Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и убеждаются в том, что скобы при вращении не заде­ вают друг друга и чрезмерно не расходятся. Затем по­ лумуфту устанавливают так, чтобы центровочные скобы находились в верхней точке (точка / иа диаграмме

 

 

Рис. 34. Скобы

и диаграмма

центрирования.

а — скобы

с регулировочными

болтами и хомутами для крепления к полу­

муфтам; б — скобы

с

регулировочными болтами, которые крепятся к о б о д у

полумуфт

болтами;

в

— скобы

с хомутами для крепления к полумуфтам без

регулировочных болтов; г — д и а г р а м м а

записи

центрирования; / — скобы; 2—•

болты

для

регулирования зазоров; 3

полумуфты; 4— хомуты для крепления

скоб;

5 — болты для

 

стягивания скоб;

R — радиальный зазор м е ж д у скобами;

 

 

Л — аксиальны!)

(осевой)

зазор

м е ж д у скобами.

рис. 34,г), проверяют зазор и полученную величину запи­ сывают на круговой диаграмме.

Вэтом положении отжимают оба центрируемых вала

всвоих подшипниках, в осевом направлении, сближая их друг с другом. Каждый вал следует отжимать до упора его галтелей в торцы подшипников (при подшипниках скольжения) или до упора обоих подшипников в торцы

69


выточек в корпусах подшипников (при подшипниках качения). Проводят измерение радиальных и торцевых зазоров между скобами и полученные величины записы­ вают на круговой Диаграмме (рис. 34,г). Перед каждым измерением необходимо отжимать оба вала, так как возможные осевые смещения хотя бы одного вала в про­ цессе поворота могут исказить истинные величины торце­ вых зазоров. Радиальные зазоры записывают снаружи окружности круговой диаграммы, торцевые зазоры — внутри. Высшему положению центровочных скоб соот­ ветствует точка / (рис. 34,г) окружности на круговой диаграмме. Затем оба вала последовательно поворачи­ вают на 90, 180 и 270°, в каждом из этих положений отжимают в осевом направлении оба вала, измеряют за­ зоры (радиальные и торцевые) между скобами и по­ лученные величины записывают на диаграмме в точках 2,3, и 4 (рис. 34,г).

При точном проведении

измерений

торцевых зазо­

ров сумма верхнего и нижнего зазоров

(в точках 1 я 3)

будет равна

сумме боковых

точах

2 и 4)

зазоров;

аналогичное

положение будет и

с радиальными

зазора­

ми. Величины допустимых отклонений по зазорам при­ водятся в технической документации дымососа или вен­ тилятора.

После проведения измерений зазоров в точке 4 сле­ дует вновь проконтролировать зазоры в точке /; совпа­ дение величин зазоров с ранее проведенными в этой же точке замерами будет свидетельствовать о точности центрирования.

В процессе центрирования передвигать электродви­ гатель по-раме следует только с помощью лапок с от­ жимными болтами (рис. 35). Перемещение ударами кувалд запрещается. Совершенно обязательным являет­ ся одновременное вращение обоих валов при центриро­ вании: при этом можно добиться их правильного распо­ ложения на одной прямой даже в том случае, если полумуфты изготовлены не совсем правильно.

При определении направления перемещения электро­ двигателя следует помнить, что его необходимо переме­ щать только в сторону наибольшего торцового зазора. Следовательно, если верхний торцовый зазор больше нижнего, электродвигатель следует приподнять, если нижний торцовый зазор больше верхнего, электродвига­ тель необходимо опустить; если правый торцовый зазор

70


Рис. 35. Установка лапок с отжимными болтами для пере­ движки электродви­ гателя.

/ — стальная лапка; 2— лапы электродвигателя;

3 — электродвигатель;

4 отжимный болт; 5 —

болт для крепления лапки к раме.

Рис. 36. Схематическое изображение изло­ ма осей валов и их смещения в вертикаль­ ной плоскости.

J — вал механизма; 2 — вал электродвигателя.

больше левого, электродвигатель подлежит развороту вправо. Толщина подкладок, которые необходимо под­ ложить под опорные лапы электродвигателя, опреде­ ляется по следующим формулам (рис. 36):

толщина подкладок под передние лапы электродви-^ гателя (на расстоянии k)

s i = ^- + . 7 У - 7 Г , мм,

(2)

71

где Р3—разность верхнего и нижнего 'радиальных зазо­ ров, мм; Т3 — разность верхнего и нижнего торцовых за­ зоров, мм; DM — диаметр муфты, мм;

Толщина подкладок под задние лапы электродвига­

теля («а

расстоянии

k)

 

 

 

 

 

 

5 2

= ^ -

+ 7 , з 7 г . мм,

 

(3)

мо

Если

Si и S2 'Получатся

со знаком плюс, то

необходи­

электродвигатель

поднять,

т. е. добавлять

подклад­

ки,

если

со знаком

минус, то

электродвигатель

следует

опустить.

 

 

 

 

 

 

 

14. БАЛАНСИРОВКА РОТОРОВ

 

 

 

Из-за 'различия в массе отдельных лопаток, неравно­

мерного распределения сварных швов, неточной

посад­

ки

рабочего колеса

на вал и

других причин

центр тя­

жести ротора не всегда совпадает с осью вращения, т. е. ротор по массе не уравновешен относительно оси вращения. Такая неуравновешенность ротора или от­ дельных его деталей называется небалансом.

