 

550

 

18,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф р а к ц и о н н ы й

с о с т а в

 

нефти определяется в результате

фракционирования — разделения

соединений

по температуре кипе­

ния. Отбираются отдельные фракции по мере повышения температуры кипения. При этом для исследовательских целей отбирают обычно 10или 50-градусные фракции. Фракции, кипящие выше 360° С, раз­ гоняют под вакуумом, так как соединения, содержащиеся в этих фрак­

3

З а к а з № I56S

3 3


циях, могут иметь температуру разложения ниже их температуры ки­ пения и поэтому могут не перегоняться без разложения при нормаль­ ном давлении.

Обычными фракциями, выделяемыми при заводской переработке нефти, являются следующие: бензиновая, выкипающая от начала ки­

пения

до

170—210° С, лигроиновая, выкипающая в пределах 160—

—210°

С,

керосиновая — 200—300° С; газойлевая — 270—350° С и

другие по мере надобности в соответствии с вырабатываемым товарным продуктом. Из этих фракций получают: авиационные и автомобильные бензины; бензины, лигроины, уайт-спириты — растворители; топ­ лива для воздушно-реактивных двигателей, тракторные керосины, различные дизельные топлива. Остаток от разгонки называют мазу­ том, который может использоваться в качестве котельного топлива либо разгоняться под вакуумом для получения фракций смазочных масел. Г р у п п о в о й с о с т а в отдельных довольно узких фрак­ ций, полученный в результате анализа этих фракций одной нефти, приводится в табл. 18.

Нефти классифицируют на основании преобладания соединений того или иного класса. Конкретные нефти всегда содержат неодинако­ вое количество из трех основных классов углеводородов и гетероатомных соединений. Обычно принято классифицировать нефти на: мета­ новые, метаново-нафтеновые, нафтеновые, нафтеново-ароматические, ароматические.

Согласно технологической классификации нефти описываются четырьмя' характеристиками: по содержанию серы, дистиллатных фракций, базовых масел и парафина, в расчете на нефть. Так по со­ держанию серы: I — малосернистые •— содержащие серы не выше 0,5%; II — сернистые — от 0,51 до 2% серы и III — высокосерни­ стые — выше 2% серы. Содержание дистиллатных фракций до 360° С: Тх — не менее 45%, Т„ — 30ч44,9% и Т3 — менее 30%. Потенци­ альное содержание базовых масел предусматривается: Мх — не менее

25%;

М2

— 15 -г- 25%

и не менее 45% в расчете на мазут;

М3 —

15 ч- 25%

и 30 ч- 45%

в расчете на мазут; М4 — менее 15%.

Учиты­

вается

также индекс вязкости

(И) базовых масел: Их — выше 85 и

И2 —

40 ч-85% . Содержание

парафина предусматривается:

П х —

не выше

1,5% — малопарафинистые; П а — 1,51 ч—6,0% — парафи­

нистые и П3 — более 6% — высокопарафинистые.

 

■Для любой нефти, можно кратко написать характеристику, состоя­

щую из пяти знаков, так

как масляный потенциал выражается еще

и в виде индекса вязкости.

Например: ІІТ3М1И2П 1.

I


Глава

четвертая

НЕФТЬ КАК БОГАТЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ

Для специалистов по нефтехимическому синтезу нефть представ­ ляется важнейшим источником исходных продуктов для синтеза. Это справедливо тем более, что с каждым годом быстро растет объем по­ требляемой нефти, природных и попутных газов, используемых в неф­ техимическом синтезе. Однако^ при абсолютном росте нефтехимиче­ ской переработки доля нефти, идущей на цели синтеза, почти не ра­ стет, и впредь трудно ожидать ее быстрого роста.' Дело в том, что более 95% добываемой нефти и газа идет на производство жидких и газообразных топлив, а также на производство смазочных масел. Совер­ шенно очевидно, что современный транспорт (автомобильный, само­ летный, вертолетный, железнодорожный и морской) и теплоэнергети­ ческие запросы индустриализированного народного хозяйства просто невозможно представить без использования нефти, газа и нефтяных смазочных масел. Нефть и природный газ вместе составляют более половины всего государственного топливного баланса.

