Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мя рядами профильных роликов равного диаметра, рас­ положенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Ролики машин могут иметь консольное и двухопорное крепление и применяются для правки сортового метал­ ла всех сечений в холодном состоянии.

Правильные машины для правки круглого металла могут иметь косорасположенные относительно оси по­ лосы ролики, благодаря чему полоса получает, кроме поступательного, вращательное движение.

Крупные балки и рельсы подвергают правке после­ довательным изгибом на правильных прессах.

Мелкосортный прокат (диаметром до 15—20 мм) и катанка (диаметром 6—9 мм) в горячем состоянии

Рис. 38. Сх&ча проволочной

Рис. 39.

Схема

мелкосортно-проволочной

моталки: с

осевой подачей ме­

моталки

с

тангенциальной

подачей

по­

1 — трубка

талла:

1 — барабан;

 

лосы:

3 — конусное

для подачи метал-)

2 — ікожух;

ла от

стана; 2 — спиральная

гнездо;

3 — труба

для подачи полосы;

труба;

3 — барабан; •) — кожух;

5 — 'Кршншитцый

механизм

сброса

бун­

 

 

5—створки

 

 

та; 6 —-привод

 

 

79



сматываются в бунты на вертикально расположенных моталках с осевой и тангенциальной подачей полосы. Моталки с осевой подачей металла (рис. 38) имеют не­ подвижный барабан и вращающийся конус со спираль­ ной трубой, по которой проходит металл, ложащийся витками на откидывающиеся подины барабана. Эти моталки из-за скручивания металла при сматывании применяют только для круглых сечений. Моталки с тангенциальной подачей металла (рис. 39) обеспечи­ вают сматывание без скручивания и могут применять­ ся для проволоки и мелкого сорта с различной формой сечения. Эти моталки имеют вращающийся барабан, и полоса поступает в моталку по трубе, расположенной касательно к месту сматывания.

 

 

 

Г л а в а IV

 

 

КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ

 

1.

ОСНОВНЫЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

При сортовой прокатке для придания металлу опре­

деленной формы

на валках

вытачивают специальные

вырезы,

называемые

ру ч ь я ми .

Ручьи валков, совме­

щенные

в положении

прокатки,

образуют к а л и б р .

Выбор

системы

последовательно

расположенных _ка­

либров для получения проката нужной формы и разме­

ров называют

калибровкой профиля.

К а л и б р о в к о й

в а л к о в называют

правила

расположения калибров

на валках.

На

блюмингах и обжимных

станах при

сближении

валков

можно провести

несколько

прохо­

дов в одном и том же калибре.

В этом

случае,

чтобы

получить конечные сечения блюма или заготовки, на­ ряду с калибровкой валков необходимо рассчитывать режим обжатий. Правильно выполненная калибровка (или режим обжатий) должна обеспечить получение нужного профиля в пределах допускаемых отклонений, хорошее качество поверхности без закатов, трещин, заусенцев, простоту настройки стана, минимальный расход энергии, равномерную загрузку двигателя по проходам, максимальную производительность стана за счет минимального числа проходов и рационального их распределения по клетям и минимальный расход вал­ ков на тонну готового проката.

80


Типы и формы калибров

По назначению калибры подразделяют на обжим­ ные, или вытяжные, черновые, предчистовые и чисто­ вые. Основное назначение обжимных, или вытяжных, калибров — это уменьшение площади поперечного сече­ ния раската до размеров, пригодных для прокатки на сортовых станах. В черновых калибрах наряду с даль­ нейшим уменьшением площади сечения раската посте­ пенно из заготовки подготавливается требуемый про-

- d N ,

ТЧ - ^ 7

М

 

 

а

\

/

(---- \

1'

ѵі

/ \

Pik . -JO. Ф-о.рмы калибров

филь. В предчистовых калибрах получают раскат такой формы и размеров, чтобы в следующем чистовом калиб­ ре готовый профиль имел необходимые размеры. Чисто­ вые калибры придают профилю окончательный вид.

На рис. 40 показаны формы калибров. Их подраз­ деляют на простые (а) и фасонные (б). К простым ка: либрам относят прямоугольные, или ящичные 1, квад­ ратные 2, ромбические 3, овальные 4, круглые 5. Фа­ сонные калибры — это балка, швеллер, уголок и др.

Открытые и закрытые калибры

По способу вреза в валки калибры делятся на от­ крытые и закрытые. Открытый калибр получают при врезе в оба валка; линия разъема валков в этом слу­ чае находится в пределах калибра (рис. 41,а). Закры­ тый калибр получают при врезе преимущественно в один валок; линия разъема валков находится вне ка­ либра (рис. 41,6). Иногда калибр может иметь одно­ временно закрытую и открытую часть. Например, ба­ лочный калибр имеет закрытую полку, образованную

81

Рис. 42. Прямоугольный ка­
либр:
/ — ручей; 2 — зазор; 3 — бурт; 4 — уклон

врезом в один валок, и открытую полку, образованную врезом в оба валка (рис. 41,а).

