ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
в пределах 0,1 — 1,0% и иногда, в высокосмолнстых нефтях—.до 2—3%; сера может содержаться в количестве 0,1 — 3%; азот присутст вует в нефтях в малых количествах — от 0,001 до 0,4%. Если учесть, что гетероатомы (О, S и N) могут быть в соединении с углеводородной частью молекулы, превышающей вес гетероатомов в 10—15 раз, то неуглеводородная часть нефти может составлять до 40—50% нефти.
Т а б л и ц а 17
|
|
Элементарный состав |
некоторых нефтей |
|
|
|
|||
|
|
Месторождение |
|
|
С |
н |
о |
S |
N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пес, |
% |
|
|
Охмнское ( С а х а л и н )............................... |
|
|
87,15 |
11,85 |
0,27 |
0,30 |
0,43 |
||
Кенкнякское |
(Казахстан)....................... |
|
|
86,19 |
12,51 |
0,55 |
0,63 |
0,12 |
|
Грозненское.............................................. |
|
|
85,9 |
13,0 |
0,8 |
0,13 |
0,07 |
||
Шанмское (Западная Сибирь) . . . . |
85,8 |
13,28 |
0,36 |
0,46 |
0,10 |
||||
Бостонское (Узбекистан)....................... |
|
|
85,69 |
14,14 |
0,07 |
0,01 |
0,09 |
||
Сураханское (А зербайдж ан)............... |
85,30 |
14,10 |
0,54 |
0,03 |
0,03 |
||||
Ромашкинское (Татария) ....................... |
|
|
85,34 |
12,65 |
0,21 |
1,62 |
0,18 |
||
Коробковское (Волгоградская область) |
85,10 |
13,72 |
0,02 |
1,07 |
0,09 |
||||
Белозерское |
(Куйбышевская |
область) |
84,66 |
13,41 |
0,02 |
1,81 |
0,10 |
||
Могутовское |
(Оренбургская |
область) . |
83,85 |
12,02 |
0,85 |
3,00 |
0,28 |
||
Первомайское ( Т а та р и я )....................... |
|
область) . |
83,73 |
13,33 |
0,50 |
2,2 |
0,24 |
||
Радаевское (Куйбышевская |
|
82,78 |
11,72 |
2,14 |
3,05 |
0,31 |
|||
Кроме того, в очень малых количествах в соединениях нефти при |
|||||||||
сутствуют: ванадий, железо, никель, титан, магний, |
хром, кобальт, |
||||||||
кальций,- натрий, калий, кремний, фосфор и германий. |
|
с о |
|||||||
При |
рассмотрении |
г р у п п о в о г о |
х и м и ч е с к о г о |
||||||
с т а в а |
нефти можно |
грубо разделить |
нефть на две части соедине |
||||||
ний: выкипающие' приблизительно до 360° С, состоящие |
в основном |
из углеводородов и лишь в незначительной части из гетероатомных соединений (кислородные — фенолы, нафтеновые кислоты; серни стые —• меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофены; азотистые — пиридиновые основания и имины), и кипящие выше 360° С, состоящие в основном из гетероатомных соединений, содержащих в составе мо лекул О, S и N, и в меньшей мере из углеводородов (парафины, гиб ридные углеводороды).
