Файл: Кожевников А.В. Химия нефти учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 20

Авиабензины

Показатели

 

Нормы

 

 

Б-100/130

Б-95/130

Б-91/115

Б-70

 

 

1. Содержание

ТЭС в г на

2,7

3,3

2,5

 

1 кг бензина,

не более .

 

2.Детонационная стойкость: октановое число по мо­ торному методу, не ме­

 

нее

 

...................................

 

 

число

по

98,6

95

91

70

 

октановое

 

 

 

 

 

температурному методу,

100

 

 

 

 

не менее

на...........................

богатой сме­

 

 

 

 

сортность

130

130

115

_

3.

си, не

менее ...................

 

 

 

Теплота сгорания низшая,

10 300

• 10 300

10 300

 

4.

ккал/кг,

не менее . . . .

 

Фракционный состав:

 

 

 

 

 

 

а)

начало перегонки, °С,

40

40

40

40

 

б)

не ниже

.......................

 

 

 

 

10% перегоняется при

75

82

82

88

 

 

°С,

 

не в ы ш е ................

 

 

 

в) 50% перегоняется при

105

105

105

105

 

 

°С,

 

не в ы ш е ...............

 

при

 

г) 90%

 

перегоняется

145

145

145

145

 

д)

°С,

 

не в ы ш е ...............

 

 

 

97,5%

 

перегоняется

180

180

180

180

 

е)

при °С,

не выше . . .

 

остаток

и

потери,

%,

2,5

2,5

2,0

2,5

 

 

не более

.......................

 

 

 

5.

ж) остаток, %, не более

1,5

1,5

1,5

1,5

Давление

насыщенных

 

 

 

 

 

паров, мм pm. cm:

 

240

220

220

 

 

не менее

.......................

 

 

 

6.

не более

.......................в

мг КОН

360

360

360

Кислотность

 

 

 

 

 

на 100 мл бензина, не бо­

1

1

1

1

7.

лее

.......................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Температура начала кри­

—60

—60

—60

—60

8.

сталлизации, °С, не выше

Йодное число в г йода на

12

12

10 ,

10

9.

100 г

бензина, не

более .

Содержание

ароматиче­

 

 

12—20

10.

ских

 

углеводородов, %

Содержание

фактических

 

 

 

 

 

смол

в

100 мл

бензина,

4

4

4

2

11.

мг,

не более.......................

 

%,

не

Содержание

серы,

0,05

0,05

0,05

0,05

12.

б о л е е

.......................

 

 

на

 

медной...

Испытание

 

 

выдерживает

 

 

13.

пластинке

...........................

водораство­

 

 

 

Содержание

 

отсутствуют

 

 

14.

римых

 

кислот и щелочей

 

 

 

Содержание

 

механиче­

 

отсутствуют

 

 

 

ских

примесей

и воды . .

 

 

 

41


Показатели

15.П розрачность...................

16.Цвет ...................................

17.Содержание параоксидн-

фен илами на, % ...............

18.Период стабильности, ч,

не менее ...........................

П р о д о л ж е н и е т а б л . 20

 

Нормы

 

 

Б-І00/І30

Б-Э5/130

Б-91/115

Б-70

.

прозрачный

1

 

ярко-

зеленый

бес­

желтый

оранжевый

 

 

цвет­

 

 

 

ный

0,004—0,005

0,004—0,005

0,004—0,005

8

8

8

 

Изоалкены и ароматические углеводороды представляют -собой лучшие компоненты бензинов. Правда, в авиационных бензинах не допускают содержания ароматических углеводородов выше 40%. Это обусловлено способностью ароматических углеводородов излишне повышать температуру горения и гигроскопичность бензина.

При изготовлении бензинов компаундированием из нефтепродук­ тов разного химического состава получаемые октановые числа не под­ чиняются правилу аддитивности, т. е. они могут быть выше или ниже среднеарифметических ожидаемых от смешения компонентов. Учиты­ вая эту особенность, ввели понятие октановых чисел смешения, т. е. расчетных чисел, получаемых подсчетом по результатам определения октанового числа смеси испытуемого топлива с эталонным топливом, для которого известно октановое число. Для подсчета применяют формулу

X100 с — І/ (100 — а) ,

а

где X — октановое число смешения (для испытуемого в смеси топлива); у — октановое число эталонного компонента топлива; а — содержание испытуемого топлива в смеси, в %; с — октановое число смеси.

Накопленный опыт показывает, что наибольшее отклонение от аддитивности получается в смесях с непредельными или ароматиче­ скими; октановые числа для первых ниже ожидаемых, а для послед­ них — обычно выше ожидаемых. При этом отклонения могут достигать

5—10 ед.