Элементы калибра

На рис. 42 показам прямоугольный калибр. Накло­ ны боковых стенок калибра называют в ып у с к о м . Величину выпуска принимают в зависимости от общего уширения в данном калибре и указывают ее в процентах

от высоты ручья de/ас- 100 Выпуск может составлять 1—10% и больше. Для ящичных калибров он равен

10—25%'.

Выпуск облегчает выход полосы из валков. Если не будет выпуска, то при за­ щемлении полосы возмож­ но оковывание валков и их поломка. Кроме того, вы­ пуск увеличивает простор для уширения и дает воз­ можность правильно пода­ вать полосу в калибр.

Благодаря выпуску мож­ но сохранить первоначальные размеры калибра после переточки. Чем больше величина выпуска, тем меньше допускаемый съем по диаметру для восстановления пер­ воначальных размеров калибров, тем больше срок служ­ бы валков.

82


Удар валка о валок после выхода полосы из валков предотвращается зазором. Кроме того, зазор позволяет при изменении положения верхнего валка получать из одного калибра несколько различных по размерам се­ чений. В зависимости от диаметра валков зазор прини­ мают равным 5 = (0,005—0,010) D, мм.

Выпуклость дна ящичных калибров способствует улучшению захвата, уменьшая удары при захвате. При бочкообразном уширении полоса неустойчива, выпук­ лость же сообщает прокатываемой полосе стабильное положение на рольганге. Обычно выпуклость дна ручья не превышает 5 мм. Большая выпуклость может вызы­ вать образование складок и трещин. Только при про­ катке с ограниченным уширением применяют повышен­ ную выпуклость в качестве одного из способов увеличе­ ния простора для ушнрения металла.

Закругления в углах калибров позволяют избежать захолаживания углов раската и подрезов при непра­ вильной подаче полосы в валки. Если калибр перепол­ няется, благодаря закруглению получают округленный заусенец, который не оставляет видимых дефектов при последующей прокатке.

Радиус закругления в углах калибра г принимают в зависимости от глубины ручья /ір, равным г— (0,22 -г -Т-0,25) /ір. Радиус закругления у зазора составляет

(0,18-7-0,25) /гр.

Определение катающего диаметра валков

Диаметр валка, которому соответствует скорость по­ лосы при выходе из валков (без учета опережения) на­ зывают катающим.

При прокатке на гладких валках катающим диа­ метром является диаметр бочки валков. При прокатке в калибрах диаметр валка по периметру изменяется, поэтому оперируют средним катающим диаметром.

Применяют несколько методов определения средне­ го катающего диаметра: 1) по приведенной высоте ка­ либра; 2) по контактной поверхности; 3) по периметру калибра.

По приведенной высоте удобно вычислять средний катающий диаметр для простых симметричных калиб­ ров — квадратных, ромбических, круглых, овальных:

D

к.ср

Do — hcp — D —

F_

 

 

b

83

где D0— начальный диаметр валков;

F — площадь выходящей из калибра полосы; b — ширина выходящей полосы.

Средний катающий диаметр, определяемый по мето­ ду контактной поверхности, равен

гдеНОк.і? — сумма катающих диаметров в каждой точке по всей поверхности соприкосновения ме­ талла с валками в очаге деформации;

FK— поверхность соприкосновения металла с вал­ ками.

Сопоставляя оба метода, следует отметить, что раз­ ница средних катающих диаметров, полученных ука­ занными методами, небольшая.

Метод определения Д (Хр по периметру калибра ча­ сто применяют при прокатке в калибрах сложной фор­ мы. Метод заключается в следующем: на диаграмме по оси абсцисс откладывают длину развернутого калибра, по которому металл соприкасается с валком, а по оси ординат для соответствующих точек калибра отклады­ вают диаметр валка. По полученным точкам проводят кривую, характеризующую закон изменения диаметров валков в калибре. Средний катающий диаметр опреде­ лится, если разделить общую площадь диаграммы на длину развернутого контура калибра.

При прокатке в прямоугольных калибрах иногда катающий диаметр принимают равным диаметру вал­ ков по дну калибра, не учитывая при этом влияния бо­ ковых стенок. С учетом влияния боковых стенок и к можно определить как средний по периметру калибра.

Давление валков

Обычно прокатку в валках равного диаметра не ве­ дут. При такой прокатке полоса должна выходить из валков прямолинейно, если сохранять одинаковые ус­ ловия прокатки со стороны верхнего и нижнего валков. Однако нарушение этих условий в процессе прокатки (неравномерный нагрев или охлаждение, неравномер­ ная выработка ручьев, различные условия трения и т. д.) приведет к тому, что полоса будет выходить из валков не прямолинейно, а изгибаться в ту или иную

84