Во время работы несбалансированного механизма возникает возмущающая центробежная сила переменно­ го направления, которая вызывает вибрацию механизма тем 'большую, чем больше небаланс механизма. В про­ цессе эксплуатации из-за неравномерного износа лопа­ ток, дисков, подшипников, ослабления посадки колеса на валу, 'коробления колеса от действия высокой темпе­ ратуры небаланс увеличивается. Для устранения цент­ робежной силы, вызывающей вибрацию, ротор уравно­ вешивают, т. е. устраняют его небаланс. Операции по устранению небаланса называются балансировкой. Це­ лесообразнее балансировать ротор в сборе: целиком этот способ более точен и менее трудоемок, чем балан­ сировка каждой детали в отдельности. В зависимости от того, как располагается небаланс ротора относитель­ но оси вращения, различают статическую и динамиче­ скую неуравновешенность вращающихся масс.

Под статической понимается неуравновешенность, когда все неуравновешенные массы ротора могут быть заменены одной так называемой приведенной массой,

центр тяжести

которой

не лежит на

оси вращения,

а расположен

от нее на

определенном

расстоянии.

72


Этот вид неуравновешенности может быть обнару­ жен статически без сообщения ротору вращательного движения, поэтому и устранение такой неуравновешен­ ности называется статической балансировкой.

Под динамической понимается неуравновешенность, когда все неуравновешенные массы ротора .приводятся к двум массам, лежащим в одной диаметральной пло­ скости, по разные стороны от оси вращения.

Характерным в этом случае является то, что общий центр тяжести обычно совпадает с осью вращения, т. е. статически такой ротор окажется уравновешенным.

Отсюда следует, что неуравновешенность, вызванная парой возмущающих сил, может быть обнаружена толь­ ко при вращении ротора, поэтому такая балансировка называется динамической.

Возникновение динамической неуравновешенности зависит от отношения ширины ротора (колеса) к его диаметру.

Поэтому широкие рабочие колеса могут «меть дина­ мический небаланс, а у механизмов с узкими рабочими колесами динамический небаланс практически отсутст­ вует. В процессе изготовления дымососов и вентилято­ ров на заводах они в обязательном порядке должны подвергаться статической балансировке, а механизмы с широкими рабочими колесами проходят еще и динами­ ческую балансировку.

Выполнение балансировок роторов в монтажных ус­ ловиях не является обязательным, но тем не менее не­ обходимость такой операции может возникнуть но раз­ личным причинам и на монтажной площадке.

Различают два вида статической неуравновешенно­ сти:

стремление ротора самоустанавливаться в устойчивое

положение,

когда центр

тяжести его располагается

в нижней точке, называется

явной неуравновешенностью

или явным

небалансом;

 

скрытая или остаточная неуравновешенность, при которой ротор может находиться в состоянии покоя при любом его положении и в то же время иметь скрытый небаланс.

Статическую балансировку ротора выполняют на специальных приспособлениях (станках) с призмами или на опорах с шарикоподшипниками. Тщательность проведения балансировки должна быть тем точнее, чем

73


больше диаметр ротора и чем большую частоту враще­ ния он имеет.

Призмы, на которых проводят статическую баланси­ ровку, должны соответствовать массе и габаритам ро­ тора. Ширина поверхности призмы принимается 10 мм

для роторов

массой до 750. кг и 20 мм для роторов мас­

сой до 2 500

кг.

Более точно ширина поверхности приз­

мы

может быть определена по

формуле

 

 

 

 

/ = 0,0123 ~ ,

(4)

где

I—ширина

поверхности призмы, см; Р—нагрузка

от

массы ротора,

кгс; d—диаметр

шейки вала ротора,

см.

 

Поверхность

призм должна

быть отшлифована с

чи­

стотой обработки по восьмому классу. Вмятины и забо­ ины, обнаруживаемые на поверхности призм, устраняют шабрением.

Призмы устанавливают параллельно друг другу иа расстоянии, соответствующем длине ротора -между под­ шипниками. Рабочие поверхности призм должны распо­

лагаться

в

одной горизонтальной

плоскости.

Уклон

допускается

не

более одного деления уровня с

ценой

0,1 мм

на

1 м

длины, допустимая

непараллельность

призм 2 мм

на

1 м длины призмы.

Призмы устанавли­

вают на прочный и жесткий каркас, не допускающий прогиба призм под массой ротора. На концах призм укладываются ограничители для предохранения ротора от скатывания и падения. Длину призм выбирают с та­ ким расчетом, чтобы ротор мог сделать на них полторадва оборота.

До начала работы необходимо провести контрольные обмеры шеек вала: допускается овальность в пределах 0,03 мм, а конусность — 0,5 мм.

Призмы насухо вытирают и смазывают жидким маслом; ротор тщательно очищают от грязи и осторож­ но укладывают на призмы (рис. 37). При установке ро­ тора на призмы необходимо, чтобы ось ротора была перпендикулярна оси призмы и касание шеек вала обо­

их

призм

произошло одновременно.

Поворачивая

ротор

в

разные

положения, проверяют

отсутствие

прогиба

призм и горизонтальность опорных

поверхностей

призм

в

продольном и поперечном направлениях.

Проверку

проводят с помощью уровня. Затем

ротор устанавлива-

74