Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тележек различных конструкций либо совместно с ра­ бочей клетью. Наиболее удобным и быстрым является способ смены клети вместе с валками.

Подшипники прокатных валков

Валки прокатных станов своими шейками опира­ ются на подшипники, устанавливаемые в окнах станин прокатных клетей. Подшипники являются ответствен­ ной деталью в рабочей клети стана. От их стойкости зависит точность прокатываемого профиля, производи­ тельность стана, себестоимость продукции.

Подшипники прокатных станов выдерживают очень высокую удельную нагрузку, в несколько раз превы­ шающую допускаемую в подшипниках общего назна­ чения.

Подшипники прокатных станов можно разделить на две группы: подшипники скольжения и качения.

Подшипники скольжения бывают открытыми с ме­ таллическими и неметаллическими вкладышами и за­ крытыми жидкостного трения. Подшипники качения могут быть только роликовыми с коническими и сфе­ рическими роликами.

В подшипниках открытого

типа вкладыши состоят

из отдельных частей (верхних,

нижних -и боковых) и не

охватывают всей шейки валков. Открытые подшипни­ ки с металлическими вкладышами из бронзы, графитизированной стали, антифрикционного чугуна имеют вы­ сокий коэффициент трения, недолговечны и применяют их на старых тонколистовых станах, где шейки валков не охлаждаются.

Подшипники открытого типа с неметаллическими вкладышами из текстолита, древесно-слоистого пласти­ ка и пластифицированной древесины используют на обжимных, заготовочных и сортовых станах, где высо­ кая упругость этих вкладышей не имеет решающего значения. Эти подшипники значительно дешевле брон­ зовых, хорошо прирабатываются к шейке валка, имеют очень низкий коэффициент трения (0,004—0,006) и уменьшают поэтому расход энергии на прокатку. Ос­ новным условием нормальной эксплуатации таких под­ шипников является интенсивное охлаждение и одно­ временно смазка шеек водой, так как неметаллические вкладыши должны работать при температурах не вы­

60

ше 60—80°С, в противном случае они обугливаются и изнашиваются.

Подшипники с неметаллическими вкладышами об­ ладают небольшой теплопроводностью, невысокой теп­ лостойкостью, они сильно разбухают, но эти недостат­ ки вполне компенсируются преимуществами, поэтому эти подшипники находят довольно широкое применение.

Подшипник закрытого типа охватывает шейку вал­ ка по всей окружности.

Он состоит из массивной конической втулки, плотно закрепленной на шейке валка, и вкладыша с тонким слоем баббитовой заливки, которая очень тщательно обрабатывается. В зазор между втулкой и вкладышем

под давлением подается

жидкая очищенная

смазка.

Принцип работы

этих

подшипников заключается

в

том, что между шейкой валка и подшипником

всегда

сохраняется

масляная пленка,

благодаря чему шейка

как бы плавает в подшипнике.

 

 

в

Состояние

жидкостного трения обеспечивается

этих подшипниках

тщательной

обработкой трущихся

поверхностей и хорошей герметизацией.

 

 

Подшипники жидкостного трения (ПЖТ) обеспечи­

вают точную настройку стана, имеют низкий

коэффи­

циент трения (0,001—0,008) и практически не

изнаши­

ваются.

 

 

 

 

 

 

Шейки валков для этих подшипников делают кони­ ческими, так как, во-іпервых, коническая шейка в сече­ нии около бочки прочнее цилиндрической и, во-вторых, с конической шейки легко снять подшипник.

Подшипники жидкостного трения успешно применя­ ют на высокоскоростных мелкосортных и проволочных станах.

