Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

налипать на них, поэтому при больших скоростях скольжения рабочие поверхности интенсивно изнаши­ ваются.

Для устранения царапания металла вводными про­ пусками и облегчения подачи полосы в них в последнее время применяют роликовые пропуски (рис. 30). Роли­ ки, имеющие профиль за­ даваемой в валки поло­ сы (овал, ромб и т. д.) на шариковых или ролико­ вых подшипниках уста­ новлены на осях, закреп­ ленных в корпусе провод­ ки. Во время работы они непрерывно охлаждаются

водой.

На непрерывных станах, не имеющих клетей с вер­ тикальными валками, необходима кантовка полосы при передаче ее из одной клети в другую. Для этой це­ ли применяют автоматические кантующие проводки, в которых металл скользит по винтовой внутренней по­ верхности и скручивается вокруг своей оси на необходи-

Ри'С. 31. Обводной аппарат:

проводка;

і — рабочая клеть №

2; 2 — обводная

3 — рабочая клеть №

1; 4 — роликовая

проводка

мый угол, и кантующие ролики, в которых трение сколь­ жения заменено трением качения.

Обводная арматура (обводные проводки и аппара­ ты) служит для поворачивания переднего конца поло­ сы и направления его в следующий калибр. Благодаря

66

применению этой арматуры устраняется тяжелый руч­ ной труд и ускоряется процесс передачи металла из од­ ного калибра в другой. Обводная проводка показана на рис. 31.

Станины рабочих клетей

Станины рабочей клети являются самыми ответст­ венными деталями прокатного стана. Они должны бытіэ достаточно прочными и жесткими, так как воспринима­ ют давление металла на валки и в них монтируются валки и другие устройства, обеспечивающие заданную точность прокатки. Рабочая клеть любого стана имеет две станины, расположенные по краям валков. Конст­ рукция станин определяется условиями работы и на­ значением стана.

Станины могут быть закрытыми в виде сплошной жесткой рамы и открытыми — со съемной крышкой (рис. 32). Каждая станина состоит из двух вертикаль-

Рис. 32. Сталины рабочей «лети:

а — закрытые; б — открытые; / — вертикальная стоика; 2 — верхняя поперечина; 3 —крышка; '/ — болты; 5 — горизонталь­ ные лапы; 6 — нижняя поперечила

ных стоек, связанных между собой верхней и нижней поперечинами. В пазах между стойками находятся по­ душки, иа которые опираются подшипники валков.

Горизонтальные лапы станины крепятся на опорной плите (плитовнне) при помощи установочных болтов с гайками и чекой.

3’ (0,25) Зак. 500

67


Закрытые станины обеспечивают большую точность прокатываемого профиля. Открытые станины имеют меньшую жесткость, но дешевле в изготовлении и по­ зволяют менять валки непосредственно краном при снятой крышке.

Размеры станин определяются следующими условия­

ми:

1) возможностью разместить в окне станины подуш­ ки валков и конец нажимного винта и обеспечить необ­ ходимую величину подъема валка; 2) требуемыми прочностью и жесткостью; 3) шириной окна в станине, которая должна быть несколько больше диаметра вал­ ков, чтобы в станинах закрытого типа можно было бы менять валки через окна.

Станины имеют чаще всего двутавровое или прямо­ угольное сечение и изготавливаются из стального литья марки 35Л.

Размеры сечений стоек и поперечин станины опреде­

ляются расчетом.

соединяют

между собой сверху

Обе станины клети

и снизу специальными

литыми

траверсами,

шпилька­

ми с распорными трубами

или приливами

на

самих

станинах.

 

 

 

 

 

 

Плитовины

 

 

 

Станины рабочей клети своими лапами

опираются

на плитовины. Если клети

расположены по одной ли­

нии, они имеют общие

плптовины, а у небольших

ста­

нов на плитовпну устанавливают и шестеренную клеть. Плптовины сортопрокатных станов обычно имеют приз­ матическое сечение с одной пли двумя наклонными гранями, которые облегчают установку станин. Плитовины скрепляют друг с другом жестко при помощи ли­ тых траверс или болтов с распорными трубами.

Для крупных станов используют стальные плитови­ ны, для небольших станов — чугунные.

Станины крепятся к плитовинам при помощи бол­ тов (шпилек).

Плитовины опираются на фундамент и крепятся к нему фундаментными болтами, которые замуровыва­ ются при его возведении. Площадь соприкосновения плптовины с фундаментом определяют на основании удельного давления на фундамент в пределах от 15 до

20 кгс/см2.

68


Соединительные шпиндели и муфты

Соединительные шпиндели служат для передачи вращения валкам от шестеренной клети или от элек­ тродвигателей. Кроме того, они могут передавать вра­ щение от валков одной клети к валкам другой при линейном расположении клетей.

На прокатных станах применяют шпиндели двух типов: универсальные и трефовые.