Характеристика авиабензинов приводится в табл. 20.

Все 18 показателей практически проверяются по юстированным методикам. Наиболее гарантийным показателем, фактически никогда не нарушаемым, является теплотворная способность.

При характеристике автомобильных бензинов требуется несколько меньшее число показателей (табл. 21).

Этилированный автомобильный бензин окрашивают в цвета; от красного до оранжевого — А-66; от синего до зеленого — А-76.

4 2


Т а б л и ц а 21

Автомобильные бензины

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

Нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

A-6G

Л-72

1 А-74

, А-76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Детонационная

стойкость:

 

 

 

 

 

 

 

 

по моторному методу, не менее .

.

66

72

74

76

 

по исследовательскому методу, не

 

 

 

 

2.

менее

................................................

ТЭС в г на

1 кг

бен-

76

80

Содержание

 

 

 

 

3.

знна,

не более ...............................

 

 

 

 

 

0,82

отсутствие

0,41

Фракционный состав:

 

 

 

 

.

 

 

35

 

 

начало перегонки, °С, не ниже .

----

 

10% перегоняется, °С, не выше .

.

79

75

70

75

 

50%

»

 

СС,

»

 

»

 

 

145

135

105

135

 

90%

»

 

ГС,

»

 

»

 

.

195

180

165

180

 

конец кипения, °С, не выше . .

205

195

180

195

 

остаток

в колбе. % , не

более .

.

1,5

1,5

1,5

1,5

4.

»

и потери, % , не

более .

.

4,5

3,5

2,5

3,5

Давление насыщенных паров, мм

 

 

 

 

5.

рт. ст.,

не б о л е е ...............................

 

на

100 мл

500

500

500

500

Кислотность в мг КОН

3

3

2

3

 

бензина,

не более ...........................

 

 

смол

 

6.

Содержание

фактических

в

 

 

 

 

 

мг на 100 мл бензина, не более

 

 

 

 

 

 

на месте производства,

до

этили­

7

5

2

5

 

рования

..............................................

 

 

 

 

 

 

 

/.

на месте потребления .......................

 

мин,

не

20

10

2

10

Индукционный

период,

360

480

800

480

8.

менее ......................................................

 

серы, %,

не более.

.

Содержание

0,15

0,15

0,10

0,15

9.

Испытание на

медной

пластинке .

 

выдерживает

 

10.

Содержание

водорастворимых

ки-

 

 

1

1

 

слот и щелочей..................................

 

 

 

 

 

 

отсутствие

 

11.

Содержание механических

приме-

 

1 '

1

1

 

сей и в о д ы ..........................................

 

 

 

 

 

 

 

 

отсутствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Современная авиация в основном применяет воздушные турборе­ активные двигатели, в которых в качестве горючего используются керосиновые фракции нефти прямой гонки.

Процесс сгорания горючего происходит в камере сгорания в воз­ душном потоке непрерывно при искровом зажигании. Воздух заби­ рается компрессором, смонтированным на валу газовой турбины. Большая часть воздуха проходит мимо камеры сгорания и затем сме­ шивается с продуктами сгорания, охлаждая их до температуры, до­ пустимой (— 900° С) для подачи на лопасти.газовой турбины. Таким образом, смесь воздуха и продуктов сгорания служит рабочим телом для газовой турбины, которая расходует развиваемую ею мощность на реактивное движение и на работу воздушного компрессора. В ка­ мере сгорания топливо насосом впрыскивается в сжатый воздух и, хотя воспламенение обеспечивается от электрического зажигания,

43


Т а б л и ц а 22

Топливо для реактивных двигателей

Нормы

 

 

Показатели

 

 

 

 

Т-І

тс—1 1 T_2

Т—5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(утяже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ГОСТ 10 227—62)

ленное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ГОСТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9145-59)

1.

Плотность при 20°С, г!см*, не ме­

0,800

0,775

0,775

0,845

2.

нее ..........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Фракционный состав:

 

не выше . .

150

150

_

195

 

начало перегонки,

СС,

 

»

»

 

, СС,

не ниже . .

60

 

10% перегоняется

при

температу­

 

 

 

225

 

ре, °С,

не в ы ш е ...........................

 

 

температу­

175

165

145

 

50% перегоняется

при

 

 

 

_

 

ре, °С,

не в ы ш е ...........................

 

 

температу­

225

195

195

 

90% перегоняется

при

 

 

 

_

 

ре, °С,

ие в ы ш е ...........................

 

 

температу­

270

230

250

 

98% перегоняется

при

280

 

 

315

3.

ре, °С,

не в ы ш е ...........................