На заготовочных, проволочных и других станах в настоящее время широко используют подшипники ка­ чения с коническими роликами. Четырех- и двухрядные роликовые подшипники способны воспринимать боль­

шие

осевые нагрузки, имеют низкий коэффициент тре­

ния

(0,002—0,005)

и продолжительный

срок службы,

что

значительно

облегчает и надолго

сохраняет на­

стройку стана. В отличие от

подшипников

жидкостно­

го трения эти подшипники

не

требуют тщательной гер­

метизации и специального

оборудования

для очистки

и подачи смазки. Некоторым

недостатком

подшипни­

ков качения являются и* большие габариты.

 

61


Механизмы и устройства для установки валков

Нормальный процесс прокатки возможен при стро­ го определенном положении валков относительно друг друга. Для того чтобы обеспечить необходимое обжа­ тие в каждом проходе, следует устанавливать соответ­ ствующее расстояние (раствор) между валками. На прокатных станах, где производится по несколько про­ ходов в одной клети, это расстояние необходимо изме­ нять от прохода к проходу. На других станах, где в каждой клети осуществляется один проход (многокле­ тевые непрерывные станы и др.), в процессе прокатки нужно изменять настройку стана в связи с износом под­ шипников и валков.

Установочные

механизмы и

устройства

предназна­

чаются для регулирования взаимного

положения

вал­

ков в технологических целях и для регулирования

по­

ложения валков

относительно

уровня

рольгангов

или

уровня валков соседних клетей.

 

 

 

 

 

В клетях дуо и кварто расстояние

между

валками

изменяется перемещением верхних валков,

в клетях

трио — верхних и нижних, в клетях с

вертикальными

валками — двух валков одновременно.

 

механизмы

Наиболее распространены установочные

верхнего валка, конструкция которых

зависит от

ско­

рости и величины перемещения.

 

 

 

 

 

Все виды механизмов для установки валков можно разделить на следующие группы:

1)нажимные устройства;

2)уравновешивающие устройства для верхних вал­

ков;

3)устройства для осевой установки валков. Основными деталями нажимных устройств являют­

ся нажимной винт и гайка, но в зависимости от типа стана и технологических требований конструкции уст­ ройств могут различаться. Применяют нажимные уст­ ройства с ручным приводом и электрифицированные (быстроходные и тихоходные). Нажимные устройства с ручным приводом (рис. 28) используют на сортовых станах, где установка валков производится редко, глав­ ным образом при настройке стана.

При этом типе нажимного устройства валок может перемещаться различными способами:

1) перемещением клина; 2) вращением нажимного

62


винта в закрепленной гайке; 3) вращением гайки при невращающемся винте; 4) двумя вращающимися вин­ тами для каждой подушки, что устраняет перекос осей.

Быстроходные нажимные устройства с электриче­ ским приводом обеспечивают скорость перемещения валка до 180 мм/с, их применяют в блюмингах, слябин-

 

 

іииии и Uииииш

 

 

 

 

Л h

 

 

 

r-i |S

 

 

 

 

и ! I

П

 

 

 

К

 

А

 

b c ü

- Ö L -

 

Рис. 28. Схема у-сташовочмых

механизмов верхнего валка с ручным при­

а —.при помощи

 

водом:

б — нажимного

вин­

клина, перемещающегося винтом;

та, вращающегося

от рычага;

в — нажимного винта,

вращающегося

от

 

 

ключа

 

 

гах, универсальных станах, где требуется значительное перемещение валка (до 1600 мм). Валки перемещаются нажимными винтами, которые приводятся во вращение двумя электродвигателями, что обеспечивает малый маховой момент и компактность расположения.

Тихоходные нажимные устройства с электрическим приводом и скоростью перемещения верхнего валка меньше 1 мм/с применяют на листовых станах, где требуется точная установка валков. Уравновешиваю­ щие устройства обеспечивают такое положение, при ко­ тором подушка верхнего валка постоянно прижимается к нажимному винту; кроме того, они предупреждают возможные удары в момент захвата металла валками Верхний валок при перемещении нажимного винта вверх следует за ним и благодаря этому отсутствуют зазоры в соединениях от шейки валка к нажимной гайке.

