Файл: Зелонджев О.М. Монтаж вентиляторов и дымососов тепловых электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.07.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ках для установки в них кольцевого уплотнения из войлока или ре­

зины предусмотрены

пазы.

 

 

 

 

 

 

Зубчатые

венцы на ступицах обточены по шаровой

поверхности

с центром

на

оси ступицы.

Это

дает

возможность

при

небольших

перекосах

или

параллельном

смещении

валов (рис.

29)

обеспечить

 

Ц

5 В

Ч 7

17

8

V

 

 

 

 

 

 

Рис. 28.

Зубчатая

муфта.

 

 

 

 

а — в

собранном

виде;

б — зацепление

зубьев;

в — эскиз

обработки

зубьев

ступицы;

/ и

/ / — ступицы;

2 — п р о б к о в о е

уплотнение; 3 и

9— торцевые

крышки;

4 — б у м а ж н а я

про­

кладка; 5

и

7 — п о л у м у ф т ы ; 6

и 8 — б о л т ы :

10 — зубья

сту­

пиц;

12 — зубья

полумуфт;

13—монтажный

зазор,

равный

5—12

мм;

14 — начальная

окружность;

15—радиальный

 

за­

зор;

16—боковой

зазор;

17 — пробка,

закрывающая

отвер­

 

 

 

стие для заливки масла в муфту.

 

 

 

удовлетворительную

работу валов

без

вибраций

и

перекоса вала

в подшипниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полость

собранной

муфты

до

уровня

сальниковых

уплотнений

заполняют маслом. Масло при вращении муфты отбрасывается на верхнюю цилиндрическую поверхность лолумуфт, располагается по

кольцу и проникает

в зазоры

между

зубьями,

которые

находятся

в масляной

ванне. Наличие •масляной

ванны обеспечивает

бесшум­

ную работу

муфты и

облегчает

условия работы

зубьев в зацепле­

ния. Возможные перекосы валов приведут к изменению относитель­

ного

положения зубьев, т.

е. к перекосу

зубьев.

При

этом масло

из

зазора

между

зубьями

будет выталкиваться

то

с

одной, то

с

другой

стороны

по длине. Сопротивление

масла

выдавливанию

будет

смягчать

толчки,

возникающие

при

изменении

перекоса

зубьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

59



Рис. 29. Смещения зубчатых полумуфт при различных положе­ ниях валов.

а — валы

имеют

перекос;

б — валы

смещены,

но

параллельны;

о — поло­

жения зубьев полумуфты н ступицы при перекосе или смещении

соеди­

няемых

валов:

i — угол

перекоса

валов;

2 — величина

смещения;

3—

зубья ступицы;

4

нагрузка на

зубья; 5 — м а с л о ; 6 — зубья

полумуфты;

/ и П — различные

случаи пе.рекоса

и соответственно этому

выдавливание

 

 

 

 

 

масла в разные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

Упругая

втулочно-пальцевая

муфта

(рис.

30)

состоит

из

двух

дисковых

полумуфт,

каждую

из

которых

прочно

насаживают

на

валы электродвигателя

и ротора

механизма.

В

обоих

полумуфтах

по периметру

располагаются отверстия

для

установки

в

них

спе­

циальных

пальцев. С

помощью

этих пальцев

обе

полумуфты

соеди-

 

Рис. 30.

Пальцевая муфта и ее детали.

/ — полумуфты;

Я— палец; 3 — расстояние, необходимое

для снятия пальца и

установки его в

гнездо

полумуфты; 4 — винт крепления

шайбы; 5 — эластич­

 

 

ная часть; Л — ш а й б а .

 

60


няготся

между

собой,

и

через

них

передается

вращение

от

одной

полумуфты к

другой.

В

отверстия

одной

полумуфты

конец

пальца

входит

 

плотно и жестко закрепляется в .нем гайкой

(ведущая

полу­

муфта). Другой конец пальца

с

манжетами (эластичная

пальцевая

набЧгвка) свободно

входит

в

отверстия

второй

полумуфты

(ведо­

мой).

Зазор между

 

манжетами

пальцев

и диаметром

отверстия

должен

быть

в пределах

 

0,5—1,5

м м . Наличие

зазоров

-и упругих

манжет

допускает некоторую

неточность

в

совпадении

осей

соеди­

няемых

валов

при

работе механизма.

