Файл: Клименко П.Л. Производство сортового проката [учеб. пособие для рабочих].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
мя рядами профильных роликов равного диаметра, рас положенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Ролики машин могут иметь консольное и двухопорное крепление и применяются для правки сортового метал ла всех сечений в холодном состоянии.
Правильные машины для правки круглого металла могут иметь косорасположенные относительно оси по лосы ролики, благодаря чему полоса получает, кроме поступательного, вращательное движение.
Крупные балки и рельсы подвергают правке после довательным изгибом на правильных прессах.
Мелкосортный прокат (диаметром до 15—20 мм) и катанка (диаметром 6—9 мм) в горячем состоянии
Рис. 38. Сх&ча проволочной |
Рис. 39. |
Схема |
мелкосортно-проволочной |
|||||
моталки: с |
осевой подачей ме |
моталки |
с |
тангенциальной |
подачей |
по |
||
1 — трубка |
талла: |
1 — барабан; |
|
лосы: |
3 — конусное |
|||
для подачи метал-) |
2 — ікожух; |
|||||||
ла от |
стана; 2 — спиральная |
гнездо; |
3 — труба |
для подачи полосы; |
||||
труба; |
3 — барабан; •) — кожух; |
5 — 'Кршншитцый |
механизм |
сброса |
бун |
|||
|
|
5—створки |
|
|
та; 6 —-привод |
|
|
79
сматываются в бунты на вертикально расположенных моталках с осевой и тангенциальной подачей полосы. Моталки с осевой подачей металла (рис. 38) имеют не подвижный барабан и вращающийся конус со спираль ной трубой, по которой проходит металл, ложащийся витками на откидывающиеся подины барабана. Эти моталки из-за скручивания металла при сматывании применяют только для круглых сечений. Моталки с тангенциальной подачей металла (рис. 39) обеспечи вают сматывание без скручивания и могут применять ся для проволоки и мелкого сорта с различной формой сечения. Эти моталки имеют вращающийся барабан, и полоса поступает в моталку по трубе, расположенной касательно к месту сматывания.
|
|
|
Г л а в а IV |
|
|
|
КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ |
||||
|
1. |
ОСНОВНЫЕ |
ПОЛОЖЕНИЯ |
||
При сортовой прокатке для придания металлу опре |
|||||
деленной формы |
на валках |
вытачивают специальные |
|||
вырезы, |
называемые |
ру ч ь я ми . |
Ручьи валков, совме |
||
щенные |
в положении |
прокатки, |
образуют к а л и б р . |
||
Выбор |
системы |
последовательно |
расположенных _ка |
либров для получения проката нужной формы и разме
ров называют |
калибровкой профиля. |
К а л и б р о в к о й |
|||||
в а л к о в называют |
правила |
расположения калибров |
|||||
на валках. |
На |
блюмингах и обжимных |
станах при |
||||
сближении |
валков |
можно провести |
несколько |
прохо |
|||
дов в одном и том же калибре. |
В этом |
случае, |
чтобы |
получить конечные сечения блюма или заготовки, на ряду с калибровкой валков необходимо рассчитывать режим обжатий. Правильно выполненная калибровка (или режим обжатий) должна обеспечить получение нужного профиля в пределах допускаемых отклонений, хорошее качество поверхности без закатов, трещин, заусенцев, простоту настройки стана, минимальный расход энергии, равномерную загрузку двигателя по проходам, максимальную производительность стана за счет минимального числа проходов и рационального их распределения по клетям и минимальный расход вал ков на тонну готового проката.
80
Типы и формы калибров
По назначению калибры подразделяют на обжим ные, или вытяжные, черновые, предчистовые и чисто вые. Основное назначение обжимных, или вытяжных, калибров — это уменьшение площади поперечного сече ния раската до размеров, пригодных для прокатки на сортовых станах. В черновых калибрах наряду с даль нейшим уменьшением площади сечения раската посте пенно из заготовки подготавливается требуемый про-
- d N ,
ТЧ - ^ 7 |
М |
|
|
|
а |
\ |
/ |
(---- \ |
1' |
ѵі |
/ \ |
Pik . -JO. Ф-о.рмы калибров
филь. В предчистовых калибрах получают раскат такой формы и размеров, чтобы в следующем чистовом калиб ре готовый профиль имел необходимые размеры. Чисто вые калибры придают профилю окончательный вид.
На рис. 40 показаны формы калибров. Их подраз деляют на простые (а) и фасонные (б). К простым ка: либрам относят прямоугольные, или ящичные 1, квад ратные 2, ромбические 3, овальные 4, круглые 5. Фа сонные калибры — это балка, швеллер, уголок и др.