Первая (дистиллятная) часть представлена следующими гомоло гическими рядами:
С„Н2пі9 — метановые или парафиновые углеводороды (алканы), CnH,rf — моноциклические полиметиленовые углеводороды, цик
лопарафины, нафтены (цикланы); |
|
СпН2п_ 2 — бициклические полиметиленовые, |
дициклопарафины |
(пятичленные, шестичленные и смешанные); |
|
С„Н2л_4 — трициклические полиметиленовые, |
трициклопарафины; |
СпН2;і_ 6 —- моноциклические ароматические, |
бензольные углево |
дороды (арены); |
|
3 2
|
С„Н2я_8 — бициклические |
смешанные, |
нафтеново-ароматические |
|||||||||
|
|
|
углеводороды; |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
С„Н2п_ 12 |
— бициклические |
ароматические углеводороды. |
|
||||||||
|
Дистиллятные фракции нефти значительно больше изучены по |
|||||||||||
сравнению |
с высококипящими. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Для высококипящей части нефти можно лишь приблизительно пред |
|||||||||||
ставить типы соединений ее составляющих: |
|
|
|
|||||||||
|
высокомолекулярные |
парафиновые углеводороды; |
углеводороды |
|||||||||
|
моно-, |
би- |
и |
трициклические |
циклопарафиновые |
|||||||
|
с боковыми заместителями метанового ряда; |
|
|
|||||||||
|
моно-, би- и трициклические ароматические углеводороды с боко |
|||||||||||
|
выми заместителями; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
гибридные полициклические нафтеново-ароматические углеводо |
|||||||||||
|
роды с боковыми заместителями; |
|
|
|
|
|
||||||
|
гетероорганические полициклические соединения гибридного ха |
|||||||||||
|
рактера; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полициклические гибридные соединения с мостиками из атомов |
|||||||||||
|
кислорода и серы; |
|
гибридные, |
гетероатомные соединения |
||||||||
|
высококонденсироваиные |
|||||||||||
|
с включением в соединение атомов металлов (ванадий, железо, |
|||||||||||
|
никель и др.). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Та б л и ц а 18 |
|
|
|
Выход фракций одной нефти |
и их групповой состав |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Групповой углеводородный состав, вес. % |
|
|||||
|
Пределы |
Выход |
|
на фракцию |
|
|
|
на нефть |
|
|||
|
кипения |
фракции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
нефть, |
|
нафтено |
аромати |
мета |
нафте |
аромати |
||||
|
фракции, СС |
вес ?0 |
метано |
|||||||||
|
|
|
|
вые |
|
вые |
|
ческие |
новые |
новые |
ческие |
|
|
До 60 |
|
0,5 |
100 |
|
76 |
|
|
|
0,1 |
|
|
|
60—95 |
|
1,5 |
24 |
|
|
— |
|
0,4 |
і , і |
— |
|
|
95—122 |
|
4,8 |
16 |
|
76 |
|
8 |
|
0 ,8 |
3,6 |
0,4 |
|
122—150 |
|
5,5 |
44 |
|
51 |
|
5 |
|
2,4 |
2 ,8 |
0,3 |
|
150—200 |
|
7,9 |
17 |
66 |
|
17 |
|
1,4 |
5,2 |
1,3 |
|
|
200—250 |
10,1 |
16 |
66 |
|
18 |
|
1,6 |
6,7 |
1,8 |
||
|
250—300 |
|
10,6 |
14 |
70 |
|
16 |
|
1,9 |
7,1 |
1,6 |
|
|
300—350 |
|
9,5 |
14 |
70 |
|
16 |
|
1,4 |
6 ,6 |
1,5 |
|
' |
350—400 |
|
9,0 |
11 |
|
74 |
|
15 |
|
1,0 |
6 ,6 |
1,3.. |
400—450 |
|
7,4 |
10 |
|
78 |
|
12 |
|
0,7 |
5,8 |
0,9 |
|
|
450—500 |
. |
8 ,0 |
10 |
|
81 |
|
9 |
|
0 ,8 |
6,5 |
0,7 |
|
500—550 |
|
8 ,0 |
12 |
78 |
|
10 |
|
1,0 |
6 ,2 |
0,8 |
|
|
550 |
|
18,0 |
— |
|
— |
|
— |
|
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Ф р а к ц и о н н ы й |
с о с т а в |
|
нефти определяется в результате |
||||||||
фракционирования — разделения |
соединений |
по температуре кипе |
ния. Отбираются отдельные фракции по мере повышения температуры кипения. При этом для исследовательских целей отбирают обычно 10или 50-градусные фракции. Фракции, кипящие выше 360° С, раз гоняют под вакуумом, так как соединения, содержащиеся в этих фрак
3 |
З а к а з № I56S |
3 3 |
циях, могут иметь температуру разложения ниже их температуры ки пения и поэтому могут не перегоняться без разложения при нормаль ном давлении.