Кроме

того,

в

сравнении

с другими конструкциями муфт втулочио-пальцевые

муфты

позво­

ляют,

в

случае необходимости,

легко отсоединить электродвигатель

от

механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединительные

 

муфты

 

поставляются

 

комплектно

с

механизмами,

причем

одна

полумуфта

насаживается

на

вал

механизма

на

заводе-изготовителе

(ведомая по­

лумуфта), вторая, предназначенная для электродвигате­ ля (ведущая полумуфта), поставляется отдельно. Окон­

чательную расточку посадочного отверстия

полумуфты

на вал электродвигателя выполняют, как

правило, на

монтажной площадке, в мастерской. Там же простраги­ вают паз для шпонки. Обработку отверстия и паза вы­ полняют по фактическим размерам вала электродвига­ теля.

Зубчатая муфта может поставляться с завода в соб­ ранном виде. В этом случае на монтажной площадке необходимо вначале поставить контрольные риски .и пос­ ле этого разобрать муфту. Все детали муфты для удале­ ния консервирующей смазки промывают и зачищают до металлического блеска. После этого их тщательно ос­ матривают, чтобы убедиться в чистоте обработки по­ верхностен, отсутствии наружных повреждений и дефек­ тов. Все обнаруженные дефекты должны быть устране­ ны. Затем необходимо временно укрепить каждую ступицу и надеть на нее соответствующую полумуфту для проверки правильности пригонки зубьев. В процессе этой контрольной сборки полумуфта должна совершенно свободно надеваться на ступицу, а зацепление зубьев должно допускать некоторую «игру» (покачивание) по­ лумуфты на ступице. Такая же «игра» должна быть повторно проверена после установки и закрепления тор­ цевых крышек. Для проверки профиля зуба и шага при­ меняют специальный шаблон, дублирующий • профиль зубьев муфты.

Перед сборкой детали втулочно-пальцевых муфт очи­ щают от консервирующей смазки и загрязнений и ос­ матривают. Необходимо убедиться в отсутствии дефек-

61


той изгчповленйя и проверить чистоту обработки торце­ вых и цилиндрических поверхностей .полумуфт, отвер­ стий под пальцы и самих пальцев— все •поверхности должны быть гладкими иаощупь. Затем проверяют раз­ меры пальцев, соосность отверстий и их диаметры в обе-

Рнс. 31. Шаблоны для

проверки пальцевых

муфт.

а — шаблоны

для

пальцев; б — ш а б л о н

для

отверстии:

А

п Б —

втулки;

d — диаметр

отверстия

ведущей полумуфты;

I — длина

отверстия ведущей

полумуфты;

е = 5

мм;

D — диаметр

отвер­

стия ведомой

полумуфты, Dc—D—•! мм —- для дымососов

(откло­

нения

±0,5

мм).

Da->D — 3

мм

— для

вентиляторов

(отклоне­

ния ±0,5

мм),

А — д л и н а

отверстия

ведомой полумуфты.

их полумуфтах. Для проверки размеров пальцев и соос­ ности отверстий применяют два специальных шаблона (рис. 31).

 

Шаблон для проверки размеров пальцев

состоит

из двух

деталей

с двумя

отверстиями:

одно — для контроля

диаметров

металличе­

ской

части, а

второе — для

контроля

диаметра

эластичной

части

пальца. В

процессе контроля

металлическая

часть

пальца

должна

плотно,

с

небольшим

усилием

входить

в

контрольное

отверстие

(во

тулке

А),

а диаметр эластичной

части

и

концентричность ее

металлической

части

проверяют

второй

деталью

шаблона

(втул­

кой

Б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют состояние и размеры резьбы пальцев, перпендикулярность осей отверстий под пальцы торцу полумуфты, шаг отверстий « чистоту их обработки. До­ пускаемые отклонения осей отверстий от проектного по­ ложения могут быть в пределах 0°20' для металличе­ ской части пальца и 0° 40' для эластичной части. Шаг отверстий проверяют по толщине простенков между со­ седними отверстиями; при этом допустимая разница между максимальной и минимальной толщиной должна быть не более 1 мм. В радиальном направлении эта раз­ ность может быть не более 1,5 мм.

62