Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.07.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
и убеждаются в том, что скобы при вращении не заде вают друг друга и чрезмерно не расходятся. Затем по лумуфту устанавливают так, чтобы центровочные скобы находились в верхней точке (точка / иа диаграмме
|
|
Рис. 34. Скобы |
и диаграмма |
центрирования. |
|||
а — скобы |
с регулировочными |
болтами и хомутами для крепления к полу |
|||||
муфтам; б — скобы |
с |
регулировочными болтами, которые крепятся к о б о д у |
|||||
полумуфт |
болтами; |
в |
— скобы |
с хомутами для крепления к полумуфтам без |
|||
регулировочных болтов; г — д и а г р а м м а |
записи |
центрирования; / — скобы; 2—• |
|||||
болты |
для |
регулирования зазоров; 3 — |
полумуфты; 4— хомуты для крепления |
||||
скоб; |
5 — болты для |
|
стягивания скоб; |
R — радиальный зазор м е ж д у скобами; |
|||
|
|
Л — аксиальны!) |
(осевой) |
зазор |
м е ж д у скобами. |
рис. 34,г), проверяют зазор и полученную величину запи сывают на круговой диаграмме.
Вэтом положении отжимают оба центрируемых вала
всвоих подшипниках, в осевом направлении, сближая их друг с другом. Каждый вал следует отжимать до упора его галтелей в торцы подшипников (при подшипниках скольжения) или до упора обоих подшипников в торцы
69
выточек в корпусах подшипников (при подшипниках качения). Проводят измерение радиальных и торцевых зазоров между скобами и полученные величины записы вают на круговой Диаграмме (рис. 34,г). Перед каждым измерением необходимо отжимать оба вала, так как возможные осевые смещения хотя бы одного вала в про цессе поворота могут исказить истинные величины торце вых зазоров. Радиальные зазоры записывают снаружи окружности круговой диаграммы, торцевые зазоры — внутри. Высшему положению центровочных скоб соот ветствует точка / (рис. 34,г) окружности на круговой диаграмме. Затем оба вала последовательно поворачи вают на 90, 180 и 270°, в каждом из этих положений отжимают в осевом направлении оба вала, измеряют за зоры (радиальные и торцевые) между скобами и по лученные величины записывают на диаграмме в точках 2,3, и 4 (рис. 34,г).
При точном проведении |
измерений |
торцевых зазо |
|||
ров сумма верхнего и нижнего зазоров |
(в точках 1 я 3) |
||||
будет равна |
сумме боковых |
(в |
точах |
2 и 4) |
зазоров; |
аналогичное |
положение будет и |
с радиальными |
зазора |
ми. Величины допустимых отклонений по зазорам при водятся в технической документации дымососа или вен тилятора.
После проведения измерений зазоров в точке 4 сле дует вновь проконтролировать зазоры в точке /; совпа дение величин зазоров с ранее проведенными в этой же точке замерами будет свидетельствовать о точности центрирования.
В процессе центрирования передвигать электродви гатель по-раме следует только с помощью лапок с от жимными болтами (рис. 35). Перемещение ударами кувалд запрещается. Совершенно обязательным являет ся одновременное вращение обоих валов при центриро вании: при этом можно добиться их правильного распо ложения на одной прямой даже в том случае, если полумуфты изготовлены не совсем правильно.
При определении направления перемещения электро двигателя следует помнить, что его необходимо переме щать только в сторону наибольшего торцового зазора. Следовательно, если верхний торцовый зазор больше нижнего, электродвигатель следует приподнять, если нижний торцовый зазор больше верхнего, электродвига тель необходимо опустить; если правый торцовый зазор
70
Рис. 35. Установка лапок с отжимными болтами для пере движки электродви гателя.
/ — стальная лапка; 2— лапы электродвигателя;
3 — электродвигатель;
4 — отжимный болт; 5 —
болт для крепления лапки к раме.
Рис. 36. Схематическое изображение изло ма осей валов и их смещения в вертикаль ной плоскости.
J — вал механизма; 2 — вал электродвигателя.
больше левого, электродвигатель подлежит развороту вправо. Толщина подкладок, которые необходимо под ложить под опорные лапы электродвигателя, опреде ляется по следующим формулам (рис. 36):
толщина подкладок под передние лапы электродви-^ гателя (на расстоянии k)
s i = ^- + . 7 У - 7 Г , мм, |
(2) |
71
где Р3—разность верхнего и нижнего 'радиальных зазо ров, мм; Т3 — разность верхнего и нижнего торцовых за зоров, мм; DM — диаметр муфты, мм;
Толщина подкладок под задние лапы электродвига
теля («а |
расстоянии |
k) |
|
|
|
|
|
|
|
5 2 |
= ^ - |
+ 7 , з 7 г . мм, |
|
(3) |
|
мо |
Если |
Si и S2 'Получатся |
со знаком плюс, то |
необходи |
|||
электродвигатель |
поднять, |
т. е. добавлять |
подклад |
||||
ки, |
если |
со знаком |
минус, то |
электродвигатель |
следует |
||
опустить. |
|
|
|
|
|
||
|
|
14. БАЛАНСИРОВКА РОТОРОВ |
|
|
|||
|
Из-за 'различия в массе отдельных лопаток, неравно |
||||||
мерного распределения сварных швов, неточной |
посад |
||||||
ки |
рабочего колеса |
на вал и |
других причин |
центр тя |
жести ротора не всегда совпадает с осью вращения, т. е. ротор по массе не уравновешен относительно оси вращения. Такая неуравновешенность ротора или от дельных его деталей называется небалансом.