Обычными фракциями, выделяемыми при заводской переработке нефти, являются следующие: бензиновая, выкипающая от начала ки
пения |
до |
170—210° С, лигроиновая, выкипающая в пределах 160— |
—210° |
С, |
керосиновая — 200—300° С; газойлевая — 270—350° С и |
другие по мере надобности в соответствии с вырабатываемым товарным продуктом. Из этих фракций получают: авиационные и автомобильные бензины; бензины, лигроины, уайт-спириты — растворители; топ лива для воздушно-реактивных двигателей, тракторные керосины, различные дизельные топлива. Остаток от разгонки называют мазу том, который может использоваться в качестве котельного топлива либо разгоняться под вакуумом для получения фракций смазочных масел. Г р у п п о в о й с о с т а в отдельных довольно узких фрак ций, полученный в результате анализа этих фракций одной нефти, приводится в табл. 18.
Нефти классифицируют на основании преобладания соединений того или иного класса. Конкретные нефти всегда содержат неодинако вое количество из трех основных классов углеводородов и гетероатомных соединений. Обычно принято классифицировать нефти на: мета новые, метаново-нафтеновые, нафтеновые, нафтеново-ароматические, ароматические.
Согласно технологической классификации нефти описываются четырьмя' характеристиками: по содержанию серы, дистиллатных фракций, базовых масел и парафина, в расчете на нефть. Так по со держанию серы: I — малосернистые •— содержащие серы не выше 0,5%; II — сернистые — от 0,51 до 2% серы и III — высокосерни стые — выше 2% серы. Содержание дистиллатных фракций до 360° С: Тх — не менее 45%, Т„ — 30ч44,9% и Т3 — менее 30%. Потенци альное содержание базовых масел предусматривается: Мх — не менее
25%; |
М2 |
— 15 -г- 25% |
и не менее 45% в расчете на мазут; |
М3 — |
|
15 ч- 25% |
и 30 ч- 45% |
в расчете на мазут; М4 — менее 15%. |
Учиты |
||
вается |
также индекс вязкости |
(И) базовых масел: Их — выше 85 и |
|||
И2 — |
40 ч-85% . Содержание |
парафина предусматривается: |
П х — |
||
не выше |
1,5% — малопарафинистые; П а — 1,51 ч—6,0% — парафи |
||||
нистые и П3 — более 6% — высокопарафинистые. |
|
■Для любой нефти, можно кратко написать характеристику, состоя
щую из пяти знаков, так |
как масляный потенциал выражается еще |
и в виде индекса вязкости. |
Например: ІІТ3М1И2П 1. |
I
Глава
четвертая
НЕФТЬ КАК БОГАТЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Для специалистов по нефтехимическому синтезу нефть представ ляется важнейшим источником исходных продуктов для синтеза. Это справедливо тем более, что с каждым годом быстро растет объем по требляемой нефти, природных и попутных газов, используемых в неф техимическом синтезе. Однако^ при абсолютном росте нефтехимиче ской переработки доля нефти, идущей на цели синтеза, почти не ра стет, и впредь трудно ожидать ее быстрого роста.' Дело в том, что более 95% добываемой нефти и газа идет на производство жидких и газообразных топлив, а также на производство смазочных масел. Совер шенно очевидно, что современный транспорт (автомобильный, само летный, вертолетный, железнодорожный и морской) и теплоэнергети ческие запросы индустриализированного народного хозяйства просто невозможно представить без использования нефти, газа и нефтяных смазочных масел. Нефть и природный газ вместе составляют более половины всего государственного топливного баланса.
