Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
налипать на них, поэтому при больших скоростях скольжения рабочие поверхности интенсивно изнаши ваются.
Для устранения царапания металла вводными про пусками и облегчения подачи полосы в них в последнее время применяют роликовые пропуски (рис. 30). Роли ки, имеющие профиль за даваемой в валки поло сы (овал, ромб и т. д.) на шариковых или ролико вых подшипниках уста новлены на осях, закреп ленных в корпусе провод ки. Во время работы они непрерывно охлаждаются
водой.
На непрерывных станах, не имеющих клетей с вер тикальными валками, необходима кантовка полосы при передаче ее из одной клети в другую. Для этой це ли применяют автоматические кантующие проводки, в которых металл скользит по винтовой внутренней по верхности и скручивается вокруг своей оси на необходи-
Ри'С. 31. Обводной аппарат: |
проводка; |
|
і — рабочая клеть № |
2; 2 — обводная |
|
3 — рабочая клеть № |
1; 4 — роликовая |
проводка |
мый угол, и кантующие ролики, в которых трение сколь жения заменено трением качения.
Обводная арматура (обводные проводки и аппара ты) служит для поворачивания переднего конца поло сы и направления его в следующий калибр. Благодаря
66
применению этой арматуры устраняется тяжелый руч ной труд и ускоряется процесс передачи металла из од ного калибра в другой. Обводная проводка показана на рис. 31.
Станины рабочих клетей
Станины рабочей клети являются самыми ответст венными деталями прокатного стана. Они должны бытіэ достаточно прочными и жесткими, так как воспринима ют давление металла на валки и в них монтируются валки и другие устройства, обеспечивающие заданную точность прокатки. Рабочая клеть любого стана имеет две станины, расположенные по краям валков. Конст рукция станин определяется условиями работы и на значением стана.
Станины могут быть закрытыми в виде сплошной жесткой рамы и открытыми — со съемной крышкой (рис. 32). Каждая станина состоит из двух вертикаль-
Рис. 32. Сталины рабочей «лети:
а — закрытые; б — открытые; / — вертикальная стоика; 2 — верхняя поперечина; 3 —крышка; '/ — болты; 5 — горизонталь ные лапы; 6 — нижняя поперечила
ных стоек, связанных между собой верхней и нижней поперечинами. В пазах между стойками находятся по душки, иа которые опираются подшипники валков.
Горизонтальные лапы станины крепятся на опорной плите (плитовнне) при помощи установочных болтов с гайками и чекой.
3’ (0,25) Зак. 500 |
67 |
Закрытые станины обеспечивают большую точность прокатываемого профиля. Открытые станины имеют меньшую жесткость, но дешевле в изготовлении и по зволяют менять валки непосредственно краном при снятой крышке.
Размеры станин определяются следующими условия
ми:
1) возможностью разместить в окне станины подуш ки валков и конец нажимного винта и обеспечить необ ходимую величину подъема валка; 2) требуемыми прочностью и жесткостью; 3) шириной окна в станине, которая должна быть несколько больше диаметра вал ков, чтобы в станинах закрытого типа можно было бы менять валки через окна.
Станины имеют чаще всего двутавровое или прямо угольное сечение и изготавливаются из стального литья марки 35Л.
Размеры сечений стоек и поперечин станины опреде
ляются расчетом. |
соединяют |
между собой сверху |
|||
Обе станины клети |
|||||
и снизу специальными |
литыми |
траверсами, |
шпилька |
||
ми с распорными трубами |
или приливами |
на |
самих |
||
станинах. |
|
|
|
|
|
|
Плитовины |
|
|
|
|
Станины рабочей клети своими лапами |
опираются |
||||
на плитовины. Если клети |
расположены по одной ли |
||||
нии, они имеют общие |
плптовины, а у небольших |
ста |
нов на плитовпну устанавливают и шестеренную клеть. Плптовины сортопрокатных станов обычно имеют приз матическое сечение с одной пли двумя наклонными гранями, которые облегчают установку станин. Плитовины скрепляют друг с другом жестко при помощи ли тых траверс или болтов с распорными трубами.
Для крупных станов используют стальные плитови ны, для небольших станов — чугунные.
Станины крепятся к плитовинам при помощи бол тов (шпилек).
Плитовины опираются на фундамент и крепятся к нему фундаментными болтами, которые замуровыва ются при его возведении. Площадь соприкосновения плптовины с фундаментом определяют на основании удельного давления на фундамент в пределах от 15 до
20 кгс/см2.
68
Соединительные шпиндели и муфты
Соединительные шпиндели служат для передачи вращения валкам от шестеренной клети или от элек тродвигателей. Кроме того, они могут передавать вра щение от валков одной клети к валкам другой при линейном расположении клетей.
На прокатных станах применяют шпиндели двух типов: универсальные и трефовые.
Универсальные шпиндели (рис. 33) устроены по
Ось
Рнс. 33. Схема расположения универсальных шпинделей
принципу шарнира Гука и позволяют передавать вра щение валкам 'при значительном отклонении осей, по лучающемся при подъеме верхнего валка. Угол пере коса осей может составлять 8—10°. Универсальные шпиндели работают плавно, без ударов.