Во время работы несбалансированного механизма возникает возмущающая центробежная сила переменно го направления, которая вызывает вибрацию механизма тем 'большую, чем больше небаланс механизма. В про цессе эксплуатации из-за неравномерного износа лопа ток, дисков, подшипников, ослабления посадки колеса на валу, 'коробления колеса от действия высокой темпе ратуры небаланс увеличивается. Для устранения цент робежной силы, вызывающей вибрацию, ротор уравно вешивают, т. е. устраняют его небаланс. Операции по устранению небаланса называются балансировкой. Це лесообразнее балансировать ротор в сборе: целиком этот способ более точен и менее трудоемок, чем балан сировка каждой детали в отдельности. В зависимости от того, как располагается небаланс ротора относитель но оси вращения, различают статическую и динамиче скую неуравновешенность вращающихся масс.
Под статической понимается неуравновешенность, когда все неуравновешенные массы ротора могут быть заменены одной так называемой приведенной массой,
центр тяжести |
которой |
не лежит на |
оси вращения, |
а расположен |
от нее на |
определенном |
расстоянии. |
72
Этот вид неуравновешенности может быть обнару жен статически без сообщения ротору вращательного движения, поэтому и устранение такой неуравновешен ности называется статической балансировкой.
Под динамической понимается неуравновешенность, когда все неуравновешенные массы ротора .приводятся к двум массам, лежащим в одной диаметральной пло скости, по разные стороны от оси вращения.
Характерным в этом случае является то, что общий центр тяжести обычно совпадает с осью вращения, т. е. статически такой ротор окажется уравновешенным.
Отсюда следует, что неуравновешенность, вызванная парой возмущающих сил, может быть обнаружена толь ко при вращении ротора, поэтому такая балансировка называется динамической.
Возникновение динамической неуравновешенности зависит от отношения ширины ротора (колеса) к его диаметру.
Поэтому широкие рабочие колеса могут «меть дина мический небаланс, а у механизмов с узкими рабочими колесами динамический небаланс практически отсутст вует. В процессе изготовления дымососов и вентилято ров на заводах они в обязательном порядке должны подвергаться статической балансировке, а механизмы с широкими рабочими колесами проходят еще и динами ческую балансировку.
Выполнение балансировок роторов в монтажных ус ловиях не является обязательным, но тем не менее не обходимость такой операции может возникнуть но раз личным причинам и на монтажной площадке.
Различают два вида статической неуравновешенно сти:
стремление ротора самоустанавливаться в устойчивое
положение, |
когда центр |
тяжести его располагается |
в нижней точке, называется |
явной неуравновешенностью |
|
или явным |
небалансом; |
|
скрытая или остаточная неуравновешенность, при которой ротор может находиться в состоянии покоя при любом его положении и в то же время иметь скрытый небаланс.
Статическую балансировку ротора выполняют на специальных приспособлениях (станках) с призмами или на опорах с шарикоподшипниками. Тщательность проведения балансировки должна быть тем точнее, чем
73
больше диаметр ротора и чем большую частоту враще ния он имеет.
Призмы, на которых проводят статическую баланси ровку, должны соответствовать массе и габаритам ро тора. Ширина поверхности призмы принимается 10 мм
для роторов |
массой до 750. кг и 20 мм для роторов мас |
||||
сой до 2 500 |
кг. |
Более точно ширина поверхности приз |
|||
мы |
может быть определена по |
формуле |
|
||
|
|
|
/ = 0,0123 ~ , |
(4) |
|
где |
I—ширина |
поверхности призмы, см; Р—нагрузка |
от |
||
массы ротора, |
кгс; d—диаметр |
шейки вала ротора, |
см. |
||
|
Поверхность |
призм должна |
быть отшлифована с |
чи |
стотой обработки по восьмому классу. Вмятины и забо ины, обнаруживаемые на поверхности призм, устраняют шабрением.
Призмы устанавливают параллельно друг другу иа расстоянии, соответствующем длине ротора -между под шипниками. Рабочие поверхности призм должны распо
лагаться |
в |
одной горизонтальной |
плоскости. |
Уклон |
|
допускается |
не |
более одного деления уровня с |
ценой |
||
0,1 мм |
на |
1 м |
длины, допустимая |
непараллельность |
|
призм 2 мм |
на |
1 м длины призмы. |
Призмы устанавли |
вают на прочный и жесткий каркас, не допускающий прогиба призм под массой ротора. На концах призм укладываются ограничители для предохранения ротора от скатывания и падения. Длину призм выбирают с та ким расчетом, чтобы ротор мог сделать на них полторадва оборота.
До начала работы необходимо провести контрольные обмеры шеек вала: допускается овальность в пределах 0,03 мм, а конусность — 0,5 мм.
Призмы насухо вытирают и смазывают жидким маслом; ротор тщательно очищают от грязи и осторож но укладывают на призмы (рис. 37). При установке ро тора на призмы необходимо, чтобы ось ротора была перпендикулярна оси призмы и касание шеек вала обо
их |
призм |
произошло одновременно. |
Поворачивая |
ротор |
|
в |
разные |
положения, проверяют |
отсутствие |
прогиба |
|
призм и горизонтальность опорных |
поверхностей |
призм |
|||
в |
продольном и поперечном направлениях. |
Проверку |
|||
проводят с помощью уровня. Затем |
ротор устанавлива- |
||||
74 |
|
|
|
|
|