Основными видами жидких топлив являются: авиационные бен зины для поршневых авиамоторов, самолетов и вертолетов; автомо бильные бензины для автомобильных и других подобных двигателей; авиационные керосины для турбореактивных авиадвигателей; дизель ные топлива для тяжелых автомобилей и тягачей, тракторов и других транспортных и стационарных установок большой мощности; котель ное жидкое топливо (мазут) для транспортных и стационарных энер гетических установок, в том числе для газотурбинных двигателей (ГТД); котельное газовое топливо для транспортных и стационарных энергетических установок, в том числе для ГТД.
Характёристики отдельных видов топлива должны отвечать тех ническим требованиям, обусловленным типом и техническими харак теристиками теплового двигателя. Так, от жидких топлив требуется достаточно высокая теплотворная способность, необходимый фрак ционный состав, химическая стабильность, антидетонациониая спо собность, низкая гигроскопичность, отсутствие взвешенных примесей и осадков и т. д. Только при полном соответствии всем пунктам техни ческих требований топливо может быть принято к применению. Таким образом, нельзя пренебрегать одними характеристиками и отдавать предпочтение другим.
3* |
35 |
Б Е Н З И Н Ы
Следует прежде всего отметить важное свойство авиационных и
•автомобильных бензинов — это их антидетонационную способность. В поршневых двигателях с воспламенением горючей смеси от элек трической искры в конце хода сжатия развиваются высокие давления и высокая температура. В этих условиях может возникать ненормаль ное, детонационное горение топлива. Нормальное распространение фронта пламени в объеме камеры сгорания характеризуется скоро стями в пределах 20—30 місек, при этом давление возрастает плавно, достигая до 50 бар в автомобильных и до 80 бар в авиационных двига
телях; |
температура— до 2200—2800° С. В случае возникновения |
|
детонации скорость сгорания скачкообразно переходит |
к 1500— |
|
2500 |
місек. Горение становится взрывоподобиым, и |
ударная |
волна многократно отражается от стенок в объеме камеры сгорания, что вызывает характерную жесткость звука; детонация может опреде ляться даже на слух. Детонационное горение приводит к излишнему износу двигателя, к потере мощности и в иных случаях даже к ава рийному состоянию двигателя. Задача повышения мощности двига теля на единицу объема цилиндра находится в противоречии с усло виями бездетонационного сгорания топлива, так как требует повыше ния степени сжатия в двигателе, т. е. отношения объема цилиндра и камеры сгорания к объему камеры сгорания, которое в современных автомобильных двигателях находится в пределах 6,5—8 и может быть
•еще несколько большим. Это приводит к еще большим давлениям сго рания горючей смеси. В авиационных двигателях, кроме того, приме няют наддув, т. е. подают горючую смесь не на подсосе, а с помощью наддува воздуха с избыточным давлением. Это так же, как н увели чение степени сжатия, приводит к увеличению литровой мощности
.двигателя, к снижению его удельного веса и к повышению экономич ности. Установлено, что углеводороды бензина различно сгорают в указанных условиях, так как структуры углеводородов обладают различной детонационной стойкостью. Отсюда возникла необходи мость изготавливать сорта бензинов в зависимости от детонационной -стойкости составляющих их углеводородов. Измерение детонационной стойкости бензинов производят различными методами. В нашей стране это испытание осуществляется стандартным моторным методом на од ноцилиндровом экспериментальном двигателе с переменной степенью
•сжатия. Исчисление детонационной стойкости бензинов производят в так. называемых октановых числах. При этом сгорание чистого изоок тана (2, 2, 4-триметилпентана) в стандартных условиях приравни вается к 100 октановым числам. А детонационные характеристики сго рания нормального гептана в стандартных условиях принято считать за октановое число, равное 0.
Октановым числом горючего называется единица измерения дето национной стойкости, численно равная процентному содержанию (по
•объему) изооктана — 2, 2, 4-триметилпентана в его смеси с нормаль ным гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуе мому горючему при стандартных условиях испытания. Если при оп-
.36