Устройства для уравновешивания бывают пружин­ ными, грузовыми и гидравлическими. Пружинное урав­ новешивание применяют на станах с небольшим пере­ мещением верхнего валка и малой массой уравновеши­ ваемых деталей (заготовочные, сортовые, проволочные

63


станы). Грузовое уравновешивание используют на об­ жимных и крупносортных станах; оно заключается в установке контргрузов, которые через систему рычагов прижимают валок с подушкой к нажимному винту. Усилие уравновешивания должно на 20—40% превы­ шать массу уравновешиваемых деталей. Эта система надежна, но сильно осложняет конструкцию фундамен­ та стана. Компактным и удобным в работе является гидравлическое уравновешивание, но оно требует уста­

новки насосно-аккумуляторных

станций.

Это

уравно­

вешивание осуществляется

при

помощи

гидроцилинд­

ров, которые в зависимости

от конструкции

привода

нажимных винтов находятся в

разных местах

стана.

Часто на сортовых станах необходима точная уста­ новка валков не только в вертикальной плоскости, но и в направлении оси прокатки. Осевая установка вал­ ков осуществляется поджатием боковых болтов, кото­ рые перемещают подушку валка относительно станины.

Для предохранения валков от поломок при наруше­ ниях технологии прокатки под нажимными винтами

имеются

различные предохранительные устройства

(стаканы,

клиновые коробки, срезные пластины и т. п.)

с разрушающейся при перегрузках деталью.

Валковая арматура

Для обеспечения точной прокатки необходимо, что­ бы полоса правильно вошла в ручей валков и правиль­ но из него вышла, в противном случае она может свер­ нуться или оковать валок. Для направления и удержа­ ния в нужном положении прокатываемого металла слу­ жит валковая арматура:

1) вводная арматура, предназначенная для пра­ вильной подачи полосы в валки и удержания ее во вре­ мя прокатки (линейки, воронки, коробки, пропуски

ипр);

2)выводная арматура, обеспечивающая .правильный выход полосы из валков и соответствующее направле­ ние ее при дальнейшем движении (линейки и проводки);

3)передаточные устройства, служащие для переда­

чи полосы от одной

клети к другой, с кантовкой или

без кантовки полосы

(различные трубки, кантующие

проводки и ролики, обводная арматура).

Состояние валковой арматуры имеет очень важное значение для обеспечения нормальной работы стана с

64


высокой производительностью, безаварийности, полу­ чения правильного профиля с хорошей поверхностью. Детали валковой арматуры должны быть достаточно прочными, так как они испытывают значительные удар­ ные нагрузки со стороны прокатываемой полосы. Креп­ ление арматуры должно быть надежным и вместе с тем обеспечивать быструю смену й регулировку во время эксплуатации.

Вводная и выводная арматура сортопрокатного ста­ на показана на рис. 29.

Арматура крепится на проводковых брусьях, кото­ рые расположены параллельно оси прокатных валков

Ряс. 29. Валковая арматура

пеіред-ней и задней

«сторон

1 — вводная

сорггового -стала:

передней

-стороны;

линейка;

2 — брус с

3 — шгж'няя

проводка;

4 — ляжн-нй

лроводковый

брус;

5 — выводная

линейка;

6 — 'вер<хмяя

проводка;

7 — верх­

ний праводковый

брус; 8 — контргруз

 

 

и закреплены в станинах рабочей клети. Для направ­ ления полосы в валки служат линейки, с выходной сто­ роны стана установлены нижняя и верхняя проводки, которые удерживают полосу от изгиба вверх или вниз.

Если полосу необходимо постоянно удерживать от сваливания и скручивания (например, при прокатке овала в круглом калибре), то на входной стороне ста­ на устанавливаются профилированные линейки, кото­ рые называются пропусками. Во время работы пропус­ ки соприкасаются с горячим металлом, который может

3 (0,25) З ак. 500

65