Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сторону и при этом может оковать валок. В какую сто­ рону будет изгибаться полоса, заранее сказать трудно. Чтобы предупредить случайное отклонение полосы, увеличивают один из диаметров валков и тем самым создают условия, при которых полоса всегда отклоня­ ется в одну и ту же сторону — в сторону валка с мень­ шим диаметром. Разница диаметров валков, выражен­

ная в миллиметрах, называется давлением валков.

когда

Различают прокатку с нижним давлением,

диаметр нижнего валка больше диаметра

верхнего, и

с верхним давлением, когда диаметр верхнего

валка

больше диаметра нижнего.

 

блю­

Нижнее давление

применяют в основном на

мингах и слябингах,

чтобы предотвратить

удар

выхо­

дящей полосы о ролики рольганга. Оковывания верхне­ го валка в этом случае можно не опасаться, так как се­ чение полосы велико. Нижнее давление на блюмингах составляет 10—15 мм. На сортовых и мелкосортных станах применяют верхнее давление. Полоса при этом прижимается к нижней проводке. Надобность в верх­ ней проводке, установка которой значительно сложнее, чем нижней, отпадает. Обычно величина верхнего дав­ ления составляет 1—6 мм.

Прокатка в валках неравного диаметра связана с явлением так называемого секундного растяжения ме­ талла, т. е. разностью скоростей, сообщаемых полосе со стороны валка большего и меньшего диаметра. В си­ лу сплошности полоса выходит из валков с какой-то средней скоростью. В результате выравнивания скоро­ стей в металле появляются дополнительные внутренние напряжения. Разница диаметров валков приводит к ударам в стане. Валок большего диаметра стремится через прокатываемую полосу увеличить скорость валка меньшего диаметра.

Благодаря зазорам в муфтах и шпинделях, меньший валок опережает связанный с ним шестеренный валок. Когда полоса выходит из клети, меньший валок оста­ навливается. Затем после поворота на величину зазора он начинает вращаться от шестеренного валка. В этот момент возникает удар, который может привести к по­ ломкам. Кроме того, валок меньшего диаметра, увлека­ емый большим валком, является тормозом. Это приво­ дит к повышенному расходу энергии и возникновению напряжений в деталях клети стана.

85


Таким образом, не следует допускать значительной разницы в диаметрах валков. Разница диаметров долж­ на быть такова, чтобы обеспечивался направленный выход полосы. Рекомендуют принимать следующие ве­ личины верхнего давления на крупносортных и средне­ сортных станах, мм:

Черновые к л е т и .....................

2—4

Промежуточные клетн . . . .

1—3

Чистовые к л е т и ......................

0,5—1

При прокатке фасонных профилей выбор верхнего или нижнего давления зависит от того, в какой валок будет врезана закрытая часть калибра— этот валок принимают большего диаметра.

Нейтральная линия калибра

Нейтральной линией калибра называется линия, от­ носительно которой моменты сил, приложенных к про­ филю со стороны верхнего и нижнего валков, равны.

Нейтральная линия делит калибр на две части так, что при совмещении ее с линией прокатки обеспечива­ ется прямолинейный выход полосы из валков. При пра­

вильном

расположении нейтральной линии

верхний

и

нижний

валок одинаково

воздействуют на металл,

со­

здавая

равенство средних

скоростей

выхода

металла

по верхнему и нижнему валку. Если

принять равные

условия прокатки на верхнем и нижнем валке, условие равенства средних скоростей равносильно равенству средних катающих диаметров.

Если нужно, чтобы прокатка шла с верхним давле­ нием, нейтральную линию смещают относительно сред­ ней линии валков вниз, если необходима прокатка с нижним давлением, нейтральную линию смещают вверх.

Нейтральная линия калибра может быть определе­ на несколькими способами:

1. Нейтральная линия проходит через ось симмет­ рии калибра. К таким калибрам относятся прямоуголь­ ные, ромбические, квадратные, круглые, овальные, сим­ метричные фасонные калибры — балка, рельс и др.

2. Нейтральная линия калибра проводится через центр тяжести сечения калибра. Центр тяжести можно определить или по шаблону калибра, или путем расче­ та. Для этого профиль разбивают на элементарные уча-

86


стки и для каждого из них определяют центр тяжести

истатический момент.

3.Центральная линия калибра проводится через центр тяжести контура калибра.