Основными видами жидких топлив являются: авиационные бен­ зины для поршневых авиамоторов, самолетов и вертолетов; автомо­ бильные бензины для автомобильных и других подобных двигателей; авиационные керосины для турбореактивных авиадвигателей; дизель­ ные топлива для тяжелых автомобилей и тягачей, тракторов и других транспортных и стационарных установок большой мощности; котель­ ное жидкое топливо (мазут) для транспортных и стационарных энер­ гетических установок, в том числе для газотурбинных двигателей (ГТД); котельное газовое топливо для транспортных и стационарных энергетических установок, в том числе для ГТД.

Характёристики отдельных видов топлива должны отвечать тех­ ническим требованиям, обусловленным типом и техническими харак­ теристиками теплового двигателя. Так, от жидких топлив требуется достаточно высокая теплотворная способность, необходимый фрак­ ционный состав, химическая стабильность, антидетонациониая спо­ собность, низкая гигроскопичность, отсутствие взвешенных примесей и осадков и т. д. Только при полном соответствии всем пунктам техни­ ческих требований топливо может быть принято к применению. Таким образом, нельзя пренебрегать одними характеристиками и отдавать предпочтение другим.

3*

35


Б Е Н З И Н Ы

Следует прежде всего отметить важное свойство авиационных и

•автомобильных бензинов — это их антидетонационную способность. В поршневых двигателях с воспламенением горючей смеси от элек­ трической искры в конце хода сжатия развиваются высокие давления и высокая температура. В этих условиях может возникать ненормаль­ ное, детонационное горение топлива. Нормальное распространение фронта пламени в объеме камеры сгорания характеризуется скоро­ стями в пределах 20—30 місек, при этом давление возрастает плавно, достигая до 50 бар в автомобильных и до 80 бар в авиационных двига­

телях;

температура— до 2200—2800° С. В случае возникновения

детонации скорость сгорания скачкообразно переходит

к 1500—

2500

місек. Горение становится взрывоподобиым, и

ударная

волна многократно отражается от стенок в объеме камеры сгорания, что вызывает характерную жесткость звука; детонация может опреде­ ляться даже на слух. Детонационное горение приводит к излишнему износу двигателя, к потере мощности и в иных случаях даже к ава­ рийному состоянию двигателя. Задача повышения мощности двига­ теля на единицу объема цилиндра находится в противоречии с усло­ виями бездетонационного сгорания топлива, так как требует повыше­ ния степени сжатия в двигателе, т. е. отношения объема цилиндра и камеры сгорания к объему камеры сгорания, которое в современных автомобильных двигателях находится в пределах 6,5—8 и может быть

•еще несколько большим. Это приводит к еще большим давлениям сго­ рания горючей смеси. В авиационных двигателях, кроме того, приме­ няют наддув, т. е. подают горючую смесь не на подсосе, а с помощью наддува воздуха с избыточным давлением. Это так же, как н увели­ чение степени сжатия, приводит к увеличению литровой мощности

.двигателя, к снижению его удельного веса и к повышению экономич­ ности. Установлено, что углеводороды бензина различно сгорают в указанных условиях, так как структуры углеводородов обладают различной детонационной стойкостью. Отсюда возникла необходи­ мость изготавливать сорта бензинов в зависимости от детонационной -стойкости составляющих их углеводородов. Измерение детонационной стойкости бензинов производят различными методами. В нашей стране это испытание осуществляется стандартным моторным методом на од­ ноцилиндровом экспериментальном двигателе с переменной степенью

•сжатия. Исчисление детонационной стойкости бензинов производят в так. называемых октановых числах. При этом сгорание чистого изоок­ тана (2, 2, 4-триметилпентана) в стандартных условиях приравни­ вается к 100 октановым числам. А детонационные характеристики сго­ рания нормального гептана в стандартных условиях принято считать за октановое число, равное 0.

Октановым числом горючего называется единица измерения дето­ национной стойкости, численно равная процентному содержанию (по

•объему) изооктана — 2, 2, 4-триметилпентана в его смеси с нормаль­ ным гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуе­ мому горючему при стандартных условиях испытания. Если при оп-

.36