Универсальные шпиндели (рис. 33) устроены по

Ось

Рнс. 33. Схема расположения универсальных шпинделей

принципу шарнира Гука и позволяют передавать вра­ щение валкам 'при значительном отклонении осей, по­ лучающемся при подъеме верхнего валка. Угол пере­ коса осей может составлять 8—10°. Универсальные шпиндели работают плавно, без ударов.

Шарнир шпинделя состоит из головки шпинделя 1, лопасти 2 на конце рабочего или шестеренного валка, бронзовых вкладышей 3 и сухаря, соединяющего их. Один из шарниров шпинделя закреплен на конце веду­

щего вала

шестеренной клети, а другой — со стороны

валка — может перемещаться в осевом

направлении.

Длина

шпинделя L определяется

из допустимого

угла наклона а и необходимого максимального расстоя­ ния между осью валка и осью ведущего вала (см. рис. 33) L — h/tga.

Трефовые шпиндели (рис. 34) применяют при не­ больших изменениях расстояния между осями валков, когда угол наклона шпинделя не превышает 1—2°. При больших углах наклона в этих шпинделях возни­ кают значительные потери на трение и трефовое сое­ динение быстро изнашивается. Однако трефовые шпиндели легко разбираются и не усложняют смену валков. Поэтому часто применяют комбинированные

3 (0,5) З ак. 500

69


шпиндели:

со стороны

шестеренной

клети — шарнир

универсального шпинделя, а со стороны

валков — тре­

фовое соединение.

шпиндели

у станов

с диаметром

Соединительные

валков

более 450—500

мм обычно уравновешиваются,

чтобы

вес шпинделя

не передавался

на

шарнирные и

трефовые

соединения.

Обычно

применяют пружинное

Рис. ЗА. Трефовый шпиндель

уравновешивание, но в некоторых случаях (при боль­ ших перемещениях шпинделя) оно может быть гидрав­ лическим или грузовым.

Для соединения

ведущего

вала шестеренной клети

с ведомым валом

редуктора

или с валом двигателя

служат муфты. Наибольшее распространение получили зубчатые муфты, которые компактны и просты в изго­ товлении. Используют также эластичные или упругие муфты, которые уменьшают ударные нагрузки на дви­ гатель и редуктор.

Шестеренные клети и редукторы

Рабочая клеть прокатного стана соединяется с дви­ гателем, вращающим ее валки, но валков в клети два или три, а двигатель имеет только один вал. Кроме того, число оборотов двигателя и необходимое число обо­ ротов валков могут не совпадать или одним двигате­ лем нужно приводить во вращение несколько пар вал­ ков (непрерывный стан), имеющих разное число обо­ ротов. Поэтому для связи двигателя с валками в глав­ ной линии прокатных станов применяют зубчатые пере­ дачи. Исключение составляют прокатные станы, в ко­ торых каждый прокатный валок приводится во враще­ ние собственным, индивидуальным двигателем (боль­

70


шие блюминги, слябинги, некоторые толстолистовые и трубопрокатные станы).

Имеются зубчатые передачи следующих типов:

1) шестеренные клети, распределяющие крутящий момент, получаемый от главного двигателя; 2) редукто­ ры, предназначенные для получения разных чисел оборо­ тов двигателя и валков; 3) групповые редукторы, кото­ рые передают вращение от двигателя нескольким ли­ ниям прокатного стана, сообщая каждой линии требуе­ мое число оборотов.

Иногда устанавливают комбинированные редукторы, т. е. выполненные в одном корпусе с шестеренной клетью.

Шестеренные клети можно классифицировать

так

же, как и рабочие, учитывая количество главных

ше­

стерен: шестеренная клеть дуо, шестеренная клеть трио и т. д. В шестеренных клетях дуо приводной шестерней

от двигателя является

нижняя

шестерня,

в

клетях

трио — средняя.

 

 

 

 

 

Шестеренная

клеть

состоит из главных

шестерен,

или шестеренных валков, имеющих зубчатый

 

венец с

18—29 шевронными зубьями и опирающихся

 

шейками

на подшипники,

вмонтированные

в станины.

Главные

шестерни заканчиваются

трефами.

К подшипникам и в

зубчатые зацепления непрерывно подается жидкая смазка от смазочной циркуляционной системы. Конст­ рукция современных шестеренных клетей такова, что

вних не попадают окалина и пыль.

Взависимости от размещения подшипников шесте­ ренные клети могут быть со станинами открытого типа

свысокими стойками, открытого типа с неразвитыми стойками и с горизонтальными разъемами.

Вшестеренных клетях применяют подшипники ка­ чения (роликовые) и скольжения (баббитовые).

Основным параметром, характеризующим размер стана, раньше считали диаметр прокатных валков. Од­ нако в процессе эксплуатации валки по мере износа перетачиваются и перешлифовываются и диаметр их не является постоянным. В настоящее время за основной параметр прокатного стана принимают диаметр на­ чальной окружности шестерен шестеренных клетей, что позволяет сократить количество требуемых типоразме­ ров шестеренных клетей и применять клети с одинако- .

.V (О,П) Зак. 5С0

71