Шарнир шпинделя состоит из головки шпинделя 1, лопасти 2 на конце рабочего или шестеренного валка, бронзовых вкладышей 3 и сухаря, соединяющего их. Один из шарниров шпинделя закреплен на конце веду
щего вала |
шестеренной клети, а другой — со стороны |
|
валка — может перемещаться в осевом |
направлении. |
|
Длина |
шпинделя L определяется |
из допустимого |
угла наклона а и необходимого максимального расстоя ния между осью валка и осью ведущего вала (см. рис. 33) L — h/tga.
Трефовые шпиндели (рис. 34) применяют при не больших изменениях расстояния между осями валков, когда угол наклона шпинделя не превышает 1—2°. При больших углах наклона в этих шпинделях возни кают значительные потери на трение и трефовое сое динение быстро изнашивается. Однако трефовые шпиндели легко разбираются и не усложняют смену валков. Поэтому часто применяют комбинированные
3 (0,5) З ак. 500 |
69 |
шпиндели: |
со стороны |
шестеренной |
клети — шарнир |
||||
универсального шпинделя, а со стороны |
валков — тре |
||||||
фовое соединение. |
шпиндели |
у станов |
с диаметром |
||||
Соединительные |
|||||||
валков |
более 450—500 |
мм обычно уравновешиваются, |
|||||
чтобы |
вес шпинделя |
не передавался |
на |
шарнирные и |
|||
трефовые |
соединения. |
Обычно |
применяют пружинное |
Рис. ЗА. Трефовый шпиндель
уравновешивание, но в некоторых случаях (при боль ших перемещениях шпинделя) оно может быть гидрав лическим или грузовым.
Для соединения |
ведущего |
вала шестеренной клети |
с ведомым валом |
редуктора |
или с валом двигателя |
служат муфты. Наибольшее распространение получили зубчатые муфты, которые компактны и просты в изго товлении. Используют также эластичные или упругие муфты, которые уменьшают ударные нагрузки на дви гатель и редуктор.
Шестеренные клети и редукторы
Рабочая клеть прокатного стана соединяется с дви гателем, вращающим ее валки, но валков в клети два или три, а двигатель имеет только один вал. Кроме того, число оборотов двигателя и необходимое число обо ротов валков могут не совпадать или одним двигате лем нужно приводить во вращение несколько пар вал ков (непрерывный стан), имеющих разное число обо ротов. Поэтому для связи двигателя с валками в глав ной линии прокатных станов применяют зубчатые пере дачи. Исключение составляют прокатные станы, в ко торых каждый прокатный валок приводится во враще ние собственным, индивидуальным двигателем (боль
70
шие блюминги, слябинги, некоторые толстолистовые и трубопрокатные станы).
Имеются зубчатые передачи следующих типов:
1) шестеренные клети, распределяющие крутящий момент, получаемый от главного двигателя; 2) редукто ры, предназначенные для получения разных чисел оборо тов двигателя и валков; 3) групповые редукторы, кото рые передают вращение от двигателя нескольким ли ниям прокатного стана, сообщая каждой линии требуе мое число оборотов.
Иногда устанавливают комбинированные редукторы, т. е. выполненные в одном корпусе с шестеренной клетью.
Шестеренные клети можно классифицировать |
так |
же, как и рабочие, учитывая количество главных |
ше |
стерен: шестеренная клеть дуо, шестеренная клеть трио и т. д. В шестеренных клетях дуо приводной шестерней
от двигателя является |
нижняя |
шестерня, |
в |
клетях |
|
трио — средняя. |
|
|
|
|
|
Шестеренная |
клеть |
состоит из главных |
шестерен, |
||
или шестеренных валков, имеющих зубчатый |
|
венец с |
|||
18—29 шевронными зубьями и опирающихся |
|
шейками |
|||
на подшипники, |
вмонтированные |
в станины. |
Главные |
||
шестерни заканчиваются |
трефами. |
К подшипникам и в |
зубчатые зацепления непрерывно подается жидкая смазка от смазочной циркуляционной системы. Конст рукция современных шестеренных клетей такова, что
вних не попадают окалина и пыль.
Взависимости от размещения подшипников шесте ренные клети могут быть со станинами открытого типа
свысокими стойками, открытого типа с неразвитыми стойками и с горизонтальными разъемами.
Вшестеренных клетях применяют подшипники ка чения (роликовые) и скольжения (баббитовые).
Основным параметром, характеризующим размер стана, раньше считали диаметр прокатных валков. Од нако в процессе эксплуатации валки по мере износа перетачиваются и перешлифовываются и диаметр их не является постоянным. В настоящее время за основной параметр прокатного стана принимают диаметр на чальной окружности шестерен шестеренных клетей, что позволяет сократить количество требуемых типоразме ров шестеренных клетей и применять клети с одинако- .
.V (О,П) Зак. 5С0 |
71 |