 

 

 

 

250

280

Вязкость кинематическая в сспѵ.

1,5

1,25

1,05

5,0

 

при температуре

20°С,

не менее .

4.

»

»

 

—40°С,

не более .

16

8

6

60

Теплота сгорания низшая, ккал/кг,

10 250

10 250

10 300

10 250

5.

не менее

некоптящего..............................................

 

пламени,

Высота

 

20

25

25

_

6.

мм, не менее......................................

 

 

 

 

на

100 мл

Кислотность в мг КОН

0,7

0,7

0,7

1,0

7.

топлива,

не более ...........................

 

 

паров, мм

Давление насыщенных

 

_

 

100

_

8.

pm. cm.,

не более...............................

 

 

 

 

 

Температура вспышки в закрытом

30

28

_

_

9.

тигле, СС, не н и ж е ...........................

кристаллиза­

Температура

начала

—60

—60

—60

—60

10.

ции, СС,

не вы ш е...............................

 

 

на

100 г

Йодное

число

в

г йода

2

3,5

3,5

3

11.

топлива,

не

более ...........................

 

 

 

угле­

Содержание

ароматических

20

22

22

22

12.

водородов, % ,

не более

................

при

Термическая

 

стабильность

 

 

 

 

 

1503 С в течение 4 ч

в

мг на 100 г

18

12

14

 

13.

топлива,

не более ...........................

 

 

 

смол в

 

Содержание

фактических

6

5

5

11

14.

мг на 100 г топлива,

 

не более . .

Общее содержание серы, %, не бо­

0,1

0,25

0,25

0,1

15.

лее .........................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание меркаптановой серы,

_

0,005

0,005

 

16.

% , не б о л е е .......................................

 

 

 

 

 

 

Содержание сероводорода...............

 

 

отсутствие

 

17. Содержание элементарной серы . .

 

не нормируется

1

18.

Испытание

на

медной

пластинке

 

1

1

 

в течение 3 ч при 50°С ...................

 

выдерживает, без

изменения цвета

19.

Содержание

водорастворимых ки-

 

пластинки

1

 

1

1

 

слот и щелочей...................................

 

 

 

 

 

 

отсутствне

 

4 4


 

 

 

П р о д о л ж е н и е т а б л . 22

 

 

 

Нормы

 

 

Показатели

Т—1

ТС—1 1

Т—2

т -'ъ

 

 

 

 

(утяже­

 

 

 

(ГОСТ 10 227—62)

 

ленное)

 

 

 

 

(ГОСТ

 

 

 

 

 

9145—59)

20.

Зольность, % , не б о л е е

............... 0,003

0,003

0,003

0,005

21.

Содержание механических

приме -

отсутствие

 

 

сей и в о д ы ...........................................

 

 

22.Конечная скорость фильтрования,

л/мин .................................................. 0,1 — — —

значительная часть горючего сгорает в результате самовоспламенения в горячем скомпремированном воздухё. Следовательно, способность топлива к самовоспламенению играет в этом процессе очень важную роль. Применяемые в качестве горючего авиационные керосины об­

ладают высокой

теплотворной способностью, не ниже 10 250 ккал/кг

(42 916 джікг).

Условия

применения требуют обеспечения

легкой

текучести горючего

при температурах до — 50° С, при этом

жидкое

горючее не должно

иметь

кристаллов. Кроме того,

при нагреве до

100° С горючее

не должно

излишне испаряться, что

обеспечивается

фракционным составом. Авиационные керосины применяют с грани­ цами кипения 150—280° С; иногда используют широкую фракцию с температурой выкипания 60—280° С. Для самолетов с большой вы­ сотой полета применяют утяжеленный керосин с границами кипения 195—315° С. Отсутствие легкокипящих фракций обеспечивает сплош­ ность жидкой фазы и отсутствие в тракте горючего паровых пробок и испарения топлива в баках. Горючее не должно содержать или об­ разовывать смол, способных выпадать в осадок и засорять топливную аппаратуру.

Сказанное о технических требованиях позволяет сделать вывод о недопустимости в авиареактивном горючем кристаллизующихся высокомолекулярных парафиновых углеводородов и непредельных углеводородов, способных к осмолению. Ароматические углеводороды должны быть ограничены из-за их гигроскопичности с последующей возможностью вымораживания влаги в виде кристалликов льда. Кроме того, ароматические углеводороды более других склонны к нагарообразованию.

В табл. 22 приведены показатели некоторых топлив для реактивных двигателей.

Показатели по содержанию сероводорода, элементарной сере, ис­ пытанию на медной пластинке при 100° С и конечной скорости филь­ трования проверяются только при выпуске топлива на заводе-изго- товителе.

4 5