4.Нейтральная линия калибра располагается так, чтобы обеспечивалось равенство средних катающих диаметров или равенство окружных скоростей валков.

Допустим, что калибр имеет произвольную форму (рис. 43). Средние радиусы верхнего и нижнего валков находим из выражения

 

 

Д ср.в

 

F

Яср .11

F'

 

 

 

В

В

 

 

 

 

 

 

где F,

F' — соответственно площади

под верхней и под

 

 

нижней частями калибра;

'

 

В — ширина калибра.

 

. _ _

Положение

нейтральной

 

линии будет соответствовать

 

 

сечению, относительно кото­

 

рого будет соблюдаться ра­

 

венство Дер.в——Дер.в. Если

 

 

площади

F и F' не

равны,

 

 

т. е. Дср.в^Дср.н, уточняется

 

 

положение

осей х х

или

 

 

У У-

 

 

Д<сД‘

и

 

 

Допустим

 

 

Д с р .в <

Д с р .п , тогда ось X — X

 

 

нужно

поднять

на

величи­

 

 

ну, равную

 

 

 

 

 

 

 

h =

F' — F

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

В этом случае получим ра­ венство площадей F-\-hB — = F' и средних значений катающих радиусов Дср.в+

- \ - h = Д с р .и -

Рис. 43. Определите нейтральной линии калибра.

Определение нейтральной линии по центру тяжести сечения калибра может давать удовлетворительные ре­ зультаты для профилей, симметричных относительно горизонтальной оси. Наиболее целесообразным являет­ ся способ определения нейтральной линии калибра на основе равенства Д<.ср верхнего и нижнего валков с учетом сил трения на боковых стенках калибра с уче­ том зоны отставания и опережения.

87


 

Средняя линия валков. Линия прокатки

 

 

Средняя линия валков — это

линия,

делящая

 

рас­

стояние между осями валков пополам.

 

Линия прокат­

ки — это

линия соприкосновения

начальных

диаметров

валков.

Начальным диаметром

называют

воображае­

мые диаметры, при которых валки

соприкасались

бы

друг с другом без зазора.

 

 

 

 

 

 

 

 

При прокатке без давления валков линия прокатки

совпадает со средней линией валков.

При

прокатке с

давлением валков линия

прокатки

не

совпадает

со

средней линией валков.

 

 

 

 

 

 

 

 

При прокатке с верхним давлением линия прокатки

располагается, на ’ДАD*

ниже

средней

линии,

а при

прокатке

с нижним давлением — выше

средней

линии

валков на ’ДАD.

2.КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ ОБЖИМНЫХ

ИЗАГОТОВОЧНЫХ СТАНОВ

На обжимных и заготовочных станах применяются вытяжные калибры, которые служат для уменьшения площади поперечного сечения прокатываемой полосы. Наибольшее распространение получили системы*1 сле­ дующих вытяжных калибров: 1) ящичных или прямо­ угольных (рис. 44,а); 2) ромб — квадрат (рис. 44,6); 3) овал — квадрат (рис. 44,б).

Систему вытяжных ящичных калибров широко при­ меняют на блюмингах, обжимных станах трио, в пер­ вой группе клетей непрерывных заготовочных станов. Основные преимущества этой системы: малый врез в валки, равномерная деформация по ширине калибра, возможность прокатывать в одном и том же калибре различные по размерам прямоугольные профили, из­ меняя положение верхнего валка. К недостаткам этой системы следует отнести опасность переполнения ка­ либра, трудность получения правильных квадратов, возможность перекоса раската, когда ширина по дну ящичного калибра больше ширины полосы. Чтобы обес­ печить простор для уширения, применяют иногда двой­

ные выпуски: у дна калибров выпуск принимают

рав­

* Д О = Д ,і—Z)0 — давление валков.

ка­

1 Чередование однотипных калибров называют системой

либров.

 

88


ным lU—15%, а затем примерно с половины высоты вреза равным 20—25%.

Систему ромб — квадрат используют на среднесорт­

ных, мелкосортных и непрерывных

заготовочных

ста­

нах. Основные ее преимущества —

это получение

пра­

вильных квадратов и хорошая устойчивость полосы при прокатке. Недостатками системы являются сравни­ тельно глубокий врез в валки, поскольку калибры вре­ заются по диагонали, и резко выраженная неравномер­ ность деформации по ширине калибра.

4 Зак. 560

89