Открытые и закрытые калибры
По способу вреза в валки калибры делятся на от крытые и закрытые. Открытый калибр получают при врезе в оба валка; линия разъема валков в этом слу чае находится в пределах калибра (рис. 41,а). Закры тый калибр получают при врезе преимущественно в один валок; линия разъема валков находится вне ка либра (рис. 41,6). Иногда калибр может иметь одно временно закрытую и открытую часть. Например, ба лочный калибр имеет закрытую полку, образованную
81
врезом в один валок, и открытую полку, образованную врезом в оба валка (рис. 41,а).
Элементы калибра
На рис. 42 показам прямоугольный калибр. Накло ны боковых стенок калибра называют в ып у с к о м . Величину выпуска принимают в зависимости от общего уширения в данном калибре и указывают ее в процентах
от высоты ручья de/ас- 100 Выпуск может составлять 1—10% и больше. Для ящичных калибров он равен
10—25%'.
Выпуск облегчает выход полосы из валков. Если не будет выпуска, то при за щемлении полосы возмож но оковывание валков и их поломка. Кроме того, вы пуск увеличивает простор для уширения и дает воз можность правильно пода вать полосу в калибр.
Благодаря выпуску мож но сохранить первоначальные размеры калибра после переточки. Чем больше величина выпуска, тем меньше допускаемый съем по диаметру для восстановления пер воначальных размеров калибров, тем больше срок служ бы валков.
82
Удар валка о валок после выхода полосы из валков предотвращается зазором. Кроме того, зазор позволяет при изменении положения верхнего валка получать из одного калибра несколько различных по размерам се чений. В зависимости от диаметра валков зазор прини мают равным 5 = (0,005—0,010) D, мм.
Выпуклость дна ящичных калибров способствует улучшению захвата, уменьшая удары при захвате. При бочкообразном уширении полоса неустойчива, выпук лость же сообщает прокатываемой полосе стабильное положение на рольганге. Обычно выпуклость дна ручья не превышает 5 мм. Большая выпуклость может вызы вать образование складок и трещин. Только при про катке с ограниченным уширением применяют повышен ную выпуклость в качестве одного из способов увеличе ния простора для ушнрения металла.
Закругления в углах калибров позволяют избежать захолаживания углов раската и подрезов при непра вильной подаче полосы в валки. Если калибр перепол няется, благодаря закруглению получают округленный заусенец, который не оставляет видимых дефектов при последующей прокатке.
Радиус закругления в углах калибра г принимают в зависимости от глубины ручья /ір, равным г— (0,22 -г -Т-0,25) /ір. Радиус закругления у зазора составляет
(0,18-7-0,25) /гр.
Определение катающего диаметра валков
Диаметр валка, которому соответствует скорость по лосы при выходе из валков (без учета опережения) на зывают катающим.
При прокатке на гладких валках катающим диа метром является диаметр бочки валков. При прокатке в калибрах диаметр валка по периметру изменяется, поэтому оперируют средним катающим диаметром.
Применяют несколько методов определения средне го катающего диаметра: 1) по приведенной высоте ка либра; 2) по контактной поверхности; 3) по периметру калибра.
По приведенной высоте удобно вычислять средний катающий диаметр для простых симметричных калиб ров — квадратных, ромбических, круглых, овальных:
D |
к.ср |
Do — hcp — D — |
F_ |
|
|
b ’ |
83
где D0— начальный диаметр валков;
F — площадь выходящей из калибра полосы; b — ширина выходящей полосы.
Средний катающий диаметр, определяемый по мето ду контактной поверхности, равен
гдеНОк.і? — сумма катающих диаметров в каждой точке по всей поверхности соприкосновения ме талла с валками в очаге деформации;
FK— поверхность соприкосновения металла с вал ками.
Сопоставляя оба метода, следует отметить, что раз ница средних катающих диаметров, полученных ука занными методами, небольшая.
Метод определения Д (Хр по периметру калибра ча сто применяют при прокатке в калибрах сложной фор мы. Метод заключается в следующем: на диаграмме по оси абсцисс откладывают длину развернутого калибра, по которому металл соприкасается с валком, а по оси ординат для соответствующих точек калибра отклады вают диаметр валка. По полученным точкам проводят кривую, характеризующую закон изменения диаметров валков в калибре. Средний катающий диаметр опреде лится, если разделить общую площадь диаграммы на длину развернутого контура калибра.
При прокатке в прямоугольных калибрах иногда катающий диаметр принимают равным диаметру вал ков по дну калибра, не учитывая при этом влияния бо ковых стенок. С учетом влияния боковых стенок и к можно определить как средний по периметру калибра.
Давление валков
Обычно прокатку в валках равного диаметра не ве дут. При такой прокатке полоса должна выходить из валков прямолинейно, если сохранять одинаковые ус ловия прокатки со стороны верхнего и нижнего валков. Однако нарушение этих условий в процессе прокатки (неравномерный нагрев или охлаждение, неравномер ная выработка ручьев, различные условия трения и т. д.) приведет к тому, что полоса будет выходить из валков не прямолинейно, а изгибаться в ту или иную
84